г. Чита |
|
20 ноября 2019 г. |
дело N А78-10468/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 ноября 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей: Басаева Д.В., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Нефтемаркет" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 27 сентября 2019 года по делу N А78-10468/2019 по заявлению публичного акционерного общества "Нефтемаркет" (ОГРН 1027501152601, ИНН 7535002680) к Центральному банку Российской Федерации (ОГРН 1037700013020, ИНН 7702235133) 10377000130207702235133 об отмене постановления N 19-16195/3110-1 от 05.08.2019 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании:
от публичного акционерного общества "Нефтемаркет" - Анкехва П.К. - представителя по доверенности от 26.01.2018,
от Центрального банка Российской Федерации - Лэсь Е.Е. - представителя по доверенности N ДВР18-Т6/204 от 23.11.2018,
установил:
публичное акционерное общество "Нефтемаркет" (далее - заявитель, общество или ПАО "Нефтемаркет") обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края к Центральному Банку Российской Федерации (далее - Банк России, административный орган) с заявлением об отмене постановления N 19-16195/3110-1 от 05.08.2019 года о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьёй 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 27 сентября 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано полностью.
Не согласившись с указанным решением, общество обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, выражая своё несогласие с ним. Не оспаривая факт инкриминируемого правонарушения, общество полагает, что в данном случае возможно применение положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы жалобы.
Банк России в представленном письменном отзыве на апелляционную жалобу считает её незаконной и необоснованной. Просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель административного органа поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается отчётом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству.
В соответствии с частью 2 статьи 210 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, изучив материалы дела, выслушав представителей общества и Банка России, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришёл к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ПАО "Нефтемаркет" зарегистрировано в качестве юридического лица до 01.07.2002 инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ингодинскому административному району г. Читы - 04.06.1994, основной государственный регистрационный номер 1027501152601 присвоен юридическому лицу 01.07.2002.
В ходе мониторинга соблюдения ПАО "Нефтемаркет" законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах Дальневосточным ГУ Банка России проведён анализ информации, раскрываемой ПАО "Нефтемаркет" в ленте новостей и на странице в сети Интернет, используемой ПАО "Нефтемаркет" для раскрытия информации и доступной по ссылке http://www.edisclosure.ru/portal/company.aspx?id=3986 (далее - страница в сети Интернет), в ходе которого установлено, что текст годовой бухгалтерской (финансовой) отчётности ПАО "Нефтемаркет" за 2018 год опубликован на странице в сети Интернет 18.04.2019, с нарушением установленного срока.
Дальневосточным ГУ Банка России 25.06.2019 составлено заключение о выявлении признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ.
Согласно пункту 2.4 Регламента взаимодействия структурных подразделений и должностных лиц Дальневосточного главного управления Центрального банка РФ при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях, утвержденного Приказом Дальневосточного ГУ Банка России от 04.07.2018 N ОДТ7-975, заключение направлено в Отделение по Забайкальскому краю Сибирского главного управления Центрального банка РФ для принятия правового решения.
Выявленные обстоятельства послужили поводом для возбуждения в отношении ПАО "Нефтемаркет" дела об административном правонарушении, о чём должностным лицом Отделения по Забайкальскому краю Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации 22.07.2019 составлен соответствующий протокол N ТУ-76- ЮЛ-19-16195/1020-1.
Постановлением Банка России N 19-16195/1020-1 по делу об административном правонарушении N ТУ-76-ЮЛ-19-16195 от 05.08.2019 года ПАО "Нефтемаркет" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 15.19 КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 350 000 рублей.
Не согласившись с названным постановлением, ПАО "Нефтемаркет" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о законности оспариваемого постановления правильными, исходя из следующего.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объёме.
