г. Москва |
|
18 ноября 2019 г. |
Дело N А41-17845/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 ноября 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Немчиновой М.А., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Казаковой Т.А.,
при участии в заседании:
от Министерства жилищной политики Московской области: Шамсутдинова Э.Х., по доверенности от 17.12.2018;
от СПК "Мосальское": Бричкарь Т.И., по доверенности от 31.01.2019;
от Администрации городского округа Щёлково Московской области: Кузьменко О.А., по доверенности от 24.10.2019;
от Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Министерства жилищной политики Московской области и Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 15.08.2019 по делу N А41-17845/19 по заявлению СПК "Мосальское" к Министерству жилищной политики Московской области, Администрации городского округа Щёлково Московской области, Комитету лесного хозяйства Московской области, об оспаривании отказа в принятии решения о подготовке документации по планировке территории,
УСТАНОВИЛ:
Садоводческий потребительский кооператив "Мосальское" (далее - кооператив) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Министерству жилищной политики Московской области (далее - Министерство), Администрации городского округа Щелково Московской области (далее - администрация), Комитету лесного хозяйства Московской области (далее - Комитет) требованиями о признании незаконным отказа Министерства от 03.12.2018 N 222-18ИСКРППТ в принятии решения о подготовке документации по планировке территории кооператива и обязать Министерство в течение 10 календарных дней принять решение о подготовке документации по планировке территории кооператива.
Решением Арбитражного суда Московской области от 15.08.2019 заявленные кооперативом требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство жилищной политики Московской области и Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области подали апелляционные жалобы, в которых просят его отменить.
Садоводческий потребительский кооператив "Мосальское" представил отзыв, в котором просит отказать в удовлетворении апелляционных жалоб.
В судебном заседании представители Министерства жилищной политики Московской области, Администрации городского округа Щёлково Московской области поддержали доводы апелляционных жалоб.
Представитель СПК "Мосальское" возражал против удовлетворения апелляционных жалоб, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, на основании договора безвозмездного пользования земельным участком от 22.01.2018, кооперативу на праве безвозмездного пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:14:0000000:151053, общей площадью 386783 кв.м., категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: ведение садоводства, по адресу: Щелковский муниципальный район, д. Мосальское.
Право безвозмездного пользования кооператива зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области 16.02.2018 за номером 50:14:0000000:151053-50/014/2018-1.
Земельный участок с кадастровым номером 50:14:0000000:151053 сформирован администрацией Щелковского муниципального района, что подтверждается Постановлением от 04.08.2017 N 4952 "Об утверждении схемы расположения земельного участка, местоположение: Московская область, Щелковский муниципальный район, городское поселение Фряново, деревня Мосальское, и Схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Кооператив разработал проект планировки и проекта межевания территории на земельный участок с кадастровым номером 50:14:0000000:151053 и обратился в Министерство с заявлением от 01.11.2018 N Р10221-18ВХ/ППТ о подготовке проекта планировки и проекта межевания территории.
Уведомлением от 03.12.2018 N 0222-18ИСХ/РППТ Министерство отказало кооперативу в принятии решения о подготовке проекта планировки и проекта межевания территории в связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером 50:14:0000000:151053 имеет пересечение с землями лесного фонда Фряновского (Аксеновского) участкового лесничества 9847,34 кв.м.
Министерство также указало на следующие ограничения, необходимые для учета на этапе разработки документации по планировке территории:
1. В соответствии со схемой территориального планирования Московской области, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 11.07.2007 N 517/23, рассматриваемая территория расположена в зоне планируемых особо охраняемых природных территорий.
2. В соответствии с генеральным планом и Правилами землепользования и застройки г.п. Фряново Щелковского муниципального района Московской области, утвержденными решением Совета депутатов от 28.11.2017 N 611/66-156-НПА и решением Совета депутатов от 28.11.2017 N 611/66-157-НПА, рассматриваемая территория частично расположена в водоохранной зоне от р. Дубенка (100-м.).
Размещение объектов капитального строительства в водоохранных зонах водных объектов подлежит согласованию в соответствии с Постановлением от 30 апреля 2013 N 384 "О согласовании Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания".
Приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации (далее - Водный кодекс), запрещается в соответствии с частью 8 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс).
3. Земельный участок с кадастровым номером 50:14:0000000:151053 частично расположен в границах расчетных придорожных полос автомобильной дороги регионального значения "Щелково - Фряново".
