г. Санкт-Петербург |
|
19 ноября 2019 г. |
Дело N А26-7355/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 ноября 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Третьяковой Н.О., судей Будылевой М.В., Згурской М.Л.
при ведении протокола судебного заседания Климцовой Н.А.
при участии:
от истца (заявителя): Тимофеева А.А. доверенность от 01.11.2019
от ответчика (должника): Грамович М.Д. доверенность от 09.01.2019
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-29021/2019) ТСН "Риноярви" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.08.2019 по делу N А26-7355/2019 (судья Таратунин Р.Б.), принятое
по заявлению ТСН "Риноярви"
к ГУ - управление пенсионного фонда российской федерации в г. Костомукша республики карелия (межрайонное)
о признании незаконным решения,
установил:
Товарищество собственников недвижимости "Риноярви", адрес: 186931, Республика Карелия, г. Костомукша, ул. Ленина, д. 5, кв. 7,ОГРН 1021000879393 (далее - заявитель, ТСН "Риноярви") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Костомукша Республики Карелия (межрайонное (далее - Фонд) от 27.06.2019 N 009S19190003070.
Решением суда от 21.08.2019 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе ТСН "Риноярви", ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, поскольку между ТСН "Риноярви" и председателем правления договор возмездного оказания услуг либо другой гражданско-правовой договор не заключался; вознаграждение председателю правления не выплачивалось, то у ТСН "Риноярви" отсутствовала обязанность по предоставлению сведений по форме СЗВ-Стаж. Кроме того, постановлением мирового судьи прекращено производство по административному делу в отношении председателя правления в связи с отсутствие состава административного правонарушения.
В судебном заседании представитель ТСН "Риноярви" поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе, и заявил ходатайство о приобщении к материалам дела копии решения Костомукшского городского суда Республики Карелия от 06.11.2019.
Представитель Фонда доводы жалобы отклонил и просит оставить без изменения решение суда первой инстанции.
Ходатайство заявителя о приобщении к материалам дела копии решения Костомукшского городского суда удовлетворено судом апелляционной инстанции.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Фондом проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления ТСН "Риноярви" сведений индивидуального (персонифицированного) учета на основании представленного страхователем расчета ФНС за 4 квартал 2018, по результатам которой 18.05.2019 составлен акт N 009S18190002398.
Рассмотрев материалы проверки, Фонд 27.06.2019 принял решение N 009S19190003070 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в соответствии с которым ТСН "Риноярви" привлечено к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 500 руб. за непредставление формы отчета СЗВ-СТАЖ за 2018 год.
Считая решение Фонда недействительным, ТСН "Риноярви" обжаловало его в судебном порядке.
Решением суда в удовлетворении заявления отказано.
Апелляционная инстанция, выслушав мнение представителей сторон, изучив материалы дела и оценив доводы жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона N 167-ФЗ организации являются страхователями, субъектами обязательного пенсионного страхования.
Правовые основы и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, определены Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона N 27-ФЗ на территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, на котором содержатся предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения.
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ предусмотрено, что страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона N 27-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ) страхователь обязан предоставлять отчетность в соответствии с установленными формами.
Форма "Сведения о страховом стаже" (СЗВ-СТАЖ), форма "Сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1)", форма "Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗВ-КОРР)", а также порядок их заполнения и формат утверждены постановлением Правления ПФР от 06.12.2018 N 507п.
В данном случае Фондом при сверке имеющейся информации из Расчета по страховым взносам за 4 квартал 2018, представленного страхователем в ФНС, и форм СЗВ-СТАЖ за 2018 установлено, что страхователем не представлена форма СЗВ-СТАЖ за 2018 на одно застрахованное лицо.
Под работающими гражданами понимаются лица, указанные в статье 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", то есть лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, в частности, граждане Российской Федерации, работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг.
Признаки трудовых отношений закреплены в статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ТК РФ), согласно которой трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем, в частности, о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
При этом, согласно статье 16 ТК РФ трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
Таким образом, работодатель, зарегистрированный в Пенсионном фонде Российской Федерации в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию, обязан представлять отчетность по индивидуальному (персонифицированному) учету, в том числе по форме СЗВ-СТАЖ, в соответствии с нормами действующего законодательства в отношении застрахованных лиц, работающих в организации по трудовому или гражданско-правовому договору, в том числе в отношении руководителей организации, являющихся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества.
Из изложенных норм следует, что даже при отсутствии заключенного в письменной форме трудового договора, при фактическом допуске работника к работе с ведома или по поручению работодателя, возникают трудовые отношения между работником и работодателем, следовательно, такое лицо является застрахованным лицом в соответствии со статьей 7 Федерального закона N 167-ФЗ и в отношении такого лица подлежат предоставлению сведения по форме СЗВ-М-СТАЖ вне зависимости от фактического осуществления выплат и иных вознаграждений за отчетный период в пользу вышеуказанных лиц, а также вне зависимости от уплаты страховых взносов (письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 16.03.2018 N 17-4/10/В-1846).
Кроме того, в отношении обязанности представления отчетности в отношении работающих по трудовому договору лиц вне зависимости от фактического осуществления выплат и иных вознаграждений, разъяснения были даны и в письме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации 07.07.2016 N 21-1/10/В-4587.
С учетом изложенного, вопреки позиции подателя апелляционной жалобы, у ТСН имеется обязанность по представлению в Пенсионный фонд сведений, указанных в пункте 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, в отношении председателя правления ТСН.
Ссылка подателя жалобы на постановление мирового судьи, оставленное без изменения решением Костомукшского городского суда, в соответствии с которым прекращено производство по административному делу в отношении председателя правления в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.33.2 КоАП РФ, отклоняется судом апелляционной инстанции.
В рамках настоящего дела оспаривается решение Фонда о привлечении ТСН "Риноярви" к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, а к не административной ответственности, в связи с чем, упомянутый судебный акт мирового судьи не имеет преюдициального значения для данного дела.
Кроме того, прекращение по делу об административном правонарушении в отношении председателя правления ТСН, не свидетельствует об отсутствии факта совершения ТСН правонарушения законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.08.2019 по делу N А26-7355/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.О. Третьякова |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-7355/2019
Истец: Товарищество собственников недвижимости "Риноярви"
Ответчик: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. КОСТОМУКША РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ МЕЖРАЙОННОЕ
Хронология рассмотрения дела:
23.06.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1195/20
19.11.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-29021/19
21.08.2019 Решение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-7355/19
22.07.2019 Определение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-7355/19