г. Владимир |
|
26 ноября 2019 г. |
Дело N А39-3066/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 ноября 2019 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кастальской М.Н.,
судей Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Третьяковой К.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 11 сентября 2019 года по делу N А39-3066/2018, принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Симдянкина Юрия Ивановича к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области, третьи лица: Министерство сельского хозяйства Пензенской области, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" о признании незаконным отказа Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области (ОГРН 1091326001502; ИНН 1326211305) от 13.03.2018 N 3054 в предварительном согласовании предоставления земельного участка, возложив на Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий ЭЛ, Чувашской Республике и Пензенской области обязанность принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, имеющего следующее место расположения: примерно в 0,5 км. по направлению на север от ориентира с. Колбинка, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Лопатинский район, площадью 1490000 кв.м., являющегося частью земельного участка общей площадью 19458789 38598 кв.м. с кадастровым номером 58:15:480701:37, в аренду без проведения торгов главе крестьянского (фермерского) хозяйства Симдянкину Юрию 2 Ивановичу (ОГРНИП 304583317600012, ИНН 582000489125) согласно подготовленной схеме
при участии:
от заявителя: Симдянкин Юрия Ивановича, предъявлен паспорт, Кочетков М.И. по доверенности от 16.05.2018 N 58 АА 1174609 сроком действия 5 лет,
от Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области: не явился, извещен
от третьего лица Министерство сельского хозяйства Пензенской области: не явился, извещен
от третьего лица Федеральное агентство по управлению государственным имуществом: не явился, извещен
от третьего лица Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии": не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Симдянкин Юрий Иванович (далее - заявитель, ИП глава КФХ Симдянкин Ю.И.) обратился в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области (далее - МТУ Росимущества, уполномоченный орган) о признании незаконным отказа от 13.03.2018 N 3054 в предварительном согласовании предоставления земельного участка, возложив на Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области обязанность принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, имеющего следующее место расположения: примерно в 0,5 км. по направлению на север от ориентира с. Колбинка, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Лопатинский район, площадью 1490000 кв.м., являющегося частью земельного участка общей площадью 19458789 38598 кв.м. с кадастровым номером 58:15:480701:37, в аренду без проведения торгов главе крестьянского (фермерского) хозяйства Симдянкину Юрию Ивановичу (ОГРНИП 304583317600012, ИНН 582000489125) согласно подготовленной схеме.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Министерство сельского хозяйства Пензенской области, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 11 сентября 2019 года по делу N А39-3066/2018 заявление ИП глава КФХ Симдянкина Ю.И. удовлетворено. Признан незаконным отказ Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области от 13.03.2018 N 3054 в предварительном согласовании предоставления земельного участка, имеющего место расположения: примерно в 0,5 км. по направлению на север от ориентира с. Колбинка, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Лопатинский район, площадью 1490000 кв.м., являющегося частью земельного участка общей площадью 19458789 38598 кв.м. с кадастровым номером 58:15:480701:37, в аренду без проведения торгов главе крестьянского (фермерского) хозяйства Симдянкину Юрию Ивановичу (ОГРНИП 304583317600012, ИНН 582000489125) согласно подготовленной схеме. Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области обязано принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, имеющего место расположения: примерно в 0,5 км. по направлению на север от ориентира с. Колбинка, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Лопатинский район, площадью 1490000 кв.м., являющегося частью земельного участка общей площадью 19458789
38598 кв.м. с кадастровым номером 58:15:480701:37, в аренду без проведения торгов главе крестьянского (фермерского) хозяйства Симдянкину Юрию Ивановичу согласно подготовленной схеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требования.
