г. Ессентуки |
|
11 ноября 2019 г. |
Дело N А61-1026/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 ноября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 ноября 2019 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Афанасьевой Л.В., судей: Белова Д.А., Цигельникова И.А., при участии в судебном заседании представителя Администрации местного самоуправления г. Владикавказ Дзгоевой З.В. (доверенность от 28.06.2019 N Д-169), представителя общества с ограниченной ответственностью "Союз защиты прав страхователей Талисман" - Томаева С.Г. (доверенность от 26.04.2019), при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Еременко Т.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации местного самоуправления г. Владикавказ на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 07.06.2019 по делу N А61-1026/2019 (судья Носенко М. С.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Союз защиты прав страхователей Талисман" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд к Администрации местного самоуправления г. Владикавказ (далее - администрация) с требованием о признании незаконными действий (бездействия) органа местного самоуправления и обязании заключить договор о предоставлении права на размещение нестационарного торгового объекта (НТО) на территории муниципального образования.
Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 07.06.2019 исковые требования общества удовлетворены.
Суд первой инстанции обязал администрацию заключить с обществом договор о предоставлении права на размещение нестационарного торгового объекта - павильона, общей площадью 40 кв.м, для осуществления торговой деятельности по реализации полисов страхования по следующему адресу: РСО-Алания, г. Владикавказ, пос. Верхний Ларс на следующих условиях: срок договора до 31.12.2020; плата за право размещения НТО составляет 153600 рублей в год. Иные условия установить в соответствии с нормами Постановления Администрации местного самоуправления г. Владикавказа от 12.09.2018 N 956 "Об утверждении Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов и объектов по оказанию услуг, Положения о проведении конкурса на право размещения нестационарных торговых объектов и объектов оказания услуг, состава конкурсной комиссии по предоставлению права на размещение нестационарных торговых объектов, фиксированной платы на право размещения нестационарных объектов, перечня специализаций нестационарных торговых объектов, минимального ассортиментного перечня и номенклатуры дополнительных групп товаров, типовых архитектурных решений нестационарных торговых объектов, расположенных на территории муниципального образования город Владикавказ".
Решение мотивировано тем, что общество, будучи стороной по договору о размещении НТО, заключенному на срок до 14.12.2017 (от 14.12.2016 N 367), и лицом, надлежащим образом исполнявшим обязанности по нему, сохраняет возможность размещения НТО на спорном участке путем заключения договора на размещение НТО без проведения торгов; спорный павильон был включен (на том же месте) в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Владикавказ в момент обращения в администрацию с просьбой о перезаключении договора на размещение нестационарного торгового объекта (07.12.2017), а так же то, что размещение данного объекта предусмотрено схемой размещения НТО, утвержденной постановлением администрации города от 31.07.2018 N 782, действующей в момент рассмотрения спора судом; общество неоднократно обращалось за переоформлением договора, но администрация необоснованно уклонилась от оформления договора.
Не согласившись с принятым решением, администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на его необоснованность. Заявитель указывает о том, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального и процессуального права, при неполном исследовании письменных доказательств, имеющихся в материалах дела; выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Указывает о том, что у общества отсутствовал договор на право размещение нестационарного торгового объекта на 2018 год, в то время как, одним из условий заключения договора на размещение НТО без проведения конкурса является наличие действующего договора на размещение НТО; общество в своем заявлении ссылается на, то, что имеет преимущественное право на заключение Договора, однако это не соответствует действительности, так как согласно ст.4 Положения, преимущественное право на оформление договора на размещение НТО без проведения конкурсных процедур обладает лишь лицо, у которого имеется действующий, на момент вступления в силу указанного Постановления, договор о предоставлении права на размещение нестационарного торгового объекта, вместе, установленном Схемой.
