город Воронеж |
|
22 ноября 2019 г. |
Дело N А48-4944/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 ноября 2019 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Капишниковой Т.И.,
Малиной Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Клиника "Альтаир": Федяева В.С. - представителя по доверенности от 12.10.2018, Болдырева А.И. - представителя по доверенности от 01.11.2019;
от Департамента здравоохранения Орловской области: Пензевой М.И. - представителя по доверенности N 62-01-21/155 от 01.02.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Клиника "Альтаир" на решение Арбитражного суда Орловской области от 29.07.2019 по делу N А48-4944/2019, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Клиника "Альтаир" (г. Орел, ул. Салтыкова-Щедрина, д. 21, пом. 13, ИНН 5753070905, ОГРН 1185749006739) к Департаменту здравоохранения Орловской области (г.Орел, пл.Ленина, д.1, ОГРН 1155749000604, ИНН 5753061308) о признании незаконными приказа об отказе в предоставлении лицензии на осуществление медицинское деятельности от 17.01.2019 N 10 и уведомления об отказе в предоставлении лицензии на осуществление медицинское деятельности от 17.01.2019 N 62-01-21/32, обязании Департамента здравоохранения Орловской области переоформить лицензию на осуществление медицинское деятельности, выданную ООО "Клиника "Альтаир",
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Клиника "Альтаир" (далее - заявитель, Общество, ООО "Клиника "Альтаир") обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Департаменту здравоохранения Орловской области (далее - Департамент, Департамент здравоохранения) о признании незаконными приказа от 17.01.2019 N 10 об отказе в предоставлении лицензии на осуществление медицинской деятельности и уведомления от 17.01.2019 N 62-01-21/32 об отказе в предоставлении лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные Департаментом здравоохранения Орловской области в отношении ООО "Клиника "Альтаир", недействительными и отменить их, обязать Департамент здравоохранения Орловской области переоформить лицензию на осуществление медицинской деятельности, выданную ООО "Клиника "Альтаир", включив в приложение к лицензии на осуществление медицинской деятельности следующие работы (услуги), составляющие медицинскую деятельность: при оказании первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи следующие работы (услуги): - при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности), обязать Департамент здравоохранения Орловской области переоформить лицензию на осуществление медицинской деятельности, выданную ООО "Клиника "Альтаир", включив в приложение к лицензии на осуществление медицинской деятельности следующие работы (услуги), составляющие медицинскую деятельность: при оказании первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи следующие работы (услуги): - при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: акушерству и гинекологии (использованию вспомогательных репродуктивных технологий) (с учетом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением от 29.07.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом, ООО "Клиника "Альтаир", обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель полагает, что в вынесенном решении суд первой инстанции неправомерно ссылается на подпункт "а" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности. Полагает, что пункт 5 Положения содержит лицензионные требования к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, но не к соискателю лицензии. Также полагает, что суд первой инстанции неправомерно ссылается на Порядок оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)", утвержденный приказом Министерства здравоохранения РФ от 01.112012 N 572н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)", поскольку пунктом 2 Порядка N 572н предусмотрено, что его действие распространяется на медицинские организации, оказывающие акушерско-гинекологическую медицинскую помощь, независимо от форм собственности, тогда как заявитель являлся соискателем лицензии. Полагает, что согласно Приказу Министерства здравоохранения от 11.03.2013 N 121н, лицензия на работы по акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности) может быть выдана организации в 4 (четырех) различных вариантах, в зависимости от работ (услуг), которые соискатель лицензии планирует выполнять. Один или несколько вариантов соискатель выбирает самостоятельно. Следовательно, если Министерства здравоохранения от 11.03.2013 N 121н допускает получение лицензии на данный вид работ (услуг) в амбулаторных условиях, то Департамент не вправе требовать от соискателя лицензии организовать дневной стационар или стационар. Требование обязательного наличия у соискателя лицензии для выполнения работ (услуг) по акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности) в амбулаторных условиях именно малой операционной в приказе Министерства здравоохранения отсутствует. Следовательно, вывод суда и Департамента здравоохранения о том, что малая операционная необходима для того, чтобы получить лицензию на данный вид работ при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, является незаконным. Кроме того, считает, что врач - анестезиолог-реаниматолог, в соответствии с должностными обязанностями, участвует при проведении операционного воздействия на пациента, тогда как ООО "Клиника "Альтаир" обратилось в Департамент с заявлением на получение лицензии