Ответчик считает вынесенное решение суда незаконным и необоснованным в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, и нарушением норм материального права, настаивает, что участие заявителя в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства документально не подтверждено, к обращению заявителя подтверждающие документы представлены не были (к обращению было приложено лишь Соглашение о предоставлении субсидий от 05.03.2018 г., что, само по себе, не подтверждает участие Симдянкина Ю. И. в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства). В связи с чем, по мнению ответчика, основания предоставления заявителю земельного участка без торгов отсутствуют. Схема расположения земельного участка в форме электронного документа заявителем представлена не была, что также подтверждает законность отказа МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области в предварительном согласовании предоставления в аренду без торгов сроком на 4 года 11 месяцев земельного участка площадью 1 490 ООО кв. м., являющегося частью земельного участка с кадастровым номером 58:15:0480701:37. В представленной схеме содержится изломанность границ, выразившаяся в многочисленных углах земельного участка, и как следствие, отказ МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области от 13.03.2018 N 3054 был правомерен. Кроме того, контуры земельного участка имеют сложную конфигурацию, а именно земельный участок имеет множество точек. Кроме того, в адрес МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области 19.06.2019 г. обратилось юридическое лицо с заявлением о передаче земельных участков в аренду. Между тем, публикация не была произведена в связи с рассмотрением настоящего дела. По нашему мнению, в случае опубликования извещения, такое опубликование могло бы нарушить права и интересы других лиц. На основании вышеизложенного, по мнению ответчика, предоставление земельного участка с кадастровым номером 58:15:480701:37 возможно только путем проведения торгов. Данные обстоятельства не были исследованы судом первой инстанции в рамках рассмотрения настоящего дела.
От ИП главы КФХ Симдянкина Ю.И. поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель просит оставить решение суда без изменения.
От Министерства сельского хозяйства поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором третье лицо указывает на наличие у ИП главы КФХ Симдянкина Ю.И. права на предоставление земельного участка без торгов.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение оставить без изменения.
В судебное заседание представители ответчика и третьих лиц, не явились, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей ответчика и третьих лиц.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценивая законность решения суда, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Как следует из обстоятельств дела, 27.12.2017 ИП Глава КФХ Симдянкин Ю.И. обратился в МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной собственности, согласно прилагаемой схеме его расположения, при этом заявитель просил согласовать ему предоставление указанного земельного участка в аренду за плату сроком на 4 года 11 месяцев без проведения торгов.
Испрашиваемый земельный участок площадью 1490000 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, может образоваться, по мнению заявителя, из земельного участка с кадастровым номером 58:15:0480701:37, с описанием местоположения земельного участка: примерно в 0,5 км. по направлению на север от ориентира с. Колбинка, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Лопатинский район.
К заявлению о предварительном согласовании заявителем была приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, копии соглашений об участии заявителя с программах государственной поддержки развития сельского хозяйства, документы подтверждающие наличие статуса индивидуального предпринимателя главы КФХ.
Рассмотрев указанное заявление, МТУ Росимущества письмом от 13.03.2018 N 3054 отказало заявителю в предварительном согласовании предоставления указанного земельного участка, указав на наличие следующих факторов, не позволяющих распространить на данный земельный участок условия предоставления участка в аренду без проведения торгов, указанное в подпункте 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ, пункте 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения": документально не подтверждено участие в программе господдержки в сфере развития сельского хозяйства, а также договор аренды N396 от 23.05.2008 земельного участка площадью 2234526,4 кв.м., являющегося частью земельного участка с кадастровым номером 58:15:0480701:37, заключенный между заявителем и МТУ Росимущества расторгнут на основании письма N01/735 от 17.02.2017, причем данный участок не возвращен до настоящего времени арендодателю, в связи с чем повторное его предоставление заявителю не возможно. В данном письме также приведена ссылка на то, что в Арбитражном суде Пензенской области рассматривается дело об обязании ИП главы КФХ Симдянкина Ю.И. возвратить названный участок по акту приема-передачи.
Не согласившись с отказом МТУ Росимущества от 13.03.2018 N 3054 в предварительном согласовании предоставления земельного участка ИП глава КФХ Симдянкин Ю.И. обратился с заявлением в Арбитражный суд Республики Мордовия.
Признавая решение МТУ Росимущества незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что несоблюдения ИП главой КФХ Симдянкиным Ю.И. требований Земельного кодекса РФ при обращении в МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области с рассматриваемым заявлением административным органом не доказано, в оспариваемом ответе и в судебном заседании не приведено. Н наличие или отсутствие поручения Росимущества не влияет на предусмотренный ЗК РФ объем полномочий МТУ Росимущества, являющегося исполнительным органом государственной власти, поскольку именно оно в рассматриваемой ситуации наделено полномочиями по рассмотрению спорного заявления и принятию соответствующего решения в отношении этого земельного участка.