Получив 04.02.2019 указанный отказ Министерства в принятии решения о подготовке проекта планировки и проекта межевания территории, считая его незаконным, нарушающим права и законные интересы кооператива, последний 01.03.2019 обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд согласен с решением суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, самостоятельно определив способы их судебной защиты, соответствующие статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или реальной защите законного интереса.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания ненормативного правового акта незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) решение о подготовке документации по планировке территории принимается уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в частях 1.1 и 12.12 настоящей статьи (часть 1).
Решения о подготовке документации по планировке территории принимаются самостоятельно (часть 1.1):
1) лицами, с которыми заключены договоры о развитии застроенной территории, договоры о комплексном освоении территории, в том числе в целях строительства стандартного жилья, договоры о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления;
2) лицами, указанными в части 3 статьи 46.9 Градостроительного кодекса;
3) правообладателями существующих линейных объектов, подлежащих реконструкции, в случае подготовки документации по планировке территории в целях их реконструкции (за исключением случая, указанного в части 12.12 настоящей статьи);
4) субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса в случае подготовки документации по планировке территории для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением случая, указанного в части 12.12 настоящей статьи);
5) садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом в отношении земельного участка, предоставленного такому товариществу для ведения садоводства или огородничества.
В случаях, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи подготовка документации по планировке территории осуществляется указанными лицами за счет их средств самостоятельно или привлекаемыми организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расходы указанных лиц на подготовку документации по планировке территории не подлежат возмещению за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (часть 1.2).
В случае принятия решения о подготовке документации по планировке территории уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления муниципального района, заинтересованное лицо, указанное в части 1.1 настоящей статьи, в течение десяти дней со дня принятия такого решения направляют уведомление о принятом решении главе поселения, главе городского округа, применительно к территориям которых принято такое решение (часть 7).
Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов), лесохозяйственного регламента, положения об особо охраняемой природной территории в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, комплексными схемами организации дорожного движения, требованиями по обеспечению эффективности организации дорожного движения, указанными в части 1 статьи 11 Федерального закона "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий (часть 10).
Лица, указанные в пунктах 3 и 4 части 1.1 настоящей статьи, осуществляют подготовку документации по планировке территории в соответствии с требованиями, указанными в части 10 настоящей статьи, и направляют такую документацию для утверждения соответственно в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, указанные в частях 2 - 5.2 настоящей статьи (часть 10.1).
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в принятии решения о подготовке проекта планировки территории и проекта межевания территории в Московской области изложен в пункте 10 постановления Правительства Московской области от 30.12.2016 N 1025/47 "Об утверждении Положения о порядке принятия решения о подготовке проекта планировки территории и проекта межевания территории в Московской области на основании предложений физических или юридических лиц" (действующий на момент рассмотрения заявления кооператива), согласно которому, основаниями для отказа в принятии решения являются:
10.1.1. Отсутствие документов, указанных в разделе 8 настоящего Положения.
10.1.2. Отсутствие у заявителя оформленных прав и/или согласия правообладателей земельных участков, включенных в границы разработки проекта планировки территории.
10.1.3. Несоответствие предлагаемого развития территории: утвержденному генеральному плану; утвержденным правилам землепользования и застройки; региональным нормативам градостроительного проектирования; градостроительным регламентам с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий; категории земельных участков, включенных в границы разработки проекта планировки территории при планируемом размещении объектов жилого назначения или жилого назначения с включением объектов нежилого назначения.
10.1.4. Противоречие планируемой застройки целям использования земельного участка, определенным в договоре аренды земельного участка, предоставленного из государственной или муниципальной собственности по результатам аукциона. 10.1.5.
В случае уменьшения обеспеченности населения объектами социальной инфраструктуры, предусмотренных в ранее утвержденном проекте планировки территории.
10.1.6. В случае отсутствия полномочий Министерства на принятие решения.
10.1.7. В случае выявления несоответствия оригиналов представленных документов их электронным образам.
В обоснование отказа в принятии решения о подготовке проекта планировки и проекта межевания территории, Министерство сослалось на то, что земельный участок с кадастровым номером 50:14:0000000:151053 имеет пересечение с землями лесного фонда Фряновского (Аксеновского) участкового лесничества 9 847,34 кв.м.
Определением от 04.06.2019 арбитражный суд первой инстанции назначил по делу экспертизу, проведение которой поручено эксперту ООО "Специализированное землеустроительное бюро" Земскову А.С.
