г. Вологда |
|
24 января 2024 г. |
Дело N А05-543/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2024 года.
В полном объеме постановление изготовлено 24 января 2024 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Рогатенко Л.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области" на определение Арбитражного суда Архангельской области от 16 ноября 2023 года по делу N А05-543/2021,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Северо-Запад" (ОГРН 1047855175785, ИНН 7802312751; адрес: 196247, Санкт-Петербург, площадь Конституции, дом 3, литера А, помещение 16Н; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе в связи отказом от иска в части взыскания долга, к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области" (ОГРН 1022900532490, ИНН 2901086624; адрес: 163050, Архангельской области, город Архангельск, улица Пирсовая, дом 27; далее - Учреждение) о взыскании 30 476 руб. 48 коп. пеней, начисленных за период с 22.12.2020 по 04.02.2021.
Кроме того, истец просил отнести на ответчика 132 руб. судебных издержек.
Решением суда от 02.03.2021 производство по делу в части исковых требований о взыскании основного долга в сумме 840 000 руб. прекращено, остальные исковые требования удовлетворены. Кроме того, с Учреждения в пользу Общества взыскано 2 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины и 132 руб. в возмещение судебных издержек.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2021 решение суда оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.09.2021 указанные решение суда и постановление суда апелляционной инстанции оставлены без изменения, а кассационная жалоба без удовлетворения.
Платежным поручением от 03.09.2021 N 819938 Учреждение произвело оплату взысканных по решению суда денежных сумм.
Общество 11.10.2023 обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением об индексации присужденных судом денежных сумм путем взыскания с Учреждения 670 руб. 90 коп. индексации за период с 11.06.2021 по 03.09.2021.
Определением суда от 16 ноября 2023 года с Учреждения в пользу Общества взыскано 506 руб. 07 коп. в качестве индексации присужденных денежных сумм. В удовлетворении остальной части заявления отказано.
Учреждение с определением суда не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на то, что источником финансирования ответчика являются средства федерального бюджета, и оно может выполнять возложенные на него финансовые обязательства в пределах выделенных вышестоящим распорядителем лимитов финансирования. Ссылается на особый порядок исполнения судебных актов бюджетным учреждением.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, ввиду изложенного дело рассмотрено в отсутствие данных лиц в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд находит определение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу ответчика не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебных актов, а также невыполнение требований арбитражных судов влечет за собой ответственность, установленную Кодексом и другими федеральными законами (часть 2 статьи 16 АПК РФ).
В частности статьей 183 АПК РФ предусмотрена индексация присужденных судом денежных сумм на день исполнения решения суда в случаях и в размерах, которые предусмотрены Федеральным законом или договором.
В практике Конституционного Суда Российской Федерации институт индексации присужденных денежных сумм расценивается в качестве предусмотренного процессуальным законодательством упрощенного порядка возмещения взыскателю финансовых потерь, вызванных несвоевременным исполнением должником решения суда, когда взысканные суммы обесцениваются в результате экономических явлений. При этом индексация не является мерой гражданско-правовой ответственности должника за ненадлежащее исполнение денежного обязательства, а представляет собой правовой механизм, позволяющий полностью возместить потери взыскателя от длительного неисполнения судебного решения в условиях инфляционных процессов (определения от 20.03.2008 N 244-О-П и от 06.10.2008 N 738-О-О, Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2022), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 12.10.2022).
Правовая природа индексации присужденных денежных сумм анализировалась и Верховным Судом Российской Федерации, который, ссылаясь на выработанные им ранее правовые позиции, отметил, что индексация представляет собой упрощенный порядок возмещения взыскателю денежных потерь, вызванных обесцениванием в результате экономических явлений присужденных денежных сумм, обязанность уплатить которые лежит на должнике; не являясь по своей природе санкцией, индексация не ставится в зависимость от вины должника и должна быть произведена с момента присуждения денежных сумм до фактического исполнения решения суда (определение Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2020 N 18-КГ19-147).
В соответствии с частью 1 статьи 183 АПК РФ в редакции Федерального закона от 11.06.2022 N 177-ФЗ по заявлению взыскателя или должника арбитражный суд первой инстанции, рассмотревший дело, производит индексацию присужденных судом денежных сумм на день исполнения решения суда. Если иное не предусмотрено федеральным законом, присужденные денежные суммы индексируются со дня вынесения решения суда или, если решением суда предусмотрена выплата присужденной денежной суммы в предстоящем периоде, с момента, когда такая выплата должна была быть произведена. Если иное не предусмотрено федеральным законом или договором, для индексации используется официальная статистическая информация об индексе потребительских цен на товары и услуги в Российской Федерации, размещаемая на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Применение статьи 183 АПК РФ при исполнении судебных актов об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации требует учета особенностей таких субъектов, как государство и его публично-территориальные образования, которые реализуют функции публичной власти в своих пределах (Российская Федерация, ее субъект, муниципальное образование) и связаны в силу этого необходимостью использовать имеющиеся у них материальные, включая финансовые, средства на цели осуществления их полномочий (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2005 N 8-П).
Проверив конституционность положений статьи 183 АПК РФ, пунктов 1 и 2 статьи 242.1 и пункта 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 22.06.2023 N 34-П (далее - Постановление N 34-П) указал, что, несмотря на то, что оспариваемые законоположения создают различные условия для взыскателей в зависимости от лица, выступающего должником, они не могут быть в этой связи признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, поскольку из совокупности приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации вытекает необходимость учета особенностей порядка исполнения решения судов отдельными категориями должников для целей применения механизма индексации денежных сумм, в частности взысканных с публично-правовых образований.
