город Ростов-на-Дону |
|
25 января 2024 г. |
дело N А32-1507/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 января 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.,
судей Д.В. Емельянова, Т.Р. Фахретдинова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Петросьян Н.В.,
при участии:
от истца: Меньщиков Б.А. по доверенности от 25.12.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 09.10.2023 по делу N А32-1507/2022
по иску индивидуального предпринимателя Анпилогова Виктора Николаевича
к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю,
при участии третьих лиц: администрации города-курорта Сочи, ППК "Роскадастр" по Краснодарскому краю
об устранении реестровой ошибки,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Анпилогов Виктор Николаевич (далее - истец, индивидуальный предприниматель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - ответчики, Росимущество, Росреестр), заявив следующие (уточненные) требования:
- установить (определить) местоположение границы земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402021:2, расположенного по адресу: край Краснодарский, г. Сочи, р-н Адлерский, ул. Просвещения, 116, площадью - 4000 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для проектирования и строительство профилактория согласно следующего каталога координат поворотных точек границы земельного участка со средней квадратической погрешностью 0,1 м (10 см.) (в системе МСК-23):
N п/п |
координаты, м |
|
X |
Y |
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 |
301172,22 301185,26 301187,78 301212,35 301189,21 301186,88 301180,24 301156,44 301147,91 301128,97 301172,22 |
2212873,08 2212911,33 2212914,97 2212950,43 2212959,56 2212953,09 2212954,14 2212963,86 2212939,65 2212885,87 2212873,08 |
- установить (определить) значение величины площади земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402021:2, расположенного по адресу: край Краснодарский, г. Сочи, р-н Адлерский, ул. Просвещения, 116, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для проектирования и строительство профилактория равной 4000 кв.м;
- признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на часть площади, равной 2566 кв.м земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402021:2, расположенного по адресу: край Краснодарский, г. Сочи, р-н Адлерский, ул. Просвещения, 116, площадью - 4000 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для проектирования и строительство профилактория в следующих координатах поворотных точек со средней квадратической погрешностью 0,1 м (10 см) (в системе МСК-23):
N п/п |
координаты, м |
|
X |
Y |
|
1 2 3 4 5 6 1 |
301172,22 301185,26 301187,78 301191,29 301147,91 301128,97 301172,22 |
2212873,08 2212911,33 2212914,97 2212926,8 2212939,65 2212885,87 2212873,08 |
- считать установленной и согласованной с Российской Федерацией в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея часть границы уточняемого земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402021:2, расположенного по адресу: край Краснодарский, г. Сочи, р-н Адлерский, ул. Просвещения, 116, площадью 4000 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для проектирования и строительство профилактория, одновременно являющейся смежной частью границы земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402021:6 ввиду наличия общих (смежных) координат поворотных точек, согласно следующего каталога координат поворотных точек со средней квадратической погрешностью 0,1 м (10 см) (в системе измерения МСК-23):
N п/п |
координаты, м |
|
X |
Y |
|
1 2 3 4 5 |
301185,26 301187,78 301147,91 301128,97 301172,22 |
2212911,33 2212914,97 2212939,65 2212885,87 2212873,08 |
- установить, что вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Краснодарского края является правовым основанием для осуществления государственного кадастрового учета уточнений (изменений) в части описания местоположения границ и площади уточняемого земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402021:2, расположенного по адресу: край Краснодарский, г. Сочи, р-н Адлерский, ул. Просвещения, 116, площадью - 4000 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для проектирования и строительство профилактория.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.10.2023 исковые требования удовлетворены. Признано отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402021:6 в части его пересечения с границами земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402021:2, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский р-н, ул. Просвещения, 116, площадь пересечения составляет 2566 кв.м, согласно приведенной таблице:
N п/п |
координаты, м |
|
X |
Y |
|
1 2 3 4 5 6 1 |
301172,22 301185,26 301187,78 301191,29 301147,91 301128,97 301172,22 |
2212873,08 2212911,33 2212914,97 2212926,8 2212939,65 2212885,87 2212873,08 |
Определено местоположение границы между земельным участком с кадастровым номером 23:49:0402021:2 и земельным участком с кадастровым номером 23:49:0402021:6, согласно приведенной таблице:
N п/п |
координаты, м |
|
X |
Y |
|
1 2 3 4 5 |
301185,26 301187,78 301147,91 301128,97 301172,22 |
2212911,33 2212914,97 2212939,65 2212885,87 2212873,08 |
в результате чего после уменьшения площади, площадь земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402021:6 составит 2434 кв.м (5000 - 2566 = 2434).
