г. Чита |
|
21 ноября 2019 г. |
Дело N А19-17122/2019 |
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Басаева Д.В.,
рассмотрев единолично без вызова сторон апелляционную жалобу Иркутской таможни на решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 сентября 2019 года по делу N А19-17122/2019,
установил:
Акционерное общество "Авиакомпания "Ангара" (ОГРН 1053811073579, ИНН 3811089799, далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Иркутской таможне (ОГРН 1023801543908, ИНН 3800000703, далее - таможня, таможенный орган) об отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10607000-917/2019 от 19.06.2019 г.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 17 сентября 2019 года по делу N А19-17122/2019 заявленные требования удовлетворены.
Таможня обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт оспаривает вывод суда о том, что с 07.05.2019 (завершение этапа подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении и вынесения определения от 07.05.2019) у ответчика отсутствовали правовые основания для возврата протокола, полагает, что такая позиция суда первой инстанции основана на неправильном применении положений статьи 29.4 КоАП РФ, определяющей виды определений, постановления, выносимых при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении.
Общество в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилось.
Информация о принятии апелляционной жалобы размещены Четвертым арбитражным апелляционным судом в информационной системе "Картотека Арбитражных Дел" в сети "Интернет 08.10.2019.
В связи с назначением судьи Ячменёва Г.Г. председателем Арбитражного суда Забайкальского края (Указ Президента Российской Федерации N 540 от 4 ноября 2019 года), на основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судья Ячменёв Г.Г. подлежит замене, определением заместителя председателя Четвертого арбитражного апелляционного суда от 8 ноября 2019 года председательствующий по настоящему делу судья Ячменёв Г.Г. заменен на судью Басаева Д.В.
В связи с чем рассмотрение апелляционной жалобы производится с самого начала.
Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с положениями пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 года N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, без вызова сторон.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 23.04.2019 г. Иркутской таможней в отношении АО "Авиакомпания "Ангара" составлен протокол об административном правонарушении N 10607000-0917/2019 по факту нарушения ч. 1 ст. 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров за отчетный период месяц "август 2018 г." (фактически отчетность представлена 26.02.2019).
07.05.2019 г. Иркутской таможней вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении на 15.05.2019 г.
15.05.2019 г. Иркутской таможней вынесено определение об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении, которым назначено рассмотрение дела на 29.05.2019 г.
28.05.2019 г. в Иркутскую таможню представлены письменные возражения на протокол об административном правонарушении N 10607000-0917/2019 от 23.04.2019 г.
28.05.2019 г. таможенный орган вынес определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела N 10607000-917/2019 главному государственному инспектору Ворониной Е.В. для устранения недостатков.
31.05.2019 г. Иркутской таможней в отношении АО "Авиакомпания "Ангара" повторно составлен протокол об административном правонарушении по факту нарушения ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ за несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров за отчетный период месяц "август 2018 г." и вынесено постановление от 19.06.2019 г. N 10607000-917/2019 о привлечении АО "Авиакомпания "Ангара" к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, не оспаривая факт правонарушения, заявитель обратился в Арбитражный суд Иркутской области, указав на процессуальные нарушения, допущенный в ходе рассмотрения материалов административного дела.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Диспозицией части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Проверяя соблюдение административным органом процессуального порядка привлечения к административной ответственности, суд первой инстанции установил следующее.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.
На основании части 1 статьи 26.1 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ).
Статьей 28.2 КоАП РФ установлено, что о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частью 1 статьи 28.6 настоящего Кодекса. При его составлении законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Протокол об административном правонарушении подписывается законным представителем юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Согласно пункту 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 23.04.2019 г. Иркутской таможней в отношении АО "Авиакомпания "Ангара" составлен протокол об административном правонарушении N 10607000-0917/2019 по факту нарушения ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ за несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров за отчетный период месяц "август 2018 г.".
07.05.2019 г. Иркутской таможней вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, в котором указано, что обстоятельств, исключающих возможность рассмотрения данного дела, не имеется, обстоятельств, исключающих производство по делу, не имеется, имеющихся по делу материалов достаточно для его рассмотрения по существу и назначено рассмотрение дела на 15.05.2019 г.
15.05.2019 г. Иркутской таможней вынесено определение об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении, которым назначено рассмотрение дела на 29.05.2019 г.
28.05.2019 г. в Иркутскую таможню представлены письменные возражения на протокол об административном правонарушении N 10607000-0917/2019 от 23.04.2019 г.
28.05.2019 г. таможенный орган вынес определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела N 10607000-917/2019 главному государственному инспектору Ворониной Е.В. для устранения недостатков.
31.05.2019 г. Иркутской таможней в отношении АО "Авиакомпания "Ангара" повторно составлен протокол об административном правонарушении по факту нарушения ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ.
Постановлением от 19.06.2019 общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ с назначение наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
В соответствии с частью 2 статьи 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится определение:
1) о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.
В силу абзаца 5 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях" возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку часть 2 статьи 29.9. КоАП РФ не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившему протокол, по результатам рассмотрения дела.
Указанные разъяснения даны о порядке подготовки дела к рассмотрению судьями.
Учитывая, что порядок рассмотрения дел, установленный КоАП РФ, в данной части является единым как для судей, так и иных должностных лиц, рассматривающих дела об административных правонарушениях, суд первой инстанции правильно исходил из того, что указанные разъяснения подлежат применению также и при рассмотрении дел должностными лицами административных органов.