При этом, суд в соответствии со статьей 201 АПК РФ, в качестве способа восстановления нарушенного права заявителя обязал Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, имеющего место расположения: примерно в 0,5 км. по направлению на север от ориентира с. Колбинка, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Лопатинский район, площадью 1490000 кв.м., являющегося частью земельного участка общей площадью 19458789 38598 кв.м. с кадастровым номером 58:15:480701:37, в аренду без проведения торгов главе крестьянского (фермерского) хозяйства Симдянкину Юрию Ивановичу согласно подготовленной схеме.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Согласно пункту 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101 - ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.
Из чего следует, что основным условием предоставления земельного участка без торгов является участие крестьянского (фермерского) хозяйства в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства.
Между тем, исходя из материалов дела, между ИП главой КФХ Симдянкиным Ю.И. и Министерством сельского хозяйства Пензенской области 28 марта 2017 года было достигнуто соглашение N 11 ЛП о предоставлении субсидии из бюджета Пензенской области на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства. Как следует из отзыва Министерства сельского хозяйства Пензенской области, представленного в материалы дела во исполнение определения суда по настоящему делу, индивидуальный предприниматель - глава КФХ Симдянкин Ю.И. в 2015-2018 годах участвовал в реализации государственной программы Пензенской области "Развитие агропромышленного комплекса Пензенской области на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Пензенской обл. от 18.09.2013 N691-пП, Министерством также приведены размеры субсидий с разбивкой по годам их предоставления (2015 - 2018г.г.) и финансированием из федерального и областного бюджетов.
Как следует из представленного в материалы дела МТУ Росимущества письма Департамента государственного имущества Пензенской области от 17.05.2018 N 25-2338 индивидуальный предприниматель - глава КФХ Симдянкин Ю.И. в 2015-2018 годах участвовал в реализации государственной программы Пензенской области "Развитие агропромышленного комплекса Пензенской области на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Пензенской обл. от 18.09.2013 N691-пП, в 2015-2018 получал субсидии.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Учитывая изложенное, поскольку материалами дела подтверждено, что ИП глава КФХ Симдянкин Ю.И. на момент обращения в МТУ Росимущества с заявлением, и до настоящего времени, является участником программы государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, соответственно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявитель соответствует критерию предусмотренному пунктом 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101 - ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и имеет право на предоставление земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на срок до пяти лет без проведения торгов.
Относительно правомерности отказа, мотивированного тем, что участок не возвращен до настоящего времени арендодателю, в связи с чем повторное его предоставление заявителю не возможно, суд первой инстанции правомерно указал, что, действительно, между ИП главой КФХ Симдянкиным Ю.И (арендатор) и ТУ Росимущества в Пензенской области (арендодатель) 23.05.2008 был заключен договор N 396 аренды земельного участка площадью 2234526,4 кв. м., являющегося частью земельного участка с кадастровым номером 58:15:0480701:37.
Указанный договор расторгнут на основании письма N 01/735 ТУ Росимущества в Пензенской области от 17.02.2017.
Вместе с тем, в Арбитражном суде Пензенской области рассматривалось дело N А49-11349/2017 по иску МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области к ИП главе КФХ Симдянкину Ю.И. об обязании возвратить по акту приема-передачи арендуемые земельные участки, расположенные по адресам: -примерно в 2,5 км. по направлению на северо-запад от ориентира с. Камаевка, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Лопатинский район, площадью 4014526,84 кв.м., являющийся частью земельного участка общей площадью 1555933534515 кв.м., имеющий кадастровый номер 58:15:480702:21, для сельскохозяйственного производства, размещения и эксплуатации зданий и сооружений; -примерно в 0,5 км по направлению на север от ориентира с. Колбинка, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Лопатинский район, площадью 1490000 кв.м., являющийся частью земельного участка общей площадью 19458789
38598 кв.м., имеющий кадастровый номер 58:15:480701:37, для сельскохозяйственного производства, размещения и эксплуатации зданий и сооружений. Указанные требования заявлены на основании ст. ст. 12, 209, 304, 622 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Как следует из определения Арбитражного суда Пензенской области от 14.06.2018 по делу N А39-11349/2017 производство по делу прекращено, поскольку в судебном заседании представитель МТУ Росимущества отказался от заявленных требований в связи с добровольным удовлетворением ИП главой КФХ Симдянкиным Ю.И. заявленных требований, в подтверждение чего суду представлена копия акта приема-передачи земельного участка от 04.07.2017.