Определены координаты характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402021:2, площадью 4000 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, р-н Адлерский, ул. Просвещения, 116, согласно приведенной таблице:
N п/п |
координаты, м |
|
X |
Y |
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 |
301172,22 301185,26 301187,78 301212,35 301189,21 301186,88 301180,24 301156,44 301147,91 301128,97 301172,22 |
2212873,08 2212911,33 2212914,97 2212950,43 2212959,56 2212953,09 2212954,14 2212963,86 2212939,65 2212885,87 2212873,08 |
в результате чего, площадь земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402021:2 составит 4000 кв.м;
- указано, что настоящее решение является основанием для подготовки межевого плана и осуществления Управлением Росреестра по Краснодарскому краю учета изменений местоположения границ и площади земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0402021:2 и 23:49:0402021:6 и внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН).
С учетом экспертного заключения, которым установлено расположение на спорной части пересечения участков принадлежащих истцу объектов, суд признал подтвержденным факт нахождения спорного участка в фактическом владении истца. В результате удовлетворения требований заявителя земельный участок ответчика сохраняется в измененных границах и в уменьшенной площади. Истец получает возможность поставить на кадастровый учет и зарегистрировать в ЕГРН право собственности на земельный участок площадью 2566 кв.м, чему в настоящее время препятствует наложение участка ответчика.
Росимущество обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на следующие обстоятельства:
- судом первой инстанции не установлены фактические и юридические обстоятельства, имеющие значение при разрешении спора;
- признание отсутствующим права федеральной собственности приведет к уменьшению площади федерального земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402021:6;
- статьей 43 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрена возможность уточнения описания местоположения границ земельного участка;
- действиями суда нарушены права и законные интересы Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав представителя истца, просившего решение суда оставить без изменения, апелляционная коллегия не находит оснований к отмене судебного акта.
Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель является арендатором земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402021:2 на основании долгосрочного договора аренды, заключенного с администрацией города Сочи.
Право аренды возникло по следующим основаниям.
11.07.2012 между Анпилоговым В.Н. и ЗАО "Компания "СИСТЕМА" заключен договор о передаче прав и обязанностей по договору аренды N 4900002424 от 06.03.2002 земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402021:2, площадью 4000 кв.м, расположенного по адресу: Сочи, Адлерский район, ул. Просвещения, дом 116. Указанный договор о передаче прав и обязанностей зарегистрирован в уполномоченном государственном органе. Одновременно, с заключением договора о переводе прав и обязанностей, совершены сделки по приобретению объектов недвижимого имущества, расположенных на участке в собственность истца.
Так, в соответствии с договором купли-продажи от 15.06.2012 истцом приобретены в собственность следующие объекты:
1. Нежилое здание профилактория. Площадью 606,2 кв.м. Инвентарный номер по техническому паспорту:13007. Литер Б, п/Б, Этажность:2, расположенное по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Просвещения 116. Сделка совершена в нотариальной форме, зарегистрирована уполномоченным органом, о чем в ЕГРН сделана запись регистрации: N 23-23-22/211/2012-432. О государственной регистрации права истцу выдано свидетельство от 06.07.2012 23-АК N 872614.
2. Нежилые помещения N 9-12, 26-35. Общей площадью 112,4 кв.м. Сделка совершена в нотариальной форме, зарегистрирована уполномоченным государственным органом, о чем в ЕГРН сделана запись регистрации: N 23-23-22/211/2012-433. О государственной регистрации права истцу выдано свидетельство от 06.07.2012 г. 23-АК N 872615.
3. Нежилые помещения N 1-8,13-25. Площадью 290 кв.м. Сделка совершена в нотариальной форме, зарегистрирована уполномоченным органом, о чем в ЕГРН сделана запись регистрации: N 23-23-22/211/2012-431. О государственной регистрации права истцу выдано свидетельство от 06.07.2012 23-АК N 872616.
Границы и площадь арендуемого истцом земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402021:2 не уточнены в соответствии с требованиями земельного законодательства, при этом земельный участок имеет статус "ранее учтенного". Данное обстоятельство подтверждается как сведениями ЕГРН, так и представленным в материалы дела письмом Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Краснодарскому краю от 17.06.2021 N 20-09409-ВА/21 (в настоящее время ППК Роскадастр), согласно которому в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, отсутствуют документы, подтверждающие внесение в ЕГРН, в том числе сведений о местоположении границ и уточенной площади земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402021:2.
Реализуя свои имущественные права на обеспечение внесения в ЕГРН уточненных сведений о местоположении границ и площади арендуемого земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402021:2, индивидуальный предприниматель обратился за выполнением соответствующих кадастровых работ к кадастровому инженеру ИП Загорулько М.Н.