Перед экспертом поставлены следующие вопросы:
1. Установить на момент формирования границ земельного участка с кадастровым номером 50:14:0000000:151053, имелись ли пересечения с землями Гослесфонда с кадастровым номером 50:14:0000000:105669, если да, то указать площадь пересечения и способ устранения пересечения.
2. Установить по состоянию на текущую дату имеются ли пересечения границ земельного участка с кадастровым номером 50:14:0000000:151053, имелись ли пересечения с землями Гослесфонда с кадастровым номером 50:14:0000000:105669, если да, то указать площадь пересечения и способ устранения пересечения.
3. Установить, соответствует ли фактическое местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 50:14:0000000:151053 сведениям, внесенным в ЕГРН, если выявлено несоответствие, установить является ли данное несоответствие следствием технической либо реестровой ошибки в сведениях ГКН.
4. В случае выявления реестровых ошибок в местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:14:0000000:151053 и 50:14:0000000:105669, указать способ устранения.
5. Расположен ли земельный участок 50:14:0000000:151053 в границах береговой и водоохранной зонах.
6. Расположен ли земельный участок 50:14:0000000:151053 в соответствии со Схемой территориального планирования Московской области в зоне планируемых особо охраняемых природных территорий.
7. Расположен ли земельный участок 50:14:0000000:151053 в границах расчетных придорожных полос автомобильной дороги регионального значения "Щелково-Фряново".
В материалы дела поступило экспертное заключение, подготовленное экспертом ООО "Специализированное землеустроительное бюро" Земсковым А.С.
Отвечая на вопросы, поставленные перед экспертом, эксперт пришел к следующим выводам.
Границы земельного участка в соответствии со Схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, т.е. на момент его формирования, не пересекают/не накладываются на границы земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 50:14:0000000:105669, существующие в ЕГРН на момент проведения данной экспертизы.
Сравнивая местоположение реестровых границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:14:0000000:151053 и 50:14:0000000:105669 друг с другом, никаких пересечений и наложений не выявлено.
Согласно проведенному обследованию границы объекта экспертизы - земельного участка с кадастровым номером 50:14:0000000:151053 не огорожены на местности какими-либо заборами и не обозначены межевыми знаками, в этой связи произвести сравнение фактического местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:14:0000000:151053 с его границами, установленными в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства РФ, не представляется возможным.
Согласно проведенному обследованию, как объект экспертизы - земельный участок с кадастровым номером 50:14:0000000:151053, так и земельный участок лесного фонда с кадастровым номером 50:14:0000000:105669, не огорожены на местности какими-либо заборами и не обозначены межевыми знаками.
Невозможно провести сравнение фактического местоположения границ земельного участка лесного фонда с его реестровыми границами.
Таким образом, определить наличие реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 50:14:0000000:105669, а также указать способ её устранения, не представляется возможным.
При этом пересечений/наложений реестровых границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:14:0000000:151053 и 50:14:0000000:105669 друг с другом не выявлено.
Согласно проведенным исследованиям выявлено, что реестровые границы объекта экспертизы - земельного участка с кадастровым номером 50:14:0000000:151053, установленные в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства:
- не попадают в береговую полосу ручья (притока реки Дубенка);
- частично (площадью 18 384 кв.м.) попадают в водоохранную зону ручья (притока реки Дубенка).
Согласно проведенным исследованиям выявлено, что реестровые границы объекта земельного участка с кадастровым номером 50:14:0000000:151053:
- не расположены в границах зоны 39-03. Леса Огудневского лесничества;
- не расположены в границах зоны 39-04. Места произрастания печеночницы;
- не расположены в границах зоны 37. Транзитная территория между КПТ 39-03 и КПТ 39-04.
С учетом материалов дела, а также общедоступной информации, невозможно определить, расположен ли объект экспертизы в границах расчетных придорожных полос автомобильной дороги регионального значения "Щелково-Фряново".
В соответствии с частью 1 статьи 86 АПК РФ на основании проведенных исследований и с учетом их результатов эксперт от своего имени или комиссия экспертов дает заключение в письменной форме и подписывает его
Требования к заключению экспертов предусмотрены частью 2 статьи 86 АПК РФ.
Экспертное заключение оформлено в соответствии с требованиями статей 82, 83, 86 АПК РФ, в нем отражены все предусмотренные частью 2 статьи 86 АПК РФ сведения, экспертное заключение основано на материалах дела, является ясным и полным, противоречия в выводах эксперта отсутствуют.
