г. Вологда |
|
28 ноября 2019 г. |
Дело N А05-10255/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2019 года.
В полном объеме постановление изготовлено 28 ноября 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Зориной Ю.В. и Романовой А.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 20 сентября 2019 года по делу N А05-10255/2019,
установил:
заместитель прокурора Архангельской области (адрес: 163002, город Архангельск, проспект Новгородский, дом 15; ИНН 2901052689, ОГРН 1022900513063; далее - Прокурор) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (адрес: 163002, город Архангельск, проспект Новгородский, дом 15; ИНН 2901052689, ОГРН 1022900513063; далее - Министерство) и садоводческому некоммерческому товариществу "Надежда" (адрес: 164515, Архангельская область, город Северодвинск, проспект Морской, дом 41А, квартира 141; ИНН 2902015496, ОГРН 1022900840930; далее - Товарищество) о признании недействительным договора аренды лесного участка от 29.06.2017 N 2069, заключенного между ответчиками, в части условий, предусматривающих применение для расчета арендной платы к минимальному размеру арендной платы коэффициента превышений, изложенных:
в абзаце 1 пункта 5: "411,00 руб. в год, в том числе, вносимая в федеральный бюджет";
в абзаце 2 пункта 5: "и коэффициента превышения по соглашению сторон - 1,5";
в абзаце 5 приложения 3 к договору "расчет арендной платы по договору аренды лесного участка, заключенного в целях использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейного объекта": "с коэффициентом превышения" и символах: "х 1,5 = 441,00 руб.";
в приложении 4 к договору в столбцах 5-7 таблицы с наименованием "арендная плата в части превышающей минимальный размер";
в абзацах 4-6 приложения 4 к договору в словах: "Платежные реквизиты для перечисления арендной платы в части, превышающей минимальный размер (бюджет субъекта Российской Федерации):
Код КБ 045 1 12 04014 02 0000 120 "плата за пользование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в части, превышающей минимальный размер арендной платы"
УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельска Архангельской области), ИНН 2901200111, КПП 290101001, р/сч. 40101810500000010003, БИК 041117001, Отделение Архангельск, г. Архангельск, ОКТМО 11730000".
Решением суда от 20.09.2019 иск удовлетворен.
Министерство с решением суда не согласилось, в апелляционной жалобе просило его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. В соответствии с частью 1 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310) не установлено ограничение (императивное положение) по определению размера арендной платы, превышающей минимальный установленный размер. ЛК РФ не вводит запрета на взыскание арендных платежей, превышающих минимальные ставки. Суд не учел часть 4 статьи 71 ЛК РФ. Согласно пунктам 2, 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах" публичный интерес защищен регулируемым порядком определения минимальной составляющей арендной платы, подлежащей перечислению в федеральный бюджет. Договор аренды N 2069 заключен в целях использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейного объекта (эксплуатация ВЛ ЮкВ), права третьих лиц он не затрагивает.
Прокурор в отзыве на жалобу возразил против изложенных в ней доводов и требований, просил решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, отзыве на нее, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Министерство (арендодатель) и Товарищество (арендатор) заключили договор аренды лесного участка 29.06.2017 N 2069.
В соответствии с пунктами 1, 2 договора арендодатель принял на себя обязанность предоставить, а арендатор - принять во временное пользование лесной участок площадью 0,0227 га с кадастровым номерами 29:28:601003:282 общей в квартале N 40 ч Северодвинского участкового лесничества Северодвинского лесничества Архангельской области, находящийся в государственной собственности.
Согласно пункту 4 договора лесной участок предоставлен для строительства, реконструкции и эксплуатации линейного объекта (воздушной линии электропередачи - ВЛ10 кВ).
В пункте 5 договора аренды установлено, что арендная плата определяется в соответствии со статьей 73 ЛК РФ на основе минимального размера арендной платы и коэффициента превышения по соглашению сторон - 1,5. Арендная плата составляет 441 руб. в год, в том числе вносимая в федеральный бюджет 294 руб.