на работы по акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности) в амбулаторных условиях, поэтому заявитель не обязан иметь операционную и проводить операции, а, следовательно, иметь в штате врача данной специализации. Кроме того, консультирование по искусственному прерыванию беременности, а также медикаментозное прерывание беременности (клинические рекомендации (протокол лечения) "Медикаментозное прерывание беременности" (письмо Минздрава от 15.10.2015 N15-4/10/2-6120) не содержат необходимости в обезболивании. Полагает, что суд неправомерно не применил Клинические рекомендации (протокол лечения) "Медикаментозное прерывание беременности" (письмо Минздрава от 15.10.2015 N15-4/10/2-6120), подтверждающие возможность проведения организацией медикаментозного прерывания беременности без наличия малой операционной в амбулаторных условиях. Вывод суда о том, что ссылка заявителя на Номенклатуру медицинских услуг, утвержденную приказом Министерства здравоохранения РФ от 13.10.2017 N 804н и письмо Министерства здравоохранения РФ от 04.07.2018 N17-2/10/2-4323 несостоятельна, является неправомерным. Департамент здравоохранения Орловской области не принял во внимание то обстоятельство, что законодатель разграничил условия предоставления платных медицинских услуг и медицинских услуг, предоставляемых в программе госгарантий. Приказы Министерства здравоохранения, содержащие порядок оказания медицинских услуг, а именно в данном случае приказ N 107н содержит порядок оказания медицинских услуг в полном объеме, возможном на территории РФ. Полагает, что Департамент не учитывает право медицинской организации на оказание платных медицинских услуг, в том числе в виде отдельных услуг и консультаций, требуя организовать оказание полного возможного объема услуг.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, ООО "Клиника "Альтаир" обратилось в Департамент здравоохранения Орловской области с заявлением о предоставлении лицензии на медицинскую деятельность медицинских организаций (за исключением медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти) от 03.12.2018 по следующим работам (услугам), составляющим медицинскую деятельность:
1) при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: сестринскому делу, сестринскому делу в косметологии;
2) при оказании первичной врачебной медико-санитарной помощи по: организации здравоохранения и общественному здоровью: терапии;
3) при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: акушерству и гинекологии (использованию вспомогательных репродуктивных технологий); акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности); акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий и искусственного прерывания беременности); травматологии и ортопедии; ультразвуковой диагностике; урологии.
В ходе проведения внеплановой документарной и выездной проверки ООО "Клиника "Альтаир" с целью установления возможности выполнения лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности по заявлению ООО "Клиника "Альтаир" о предоставлении лицензии на осуществление медицинской деятельности, результаты которой отражены в акте проверки от 17.01.2019, Департаментом установлены нарушения обязательных требований:
1) не соблюдение пункта "а" пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение N 291), в части: наличия зданий, строений, сооружений и (или) помещений, принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и отвечающих установленным требованиям, а именно:
- отсутствует помещение малой операционной (манипуляционной), отсутствует эмбриологическая комната, отсутствует помещение криохранилища, отсутствует помещение для сдачи спермы, отсутствует помещение ординаторской отсутствует помещение, выделенное как склад расходных материалов в соответствии с приказом Минздрава России от 30 августа 2012 года N 107н "О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению";
- отсутствует помещение (договор с иной организацией) врача-психотерапевта (медицинского психолога или психолога);
- отсутствует помещение малой операционной, которое является обязательным помещением при проведении работ (услуг) по искусственному прерыванию беременности в соответствии с приказом Минздрава России от 1 ноября 2012 года N 572н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)";
- отсутствует помещение дневного стационара, стационара в соответствии с пунктами 108, 109 приказа Минздрава России от 1 ноября 2012 года N 572н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)".
2) Не соблюдение пункта "б" пункта 4 Положения N 291 в части: наличия принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в установленном порядке а именно:
- необходимого оборудования в соответствии с приложением N 3 приказа Минздрава России от 30 августа 2012 года N 107н "О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению";
- необходимого оборудования в соответствии с приказом Минздрава России от 1 ноября 2012 года N 572н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)" при проведении работ (услуг) по искусственному прерыванию беременности;
- необходимого оборудования кабинета травматологии и ортопедии в соответствии с приказом Минздрава России от 12 ноября 2012 года N 901н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "травматология и ортопедия";
3) Не соблюдение пункта "д" пункта 4 Положения N 291 в части: наличия заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием).