Эксперт предупрежден арбитражным судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
В экспертном заключении содержатся ответы на поставленные судом вопросы, заключение мотивировано, выводы эксперта предельно ясны, обоснованы исследованными им обстоятельствами, содержат ссылки на представленные судом для производства экспертизы доказательства.
При таких обстоятельствах заключение эксперта в силу ст.ст. 64, 67, 68, 71, 82, 86 АПК РФ подлежит принятию судом в качестве надлежащего доказательства по делу и подлежит оценке наряду с другими доказательствами (статья 71 АПК РФ), в связи с чем суд принимает выводы, изложенные в заключении.
Исследовав в соответствии со статьей 71 АПК РФ все имеющиеся в материалах дела доказательства, в том числе экспертное заключение, арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции об отсутствии у Министерства законных оснований для отказа в принятии решения о подготовке проекта планировки и проекта межевания территории, в связи с чем суд первой инстанции правомерно признал данный отказ незаконным, а требования кооператива подлежащими удовлетворению.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах Министерства жилищной политики Московской области и Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области, сводящиеся к несогласию с выводами суда первой инстанции, рассмотрены арбитражным апелляционным судом и отклонены, поскольку они противоречат фактическим обстоятельствам настоящего дела и имеющимся в деле доказательствам.
Согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Федеральный закон N 149-ФЗ) в законе используются основные понятия:
- информационная система - совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств.
В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона N 149-ФЗ государственные информационные системы создаются в целях реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между этими органами, а также в иных установленных федеральными законами целях.
Согласно п. 3 ст. 14 Федерального закона N 149-ФЗ государственные информационные системы создаются и эксплуатируются на основе статистической и иной документированной информации, предоставляемой гражданами (физическими лицами), организациями, государственными органами, органами местного самоуправления.
Руководствуясь п.9 ст. 14 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами.
Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, является официальной.
Государственные органы, определенные в соответствии с нормативным правовым актом, регламентирующим функционирование государственной информационной системы, обязаны обеспечить достоверность и актуальность информации, содержащейся в данной информационной системе, доступ к указанной информации в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, а также защиту указанной информации от неправомерных доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения и иных неправомерных действий.
Согласно п. 2.10 Положения о ведомственной информационной системе обеспечения деятельности Главного управления архитектуры и Градостроительства Московской области, утвержденного распоряжением Главархитектуры Московской области от 26.12.2016 N 31РВ-267 "об утверждении Положения о ведомственной информационной системе обеспечения деятельности Главного управления архитектуры и Градостроительства Московской области" ведение и представление на электронной карте материалов территориального планирования, градостроительного зонирования, сведений по ограничениям:
- материалы Генерального плана развития Московской области, в том числе исходные и обосновывающие; схемы территориального планирования муниципальных районов Московской области, генеральные планы городских округов, генеральные планы поселений;
- правила землепользования и застройки городских поселен] поселений и городских округов;
- сведения об особо охраняемых природных территориях;
- сведения об объектах лесного фонда;
- сведения по иным территориям, на которые установлены ограничения.
Следовательно, государственные органы, определенные в соответствии с нормативным правовым актом, регламентирующим функционирование государственной информационной системы, обязаны обеспечить достоверность и актуальность информации, содержащейся в данной информационной системе.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 50:14:0000000:151053 сформирован Администрацией Щелковского муниципального района, что подтверждается Постановлением от 04 августа 2017 г. N 4952 "Об утверждении схемы расположения земельного участка, местоположение: Московская область, Щелковский муниципальный район, городское поселение Фряново, деревня Мосальское, и Схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории и поставлен на кадастровый учет 21 сентября 2017 г. (т.1 л.д. 18-20).
При формировании земельного участка с кадастровым номером 50:14:0000000:151053, согласно Сведениям о заявке (т.1 л.д. 5-6, т. 1 л.д. 159-150, т. 2 л.д. 1-5) ограничения оборотоспособности земельного участка отсутствуют.
Более того, было указано, что земельный участок с кадастровым номером 50:14:0000000:151053 соответствует планируемой функциональной зоне, отсутствует наложение с особыми условиями территории, пересечения с землями Гослесфонда отсутствует, в картографических материалам ВИС допущена техническая ошибка из-за сдвига слоя земель лесного фонда, а также земельный участок не расположен в составе земель, предназначенных для нужд организации всех видов транспорта федерального, регионального и местного значения.