Кадастровым инженером выполнен комплекс кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границ и (или) площади земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402021:2 и подготовлен межевой план.
В составе межевого плана имеется акт согласования местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402021:2, согласованный Департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края.
По результатам проверки данного межевого плана Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю вынесено уведомление о приостановке государственного кадастрового учета от 23.08.2021. В качестве причин указано следующее:
- в составе межевого плана отсутствуют документы, определяющие местоположение границ при уточнении границ и площади земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402021:2;
- при нанесении координат, представленных в межевом плане на кадастровую карту, выявлено, что границы уточняемого участка 23:49:0402021:2 пересекают границы земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0402021:1103 и 23:49:0402021:6.
В последующем в связи с неустранением причин, указанных в уведомлении о приостановке государственного кадастрового учета от 23.08.2021, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии вынесено уведомление об отказе государственного кадастрового учета от 23.11.2021.
Ввиду установленных решениями органа кадастрового учета и регистрации прав фактов пересечения границы уточняемого участка 23:49:0402021:2 с границами земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0402021:1103 и 23:49:0402021:6, а также руководствуясь сведениями общедоступного публичного информационного ресурса "Публичная кадастровая карта", истцом также установлено, что арендуемый им земельный участок 23:49:0402021:2 имеет пересечение с земельным участком 23:49:0402021:6.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402021:6 принадлежит на праве собственности Российской Федерации (запись регистрации права N 23-23-22/015/2006-331 от 16.08.2006).
В отчете кадастрового инженера Загорулько М.Н. по сведениям выписки из ЕГРН от 25.06.2020 N 99/2020/3555057073 в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402021:6 установлено, что в его границах расположены следующие объекты недвижимости: 23:49:0402021:1076, 23:49:0402007:1963, 23:49:0402007:1965, 23:49:0402007:2014, 23:49:0402007:2015, 23:49:0402007:2018, 23:49:0402007:2087, 23:49:0402007:2088, 23:49:0402007:2016, 23:49:0402007:2086, 23:49:0402007:2090, 23:49:0402007:1962, 23:49:0402007:2017.
В целях уточнения местоположения указанных объектов истцом у кадастрового инженера Загорулько М.Н. заказано проведение геодезических измерений и кадастровых работ по следующим вопросам:
1. Осуществить вынос границ участка 23:49:0402021:6 в натуру. Вынос осуществить по каталогам координат поворотных точек, указанных в официальной выписке ЕГРН на земельный участок.
2. Указать какие объекты капитального строительства (ОКСы) (с указанием их ГКН и получением выписок из ЕГРН) попадают в границы земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402021:6, вынесенных в натуру.
3. Подтвердить (опровергнуть) наличие в границах земельного участка 23:49:0402021:6 следующих 13 (тринадцати) объектов капитального строительства: 23:49:0402021:1076, 23:49:0402007:1963, 23:49:0402007:1965, 23:49:0402007:2014, 23:49:0402007:2015, 23:49:0402007:2018, 23:49:0402007:2087, 23:49:0402007:2088, 23:49:0402007:2016, 23:49:0402007:2086, 23:49:0402007:2090, 23:49:0402007:1962, 23:49:0402007:2017.
4. Указать попадают ли муниципальные элементы дорожно-уличной сети в границы земельного участка 23:49:0402021:6.
Из представленного отчета кадастрового инженера о выполненной работе следует, что ни одного из тринадцати объектов недвижимого имущества, вышеперечисленных и указанных в выписке ЕГРН в границах земельного участка 23:49:0402021:6 не имеется.
Как дополнительно указывает истец, из информации, содержащейся на общедоступном информационном ресурсе "Публичная кадастровая карта", следует, что все тринадцать объектов, которые расположены в границах земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402021:6, поименованы как "волногасящее гидротехническое сооружение" или "волноотбойная стена", в то время, как земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402021:6 отнесен по сведениям ЕГРН к категории "земель населенных пунктов" и имеет вид разрешенного использования "для проектирования и строительства профилактория", что не предполагает размещение на земельном участке каких-либо гидротехнических сооружений, размещение которых вне линии прибоя водного объекта невозможно.
В соответствии с отчетом кадастрового инженера Загорулько М.Н. в границах земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402021:6 расположены объекты улично-дорожной сети местного значения.
Изложенное послужило основанием предъявления настоящего иска.
В соответствии с частью 5 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно статье 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом N 218-ФЗ.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это внесение в ЕГРН сведений, в том числе о земельных участках, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных сведений об объектах недвижимости (часть 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ).