Указывает о том, что автотранспорт, который заезжает к указанным НТО, в нарушение пп.6 ч.2 ст. 29 Закона N 257-ФЗ разрушает кромку асфальтобетонного покрытия проезжей части автодороги, при выезде выносит щебень на автодорогу, создает помехи движущемуся в попутном направлении автотранспорту, вследствие чего, может быть совершено ДТП, угрожающее жизни и здоровью участникам дорожного движения; при разработке схемы размещения НТО, утвержденной постановлением Главы АМС г. Владикавказа от 31.07.2018 N 782, не были учтены требования Закона N 257-ФЗ, в связи с чем, включение в Схему размещения НТО в пределах полосы отвода автомобильной дороги "Владикавказ - Нижний Ларе - граница с Грузией" НТО в пос. В. Ларс, Н. Ларс, без согласования с собственником ФКУ Упрдор "Кавказ", не соответствует положениям п.5 Постановления N370. Ссылается на письмо ООО "Газпром трансгаз Ставрополь" N08-02-43 от 20.02.2019, согласно которому на земельном участке, находящемся вдоль автомобильной Военно-грузинской дороги в районе таможенного поста Верхний Ларс в зоне минимальных расстояний к магистральному газопроводу "Северный Кавказ- Закавказье" диаметром 1200 мм, без согласования с организацией, эксплуатирующей указанный опасный производственный объект-МГ, размещены каркасные нестационарные сооружения. Указывает том, что суд первой инстанции не принял во внимание заявление администрации о пропуске обществом трехмесячного срока, установленного главой 24 АПК РФ; суд первой инстанции вышел за пределы заявленных требований и не известно на основании чего установил срок договора до 31.12.2020 с размером платы за право размещения НТО 153600 рублей в год. Кроме того суд обязал администрацию установить иные условия договора в соответствии с нормами Постановления АМС г. Владикавказа от 12.09.2018 N956, в то время как договор N367 был заключен на условиях установленных Постановлением АМС г. Владикавказ N1333 от 29.06.2015.
До начала судебного заседания от общества поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное.
В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, а апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель общества в судебном заседании поддержал отзыв на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что оспариваемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается.
По результатам проведения аукциона на право размещения нестационарного торгового объекта (НТО) на территории муниципального образования г. Владикавказ между обществом и администрацией был заключен договор N 367 от 14.12.2016 о предоставлении права на размещение нестационарного торгового объекта, согласно которому в соответствии с Положением о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования г. Владикавказ, утвержденным постановлением Администрации местного самоуправления г. Владикавказ от 29.06.2015 N 1333, администрация предоставляет участнику право на размещение НТО: павильона, общей площадью 40 кв.м., для осуществления торговой деятельности по реализации полисов страхования по следующему адресу: РСО-Алания, г. Владикавказ, пос. Верхний Ларс, на срок с 14.12.2016 по 14.12.2017. Место расположения, площадь, специализация и вид объекта указаны в соответствии со схемой размещения НТО.
07.12.2017 общество подало в администрацию заявление с просьбой заключить договор аренды на земельный участок, расположенный на трассе Владикавказ - Верхний Ларс, с приложением доказательств надлежащего исполнения договора N 367 от 14.12.2016 9 (т. 1 л.д. 23).
07.02.2018 общество повторно обратилось в администрацию с просьбой о продлении договора N 367 от 14.12.2016 (т. 1 л.д. 24).
14.08.2018 общество еще раз обратилось в администрацию с просьбой о продлении договора N 367 от 14.12.2016 (т. 1 л.д. 25).
Письмом N 5223п-1263 от 10.09.2018 администрация уведомила общество о том, что Управлением экономики, предпринимательства и инвестиционных проектов АМС г. Владикавказа письмо от 14.08.2018 рассмотрено.
Подготавливается запрос в федеральное казенное учреждение "Управление федеральных автомобильных дорог "Кавказ" Федерального дорожного агентства в г. Владикавказе о согласовании размещения НТО на придорожной полосе автомобильной дороги "Владикавказ - Нижний Ларс - граница с Грузией", по результатам которого будет решаться вопрос о пролонгации договоров на право размещения НТО на данном участке (т. 1 л.д. 26).
Указанные обстоятельства послужили причиной обращения в суд с настоящим иском.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса, а также иными способами, предусмотренными законом.
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса закреплено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Из пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса следует, что размещение НТО на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения НТО в соответствии с Законом N 381-ФЗ.
В части 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" предусмотрено аналогичное правило о размещении НТО на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, в соответствии со схемой размещения НТО с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения НТО разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно, как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы (часть 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Подпунктом 2 пункта 1, пунктом 2 статьи 6 Закона N 381 - ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесены разработка и принятие нормативных правовых актов в области государственного регулирования торговой деятельности, а органов местного самоуправления - создание условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.
Постановлением Администрации местного самоуправления г. Владикавказа от 04.07.2016 N 989 (ред. от 29.11.2017, действовавшим на момент обращения общества в администрацию с предложением о заключении договора) утверждено Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов и объектов по оказанию услуг на территории муниципального образования город Владикавказ, предусматривавшим, что размещение НТО на территории муниципального образования город Владикавказ осуществляется по итогам проведения аукциона по заключению договоров на размещение НТО. Договоры могут заключаются на весь срок действия Схемы.
