г. Чита |
|
27 ноября 2019 г. |
дело N А10-5120/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 ноября 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Желтоухова Е.В., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 27 сентября 2019 года по делу N А10-5120/2019 по исковому заявлению Администрации города Улан-Удэ (ОГРН 1020300979192, ИНН 0323076085) к Республике Бурятия в лице Министерства финансов Республики Бурятия (ОГРН 1020300967257, ИНН 0323054892) о взыскании 1 447 210 рублей,
в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют: Акбашев Александр Константинович, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360), Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия (ОГРН 1020300974870, ИНН 0323080765), Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (ОГРН 1127746554320, ИНН 7707780887),
при участии в судебном заседании:
от Администрации города Улан-Удэ - Зубковой Е.Ю. - представителя по доверенности N 40 от 07.10.2019,
от Республики Бурятия в лице Министерства финансов Республики Бурятия - не явился, извещён,
от Акбашева Александра Константиновича - не явился, извещён,
от Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - не явился, извещён,
от Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия - не явился, извещён,
от Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйство Российской Федерации - не явился, извещён,
установил:
Администрация города Улан-Удэ (далее - истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Бурятия к Республике Бурятия в лице Министерства финансов Республики Бурятия (далее - Минфин РБ) с иском о взыскании за счёт казны Республики Бурятия 1 447 210 рублей - убытков, связанных с предоставлением жилых помещений лицу, страдающему хроническим заболеванием, Акбашеву Александру Константиновичу.
Определением Арбитражного суда Республики Бурятия от 7 августа 2019 года к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: гражданин Акбашев Александр Константинович (далее - Акбашев А.К.), Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России), Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия (далее - Министерство социальной защиты), Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Министерство строительства),
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 27 сентября 2019 года исковые требования удовлетворены. С Республики Бурятия в лице Минфин РБ в пользу администрации взыскано за счёт казны Республики Бурятия 1 447 210 рублей сумма убытков.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что понесенные расходы администрации в связи с перечислением денежных средств Акбашеву А.К. подлежат возмещению за счет Республики Бурятия.
Не согласившись с указанным решением, Министерство строительства обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене обжалуемого решения, как незаконного, принятого как основанного на неверном толковании и применении норм материального права, по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Минфин РБ в представленном письменном отзыве на апелляционную жалобу просит отменить обжалуемое решение и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований администрации.
Представитель Администрации в судебном заседании выразила своё несогласие с доводами апелляционной жалобы.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается отчётом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако Минфин России, Минфин РБ, Акбашев А.К., Министерство строительства и Министерство социальной защиты явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частями 3 и 5 статьи 156 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, изучив материалы дела, выслушав представителя Администрации, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришёл к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, распоряжением администрации N 1450 от 27.08.2018 гражданин Акбашев А.К. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма в государственном жилищном фонде по категории "граждане, страдающие тяжелой формой хронического заболевания, при котором невозможно совестное проживание граждан в одной квартире" (л.д. 9).
Решением Советского районного суда г. Улан-Удэ от 09.10.2018 (л.д. 10-11) суд обязал Администрацию г. Улан-Удэ предоставить Акбашеву А.К. вне очереди жилое помещение по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте гор. Улан -Удэ на семью из одного человека, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме предоставления общей площади жилого помещения на человека, с учетом права пользования дополнительной жилой площадью.
Апелляционным определением от 12.12.2018 (л.д.12-15) Верховный суд Республики Бурятия решение суда первой инстанции оставил без изменения.
Определением Советского районного суда г. Улан-Удэ от 25.01.2019 изменен порядок и способ исполнения решения суда - с Администрации г. Улан-Удэ взысканы денежные средства в пользу Акбашева А.К. для приобретения жилого помещения в размере 1 447 210 руб. (л.д. 16).
Во исполнение указанных судебных актов Администрация г. Улан-Удэ платежным поручением N 208 от 11.04.2019 перечислила Акбашеву А.К. денежные средства в сумме 1 447 210 руб. (л.д. 17).