В силу пункта 3 части 4 статьи 8 Закона N 218 в кадастр недвижимости вносятся основные сведения об объекте недвижимости, в том числе, описание местоположения объекта недвижимости.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (часть 8 статьи 22 Закона N 218-ФЗ).
Кадастровый учет позволяет установить местоположение земельного участка, границу, площадь, исключить наложение его границ, предотвратить или разрешить споры о правах и границах, обеспечить надлежащее предоставление земельных участков из публичных земель под разрешенные законодательством цели использования.
Порядок исправления ошибок, содержащихся в ЕГРН, урегулирован статьей 61 Закона N 218-ФЗ, в части 3 которой установлено, что под реестровой ошибкой понимается воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном названным Законом.
Реестровая ошибка подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав (часть 4 статьи 61 Закона N 218-ФЗ).
Для подтверждения (опровержения) доводов истца о наличии реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402021:2 суд первой инстанции назначил экспертизу, проведение которой поручил эксперту ООО "Возрождение" Снигиреву И.В.
По результатам исследования (экспертное заключение от 15.08.2022 N 03/2022) эксперт установил, что на момент проведения экспертного осмотра территории экспертом установлено наличие зданий профилактория, а также объектов вспомогательного использования в границах земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402021:2. Земельный участок располагается между рекой Хорота (Херота) улицей Просвещения, акваторией Черного моря и смежным земельным участком, в границах которого расположен жилой дом. Следовательно, смещение данного земельного участка в какую-либо сторону не представляется возможным.
Основываясь на результатах полевого обследования территории земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402021:6, а также анализе представленной в материалы дела землеустроительной документации, эксперт пришел к выводу, что в сведениях о точном местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402021:6, расположенного по адресу: край Краснодарский, г. Сочи, р-н Адлерский, устье р. Херота, ул. Просвещения, содержится реестровая ошибка.
Кроме того, экспертом даны пояснения относительно причин возникновения реестровой ошибки и способе ее устранения, согласно которых: "в представленной в материалы дела землеустроительной документации на исследуемые земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0402021:2, 23:49:0402021:6 отсутствуют документы, перечисленные в части 1.1 пункта 1 статьи 43 Закона N 218-ФЗ "местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании", в связи с чем, эксперту не представляется возможным установить причину возникновения реестровой ошибки в сведениях о точном местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402021:6.
Эксперт также считает, что устранение существующего пересечения путем аннулирования и исключения из ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402021:6 сохраняет за правообладателем данного земельного участка возможность уточнения местоположения границ и площади данного земельного участка в соответствии с положениями части 1.1 пункта 1 статьи 43 Закона N 218-ФЗ.
Судом первой инстанции опрошен эксперт Снигирев И.В., который пояснил, что для однозначного ответа на вопрос о причинах реестровой ошибки не хватает доказательств (доказательства отсутствуют), предположительная причина: из-за установленных границ федерального земельного участка без выхода на местность. Устранить пересечения земельных участков с сохранением площади федерального земельного участка невозможно.
Кроме того, экспертом представлены в материалы дела письменные пояснения к экспертному заключению N 03/2022 от 15.08.2022, в которых отражены площади и каталоги координат поворотных точек: границ уточняемого земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402021:2; границы части земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402021:6, накладывающиеся (пересекающиеся) с границами земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402021:2; границы свободной площади участка с кадастровым номером 23:49:0402021:6; смежной границы указанных участков.
Как разъяснено в пункте 52 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22), оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРН.
Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце 4 пункта 52 Постановления N 10/22, в случаях, когда запись в государственном реестре нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение (пункт 53 Постановления N 10/22).
Иск о признании зарегистрированного права отсутствующим является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством (пункт 3 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.04.2019).
В случаях, когда запись в ЕГРН нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими. В отсутствие фактического владения надлежащим способом защиты нарушенного права является виндикационный иск (статья 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункты 32 и 36 Постановления N 10/22).
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что спор о фактических границах участка отсутствует, истец владение принадлежим ему земельным участком не утратил. Экспертным заключением установлено расположение на спорной части пересечения участков принадлежащих истцу объектов, в связи с чем суд признал подтвержденным факт нахождения спорного участка в фактическом владении истца. Площадь земельного участка истца ошибочно включена в состав земельного участка ответчика.
Выводы судебной экспертизы надлежащими доказательствами не опровергнуты; основания для непринятия заключения как доказательства по делу у суда отсутствовали; в апелляционной жалобе доводов, направленных на оспаривание изложенных экспертом выводов, не содержится.
Правовых оснований для включения земельного участка истца в земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402021:6 не установлено, в связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402021:6 в части его пересечения с границами земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402021:2, установленной экспертом площадью пересечения 2566 кв.м.