Согласно п. 3.2 названного Положения заявитель, имеющий действующий на момент вступления в силу данного Постановления договор аренды земельного участка или договор о предоставлении права на размещение нестационарного непередвижного торгового объекта, в месте, установленном Схемой, имеет преимущественное право на оформление договора на размещение НТО без проведения конкурсных процедур при отсутствии нарушений, выявленных в период действия Договора, и наличии объекта в действующей Схеме. Цена Договора определяется в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами. При отказе владельца НТО от использования преимущественного права заключения договора на размещение, данное место выставляется на аукцион (п. 3.2 Положения).
Общество, будучи стороной по договору о размещении НТО, заключенному на срок до 14.12.2017 (от 14.12.2016 N 367), и лицом, надлежащим образом исполнявшим обязанности по нему, сохраняет возможность размещения НТО на спорном участке путем заключения договора на размещение НТО без проведения торгов.
Принадлежащий обществу объект включен как в схему размещения НТО, опубликованную на сайте http://economy.alania.gov.ru/index.php/pag (утвержденную постановлением администрации города от 2016 N 1668), данное обстоятельство администрацией признано, подтверждено выпиской из схемы (номер НТО в схеме 93), так и в схему размещения НТО, утвержденную постановлением администрации города от 31.07.2018 N 782 (номер НТО в схеме 93).
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что материалами дела подтверждено, что спорный павильон был включен (на том же месте) в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Владикавказ в момент обращения в администрацию с просьбой о перезаключении договора на размещение нестационарного торгового объекта (07.12.2017), а так же то, что размещение данного объекта предусмотрено схемой размещения НТО, утвержденной постановлением администрации города от 31.07.2018 N 782, действующей в момент рассмотрения спора судом.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Администрацией не представлено доказательств ненадлежащего исполнения обществом обязательств по договору от 14.12.2016 N 367, задолженность по внесению платы по нему у общества отсутствует. Наличие у общества преимущественного права на заключение договора без проведения торгов в момент подачи заявления от 07.12.2017 признал и представитель администрации.
Суд первой инстанции правильно установил совокупность правовых и фактических оснований для удовлетворения иска общества об обязании администрации заключить с истцом договор на размещение нестационарного торгового объекта - павильона для осуществления торговой деятельности по реализации полисов страхования: общей площадью 40 кв.м., для осуществления торговой деятельности по реализации полисов страхования по адресу: РСО-Алания, г. Владикавказ, пос. Верхний Ларс, на срок по 31.12.2020.
При определении условий договора суд первой инстанции правильно исходил из требований, установленных постановлением Администрации местного самоуправления г. Владикавказа от 12.09.2018 N 956 "Об утверждении Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов и объектов по оказанию услуг, Положения о проведении конкурса на право размещения нестационарных торговых объектов и объектов оказания услуг, состава конкурсной комиссии по предоставлению права на размещение нестационарных торговых объектов, фиксированной платы на право размещения нестационарных объектов, перечня специализаций нестационарных торговых объектов, минимального ассортиментного перечня и номенклатуры дополнительных групп товаров, типовых архитектурных решений нестационарных торговых объектов, расположенных на территории муниципального образования город Владикавказ", которым в том числе предусмотрена фиксированная плата на право размещения нестационарных объектов на территории муниципального образования г. Владикавказ.
Довод апелляционной жалобы о том, что у общества отсутствовал договор на право размещения нестационарного торгового объекта на 2018 год, в то время как, одним из условий заключения договора на размещение НТО без проведения конкурса является наличие действующего договора на размещение НТО; общество в своем заявлении ссылается на, то, что имеет преимущественное право на заключение Договора, однако это не соответствует действительности, так как согласно ст.4 Положения, преимущественное право на оформление договора на размещение НТО без проведения конкурсных процедур обладает лишь лицо, у которого имеется действующий, на момент вступления в силу указанного Постановления, договор о предоставлении права на размещение нестационарного торгового объекта, в месте, установленном Схемой - отклоняется.
Материалами дела подтверждается, что общество, выражая волеизъявление о продолжении сотрудничества с администрацией путем заключения нового договора о предоставлении права на размещение НТО, без проведения конкурсных процедур, трижды письменно обращалась в администрацию с соответствующими письмами: письмо N 8239 от 07.12.2017, письмо N 725п от 07.02.2018, письмом N 5223 от 14.08.2018 (т.1 л.д. 23-25).
Апелляционный суд учитывает, что первое письменное обращение N 8239п от 07.12.2017 было направлено обществу до момента завершения срока действия договора N 367. Данный факт свидетельствует о добросовестности действий общества, как участка гражданского оборота.
Суд первой инстанции правильно установил, что договор был заключен, но затем он не был продлен по вине администрации, уклонявшейся от его заключения. При удовлетворении требованием суд правомерно руководствовался действующим нормативным актом.
