город Воронеж |
|
26 ноября 2019 г. |
Дело N А14-10004/2019 |
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Кораблевой Г.Н.,
без вызова сторон, в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 28.12.2017 N 45-ФЗ), пунктов 47, 49 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации N 10 от 18.04.2017 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве",
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва N 4 на решение Арбитражного суда Воронежской области от 05.08.2019 по делу N А14-10004/2019, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по исковому заявлению Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области (ОГРН 1133600001864, ИНН 3664999635) к муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования специализированной детско-юношеской спортивной школе олимпийского резерва N 4 (ОГРН 1033600020101, ИНН 3663036303) о взыскании 183 157 руб. 41 коп. задолженности,
третье лицо: администрация городского округа город Воронеж (ОГРН 1023601575733, ИНН 3650002882),
УСТАНОВИЛ:
Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области (далее - Фонд капитального ремонта, истец) обратился в Арбитражный суд Воронежской области с иском к муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования специализированной детско-юношеской спортивной школе олимпийского резерва N 4 (далее - МБУ СШОР N 4, ответчик) о взыскании 183 157 руб. 41 коп. задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, образовавшейся за период с 01.04.2016 по 01.04.2019 (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация городского округа город Воронеж.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 05.08.2019 исковые требования Фонда капитального ремонта удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, МБУ СШОР N 4 обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой ссылалось на незаконность и необоснованность решения Арбитражного суда Воронежской области от 05.08.2019, в связи с чем просило его отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Фондом капитального ремонта представлен отзыв на апелляционную жалобу, из содержания которого следует, что истец считает обжалуемое решение законным и обоснованным, с выводами суда, изложенными в решении, и их фактическим и правовым обоснованием согласен.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва, апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Из материалов дела следует, что ответчику на праве оперативного управления принадлежат нежилые помещения площадью 251,9 кв. м, 249,4 кв. м, 56,4 кв. м, расположенные в г. Воронеже по адресам: ул. Новосибирская, д. 23/1, Бульвар Победы, д. 31. Право оперативного управления на указанные помещения зарегистрировано 15.12.2014, 22.10.2010, 05.07.2017.
Согласно постановлению Правительства Воронежской области от 10.10.2013 N 884 "О создании фонда, осуществляющего деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (регионального оператора)" Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области является специализированной некоммерческой организацией, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Воронежской области.
Постановлением Правительства Воронежской области от 06.03.2014 N 183 "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2014-2044 годы" спорные многоквартирные дома включены в Региональную Программу проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома.
Минимальные размеры взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Воронежской области, с одного квадратного метра на единицу общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику помещения, установлены приказами Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области на 2016 год в размере 6,60 рублей (приказ Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области N 260 от 22.12.2015), на 2017 год в размере 6,60 рублей (приказ Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области N 218 от 26.12.2016), на 2018 год в размере 6,60 рублей (приказ Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области N 306 от 14.12.2017).
За период с 01.04.2016 по 01.04.2019 (с учетом уточнений) ответчику начислены взносы на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов N 23/1 по ул. Новосибирска, N 31 по Бульвару Победы в общем размере 183 157 руб. 41 коп.
Истец, ссылаясь на невнесение платы на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, в которых расположены помещения, принадлежащие ответчику на праве оперативного управления, обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями (с учетом уточнения).
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со статьей 249 Кодекса каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В силу частей 1, 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе взнос на капитальный ремонт.
Как следует из части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Таким образом, собственник помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации. Регистрации подлежит и право оперативного управления.
Таким образом, в отношении недвижимого имущества законом установлен особый порядок возникновения (перехода) права оперативного управления, заключающийся в необходимости государственной регистрации.
В пункте 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества. Право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у него с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решениями собственника (пункт 1 статьи 299 Кодекса).
Как разъяснено в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Как следует из представленных в материалы дела выписок из Единого государственного реестра недвижимости, ответчику на праве оперативного управления принадлежат нежилые помещения площадью 251,9 кв. м, 249,4 кв. м, 56,4 кв. м, расположенные в г. Воронеже по адресам: ул. Новосибирская, д. 23/1, Бульвар Победы, д. 31. Право оперативного управления на указанные помещения зарегистрировано 15.12.2014, 22.10.2010, 05.07.2017.
В этой связи доводы о том, что помещение площадью 56,4 кв. м, расположенное в многоквартирном доме по адресу: г. Воронеж, Бульвар Победы, д. 31, не принадлежит ответчику на праве оперативного управления, противоречит материалам дела, в связи с чем подлежит отклонению апелляционным судом.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что собственники помещений в спорных многоквартирных домах в качестве способа формирования фонда капитального ремонта избрали формирование фонда капитального ремонта на специальном счете, в силу чего на основании статьи 170 Жилищного кодекса РФ орган местного самоуправления должен был принять решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении этих домов на счете регионального оператора.
Поскольку постановлением правительства Воронежской области от 06.03.2014 N 183 "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2014 - 2044 годы" спорные многоквартирные дома включены в региональную программу капитального ремонта в период с 2014 года по 2044 год, то собственники помещений в данных домах обязаны оплачивать взносы на капитальный ремонт в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме.
Поскольку ответчик доказательств, подтверждающих уплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в полном размере, не представил, а также не представил доказательств, освобождающих его от исполнения принятого на себя обязательства, суд области пришел к правомерному выводу о том, что требование истца о взыскании 183 157 руб. 41 коп. задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов N 23/1 по ул. Новосибирская, N 31 по Бульвару Победы в г. Воронеже за период с 01.04.2016 по 01.04.2019 является законным, обоснованным и подлежит удовлетворению.
Доводы о том, что взносы на капитальный ремонт общего имущества в спорных многоквартирных домах были внесены за период с 01.01.2019 по 31.03.2019, не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, поскольку при уточнении исковых требований истцом были учтены указанные платежи.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба не содержит.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом области допущено не было.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Воронежской области от 05.08.2019 является законным и обоснованным, оснований для отмены либо изменения судебного акта не имеется.
Согласно положениям статьи 110 АПК РФ судебные расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее заявителя, возврату либо возмещению не подлежат.
Руководствуясь 1 статьи 269, 270, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 05.08.2019 по делу N А14-10004/2019, рассмотренному в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования специализированной детско-юношеской спортивной школе олимпийского резерва N 4 (ОГРН 1033600020101, ИНН 3663036303) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Г.Н. Кораблева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-10004/2019
Истец: Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области
Ответчик: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва N4
Третье лицо: Администрация городского округа г. Воронеж