Банк России в силу статьи 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон N 86-ФЗ) является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 28.3 КоАП протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
В соответствии с подпунктом 1.2 пункта 1 Указания Банка России от 27.02.2017 N 4300-У "О перечне должностных лиц Банка России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях" протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.19 КоАП РФ, уполномочены составлять руководители территориальных учреждений Банка России, их заместители, а также иные должностные лица территориальных учреждений Банка России, уполномоченные приказами руководителей территориальных учреждений Банка России.
Приказом Отделения по Забайкальскому краю Сибирского главного управления Банка России от 20.05.2019 N ОДТ676-250 ведущий юрисконсульт юридического отдела Отделения по Забайкальскому краю Сибирского главного управления Банка России Лэсь Е.Е. уполномочен составлять протоколы об административных правонарушениях.
Согласно статье 23.74 КоАП РФ Банк России рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.19 настоящего Кодекса (часть 1). Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени Банка России вправе руководители территориальных подразделений Центрального банка Российской Федерации, их заместители, в компетенцию которых входят вопросы в области надзора и контроля в сфере финансовых рынков (за исключением банковской деятельности) (пункт 3 части 2).
Таким образом, протокол N ТУ-76-ЮЛ-19-16195/1020-1 об административном правонарушении от 22.07.2019 составлен, и постановление N 19-16195/3110-1 от 05.08.2019 вынесено уполномоченными на совершение таких процессуальных действий должностными лицами Банка России.
Требования статей 25.1, 25.15, 28.1 и 28.3 КоАП РФ Банком России соблюдены.
В соответствии с частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ нераскрытие или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организацией, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с представлением и раскрытием информации на рынке ценных бумаг и обеспечением нормального функционирования этого рынка.
Объективную сторону вменяемого нарушения образует нарушение срока раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
На основании пунктов 10.1, 10.2 статьи 4, статьи 76.2 Закона N 86-ФЗ Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах, а также регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах в целях защиты прав и законных интересов акционеров и инвесторов.
Раскрытие информации на рынке ценных бумаг в понимании пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон N 39-ФЗ) это обеспечение её доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию.
В силу пункта 1 статьи 66.3 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путём открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержит указание на то, что общество является публичным.
В силу пункта 1 статьи 92 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ) публичное акционерное общество обязано раскрывать, в том числе годовую бухгалтерскую (финансовую) отчётность и иные сведения, определяемые Банком России.
Пунктом 2 статьи 92 Закона N 208-ФЗ определено, что обязательное раскрытие информации обществом, включая непубличное общество, в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг осуществляется обществом в объёме и порядке, которые установлены Банком России.
Состав, порядок и сроки раскрытия информации акционерным обществом установлены Положением Банка России от 30.12.2014 N 454-П "О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг" (далее - Положение N 454-П).
Акционерные общества на основании пункта 71.1 Положения N 454-П обязаны раскрывать информацию в форме годовой бухгалтерской (финансовой) отчётности.
Согласно пункту 71.4 Положения N 454-П годовая бухгалтерская (финансовая) отчётность акционерного общества, в случае если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту, раскрывается путем опубликования ее текста на странице в сети Интернет в срок не позднее трех дней с даты составления аудиторского заключения, выражающего в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности, но не позднее трех дней с даты истечения установленного законодательством Российской Федерации срока представления обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" обязательный аудит проводится, в том числе в случае, если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества.
В соответствии со сведениями, размещенными на официальном сайте Федеральной налоговой службы России в сети Интернет (http://www.egrul.nalog.ru), 05.09.2016 внесены изменения в фирменное наименование ПАО "Нефтемаркет, содержащие указание на публичный статус (полное фирменное наименование: публичное акционерное общество "Нефтемаркет", сокращенное фирменное наименование: ПАО "Нефтемаркет", ОГРН 2167536270515 от 05.09.2016), следовательно, ПАО "Нефтемаркет является публичным акционерным обществом, и на него распространяется обязанность осуществлять раскрытие информации в соответствии с пунктом 1 статьи 92 Закона N 208-ФЗ в порядке, предусмотренном Положением N 454-П.
