27 ноября 2019 г. |
дело N А40-260550/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 ноября 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Кузнецовой Е.Е.
Судей Тетюка В.И., Семикиной О.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Азарёнок Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Истца на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.08.2019 г. (резолютивная часть от 15.08.2019 г.) по делу N А40-260550/18
по иску Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284)
к АО "ГУОВ" (ОГРН 1097746390224)
третье лицо: ФКП УЗКО МО РФ
о взыскании неустойки,
при участии в судебном заседании:
от истца: Тришкин И.А. по доверенности от 26.06.2019,
от ответчика: Викторова В.В. по доверенности от 07.11.2019,
от третьего лица: не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
Министерство обороны Российской Федерации (Заказчик) предъявило АО "ГУОВ" (Подрядчик) иск о взыскании неустойки за просрочку исполнения обязательств по государственному контракту от 30 июля 2016 г. N ДС-160/4-2 в размере 42 532 915,31 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы, объявленным в порядке ч. 2 ст. 176 АПК РФ 15.08.2019 г., изготовленным в полном объеме 30.08.2019 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
На состоявшее решение Истцом подана апелляционная жалоба.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Истец требования и доводы жалобы поддержал, Ответчик по ним возражал, неявившееся третье лицо уведомлено о времени и месте рассмотрения дела посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте суда в сети Интернет (т. 1 л.д. 111).
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, полагает его подлежащим оставлению без изменения.
Установлено, что между Министерством обороны Российской Федерации (Государственный заказчик) и АО "ГУОВ" (Генподрядчик) заключен государственный контракт от 30 июля 2016 г. N ДС- 160/4-2 на выполнение работ по корректировке проектной документации, разработке рабочей документации и строительству объекта: "66-квартирный жилой дом, инженерные сети (очистные сооружения бытовых сточных вод производительностью 500 куб.м/сутки) на территории войсковой части 12760 г. Волгоград.
Согласно пункту 2.1 Контракта Генподрядчик осуществляет работы по инженерным изысканиям, обследованиям и обмерам для подготовки Проектной документации, строительно-монтажные работы в соответствии с условиями Контракта, ведение Авторского надзора и работы (услуги), необходимые для ввода в эксплуатацию Объекта в соответствии с условиями Контракта (Возведение объекта "под ключ") (далее - Работы).
В соответствии с пунктом 5.2 Контракта дата окончания Работ: инженерные изыскания - 15 ноября 2015 г.; разработка проектной документации, градостроительной документации- 30 октября 2015 г.; корректировка Проектной документации - 30 декабря 2015 г.; государственная экспертиза - 30 января 2016 г.; разработка Рабочей документации - 29 февраля 2016 г.; строительно-монтажные работы - 20 апреля 2016 г.; дата окончания Работ по Контракту - 30 мая 2016 г
Согласно пункту 18.4 Контракта, в случае нарушения сроков выполнения этапов Работ, предусмотренных Контрактом, Государственный заказчик вправе потребовать уплату неустойки (пени).
Неустойка (пеня) начисляется за каждый день просрочки Генподрядчиком исполнения данного обязательства начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязательства по Контракту.
Размер такой неустойки устанавливается в размерах, определяемых в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042, за каждый факт просрочки, но не менее законной неустойки, за каждый факт просрочки.
Исковые требования мотивированы тем, что АО "ГУОВ" нарушило установленные контрактом как промежуточные сроки, так и сроки окончания работ, вследствие чего рассчитало неустойку, ссылаясь на пункты 18.4 и 18.3 контракта, предусматривающие ответственность за нарушение промежуточных сроков и сроков окончания работ соответственно.
Из изложенного в исковом заявлении расчета следует, что взыскивается неустойка за нарушение сроков выполнения работ по корректировке проектной документации, разработке рабочей документации и строительству объекта: "66-квартирный жилой дом, инженерные сети (очистные сооружения бытовых сточных вод производительностью 500 куб.м/сутки) на территории войсковой части 12760 г. Волгоград" (шифр объекта 160/4-2)" (далее - Контракт).
Общая сумма неустойки, предъявляемая ко взысканию истцом, составляет 42 532 915,31 руб.
Минобороны России в адрес Генподрядчика направило претензию исх. от 20.10.2017 г. N 212/6/3303 с требованием об оплате неустойки, однако требования истца были оставлены ответчиком без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности требований заказчика.
Суд апелляционной инстанции с данным выводом соглашается.
Так, согласно пункту 7.1.11 Контракта до начала производства работ Истец обязан передать Ответчику в установленном порядке на период выполнения Работ Строительную площадку и Объект по Акту передачи строительной площадки и Объекта, а также всю необходимую для выполнения Работ документацию.