Кроме того, указанные обстоятельства установлены в решении Арбитражного суда Республики Мордовия от 01 октября 2018 года по делу N А39-178/2018 по заявлению индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Симдянкина Юрия Ивановича о признании незаконным отказа Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий ЭЛ, Чувашской Республике и Пензенской области от 03.11.2017 N 11349 в предварительном согласовании предоставления земельного участка, возложив на Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области обязанность принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 1911978 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, образуемого из земельного участка с кадастровым номером 58:15:0480701:37, с описанием местоположения земельного участка: Пензенская область, Лопатинский район, Верешимский сельсовет; земельный участок расположен примерно в 1260 метрах по направлению на восток от ориентира здания, адрес ориентира: Пензенская область, Лопатинский район, с. Колбинка, ул. Первомайская, д. N 6 "А", в аренду без проведения торгов главе крестьянского (фермерского) хозяйства Симдянкину Юрию Ивановичу (ОГРНИП 304583317600012, ИНН 582000489125) согласно подготовленной схеме.
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 01 октября 2018 года по делу N А39-178/2018 заявленные требования удовлетворены. Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 21 февраля 2019 года решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 01 октября 2018 года по делу N А39-178/2018 оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения. Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 6 июня 2019 года решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 01.10.2018 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2018 по делу N А39-178/2018 оставлено без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 39.15 ЗК РФ в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка, в том числе указывается основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39. 10 настоящего Кодекса оснований. В соответствии с пунктом 1 статьи 39.14 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении; 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости"; 4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; 7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Вместе с тем, поскольку испрашиваемый участок необходимо вновь образовать для его предоставления, соответственно индивидуализация данного земельного участка возможна только путем подготовки схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В пункте 2 статьи 39.15 ЗК РФ приводится перечень документов, прилагаемых к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка; в их числе поименована схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
Согласно пункту 5 статьи 39.15 ЗК РФ в случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, поданному гражданином, приложена схема расположения земельного участка, подготовленная в форме документа на бумажном носителе, уполномоченный орган без взимания платы с заявителя обеспечивает подготовку в форме электронного документа схемы расположения земельного участка, местоположение границ которого соответствует местоположению границ земельного участка, указанному в схеме расположения земельного участка, подготовленной в форме документа на бумажном носителе. Взимание платы с уполномоченного органа в случае подготовки в соответствии с настоящим пунктом схемы расположения земельного участка в форме электронного документа с использованием официального сайта органа регистрации прав в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не осуществляется.
На основании подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ.
Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи ЗК РФ (пункт 16 статьи 11.10 ЗК РФ).
На основании пункта 5 Требований, утвержденных приказом от 27.11.2014 N 762, подготовка схемы расположения земельного участка в форме электронного документа может осуществляться с использованием официального сайта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведения государственного кадастра недвижимости, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) или с использованием иных технологических и программных средств. В случае если подготовку схемы расположения земельного участка обеспечивает гражданин в целях образования земельного участка для его предоставления такому гражданину без проведения торгов, подготовка данной схемы может осуществляться по выбору указанного гражданина в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе.
Как следует из материалов дела и пояснений сторон в судебном заседании, такая схема была подготовлена заявителем, при этом, площадь, границы и местоположение земельного участка в ней были обозначены, при этом схема расположения испрашиваемого земельного участка была представлена на бумажном носителе.
При этом схема в форме электронного документа в надлежащем формате была представлена Симдянкиным Ю.И. 08.06.2018. Указанная схема направлена в центральный аппарат в дополнение к ранее направленному комплекту документов.
Доводы МТУ Росимущества о том, что в представленной схеме содержится изломанность границ, и как следствие, отказ МТУ Росимущества от 13.03.2018 N 3054 был правомерен, обоснованно отклонен судом, поскольку в силу пункта 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Однако у Управления отсутствуют сведения о том, каким образом и на основании каких документов было выявлено несоответствие схемы расположения земельного участка требованиям пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации. Управлением не приведено мотивированных и документально подтвержденных доводов по каким критериям Росимуществом было установлено, что представленная заявителем схема выполнена с нарушением указанных норм права.
