г. Пермь |
|
28 ноября 2019 г. |
Дело N А60-39326/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 ноября 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Балдина Р.А.,
судей Кощеевой М.Н., Сусловой О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Киндергарт А.В.,
при участии:
от Прокуратуры Свердловской области - Дубовик Д.М., удостоверение, представитель по доверенности от 11.04.2019;
от ответчика, муниципального бюджетного учреждения "Расчетно-кассовый центр", - Семенова Ю.В., паспорт, представитель по доверенности от 22.06.2017; Ерофеева О.В., паспорт, представитель по доверенности от 28.01.2019;
от иных лиц - представители не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев в судебном заседании посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Свердловской области апелляционную жалобу истца,
Первого заместителя прокурора Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 30 августа 2019 года
по делу N А60-39326/2019
по иску Первого заместителя прокурора Свердловской области в интересах городского округа "Город Лесной" в лице Администрации городского округа "Город Лесной"
к муниципальному бюджетному учреждению "Расчетно-кассовый центр" (ОГРН 1056601892159, ИНН 6630010898), индивидуальному предпринимателю Байрамалову Владиславу Ивановичу (ОГРНИП 305663010500101, ИНН 663000452279)
о признании договора возмездного оказания услуг недействительным,
установил:
Первый заместитель прокурора Свердловской области (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Свердловской области в интересах городского округа "Город Лесной" в лице Администрации городского округа "Город Лесной" с исковым заявлением к муниципальному бюджетному учреждению "Расчетно-кассовый центр" (далее - МБУ "РКЦ"), индивидуальному предпринимателю Байрамалову Владиславу Ивановичу (далее - ИП Байрамалов В.И.) (далее - ответчики) о признании недействительным (ничтожным) договора от 29.01.2019 на оказание услуг по погребению.
Решением суда от 30.08.2019 в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец с решением суда первой инстанции не согласился, направил апелляционную жалобу, в которой обжалуемый судебный акт просит отменить, исковые требования удовлетворить. Заявитель жалобы полагает, что привлечение исполнителя без соблюдения процедур, установленных Законом о контрактной системе, приводит к необоснованному ограничению числа участников закупок и не способствует выявлению лучших условий поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг, в связи с чем считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Ответчик, МБУ "РКЦ", направил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором возразил против ее удовлетворения.
Присутствующие в заседании суда апелляционной инстанции представители истца и ответчика, МБУ "РКЦ", поддержали свои доводы, приведенные в жалобе и отзыве на жалобу, соответственно.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, постановлением главы администрации городского округа "Город Лесной" от 24.11.2010 N 821 на муниципальное бюджетное учреждение "Расчетно-кассовый центр" (далее - МБУ "РКЦ") с 1 января 2011 г. возложено исполнение функции специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории городского округа "Лесной".
МБУ "РКЦ" (заказчик) и ИП Байрамаловым В.И. (исполнитель) 29.01.2019 заключен договор на оказание услуг по погребению.
В соответствии с пп. 1.1 договора при возникновении необходимости Исполнитель обязуется по заданию Заказчика произвести услуги, оказываемые специализированной службой по вопросам похоронного дела при погребении умерших граждан, не имеющих родственников либо законного представителя или при невозможности осуществить ими погребение, предусмотренные Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" и указаниями заказчика, а заказчик обязуется в последующем возместить стоимость затрат, произведенных исполнителем при осуществлении гарантированного перечня услуг по погребению (далее услуги по погребению) в порядке и сроки, определенные настоящим договором.
Согласно п. 2.1 договора, возмездные услуги по погребению, оказываемые в рамках данного договора, составляю два перечня:
а) перечень N 1: предоставляется супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего и включает в себя следующий перечень услуг: предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом);
б) перечень N 2; предоставляется при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности, осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела в течение трех суток с момента установления причины смерти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации и включает в себя следующий перечень услуг: облачение тела; предоставление гроба; перевозка умершего на кладбище (в крематорий); погребение.
Пунктом 5.1 договора срок предоставления услуг установлен с 01.01.2019 по 31.12.2019.
Прокурор в порядке абзаца 3 ч. 1 ст. 52 АПК РФ, ссылаясь на то, что договор на оказание услуг по погребению от 29.01.2019, заключенный МБУ "РКЦ" и ИП Байрамаловым В.И., не соответствует требованиям закона и в силу ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее-ГК РФ) является недействительным (ничтожным) обратился в суд с настоящим иском.
В обоснование заявленных требований, прокурор указывает, что МБУ "РКЦ" в целях оказания гарантированного перечня услуг по погребению вправе заключить муниципальный контракт по результатам проведенных конкурентных процедур в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, избрав самостоятельно способ размещения заказа и определив условия заключения договоров.
Вместе с тем, договор от 29.01.2019 на оказание услуг по погребению, заключен МБУ "РКЦ" с ИП Байрамаловым В.И. без проведения конкурентных процедур, что привело к необоснованному ограничению числа участников закупок и не способствовало выявлению лучших условий поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Рассматривая требование о признании договора недействительным, суд первой инстанции установив, что стоимость возмещения услуг по погребению менее 100 000 руб., следовательно проведение конкурса не является обязательным, а также учитывая и принимая во внимание действия ответчика, совершенные при заключении договора и то, что городской округ "Город Лесной" обладает статусом закрытого административно-территориального образования, счел, что в действиях МБУ "РКЦ" нарушения Закона N 44-ФЗ и N 135-ФЗ отсутствуют, в связи с чем в удовлетворении иска отказал.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей истца и ответчика в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с п. 2 ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закона N 8-ФЗ) услуги по погребению, указанные в п. 1 настоящей статьи, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Частью 1 ст. 9 Закона N 8-ФЗ предусмотрено, что супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: - оформление документов, необходимых для погребения; - предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; - перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); - погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом). Указанный перечень является исчерпывающим.