В разделе 5 контракта установлено, что датой начала работ являлась дата вступления Контракта в силу, то есть 30 июня 2015 года.
Таким образом, из толкования вышеприведенных положений контракта и законодательства следует, что Истец обязан был до 30 июня 2015 года передать Ответчику строительную площадку, а также всю документацию, необходимую для выполнения работ.
Государственный заказчик до начала проектно-изыскательских работ передает Генподрядчику в установленном порядке исходные данные, необходимые для выполнения проектно-изыскательских работ, а также проектную документацию, подлежащую корректировке (п. 7.1.10 Контракта).
Под исходными данными согласно п. 1.1.18 Контракта понимаются документы, необходимые Генподрядчику для выполнения инженерных изысканий, разработка проектной и рабочей документаций, получения согласований по разработанной документации и положительного заключения государственной экспертизы.
Судом установлено, что строительная площадка передана Заказчиком Генподрядчику несвоевременно.
Пунктом 7.1.11 Контракта предусмотрено, что Заказчик до начала производства строительно-монтажных работ передает Генподрядчику в установленном порядке на период строительства объекта строительную площадку по акту передачи строительной площадки, а так же всю необходимую для строительства документацию (проектную документацию, прошедшую государственную экспертизу, рабочую документацию, журнал производства работ, порубочный билет (в случае необходимости) технические условия на временные присоединения в соответствии с ПОС, разрешение на строительство).
Согласно п. 1 ст. 747 ГК РФ заказчик обязан своевременно предоставлять для строительства земельный участок. Площадь и состояние земельного участка должны соответствовать содержащимся в договоре строительного подряда условиям, а при отсутствии таких условий обеспечивать своевременное начало работ, нормальное их ведение и завершение в срок.
Пункт 4 ст. 52 ГрК РФ предусматривает, что при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или техническим заказчиком, застройщик или технический заказчик должен подготовить земельный участок для строительства и объект капитального строительства для реконструкции или капитального ремонта.
Строительная площадка для выполнения работ с кадастровым номером 34:34:030020:2 передана Генподрядчику 06.07.2016; с кадастровым номером 34:34:030020:1 передана 06.10.2017; с кадастровым номером 34:34:030020 передана 09.01.2018, то есть после определенного Контрактом срока начала строительно-монтажных работ. Строительная площадка для выполнения работ передана Генподрядчику 04.04.2016. то есть уже за сроком, определенным Контрактом для завершения строительно-монтажных работ, что подтверждается Актом приема-передачи строительной площадки.
Судом установлено, что Генподрядчику несвоевременно переданы правоустанавливающие документы на земельный участок.
Согласно ст. ст. 44, 48, 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), а также постановлению Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" градостроительный план земельного участка является основанием для выполнения проектных решений по строительству объектов капитального строительства, отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок препятствует его подготовке.
Согласно ст. 48, 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), а также Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок препятствует подготовке проектной документации, прохождению государственной экспертизы проектной документации.
Договор безвозмездного срочного пользования земельным участком N 141/3/БСПЗ (кУ 866) с кадастровым номером 34:34:030020:1 был заключен 06.10.2017.
Градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 34:34:0300020:2 был утвержден приказом N 283 только 31.03.2016 г., в то время как начало выполнения работ 30.06.2015.
Следовательно, обязательства по предоставлению исходных данных Заказчиком в сроки, позволяющие своевременно выполнить работы, не были исполнены.
В соответствии с п. 8 постановления Правительства РФ N 83 от 13.02.2006 "Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно- технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения" в состав документов, прилагаемых к заявке на получение технических условий эксплуатирующих организаций, входят правоустанавливающие документы на землю.
При отсутствии оформленного права на земельный участок не представлялось возможным получить технические условия (водоотведение, тепло-электроснабжение).
Согласно п. 7.1.13 Контракта Заказчик оказывает содействие Генподрядчику в ходе выполнения им работ по вопросам, непосредственно связанным с предметом Контракта, решение которых возможно только при участии Заказчика.
Судом установлено, что жилой дом подключен к внутриплощадочным сетям водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения на основании технических условий N 50 от 05.04.2007.
Согласно техническим условиям N 50 от 05.04.2007, необходимо предусмотреть закольцовку водопроводной линии для обеспечения пожаротушения с перекладкой труб с Ду-57 мм на Дс-150 мм, произвести проектирование водозаборной скважины и водонапорную башню.
Ответчиком был направлен запрос на выдачу технических условий от 18.04.2017 в ФГБУ "ЦЖКУ" по ЮВО МО РФ, в результате чего получены технические условия на водоснабжение с необходимостью выполнения гидравлического расчета и проектирования наружной водопроводной сети военного городка в целом с его закольцовкой.