4) Не соблюдение пункта "и" пункта 4 Положения N 291 в части наличия внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
Приказом Департамента здравоохранения Орловской области от 17.01.2019 N 10 ООО "Клиника "Альтаир" отказано в предоставлении лицензии на осуществление медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"). Основанием к отказу послужили выводы Департамента о несоответствии соискателя лицензии установленным требованиям (подпунктов "а", "б", "д", "и" пункта 4 Положения N 291).
Уведомлением Департамента об отказе в предоставлении лицензии на осуществление медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") от 17.01.2019 года N 62-01-21/32 было сообщено директору ООО "Клиника "Альтаир" об отказе в предоставлении лицензии.
11.02.2019 ООО "Клиника "Альтаир" обратилось в Департамент здравоохранения Орловской области с заявлением о предоставлении лицензии на медицинскую деятельность медицинских организаций (за исключением медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти) по следующим работам (услугам), составляющим медицинскую деятельность:
При оказании первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи:
1) при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: сестринскому делу сестринскому делу в косметологии;
2) при оказании первичной врачебной медико-санитарной помощи по: организации здравоохранения и общественному здоровью терапии;
3) при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий и искусственного прерывания беременности) травматологии и ортопедии ультразвуковой диагностике урологии.
По результатам проверки полноты и достоверности содержащихся в указанном заявлении и документах сведений, в том числе проверки соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям, Департаментом здравоохранения Орловской области принято решение о предоставлении ООО "Клиника "Альтаир" лицензии на осуществление медицинской деятельности.
ООО "Клиника "Альтаир" выдана лицензия ЛО-57-01-001347 от 04.03.2019 на осуществление медицинской деятельности согласно приложению к лицензии.
Не согласившись с Приказом об отказе в предоставлении лицензии на осуществление медицинское деятельности от 17.01.2019 N 10 и уведомлением об отказе в предоставлении лицензии на осуществление медицинское деятельности от 17.01.2019 N 62-01-21/32 Общество обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции при рассмотрении данного спора правомерно руководствовался следующим.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) медицинская деятельность входит в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия.
В пункте 2 части 7 статьи 14 Федерального закона N99-ФЗ предусмотрено, что основанием отказа в предоставлении лицензии является установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям.
Порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково" утвержден постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" (далее - Положение о лицензировании).
В силу пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности, являются:
а) наличие зданий, строений, сооружений и (или) помещений, принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и отвечающих установленным требованиям;
б) наличие принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в установленном порядке;
д) наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием);
и) наличие внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
Как видно из материалов дела Общество имело намерение осуществлять работу (услуги) составляющие медицинскую деятельность: при оказании первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи следующие работы (услуги): - при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности), при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: акушерству и гинекологии (использованию вспомогательных репродуктивных технологий).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также соблюдение порядков оказания медицинской помощи.
Согласно подпункту 2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями.
Порядок оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)" утвержден приказом Министерства здравоохранения РФ от 01.11.2012 N 572н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)" (далее - Порядок N 572н).
Пунктом 2 Порядка N572н предусмотрено, что его действие распространяется на медицинские организации, оказывающие акушерско-гинекологическую медицинскую помощь, независимо от форм собственности.
В соответствии с пунктом 101 Порядка искусственное прерывание беременности, в том числе несовершеннолетним, проводится врачом-акушером-гинекологом в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, включая работы (услуги) по "акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)".
Порядок организации оказания медицинской помощи с использованием методов вспомогательных репродуктивных технологий утвержден приказом Министерства здравоохранения РФ от 30.08.2012 N 107н "О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению" (далее -Порядок N 107н).
Медицинская помощь с использованием вспомогательных репродуктивных технологий пациентам с бесплодием оказывается в рамках первичной специализированной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи (пункт 2 Порядка).
Пунктом 5 Порядка предусмотрено, что оказывать медицинскую помощь с использованием методов вспомогательных репродуктивных технологий вправе медицинские организации, созданные как Центры вспомогательных репродуктивных технологий, либо медицинские и иные организации, имеющие в структуре лабораторию (отделение) вспомогательных репродуктивных технологий, при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (оказание услуг) по акушерству и гинекологии (использованию вспомогательных репродуктивных технологий).