Довод апелляционной жалобы о том, что автотранспорт, который заезжает к указанным НТО, в нарушение пп.6 ч.2 ст. 29 Закона N 257-ФЗ разрушает кромку асфальтобетонного покрытия проезжей части автодороги, при выезде выносит щебень на автодорогу, создает помехи движущемуся в попутном направлении автотранспорту, вследствие чего, может быть совершено ДТП, угрожающее жизни и здоровью участникам дорожного движения - отклоняется. Администрация не указала, каким образом состояние дороги влияет на право общества заключить договор на установку НТО в соответствии со схемой. В деле не имеется сведений о том, что общество отвечает за состояние дороги, на которое указывает администрация.
Довод апелляционной жалобы о том, что при разработке схемы размещения НТО, утвержденной постановлением главы АМС г. Владикавказа от 31.07.2018 N 782, не были учтены требования Закона N 257-ФЗ, в связи с чем, включение в Схему размещения НТО в пределах полосы отвода автомобильной дороги "Владикавказ - Нижний Ларе - граница с Грузией" НТО в пос. В. Ларс, Н. Ларс, без согласования с собственником ФКУ Упрдор "Кавказ", не соответствует положениям п.5 Постановления N370 - отклоняется.
Схема утверждена в установленном порядке, в соответствии с положением о порядке размещения НТО и объектов по оказанию услуг на территории муниципального образования г. Владикавказа, утвержденного Постановлением администрации от 04.07.2016 N 989 Постановлением администрации от 12.09.2019 N 956.
Схема, утвержденная Постановлением администрации от 12.09.2019 N 956 доступна для общего пользования, ни кем не оспорена и является действующей.
Довод апелляционной жалобы о том, что имеется письмо ООО "Газпром трансгаз Ставрополь" N 08-02-43 от 20.02.2019, согласно которому на земельном участке, находящемся вдоль автомобильной Военно-грузинской дороги в районе таможенного поста Верхний Ларс в зоне минимальных расстояний к магистральному газопроводу "Северный Кавказ - Закавказье" диаметром 1200 мм, без согласования с организацией, эксплуатирующей указанный опасный производственный объект-МГ, размещены каркасные нестационарные сооружения - отклоняется.
Постановление об утверждении схемы издавалось с учетом всех факторов влияния. Письмо, на которое ссылается администрация, не препятствует заключению договора и удовлетворению требований общества. Данное письмо не относится к числу нормативных актов, устанавливающих запрет на использование НТО, указанной в схеме.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции не принял во внимание заявление администрации о пропуске обществом трехмесячного срока, установленного главой 24 АПК РФ - отклоняется, поскольку заявленные требования рассматривались не в специальном порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ, а в общем исковом порядке, где трехмесячный срок не применяется.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции вышел за пределы заявленных требований и не известно на основании чего установил срок договора до 31.12.2020 с размером платы за право размещения НТО 153600 рублей в год; кроме того суд обязал администрацию установить иные условия договора в соответствии с нормами Постановления АМС г. Владикавказа от 12.09.2018 N 956, в то время как договор N 367 был заключен на условиях установленных Постановлением АМС г. Владикавказ N 1333 от 29.06.2015 - отклоняется.
Суд первой инстанции учел, что договор был заключен на основании норм постановления от 29.06.2015, установив обязанность администрации восстановить права общества путем заключения нового договора, правомерно руководствовался новым постановлением администрации от 12.09.2019 N 956 и примерным договором о предоставлении права на размещение НТО на территории муниципального образования г. Владикавказ (представлен в материалы дела).
Срок договора избран судом первой инстанции в соответствии с требованием заявителя, с учетом начала судебных разбирательств до вступления в силу решения суда с учетом апелляционного и кассационного обжалования, с учетом следующего полного календарного года использования НТО. Администрация в апелляционной жалобе не приводит доводов о том, что этот срок не является разумным и по каким основаниям он противоречит законодательству.
Доводы апелляционной жалобы не нашли подтверждения.
Иные доводы апелляционной жалобы рассмотрены судом и отклонены, поскольку отмену правильного судебного акта не влекут.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку существенные для дела обстоятельства установлены судом первой инстанции в полном объеме, доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка.
Суд первой инстанции оценил в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства полно и всесторонне; оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, выводы, содержащиеся в решении, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 07.06.2019 по делу N А61-1026/2019.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 07.06.2019 по делу N А61-1026/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.В. Афанасьева |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-1026/2019
Истец: ООО "Союз защиты страхователей "Талисман"
Ответчик: АМС г.Владикавказ
Хронология рассмотрения дела:
04.03.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-12401/20
07.12.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1611/19
01.10.2020 Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания N А61-1026/19
21.02.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-12622/19
11.11.2019 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1611/19
07.06.2019 Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания N А61-1026/19
17.05.2019 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1611/19