Учитывая положения абзаца 5 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда от 24.03.2005 г. N 5 суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что поскольку материалы по факту административного правонарушения, выявленного в отношении общества, составленные Иркутской таможней были приняты административным органом, протокол об административном правонарушении от 23.04.2019 г. был направлен Иркутской таможней обществу для ознакомления и получен обществом, обществом представлены возражения на данный протокол, Иркутской таможней назначено (07.05.2019) и впоследствии отложено (15.05.2019) рассмотрение дела об административном правонарушении у таможенного органа отсутствовали правовые основания для возвращения 28.05.2019 протокола об административном правонарушении от 23.04.2019 г.
Административный орган, назначив и впоследствии отложив рассмотрение дела об административном правонарушении, должен был разрешить дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ в порядке части 2 статьи 29.9 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции, что допущенное ответчиком нарушение носит существенный характер, поскольку фактически предоставляет административному органу неограниченную возможность по возвращению протокола об административном правонарушении со стадии рассмотрения дела для устранения недостатков, что нарушает право лица, привлекаемого к административной ответственности на защиту.
Данные выводы соответствуют правовой позиции, изложенной в Постановлении Верховного Суда РФ от 07.04.2017 N 67-АД17-5, решении Дисциплинарной коллегии Верховного Суда РФ от 12.03.2019 N ДК19-7, Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 02.09.2009 по делу N А53-6740/2009.
Довод таможенного органа о том, что возврат протокола был осуществлен до дня рассмотрения протокола об административном правонарушении, поэтому нарушений норм КоАП РФ допущено не было, отклоняется судом апелляционной инстанции, в связи со следующим.
На основании статьи 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение:
1) о назначении времени и места рассмотрения дела;
2) о вызове лиц, указанных в статьях 25.1-25.10 настоящего Кодекса, об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу, о назначении экспертизы;
3) об отложении рассмотрения дела;
4) о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела;
5) о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе судьи, состава коллегиального органа, должностного лица;
6) о наложении ареста на имущество, об отказе в наложении ареста на имущество или отмене ареста, наложенного на имущество, в соответствии со статьей 27.20 настоящего Кодекса.
Стадия повторной подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении КоАП РФ не предусмотрена.
В данном случае подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении была завершена вынесением Иркутской таможней 07.05.2019 г. определения о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении на 15.05.2019 г.
Таким образом, с 07.05.2019 (завершение этапа подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении и вынесения определения от 07.05.2019) у таможенного органа отсутствовали правовые основания для возврата протокола.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленного требования Акционерного общества "Авиакомпания "Ангара" к Иркутской таможне об отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10607000-917/2019 от 19.06.2019 г.
Кроме того, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что административным органом пропущен срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РПФ.
Пунктом 6 статьи 24.5 КоАП РФ предусмотрено, что одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
Срок давности привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ и аналогичным составам правонарушений, предусмотренным данной статьей, исчисляется по правилам, установленным статьей 4.5 КоАП РФ для правонарушений против порядка управления, то есть по общему правилу составляет два месяца.
В постановлении от 15.01.2019 N 3-П Конституционный Суд Российской Федерации, рассматривая вопрос о конституционности части 1 статьи 4.5 КоАП РФ, пришел к выводу, что закрепление специальных (особых) сроков давности привлечения к административной ответственности, производных от нарушения законодательства Российской Федерации того или иного вида, не приводит к отступлению от вытекающего из конституционных принципов правового государства, верховенства закона и равенства всех перед законом и судом требования определенности правового регулирования и как таковое не влечет за собой - при условии правильного установления в производстве по делу об административном правонарушении объекта противоправного посягательства, находящегося под защитой административно-деликтной нормы, - риска их произвольного истолкования и применения.
Из правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26.03.2019 N 823-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы акционерного общества "Любинский молочноконсервный комбинат" на нарушение конституционных прав и свобод частью 1 статьи 4.5 и частью 15 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Определение КС РФ от 26.03.2019 N 823-О), следует, что федеральный законодатель отграничил самостоятельные составы административных правонарушений, объектом посягательства которых является нарушение установленного порядка управления.
Оспариваемым постановлением таможня привлекла общество к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, предусмотренного главой 19 раздела II КоАП РФ - административные правонарушения против порядка управления.
Объектом посягательства административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, является установленный законом порядок управления в сфере правоотношений, связанных с предоставлением и раскрытием информации в таможенный орган.
Следовательно, при разрешении дел об административных правонарушениях, объектом посягательства которых является установленный порядок управления, выражающихся в непредоставлении или несвоевременном представлении в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, подлежит применению двухмесячный, а не годичный срок давности привлечения к административной ответственности (часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ).
В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
В данном случае срок давности привлечения к административной ответственности, исчисляемый с 13.09.2018, истек 13.11.2018, тогда как оспариваемое постановление вынесено 19.06.2019, т.е. за пределами установленного двухмесячного срока давности привлечения к ответственности.
Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в пункте 18 постановления разъяснил, что при принятии решения по делу об административном правонарушении, а также об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд должен проверять, не истекли ли сроки, установленные частями 1, 3 статьи 4.5 КоАП РФ. Данные сроки не подлежат восстановлению, поэтому суд, в случае их пропуска, принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) либо решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу части 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 настоящего Кодекса.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 сентября 2019 года по делу N А19-17122/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Д.В. Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-17122/2019
Истец: АО "Авиакомпания "Ангара"
Ответчик: Иркутская таможня
Хронология рассмотрения дела:
06.11.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5260/20
02.09.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-6015/19
02.07.2020 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-17122/19
28.02.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-7429/19
21.11.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-6015/19
07.10.2019 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-6015/19
17.09.2019 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-17122/19