Вопросы организации деятельности, рекомендуемые штатные нормативы и стандарт оснащения Центра (отделения, лаборатории) вспомогательных репродуктивных технологий определены в приложениях N 1, N 2 и N 3 к настоящему Порядку (пункт 6 Порядка).
Приложением N 3 к Порядку установлен стандарт оснащения центра (лаборатории, отделения) вспомогательных репродуктивных технологий, в частности, кабинета врача-акушера-гинеколога, кабинета врача-уролога, процедурного кабинета, малой операционной (манипуляционной), эмбриологической комнаты, помещение криохранилища, помещения для сдачи спермы.
Однако, в ходе проверки уполномоченный орган установил, отсутствие помещения малой операционной в соответствии с приказом Минздрава России от 01.11.2012 N 572н. Малая операционная является необходимым помещением при проведении работ (услуг) по искусственному прерыванию беременности.
В соответствии с частью 3 статьи 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Порядок содержит стандарты оснащения медицинской организации.
В частности, стандарт оснащения кабинета врача-акушера-гинеколога и малой операционной.
Также установлено отсутствие помещения малой операционной (манипуляционной), эмбриологической комнаты, помещения криохранилища, помещения для сдачи спермы, помещения ординаторской, помещения выделенного как склад расходных материалов в соответствии с приказом Минздрава России от 30.08.2012 N 107н "О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению" указанные помещения являются обязательными в структуре Центра (отделения, лаборатории) вспомогательных репродуктивных технологий при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи по: акушерству и гинекологии (использованию вспомогательных репродуктивных технологий).
В ходе проверки также установлено отсутствует помещение дневного стационара, стационара.
В соответствии с пунктами 108, 109 Порядка N 572н прерывание беременности медикаментозным методом проводится в рамках оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи с периодом наблюдения не менее 1,5-2 часов после приема препаратов. Прерывание беременности в сроке до двенадцати недель хирургическим методом проводится в условиях дневных стационаров медицинских организаций и в стационаре. Продолжительность наблюдения женщины в условиях дневного стационара после произведенного без осложнений прерывания беременности определяется лечащим врачом с учетом состояния женщины, но составляет не менее 4 часов. Искусственное прерывание беременности при сроке до двенадцати недель у женщин с отягощенным акушерским анамнезом (рубец на матке, внематочная беременность), миомой матки, хроническими воспалительными заболеваниями с частыми обострениями, аномалиями развития половых органов и другой гинекологической патологией, при наличии тяжелых экстрагенитальных заболеваний, тяжелых аллергических заболеваний (состояний) производится в условиях стационара.
В ходе проверки установлено отсутствие необходимого оборудования в соответствии с приказом Минздрава России от 01.11.2012 N 572н при проведении работ (услуг) по искусственному прерыванию беременности (малая операционная), в соответствии с приложением N 3 к приказу Минздрава России от 30.08.2012 N 107н при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: акушерству и гинекологии (использованию вспомогательных репродуктивных технологий) (малая операционная (манипуляционная, эмбриологическая комната, помещение криохранилища, помещение для сдачи спермы.
Также в ходе проверки не были представлены документы врачей специалистов: врач-анестезиолог-реаниматолог, врач клинической лабораторной диагностики или эмбриолог.
В соответствии с Положением об организации деятельности Центра (лаборатории, отделения) вспомогательных репродуктивных технологий приложение N 2 к приказу Минздрава России от 30.08.2012 N 107н наличие врача анестезиолога-реаниматолога, врача клинической лабораторной диагностики или эмбриолога является обязательным.
В соответствии с пунктом 123 приказа Минздрава России от 01.11.2012 года N 572н искусственное прерывание беременности осуществляется с обязательным обезболиванием на основе информированного добровольного согласия женщины, что требует наличие врача анестезиолога-реаниматолога.
В ходе внеплановой выездной проверки Департаментом здравоохранения установлено и подтверждается материалами дела несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям, установленным приказом Минздрава России от 30.08.2012 N 107н, приказом Минздрава России от 01.11.2012 года N 572н.
Требования к организации и выполнению работ (услуг) в целях лицензирования утверждены приказом Министерства здравоохранения РФ от 11.03.2013 N 121н (далее - Требования).