21.05.2019 Администрация г. Улан-Удэ направила в адрес Министерства финансов Республики Бурятия письмо о возмещении расходов, связанных с предоставлением на основании судебных актов жилых помещений по договорам социального найма лицам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, в том числе предоставления денежных средств Акбашеву А.К. (л.д. 18).
Письмом от 17.06.2019 Министерство финансов Республики Бурятия отказало Администрации г. Улан-Удэ в компенсации указанных расходов (л.д. 19).
Полагая полномочия по обеспечению жильем инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, относящимися к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, истец обратился с настоящим иском к Республике Бурятия в лице Министерства финансов Республики Бурятия.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований правильными, исходя из следующего.
Конституцией Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, и каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, установленных законом.
Лицо, право которого нарушено согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Убытки в понимании части 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации это расходы, которые лицо, чьё право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В предмет доказывания по требованию о взыскании убытков входит:
- противоправность действия (бездействия) ответчика;
- факт и размер понесенных истцом убытков;
- причинная связь между возникшими убытками и действиями (бездействием) ответчика, а также в определенных случаях вина ответчика в их причинении.
В случае недоказанности хотя бы одного из указанных элементов иск о взыскании убытков не подлежит удовлетворению.
Как установлено пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе и в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно преамбуле Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите инвалидов) предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий в соответствии со статьей 17 Закона о социальной защите инвалидов принимаются на учёт и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счёт средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учёт до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 Закона о социальной защите инвалидов.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учёт после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу положений части 1 статьи 14, статей 52, 54, 56, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации ведение учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставление жилых помещений по договорам социального найма осуществляется органами местного самоуправления.
Пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Кодекса Перечне, гарантировано право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма согласно пункту 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Категориям граждан, указанным в части 3 указанной статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Органы местного самоуправления на основании части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
При этом в соответствии с частью 3 статьи 20 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Следовательно, при возложении на органы местного самоуправления обязанности по предоставлению жилых помещений предполагается полная компенсация возникающих при её осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления.
Значит, орган местного самоуправления вправе претендовать на возмещение понесённых расходов в связи с исполнением требования федерального законодательства по обеспечению граждан, страдающих тяжелой формой хронического заболевания и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилым помещением.
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений в соответствии пунктам 4 и 5 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации относится определение иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации, а также определение порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Как правильно указал суд первой инстанции, анализ указанных норм позволяет установить, что обеспечение жильём указанной категории граждан относится к расходным обязательствам Республики Бурятия.
Отнесение указанных расходов к расходным обязательствам муниципального образования противоречит статье 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Указанный подход согласуется с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.12.2015 года N 309-ЭС15-11321 и Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N1 (2016), утвержденном Президиумом 13.04.2016.
В данном конкретном случае основанием для понуждения администрации предоставить Акбашеву А.К. жилое помещение, а впоследствии выплатить денежные средства на приобретение жилья послужил факт наличия у него тяжелого хронического заболевания, подпадающего под перечень заболеваний, при которых невозможно совместное проживание членов семьи в одной квартире.
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов в силу статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат возмещению Российской Федерацией или муниципальным образованием.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришёл к обоснованному выводу о возникновении у Республики Бурятия расходных обязательств по компенсации администрации затрат, возникших в результате возложения на неё Законом о социальной защите инвалидов государственных полномочий по предоставлению гражданам, страдающим тяжелой формой хронического заболевания жилой площади.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 27 сентября 2019 года по делу N А10-5120/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путём подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Ломако Н.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-5120/2019
Истец: Администрация города Улан-Удэ
Ответчик: Республика Бурятия в лице Министерства финансов Республики Бурятия
Третье лицо: Акбашев Александр Константинович, Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия, МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Хронология рассмотрения дела:
29.01.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-7393/19
27.11.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-6351/19
22.10.2019 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-6351/19
27.09.2019 Решение Арбитражного суда Республики Бурятия N А10-5120/19