г. Вологда |
|
28 ноября 2019 г. |
Дело N А05-7815/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2019 года.
В полном объеме постановление изготовлено 28 ноября 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Черединой Н.В., судей Ралько О.Б. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Варфоломеевой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Велдор" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 04 октября 2019 года по делу N А05-7815/2019,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Велдор" (адрес: 163000, г. Архангельск, ул. Воскресенская, д. 102, оф. 15; ОГРН 1072901001953, ИНН 2901160109; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к администрации муниципального образования "Город Архангельск" (адрес: 163000, г. Архангельск, пл. В.И.Ленина, д. 5; ОГРН 1022900509521, ИНН 2901065991; далее - Администрация) о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 26.04.2019 N 18-119/5023, в предоставлении Обществу в собственность земельного участка с кадастровым номером 29:22:060419:14, расположенного в 5 метрах по направлению на север от ориентира - здания склада, находящегося по адресу: г. Архангельск, просп. Ленинградский, д. 54, в и о возложении на Администрацию обязанности принять решение о предоставлении Обществу в собственность названного земельного участка.
Решением суда от 04 октября 2019 года в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
Общество с решением суда не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, удовлетворить заявленные требования. В обоснование жалобы указывает, что ограничения на спорный земельный участок не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН). В договоре аренды земельного участка также не указано о наличии каких-либо ограничений и обременений в отношении спорного земельного участка.
Отзыв на жалобу от Администрации не поступил.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с этим судебное заседание состоялось без их участия в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судом, Общество является собственником объекта недвижимости - административного здания с помещениями общественного назначения, с кадастровым номером 29:22:060419:241, общей площадью 83,7 кв. м, расположенного по адресу: Архангельская обл., г. Архангельск пр. Ленинградский д. 52.
Указанный объект недвижимости находится на земельном участке с кадастровым номером 29:22:060419:14, общей площадью 3 361 кв. м, относящийся к категории земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для размещения административных зданий.
Земельный участок предоставлен Обществу в аренду сроком на 3 года на основании договора аренды земельного участка от 26.06.2017 N 4/139(мг), зарегистрированного в установленном законом порядке 25.07.2017.
Общество 05.04.2019 направило в адрес Администрации заявление о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 29:22:060419:14 в собственность за плату.
В письме от 26.04.2019 N 18-119/5023 Администрация отказала заявителю в предоставлении земельного участка со ссылкой на то, что он расположен в границах второго пояса санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Не согласившись с данным отказом, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд не находит оснований не согласиться с обжалуемым судебным актом.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии со статьей 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в числе прочего, на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату. Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3 ЗК РФ.
В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 названного Кодекса.
Если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (статья 39.20 ЗК РФ).
Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указаны в статье 39.16 ЗК РФ и их перечень является исчерпывающим.
Пунктом 6 статьи 39.16 ЗК РФ предусмотрено, что основанием для отказа в предоставлении земельного участка является факт того, что участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
Пунктами 2, 3 статьи 27 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно подпункту 14 пункта 5 статьи 27 названного Кодекса ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, находящиеся в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Положениями статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрено, что градостроительной является деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий.
Территориальное планирование представляет собой планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
В силу пунктов 6 и 7 статьи 1 ГрК РФ в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов осуществляется зонирование территорий.
Согласно пункту 8 статьи 1 ГрК РФ документом градостроительного зонирования, являются утверждаемые нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга правила землепользования и застройки, устанавливающие территориальные зоны, градостроительные регламенты, а также порядок применения данных правил и порядок внесения в них изменений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты (пункт 4 статьи 18 Закона N 52-ФЗ).
В соответствии с пунктом 5 статьи 18 Закона N 52-ФЗ зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам.
Таким образом, установление зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения при принятии правил землепользования и застройки может быть осуществлено согласно статье 18 Закона N 52-ФЗ на основании принятого органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения об утверждении проекта зоны санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливающего границы и режим данной зоны.
В соответствии с пунктом 60 Положения о Министерстве природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 04.03.2014 N 92-пп, к полномочиям данного министерства относится утверждение проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, установление границ и режима зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В рассматриваемом случае распоряжением Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 14.09.2015 N 1003р (далее - распоряжение N 1003р) утвержден проект зон санитарной охраны источника питьевого водоснабжения муниципального образования "Город Архангельск" - реки Северная Двина и водопроводов питьевого назначения, разработанный обществом с ограниченной ответственностью "Мастер СВ", и установлен режим зон санитарной охраны для данного источника водоснабжения. Санитарно-эпидемиологическим заключением от 20.03.2013 N 29.01.01.522.Т.000210.03.13 удостоверено, что требования, установленные в проектной документации, соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.1.4.1110-02 и СанПиН 21.5.980-00.
Согласно данному распоряжению для источника водоснабжения города Архангельска - реки Северная Двина установлена зона санитарной охраны в составе трех поясов. При этом второй пояс зоны санитарной охраны установлен вверх по течению реки на расстоянии 77,638 км от водозабора до населенного пункта - деревни Среднепогостской Холмогорского района Архангельской области с охватом расчетных границ второго пояса по правобережным и левобережным притокам, боковые границы которого проходят вдоль обоих берегов реки на расстоянии 500 метров от уреза воды при летне-осенней межени с охватом расчетных границ второго пояса по правобережным и левобережным притокам и населенных пунктов, расположенных на ее берегах. Во второй пояс санитарной охраны включены территории города Архангельска в границах, предусмотренных проектом зоны санитарной охраны.
Судом установлено, что спорный земельный участок находится на территории г. Архангельска во втором поясе зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, что подтверждается распоряжением N 1003р, а также выпиской из приложения 2 к Правилам землепользования и застройки муниципального образования "Город Архангельск", утвержденным решением Архангельской городской Думы от 13.12.2012 N 516 (л.д. 62).
Данное обстоятельство Обществом не опровергнуто.
Довод Общества о том, что в ЕГРН не зарегистрированы ограничения на спорный земельный участок, обоснованно отклонен судом первой инстанции.
Частью 8 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что до 01.01.2022 зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в ЕГРН, если такие зоны установлены до дня официального опубликования настоящего Федерального закона решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения.
Таким образом, зона санитарной охраны источника водоснабжения на земельном участке с кадастровым номером 29:22:060419:14 установлена в соответствии с действующим законодательством и внесение сведений об этой зоне в ЕГРН до 01.01.2022 не требуется.
Отсутствие в договоре аренды земельного участка от 26.06.2017 N 4/139(мг) сведений о наличии каких-либо ограничений и обременений не свидетельствует о неправомерности оспариваемого отказа Администрации при доказанности факта нахождения земельного участка, арендуемого заявителем, во втором поясе зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения г. Архангельска.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Доводы, приведенные Обществом в жалобе, не опровергают законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
Выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судом при рассмотрении спора не допущено.
В свете изложенного апелляционная жалоба Общества удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины на основании статьи 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 04 октября 2019 года по делу N А05-7815/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Велдор" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Чередина |
Судьи |
О.Б. Ралько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-7815/2019
Истец: ООО "Велдор"
Ответчик: администрация муниципального образования "Город Архангельск"