В рассматриваемом случае, постановлением главы администрации городского округа "Город Лесной" от 24.11.2010 N 821 на МБУ "РКЦ" с 1 января 2011 г. возложено исполнение функции специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории городского округа "Лесной".
В связи с чем, МБУ "РКЦ" (заказчик) 29.01.2019 заключил договор на оказание услуг по погребению с ИП Байрамаловым В.И. (исполнитель).
В силу п. 4.2., 4.3, 4.4 договора возмещение стоимости выполненных услуг по погребению производиться в соответствии с ценой, указанной в счете-заказе, явившегося основанием для выполнения услуг. Стоимость возмещения выполненных услуг по погребению составляет 6 841,57 57 копеек в период с 01.01.2019 по 31.01.2019. Настоящая сумма возмещения указана с учетом районного коэффициента, в соответствии с ФЗ от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле". Стоимость возмещения выполненных услуг по погребению составляет 7 135,76 руб. в период с 01.02.2019 по 31.12.2019. Настоящая сумма возмещения указана с учетом районного коэффициента, в соответствии с ФЗ от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
При этом на 2019 г. постановлением администрации городского округа "Город Лесной" от 28.02.2019 N 190 "Об утверждении стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению" определена стоимость услуг в сумме: 7 135,76 руб. и требования к качеству услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению одного тела.
Постановлением администрации городского округа "Город Лесной" от 25.01.2019 N 58 "Об утверждении муниципальных заданий по предоставлению муниципальных услуг (работ) муниципальными бюджетными учреждениями, подведомственными администрации городского округа "Город Лесной" и муниципальному казенному учреждению "Отдел культуры администрации городского округа "Город Лесной" на 2019 г. и плановый период 2020 и 2021 г. утверждено муниципальное задание для МБУ "РКЦ" по предоставлению муниципальной работы: Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения, которое утверждается ежегодно. Плановое значение муниципального задания МБУ "РКЦ" по предоставлению муниципальной работы: "Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения" составляет 4 человека.
Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) урегулированы отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ).
Право выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) принадлежит заказчику и зависит от цены контракта, оперативности поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также законодательного урегулирования применения данного способа.
По общему правилу определение поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется путем проведения конкурентных процедур в соответствии с принципом обеспечения конкуренции, предусмотренным ст. 8 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, ст. 93 Закона N 44-ФЗ установлены случаи, когда заказчик вправе заключить контракт напрямую без проведения конкурентных процедур с выбранным им поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Так в соответствии с пп. 4 п. 1 Закона N 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком при осуществлении закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений.
Исходя из смысла ст. 93 Закона N 44-ФЗ, в этом случае при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не требуется: размещение заказчиком в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки, обоснования в документально оформленном отчете невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цены контракта и иных существенных условий контракта, содержание расчета и обоснования цены контракта.
В рамках настоящего дела, ответчик, указал на то, что городской округ "Город Лесной" является закрытым территориальным образованием и в целях заключения договора с исполнителем, который сможет оказать весь перечень услуг по погребению, а так же обеспечит выполнение требований к полноте и качеству услуг определенных гарантированным перечнем услуг в соответствии с Постановлением, МБУ "РКЦ", была проведена работа по поиску исполнителей услуг по погребению на территории городского округа "Город Лесной" посредством изучения объявлений в газетах "Вестник" и "Радар", а также в сети "Интернет" в соответствии с частью 18 статьи 22 Закона N 44-ФЗ. В результате чего, был выявлен один кандидат на заключение договора - ИП Байрамалов В. И., оказывающий весь спектр необходимых к оказанию услуг, которому было направлено письмо исх. N 01-02/106 от 18.01.2019 г. о запросе коммерческого предложения на оказание услуг по погребению. Ценовое предложение ИП Байрамалова В.И. позволило заключить договор на оказание данных услуг.
При этом стоимость возмещения услуг по погребению составила менее 100 000 руб. Доказательств того, что ответчиком фактически допущено превышение установленных ст. 93 Закона N 44-ФЗ ограничений по размерам закупок, совершенных в таком порядке (у единственного поставщика), истцом в материалы дела не представлено.
Учитывая все вышеизложенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в действиях ответчика нарушений Закона N 44-ФЗ и Федерального закона от 26.06.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" отсутствуют, учитывая, стоимость возмещения услуг по погребению (менее 100 000 руб.), а также действия ответчика, совершенные при заключении договора.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены обжалуемого судебного акта не имеется. В удовлетворении исковых требований отказано правомерно.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя апелляционной жалобы в порядке статьи 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 30 августа 2019 года по делу N А60-39326/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Р.А. Балдин |
Судьи |
М.Н. Кощеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-39326/2019
Истец: Первый заместитель прокурора Свердловской области в интересах городского округа "Город Лесной" в лице Администрации городского округа "Город Лесной", ПРОКУРАТУРА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ИП Байрамалов Владислав Иванович, МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "РАСЧЕТНО-КАССОВЫЙ ЦЕНТР"