Земельный участок, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: для размещения объектов лесного фонда, площадь 3 852 878 кв.м., с кадастровым номером 50:14:0000000:105669, расположенный по адресу: Московская область, Щелковский муниципальный район, Московское учебно-опытное лесничество, Фряновское участковое лесничество, Аксеновский лесохозяйственный участок, кв.14, выд.52, 79-120, 4.121, ч.122, 4.123, 4.124, ч.125, ч.126, кв.15, выд.1-80, кв.25, выд.62-64, ч.70, ч.71, кв.26, выд. 15-24, 29-65, ч.бб, ч.67, ч.68, ч.69, ч.70, кв.27, выд. 1-45, кв.28, выд. 1-95, кв.40, выд. 19-26, 29-32, 38-43, 50-57, 72-75, ч.77, ч.78, ч.79, ч.80, сформирован и поставлен на кадастровый учет 26 марта 2013 г.
То есть, на момент формирования земельного участка с кадастровым номером 50:14:0000000:151053, принадлежащего СПК "Мосальское", земельный участок с кадастровым номером 50:14:0000000:105669 был сформирован, границы его были установлены в соответствии с требованиями законодательства РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Арбитражный апелляционный суд принимает во внимание также то обстоятельство, что земельный участок с кадастровым номером 50:14:0000000:151053, принадлежащий СПК "Мосальское", стоит на кадастровом учете с категорией земель: земли сельскохозяйственного назначения, следовательно, ссылка Министерства на часть 12.3 статьи 45 ГрК РФ не подлежит применению в отношении спорного земельного участка.
Согласно письму Комитета лесного хозяйства Московской области от 12 октября 2018 г. N исх-21713/26-08 земельный участок с кадастровым номером 50:14:0000000:151053 при проведении пространственного анализа данных о границах указанного участка и границах лесного фонда, содержащихся в Ведомственной информационной системе Московской области (далее - ВИС) установлено частичное пересечение с землями лесного фонда Московское учебно-опытного лесничества, Фряновское (Аксеновское) участкового лесничества, квартал 26,26,27.
Также комитет сообщил, что по сведениям публичной кадастровой карты, земельный участок с кадастровым номером 50:14:0000000:151053 не имеет пересечении с земельным участком 50:14:0000000:105669 (т. 1 л.д. 2).
Более того, данное обстоятельство подтверждаются Заключением эксперта по настоящему делу, согласно которому границы земельного участка с кадастровым номером 50:14:0000000:151053 в соответствии со Схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, т.е. на момент его формирования, не пересекают/не накладываются на границы земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 50:14:0000000:105669, и существующие в ЕГРН на момент проведения экспертизы.
При проведении сравнительного анализа местоположение реестровых границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:14:0000000:151053 и 50:14:0000000:105669 друг с другом никаких пересечений/ наложений не выявлено.
Более того, земельный участок с кадастровым номером 50:14:0000000:151053 с реестровыми границами, существующими в ЕГРН, согласно Генеральному плану городского поселения Фряново Щелковского муниципального района Московской области, утвержденному Решением совета депутатов Щелковского муниципального района Московской области 28.11.2017 г. N 611/66-156-НПА, и Правилам землепользования и застройки территории городского поселения Фряново Щелковского муниципального района Московской области 28.11.2017 г. N 612/66-157-НПА, земельный участок полностью расположен в зоне СХ-2 - зоне, предназначенной для ведения садоводства и дачного хозяйства (т. 1, л.д. 56-64, т. 2 л.д. 96-101).
На момент утверждения Генерального плана и Правил землепользования и застройки, границы земельного участка были внесены в ЕГРН.
Таким образом, довод Комитета о нарушении СПК "Мосальское" об отсутствии информации о переводе спорного земельного участка в иную категорию, противоречит материалам дела.
Земельный участок при формировании был отнесен к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: ведение садоводства (т. 1, л.д. 139-148).
Данная информация подтверждается материалами дела, Заключением эксперта (т. 2, л.д. 65-84).
Комитет в своей жалобе указывает, что землеустроительные работы по постановке лесных участков на кадастровый учет осуществило ООО "Научно-производственное аэрогеодезическое предприятие "Меридиан+", которое проводило согласование с заинтересованными лицами положение границ земель (лесных) участков Фряновского, Огудневского, Воря-богородского, Свердловского, Гребневского, Щелковского участковых лесничеств, Аксеневского и Чкаловского лесохозяйственных участков Московского учебно-опытного лесничества в 2008 г.