Исполнение решения суда по настоящему делу предполагает внесение в ГКН сведений о границах и площади земельного участка ответчика, с учетом исключения из нее площади участка истца в порядке исправления кадастровой ошибки в сведениях о границах и площади земельного участка ответчика.
В результате удовлетворения требований заявителя земельный участок ответчика сохранен в измененных границах и в уменьшенной площади. Истец получил возможность поставить на кадастровый учет и зарегистрировать в ЕГРН право собственности на земельный участок площадью 2566 кв.м, чему в настоящее время препятствует наложение участка ответчика.
Одновременно суд первой инстанции, руководствуясь выводами экспертного исследования, посчитал возможным в целях правовой определенности установить смежную границу земельных участков.
На основании статьи 8 Закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
Данные сведения вносятся в кадастр недвижимости на основании документов, указанных в пунктах 7, 7.2 - 7.4 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 7 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основные сведения земельного участка вносятся в кадастр недвижимости на основании межевого плана.
Решение суда, содержащее сведения о новых значениях координат характерных точек земельного участка, в соответствии с требованиями действующего законодательства является основанием для подготовки межевого плана, необходимого для осуществления государственного кадастрового учета, изменения описания местоположения границ земельных участков.
Таким образом, поскольку резолютивная часть решения не содержит в себе все необходимые основные характеристики изменяемых земельных участков, в виду их отсутствия в материалах дела, решение является основанием для обращения к кадастровому инженеру для подготовки межевого плана и последующего обращения в орган регистрации права для учета изменений местоположения границ и площади земельных участков.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апеллянта, коллегия судей учитывает, что требования истца направлены исключительно на обеспечение устранения в ЕГРН недостоверных сведений в отношении двух земельных участков. Целью исправления реестровой ошибки является приведение данных о фактических границах земельного участка, содержащихся в ЕГРН в соответствие с фактическими границами, установленными на местности. При этом в спорной ситуации устранение недостоверных сведений затрагивает права ответчика, в связи с чем суд первой инстанции констатировал наличие реестровой ошибки и исследовал вопрос наличия/отсутствия права ответчика на спорную часть земельного участка, а также определил фактические границы земельных участков. Независимо от квалификации заявленных требований (исправление реестровой ошибки или установление границ земельных участков), преследуемая истцом цель достигнута, спор разрешен в исковом порядке, сторонами по делу являются правообладатели земельных участков, смежные границы которых подвергнуты корректировке в соответствии с компетентным заключением кадастрового инженера.
Как указано в определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.06.2015 N 5-КГ15-36 возможность обращения с требованием о признании права (обременения) на недвижимое имущество отсутствующим предоставлена лицу, в чьем владении находится спорное имущество. Следовательно, удовлетворение такого требования возможно, если истец является владеющим собственником недвижимости, право которого зарегистрировано в ЕГРП.
В обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.07.2018, указано, что требование о признании права собственности на недвижимое имущество отсутствующим может быть удовлетворено, если оно заявлено владеющим собственником в отношении не владеющего имуществом лица, право которого на это имущество было зарегистрировано незаконно, и данная регистрация нарушает право собственника, которое не может быть защищено предъявлением иска об истребовании имущества из чужого незаконного владения.
Росимуществом не доказано, каким образом в результате предложенного экспертом уточнения границ земельного участка, арендуемого истцом и находящегося в федеральной собственности Российской Федерации, могут быть нарушены имущественные интересы Российской Федерации; изменение конфигурации границ земельного участка, неизбежное при их уточнении с целью исключения пересечения земельных участков, само по себе не свидетельствует об ущемлении права собственности Российской Федерации.
Учитывая результаты судебной экспертизы, подтвердившие обстоятельства, на которые ссылается истец, суд первой инстанции правомерно сделал вывод о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на спорную часть земельного участка.
При таких обстоятельствах выбранный истцом способ защиты нарушенных прав и охраняемых законом интересов с учетом уточнения требований является надлежащим.
Доводы апелляционной жалобы, приведенные в ее обоснование, нормам действующего законодательства и фактическим обстоятельствам дела не соответствуют, выводы суда первой инстанции не опровергают, а выражают лишь несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемом судебном акте выводов, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого законного и обоснованного решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.10.2023 по делу N А32-1507/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Р.Р. Илюшин |
Судьи |
Д.В. Емельянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-1507/2022
Истец: Анпилогов Виктор Николаевич
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ И РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ, МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея, Управление Росреестра по КК, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в лице Адлерского отдела
Третье лицо: Администрация г. Сочи, Администрация муниципального образования городской округ город-курорт Сочи