Подпунктом 4 пункта 2 Требований предусмотрено, что при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях организуются и выполняются работы (услуги) по: акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности); акушерству и гинекологии (использованию вспомогательных репродуктивных технологий).
Подпунктом 5 пункта 2 Требований предусмотрено, что при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара организуются и выполняются работы (услуги) по: акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности); акушерству и гинекологии (использованию вспомогательных репродуктивных технологий).
Обращаясь с заявлением о предоставлении лицензии на медицинскую деятельность по виду работ (услуг) акушерство и гинекология (искусственное прерывание беременности), акушерство и гинекология (использование вспомогательных репродуктивных технологий) соискатель лицензии должен соответствовать лицензионным требованиям, предъявляемым к соискателю лицензии, намеренному осуществлять данный вид деятельности.
При этом, как верно указал суд первой инстанции, такой вид работ (услуг) как акушерство и гинекология (искусственное прерывание беременности) не подразделяется на подвиды в зависимости от метода искусственного прерывания беременности.
Порядок N 107н не содержит положений относительно разделения стандарта оснащения центра (лаборатории, отделения) вспомогательных репродуктивных технологий в зависимости от объема выполнения работ (оказания услуг) по акушерству и гинекологии (использованию вспомогательных репродуктивных технологий) в амбулаторных условиях или в условиях стационара.
Следовательно, соискатель лицензии должен соответствовать стандарту оснащения центра (лаборатории, отделения) вспомогательных репродуктивных технологий.
Кроме того, Положение о лицензировании медицинской деятельности не предусматривает исключений в части перечня лицензионных требований к медицинским организациям в зависимости от объема выполняемых ими работ (услуг) в составе медицинской деятельности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" под медицинской услугой понимается медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
Исходя из системного толкования вышеперечисленных норм, работы (услуги), подлежащие лицензированию как вид медицинской деятельности, должны оказываться третьим лицам как самостоятельные работы (услуги) в рамках медицинской помощи, а не входить в соответствующий комплекс медицинских вмешательств, имеющих самостоятельное законченное значение лишь в целом.
В связи с чем, судом первой инстанции обоснованно отклонен довод заявителя о том, что для соблюдения Порядка оказания медицинской помощи с использованием методов вспомогательных репродуктивных технологий обществом заключен договор о совместном оказании платных медицинских услуг с ООО "Центр Репродукции и Генетики".
В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006, платные медицинские услуги предоставляются медицинскими организациями на основании перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность и указанных в лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданной в установленном порядке.
При таких обстоятельствах, как верно указал суд первой инстанции, ссылка заявителя на Номенклатуру медицинских услуг, утвержденную приказом Министерства здравоохранения РФ от 13.11.2017 N 804н и письмо Министерства здравоохранения РФ от 04.07.2018 N 17-2/10/2-4323 несостоятельна.
Таким образом, у Департамента здравоохранения отсутствовали правовые основания для принятия положительного решения по заявлению Общества.
В связи с изложенным, доводы ООО "Клиника Альтаир", содержащиеся в заявлении и письменных объяснения по делу, верно отклонены судом как несостоятельные.
Доводы заявителя о выдаче лицензии на часть заявленных видов работ (услуг), соответствующих лицензионным требованиям, не основано на требованиях Федерального закона N 99-ФЗ, предусматривающих два вида решения, которые принимает лицензирующий орган по результатам проверки лицензиата.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При изложенных обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу о том, что оспариваемый отказ Департамента здравоохранения в предоставлении лицензии соответствует нормам действующего законодательства, не нарушает права Общества, в связи с чем заявленное требование удовлетворению не подлежит.
Рассматривая доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд констатирует то, что они идентичны доводам, изложенным в заявлении, и исходит из того, что эти доводы уже получили надлежащую оценку суда первой инстанции.
С учетом установленных обстоятельств дела суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора с учетом представленных сторонами доказательств.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в силу ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя жалобы и им уплачены.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Орловской области от 29.07.2019 по делу N А48-4944/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
Т.И. Капишникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-4944/2019
Истец: ООО "КЛИНИКА "АЛЬТАИР"
Ответчик: Департамент здравоохранения Орловской области
Хронология рассмотрения дела:
03.02.2023 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-481/20
03.11.2022 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-6401/19
27.05.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-481/20
22.11.2019 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-6401/19
29.07.2019 Решение Арбитражного суда Орловской области N А48-4944/19