В приложениях 3 и 4 к договору аренды приведены расчет арендной платы по договору, порядок, реквизиты для ее внесения, из которых следует, что арендная плата состоит из двух частей: первая - рассчитывается по минимальным ставкам платы за единицу площади лесного участка, установленным Постановлением N 310 и подлежит внесению в федеральный бюджет, вторая часть рассчитывается с коэффициентом превышений 1,5 и подлежит внесению в бюджет субъекта.
Полагая, что правовых оснований для применения в расчете арендной платы любых повышающих коэффициентов и получения от арендатора повышенного размера арендной платы у Министерства не имеется, Прокурор обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными по праву, иск удовлетворил.
С решением суда не согласилось Министерство.
Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В силу статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.
Исходя из пункта 1 статьи 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Так, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно статье 180 ГК РФ недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.
В пункте 1 части 1 статьи 21 ЛК РФ предусмотрено, что строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
Согласно статье 45 ЛК РФ использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 ЛК РФ. Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса для строительства линейных объектов.
В соответствии с частью 1 статьи 71 ЛК РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения уполномоченных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование; договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду.
Согласно статье 73.1 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, частью 1 статьи 74 ЛК РФ.
Без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются, в частности, в случаях, предусмотренных статьями 36, 43 - 45 ЛК РФ.
Как правомерно указал суд первой инстанции, лесной участок предоставляется для использования лесов в целях, предусмотренных в статье 45 ЛК РФ, без проведения торгов.
Согласно частям 1 и 2 статьи 94 ЛК РФ использование лесов в Российской Федерации является платным, за использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений. Размер арендной платы определяется в соответствии со статьей 73 ЛК РФ (часть 3 статьи 94 ЛК РФ).
В силу статьи 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Статьей 422 ГК РФ предусмотрено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В силу части 1 статьи 73 ЛК РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.
Согласно статье 73 ЛК РФ при использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка.
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации.
Как правомерно указал суд первой инстанции, минимальный размер арендной платы по договорам аренды лесных участков, определяемый в соответствии с правилами, предусмотренными в статье 73 ЛК РФ, относится к категории регулируемых цен.
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (далее - Постановление N 73) разъяснено, что судам следует учитывать, что по смыслу пункта 4 статьи 447 ГК РФ размер арендной платы по договору аренды государственного или муниципального имущества не является регулируемым, если размер арендной платы определяется по результатам проведения торгов.
В тех случаях, когда в соответствии с законом торги на право заключения договора аренды не проводились, условия договоров аренды государственного или муниципального имущества, предусматривающие взимание с арендатора дополнительно к регулируемой арендной плате платы за право на заключение договора аренды, являются ничтожными (статьи 168, 614 ГК РФ).
Из материалов дела видно, что оспариваемый договор аренды заключен без проведения торгов в силу прямого указания закона, лесной участок предоставлен Товариществу для строительства, реконструкции и эксплуатации линейного объекта.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что, поскольку лесной участок Министерство предоставило Товариществу без проведения торгов, арендная плата в данном случае является регулируемой (пункт 4 статьи 447 ГК РФ), поэтому расчет арендной платы должен производиться по ставкам, утвержденным Постановлением N 310. Применение иных повышающих коэффициентов действующим законодательством не предусмотрено.
При этом суд указал, что указание в пункте 5 договора, приложениях 3 и 4 к нему на применение коэффициента превышения 1,5 при расчете и определении размера арендной платы за предоставленный Товариществу лесной участок не соответствует закону, является недействительным (ничтожным), поэтому заявленные требования подлежат удовлетворению.
Таким образом, оснований для отказа в удовлетворении иска у суда первой инстанции не имелось. Иск удовлетворен правомерно.
Оснований не согласиться с данным выводом у апелляционной инстанции не имеется.
Фактически все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 20 сентября 2019 года по делу N А05-10255/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Я. Зайцева |
Судьи |
Ю.В. Зорина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-10255/2019
Истец: Прокуратура Архангельской области
Ответчик: Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, Садоводческое Некоммерческое товарищество "Надежда"