Точкой подключения ФГБУ "ЦЖКУ" по ЮВО МО РФ указывает сеть водоснабжения Ду-500 мм по ул. Домостроителей, принадлежащей ООО "Концессии водоснабжения", в которое необходимо обратиться для увеличения лимитов водопотребления, что может повлечь за собой необходимость заключения договора технологического присоединения.
Также техническими условиями предусмотрена необходимость проектирования и строительства автоматизированной насосной станции с резервуарами запаса чистой воды.
Затраты на технологическое присоединения, проектирование и строительство водопроводных сетей и сооружений для жилого дома Контрактом не предусмотрены.
Объект подключен к ТП-2243 на основании технических условий N 89-д- 2006 от 28.03.2006, выданных ЗАО "РЭС".
В настоящее время ТП-2243 находится в эксплуатации АО "Оборонэнерго", в связи с чем возникла необходимость в получении технических условий и заключении договора технологического присоединений.
При этом затраты на технологическое присоединение не включены в стоимость Контракта.
Жилой дом подключен к сети теплоснабжения. В настоящее время существует дефицит мощности существующей котельной, в связи с чем АО "РЭУ" были выданы технические условия на строительство новой котельной с учетом нагрузок военного городка.
Строительство новой котельной предусмотрено в рамках государственного контракта, планируемого к заключению на завершение строительно-монтажных работ по объекту "Обустройство военного городка N 3 г. Волгоград, Волгоградской области (шифр 13099).
Без подключения к системам сдать объект (шифр 160/4-2) не представляется возможным.
Осведомленность Заказчика об обстоятельствах, указанных выше, подтверждается письмами Генподрядчика от 25.05.2017 N 1589/ЮВО, от 06.02.2018 N 254/ЮВО.
Кроме того, Генподрядчик неоднократно уведомлял Заказчика о необходимости оказания содействия в получении технических условий (письма 01.03.2017 N 540/ЮВО, 15.05.2017 N 1466/ЮВО).
Согласно ст. 48 ГрК РФ, а также постановлению Правительства РФ от 16.02.2003 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" технические условия являются основанием для выполнения проектных решений по строительству объектов капитального строительства.
Однако, технические условия Генподрядчику в срок, предусмотренный Контрактом, выданы не были.
В силу статьи 759 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации.
28 марта 2011 года первым заместителем Министра обороны РФ был утвержден регламент подготовки и реализации организациями Министерства обороны РФ инвестиционных проектов по созданию (модернизации) объектов специального назначения.
Из содержания пунктов 15-21 данного регламента следует, что до заключения Контракта именно заказчик (Министерство обороны РФ) осуществляет сбор исходных данных, необходимых для разработки проектной документации.
К числу таких исходных данных относятся кадастровый план земельного участка, правоустанавливающие документы на участок, технические условия на присоединение объекта строительства к инженерным сетям.
После сбора исходных данных разрабатывается задание на проектирование, на основании которого заключается контракт на выполнение проектно-изыскательских работ.
Поскольку АО "ГУОВ" являлось единственным исполнителем заказов Министерства обороны по проектированию и строительству объектов, при подготовке к заключению контракта с Ответчиком Министерству надлежало руководствоваться вышеприведенным регламентом.
Данные положения регламента полностью согласуются с нормами статей 759 ГК РФ и 48 ГрК РФ, согласно которым исходные данные предоставляются заказчиком.
Фактически выполнение работ Генподрядчиком по Контракту полностью зависит от своевременности предоставления необходимых исходных данных в полном объеме. Переложение выполнения контрактных обязательств с заказчика на исполнителя недопустимо.
Таким образом, встречные обязательства по Контракту Министерство обороны РФ в установленные сроки не исполнило, что повлекло значительное увеличение сроков выполнения работ по контракту.
Учитывая изложенное, у АО "ГУОВ" отсутствовала возможность сдачи в установленные Контрактом сроки результата работ выполнению строительно-монтажных работ по Объекту "66-квартирный жилой дом, инженерные сети (очистные сооружения бытовых сточных вод производительностью 500 куб.м/сутки) на территории войсковой части 12760 г. Волгоград" (шифр объекта 160/4-2)".
Частью 9 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд" установлено, что сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
Таким образом, предусмотренные Контрактом работы не могли быть выполнены Генподрядчиком в установленные Контрактом сроки ввиду нарушений со стороны Государственного заказчика и Заказчика, о чем указано выше.
Согласно п. 2 ст. 330 ГК РФ кредитор не вправе требовать уплаты неустойки, если должник не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.
В соответствии с п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности). Иные основания ответственности Контрактом не предусмотрены, следовательно, Генподрядчик может быть привлечен к ответственности только при наличии вины.
Пунктом 3 ст. 405 ГК РФ установлено, что должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора.