Совершение уполномоченными органами действий по исполнению судебных актов в установленном законом порядке, в соответствии с принципами бюджетного регулирования, в пределах предусмотренных сроков не может расцениваться как несвоевременное исполнение судебного акта, неправомерная задержка его исполнения. Риск же инфляционного обесценивания взысканных денежных сумм зависит от поведения самого взыскателя, и его можно минимизировать, незамедлительно предъявив исполнительный документ к исполнению. В то же время взыскатель, не предъявляя таковой к исполнению в установленном порядке, может способствовать длительному неисполнению судебного акта, а значит, увеличению размера выплат в результате индексации взысканных сумм. Применение индексации без учета особенностей порядка исполнения судебного акта публично-правовым образованием, связывающих начало данной процедуры с волеизъявлением взыскателя, способно привести к злоупотреблениям со стороны последнего и к использованию института индексации присужденных сумм в качестве способа обогащения.
Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что даже с учетом того, что законодателем введен особый порядок индексации денежных сумм, взыскиваемых с должника - публично-правового образования за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и, соответственно, невозможна индексация со дня вынесения судебного акта, нельзя не признать, что статья 183 АПК РФ в действующей редакции - в системной связи с положениями пунктов 1 и 2 статьи 242.1 и пункта 6 статьи 242.2 БК РФ - не дает ясного ответа на вопрос о конкретных сроках индексации сумм, взыскиваемых с такого должника, и порождает различное толкование спорного регулирования.
Неоднозначность, неясность, противоречивость правового регулирования неизбежно препятствуют адекватному уяснению установленных законом правил, допускают возможность неограниченного усмотрения судебной власти в процессе их применения, создают предпосылки для избирательного правосудия, чем ослабляют гарантии защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина.
При таком положении Конституционный Суд Российской Федерации признал положения статьи 183 АПК РФ, пунктов 1 и 2 статьи 242.1 и пункта 6 статьи 242.2 БК РФ в их взаимосвязи не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования неопределенность их нормативного содержания порождает неоднозначное решение вопроса о дне, начиная с которого должен исчисляться срок индексации присужденных судом денежных сумм при обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и предписал федеральному законодателю незамедлительно принять меры по устранению неопределенности содержания указанных норм в их взаимосвязи.
Конституционный Суд Российской Федерации постановил, что впредь до внесения федеральным законодателем в действующее правовое регулирование изменений, вытекающих из Постановления N 34-П, исчисление срока индексации присужденных судом денежных сумм при обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации должно осуществляться начиная со дня поступления исполнительных документов, названных в статье 242.1 БК РФ, на исполнение.
Как видно из дела, исполнительный лист по настоящему делу поступил в орган Федерального казначейства 11.06.2021 (том 1, лист 168), решение исполнено 03.09.2021 путем перечисления денежных средств на счет истца по платежному поручению от 03.09.2021 N 819938.
Таким образом, с учетом приведенных выше норм и позиции Конституционного Суда Российской Федерации период индексации (с 11.06.2021 по 03.09.2021) истцом определен верно.
Проверив расчет индексации истца, суд признал его частично необоснованным, поскольку он произведен Обществом исходя из индексов роста потребительских цен на товары и услуги по Архангельской области (за июнь 2021 года - 100,85, за июль 2021 года - 100,54, за август 2021 года - 100, 14, за сентябрь 2021 года - 100,79), в то время как необходимо использовать официальную статистическую информацию об индексе потребительских цен (тарифов) на товары и услуги в Российской Федерации, размещаемую на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
С 01.01.2022 индекс потребительских цен рассчитывается в соответствии с Официальной статистической методологией наблюдения за потребительскими ценами на товары и услуги и расчета индексов потребительских цен, утвержденной приказом Росстата от 15.12.2021 N 915.
Согласно данным Росстата индекс потребительских цен в 2021 году составил (в % к предыдущему месяцу 2021 года): за июнь 2021 года - 100,69, за июль 2021 года - 100,31, за август 2021 года - 100,17, за сентябрь 2021 года - 100,60.
Рассчитанная таким образом сумма индексации, подлежащая начислению за период с 11.06.2021 по 03.09.2021, составляет 506 руб. 07 коп. В удовлетворении остальной части заявления судом отказано.
Обществом выводы суда в данной части не оспорены, определение не обжаловано.
Апелляционная инстанция также не находит оснований для изменения взысканной судом суммы индексации.
Ссылки Учреждения на: то, что источником его финансирования являются средства федерального бюджета, и оно может выполнять возложенные на него финансовые обязательства в пределах выделенных вышестоящим распорядителем лимитов финансирования; особый порядок исполнения судебных актов бюджетным учреждением, судом апелляционной инстанции отклоняются, так как в силу изложенного выше данные обстоятельства не освобождают ответчика от возмещения взыскателю денежных потерь, вызванных обесцениванием в результате экономических явлений присужденных денежных сумм, обязанность уплатить которые лежит на должнике. В то же время статус Учреждения и порядок исполнения судебных актов бюджетным учреждением учтены истцом и судом при исчислении срока индексации.
Таким образом, поскольку выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, нормы процессуального права применены правильно, оснований для отмены принятого судебного акта по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Архангельской области от 16 ноября 2023 года по делу N А05-543/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья |
Л.Н. Рогатенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-543/2021
Истец: ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада"
Ответчик: Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области"
Хронология рассмотрения дела:
24.01.2024 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-10111/2023
08.09.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-9650/2021
17.05.2021 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-3397/2021
02.03.2021 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-543/2021