Согласно материалам дела, земельный участок с кадастровым номером 50:14:0000000:105669 стоит на кадастровом учете, границы его установлены в соответствии с требованиями законодательства РФ и внесены в ЕГРН, истцом они не оспариваются и не нарушаются.
Согласно материалам дела и Заключению эксперта границы земельного участка с кадастровым номером 50:14:0000000:151053 в соответствии со Схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, т.е. на момент его формирования, не пересекают/не накладываются на границы земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 50:14:0000000:105669, и существующие в ЕГРН на момент проведения экспертизы.
При проведении сравнительного анализа местоположение реестровых границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:14:0000000:151053 и 50:14:0000000:105669 друг с другом никаких пересечений/ наложений не выявлено.
Что касается имеющихся ограничений в пользовании части земельного участка, в связи с нахождением на ней водоохранной зоны р. Дубенка, то в соответствии с пунктом 16 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации (далее - Водный кодекс) в границах водоохранных зон допускаются проектирование, размещение, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод.
Доводы Министерства жилищной политики Московской области о неподведомственности спора арбитражному суду ввиду того, что деятельность кооператива не носит экономического характера и не направлена на получение прибыли, также отклонены.
В соответствии с частью 1 статьи 27 АПК РФ к подведомственности дел арбитражному суду отнесены дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности
Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (часть 2 статьи 27 АПК РФ).
К подведомственности арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела (часть 3 статьи 27 АПК РФ).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражному суду подведомственны дела, независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане, только в тех случаях, когда дело относится к категории споров, предусмотренных пунктами 1 - 7 части 6 статьи 27 АПК РФ, либо когда рассмотрение такого дела в арбитражном суде прямо предусмотрено федеральным законом (пункт 8 части 6 статьи 27 АПК РФ).
Таким образом, критериями отнесения спора к подведомственности арбитражного суда являются субъектный состав, а также экономический характер спора, применяемые в совокупности.
Предпринимательская деятельность это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (пункт 1 статьи 2 ГК РФ).
В соответствии со статьей 50 ГК РФ юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Согласно пункту 4 статьи 50 ГК РФ деятельность некоммерческих организаций, объединяющих граждан, не связана с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и не направлена на получение прибыли.
Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы.
Согласно общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) объектами классификации в ОКВЭД являются виды экономической деятельности.
Экономическая деятельность имеет место тогда, когда ресурсы (оборудование, рабочая сила, технологии, сырье, материалы, энергия, информационные ресурсы) объединяются в производственный процесс, имеющий целью производство продукции (предоставление услуг).
Экономическая деятельность характеризуется затратами на производство продукции (товаров или услуг), процессом производства и выпуском продукции (предоставлением услуг).
Как следует из выписки из ЕГРЮЛ в отношении кооператива, основным видом экономической деятельности данной организации является управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе (ОКВЭД 68.32).
Обращаясь с требованием о признании незаконным отказа министерства в принятии решения о подготовке документации по планировке территории, кооператив указывает на то обстоятельство, что кооперативу на праве безвозмездного пользования принадлежат земельный участок и данный спор возник в результате необходимости строительства и обслуживании объектов недвижимости принадлежащих кооперативу, в связи с чем связан с осуществлением им исключительно экономической деятельности.
Обращение кооператива с заявленными требованиями в арбитражный суд представляет собой самостоятельный способ защиты нарушенного права и направлен в частности на осуществление строительства, реконструкции и обслуживания общего имущества кооператива.
Поскольку арбитражным судом в конкретном случае рассматриваются требования некоммерческой организации, связанные с осуществлением им землепользования и последующего строительства, то есть экономической деятельности, настоящим спор отнесен статьями 27, 28 АПК РФ к ведению арбитражных судов.
Таким образом, рассматриваемый спор по своему характеру непосредственно связан с экономической деятельностью кооператива.
В связи с чем он правомерно рассмотрен Арбитражным судом Московской области.
Оснований для удовлетворения апелляционных жалоб Министерства жилищной политики Московской области и Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 15.08.2019 по делу N А41-17845/19 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-17845/2019
Истец: САДОВОДЧЕСКИЙ "МОСАЛЬСКОЕ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ЩЁЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА, КОМИТЕТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, МИНИСТЕРСТВО ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: КОМИТЕТ ПО АРХИТЕКТУРЕ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
03.12.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-833/20
10.09.2020 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-8918/20
10.09.2020 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-10017/20
16.03.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-833/20
18.11.2019 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-18785/19
06.08.2019 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-17845/19