В силу п. 1 ст. 406 ГК РФ кредитор считается просрочившим, если он не совершил действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев или из существа обязательства, до совершения которых должник не мог исполнить своего обязательства.
Поскольку Заказчик в нарушение требований законодательства и условий Контракта несвоевременно передал Ответчику исходные данные, усматривается, что Ответчик не имел возможности выполнить предусмотренные Контрактом работы в установленные сроки, по вине Истца.
При наличии доказательств просрочки кредитора, срок исполнения обязательств исполнителем подлежит продлению на такой же период, в течение которого исполнитель не считается просрочившим, а неустойка может быть начислена за нарушение срока выполнения работ после истечения периода продления срока.
При этом, АО "ГУОВ" действовало с максимально возможной степенью ответственности и осмотрительности во избежание срыва сроков исполнения Контракта, в том числе, неоднократно сообщало Истцу о возникновении тех или иных обстоятельств, препятствующих выполнению условий Контракта.
Так, во исполнение требований ст. 716 ГК РФ, Генподрядчик направлял Заказчику обращения, в которых сообщал об осложнениях, возникших в рамках выполнения Контракта.
31.01.2018 Генподрядчик (исх-15371) уведомил Заказчика о приостановлении работ, что также не было учтено при расчете неустойки.
Кроме того, Истец не учитывает тот факт, что дополнительным соглашением к Контракту установлены новые сроки исполнения обязательств.
29.12.2017 г. сторонами заключено дополнительное соглашение в пункте 1.2. которого предусмотрено, что обязательства по контракту подлежат исполнению сторонами в срок не позднее 31 декабря 2020 года.
В соответствии с положениями статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Из буквального значения содержания дополнительного соглашения следует, что сторонами были продлены именно сроки выполнения обязательств.
В отсутствие указания на конкретные обязательства, суд приходит к выводу, что изменения коснулись всех обязательств по Контракту, в том числе и в части сроков выполнения этапов.
Следовательно, усматривается, что Истец не вправе предъявлять требование о взыскании неустойки за нарушение срока окончания выполнения работ, так как истец рассчитывает неустойку за 2015-2018 г.г., в то время как срок, установленный Дополнительным соглашением, до настоящего момента не наступил.
В соответствии со ст. 6 ФЗ N 44-ФЗ Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Таким образом, целью государственного регулирования, в данном случае, является не ограничение воли сторон, а создание условий реализации указанных правоотношений с учетом основополагающих принципов гражданского права о признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Рассматриваемый Государственный контракт не заключался на открытом аукционе.
Государственный контракт заключен в соответствии с п.п. 2 п.1 ст. 93 N 44-ФЗ, на основании распоряжения Правительства РФ от 05.12.2012 N 2270-р, что следует из преамбулы самого Контракта.
Таким образом, заключение дополнительного соглашения от 29.12.2017 не противоречит основополагающим принципам положенным законодателем в основу государственного регулирования в сфере закупок.
Кроме того, указанное соглашение является действующим, в судебном порядке не оспорено и не отменено.
При этом, начисление неустойки за просрочку подписания итогового акта также не основано на условиях Контракта и нормах законодательства.
Из содержания Контракта следует, что подписание итогового акта не является отдельным видом работ, за просрочку выполнения которого предусмотрена неустойка.
Итоговый акт приемки выполненных работ - документ, подтверждающий выполнение Генподрядчиком всех обязательств, предусмотренных Контрактом и являющийся основанием для проведения расчета за выполненные работы (п. 1.1.17. Контракта).
Неустойка за несвоевременное подписание итогового акта Контрактом не предусмотрена, в связи с чем её начисление за просрочку подписания итогового акта неправомерно.
Подписание Итогового акта выполненных работ - это совместное действие сторон Контракта, соответственно Генподрядчик не может нести единоличною ответственность за нарушение сроков подписания указанного документа, тем более что по условиям Контракта на Генподрядчика не возложена обязанность оформить данный акт.
Перечисленные выше обстоятельства в целом свидетельствуют о неисполнении Заказчиком своих обязательств по Контракту, что свидетельствует о просрочке кредитора и, как следствие, неправомерности привлечения Генподрядчика к ответственности, предусмотренной Контрактом.
Учитывая совокупность установленных по делу обстоятельств, суд апелляционной инстанции согласен с выводами суда первой инстанции о неправомерности заявленных исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы искового заявления, изложенные выше, признанные судами необоснованными, в связи с чем оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В связи с этим, апелляционный суд приходит к мнению, что ответчик, вопреки своим доводам, был надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 176, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.08.2019 г. (резолютивная часть от 15.08.2019 г.) по делу N А40-260550/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.Е. Кузнецова |
Судьи |
О.Н. Семикина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-260550/2018
Истец: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: АО "ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБУСТРОЙСТВА ВОЙСК"