Как указывалось ранее, в ходе мониторинга соблюдения ПАО "Нефтемаркет" законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах Центральным Банком проведён анализ информации, раскрываемой ПАО "Нефтемаркет" в ленте новостей и на странице в сети Интернет, используемой ПАО "Нефтемаркет" для раскрытия информации и доступной по ссылке http://www.edisclosure.ru/portal/company.aspx?id=3986, в ходе которого установлено, что текст годовой бухгалтерской (финансовой) отчётности ПАО "Нефтемаркет" за 2018 год опубликован на странице в сети Интернет 18.04.2019.
Вместе с тем, дата истечения установленного законодательством Российской Федерации срока представления обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчётности за 2018 год 01.04.2019 (31.03.2019 - выходной день), текст годовой бухгалтерской (финансовой) отчётности общества за 2018 год должен быть опубликован на странице в сети Интернет не позднее 04.04.2019.
Таким образом, в нарушение пункта 71.4 Положения N 454-П годовая бухгалтерская (финансовая) отчётность ПАО "Нефтемаркет" за 2018 год раскрыта путём опубликования её текста на странице в сети Интернет с нарушением установленного срока.
Данные обстоятельства, а также факт выявленного нарушения представителем общества не оспаривается.
На основании изложенного, суд находит доказанным в действиях ПАО "Нефтемаркет" объективной стороны правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ, выразившейся, в нарушении срока раскрытия информации акционерным обществом.
Невыполнение обществом указанной выше обязанности образует событие административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ.
Доказательства по делу об административном правонарушении в понимании части 1 статьи 26.2 КоАП РФ это любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные на основании части 2 статьи 26.2 КоАП РФ устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Факт нарушение срока предоставления отчётности подтверждается, в том числе:
- протоколом об административном правонарушении от 22.07.2019 N ТУ-76-ЮЛ-19-16195/1020-1,
- постановлением о привлечении к административной ответственности N 19-16195/3110-1 от 05.08.2019.
Административное правонарушение в силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ - это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое этим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо в понимании части 2 статьи 2.1 КоАП РФ признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В пункте 16.1 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что обществом предпринимались все зависящие от него меры, направленные на соблюдение требований пункта 1 статьи 66.3 ГК РФ, статьи 92 Закона N 208-ФЗ, пунктов 71.1, 71.4 Положения Банка России от 30.12.2014 N454-П, а также отсутствие у заявителя возможности выполнить, указанные требования не представлены. Общество не представило ни административному органу, ни суду первой инстанции достаточных пояснений и доказательств, подтверждающих надлежащее принятие им всех необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства, что свидетельствует о наличии вины в совершении вменяемого административного правонарушения.
Изложенные обстоятельства, в их совокупности позволяют суду сделать вывод о наличии в действиях общества состава вменяемого правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ.
Каких-либо нарушений процессуальных требований, не позволивших административному органу полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, судом апелляционной инстанции не установлено.
Предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен.
Нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено.
Мера наказания (административный штраф) определена административным органом с учётом положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ.
Оценив характер правонарушения, суд апелляционной инстанции не установил обстоятельств совершения, позволяющих квалифицировать правонарушение в качестве малозначительного.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объёме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Согласно части 2 статьи 30.2 КоАП РФ, части 4 статьи 208 АПК РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается, как не облагаются пошлиной и жалобы на принятые по таким заявлениям судебные акты.
В связи с чем, уплаченная заявителем апелляционной жалобы государственная пошлина в размере 3 000 рублей подлежит возврату заявителю в силу пункта 1 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 27 сентября 2019 года по делу N А78-10468/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить публичному акционерному обществу "Нефтемаркет" (ОГРН 1027501152601, ИНН 7535002680) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 000 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 03.10.2019 N 8331 при подаче апелляционной жалобы.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путём подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Басаев Д.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-10468/2019
Истец: ПАО "НЕФТЕМАРКЕТ"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: Отделение по Забайкальскому краю СГУ Центрального банка РФ