Вместе с тем, как установлено судом, ИП главой КФХ Симдянкиным Ю.И (арендатор) и ТУ Росимущества в Пензенской области (арендодатель) 23.05.2008 был заключен договор N 396 аренды земельного участка площадью 2234526,4 кв. м., являющегося частью земельного участка с кадастровым номером 58:15:0480701:37. В дополнительном соглашении от 08.04.2010 к договору аренды N 396 от 23.05.2008 согласовано, что арендодатель предоставляет, а арендатор принимает во временное владение и пользование земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельный участок, расположенный примерно в 0,5 км по направлению на север от ориентира с. Колбинка, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Лопатинский район, площадью 1490000 кв.м., являющийся частью земельного участка общей площадью 1945878938598 кв.м., имеющий кадастровый номер 58:15:480701:37, для сельскохозяйственного производства.
Таким образом, спорный земельный участок в запрашиваемом размере, границах и местоположении ранее уже был предоставлен ИП главе КФХ Симдянкину Ю.И. на праве аренды.
В отсутствие четко регламентированных законодательством критериев определения перечисленных выше состояний (пункт 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации), а также, поскольку статья 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации не предусматривает нарушение статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации в качестве основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что указанный довод Управлением должным образом не мотивирован и является необоснованным.
Кроме того, выступая в качестве профессионального публичного субъекта деятельности в сфере спорных отношений, Управление, установив вероятность вкрапления, изломанности границ, чересполосицы и иных препятствий, предусмотренных пунктом 6 статьи 11.9 ЗК РФ, не предложил скорректировать представленную предпринимателем схему с целью утверждения таковой.
Ссылка Управления на то, что в адрес МТУ Росимущества 19.06.2019 обратилось с заявлением о передаче, в том числе земельного участка с кадастровым номером 58:15:0480701:37 (площадь 1946 га) в аренду иное лицо, судом первой инстанции также правомерно отклонена, поскольку законность ненормативного правового акта проверяется судом применительно к тем обстоятельствам, которые существовали на дату его вынесения, установлены соответствующим органом и являлись основанием для принятия акта, в связи с чем суд призван оценить на предмет соответствия закону и фактическим обстоятельствам дела наличие именно тех оснований для вынесения ненормативного акта, которые в нем указаны.
Таким образом, несоблюдения ИП главой КФХ Симдянкиным Ю.И. требований вышеуказанных положений Земельного кодекса РФ при обращении в МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области с рассматриваемым заявлением административным органом не доказано, в оспариваемом ответе и в судебном заседании не приведено.
В соответствии с пунктом 7 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Пунктом 8 статьи 39.15 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11. 10 настоящего Кодекса; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Оспариваемый отказ от 03.11.2017 N 11349 (с учетом дополнения к нему) ни одного основания, предусмотренного пунктом 8 статьи 39.15 ЗК РФ, не содержит, в связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о неправомерности отказа Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области от 13.03.2018 N 3054 в предварительном согласовании предоставления ИП главе КФХ Симдянкину Ю.И. земельного участка площадью 1490000 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, образуемого из земельного участка с кадастровым номером 58:15:0480701:37.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Росимуществе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение), Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации.
Таким образом, Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, которому Правительством Российской Федерации делегированы полномочия по управлению и распоряжению федеральным имуществом. Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4 Положения). Росимущество вправе делегировать свои полномочия территориальным органам Росимущества, при этом часть полномочий делегирована для самостоятельной реализации, а часть - для реализации исключительно по поручению Росимущества.
Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19.12.2016 N 460 ТУ Росимущества в Республике Мордовия реорганизовано в форме присоединения к нему ТУ Росимущества в Республике Марий Эл, ТУ Росимущества в Чувашской Республике и ТУ Росимущества в Пензенской области.
Согласно пункту 4.1.2 Положения о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области, утв. Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19.12.2016 N 460, территориальный орган осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Пунктом 4.1.18 указанного Положения установлено, что территориальный орган принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью, равной либо меньше десяти гектар. В соответствии с пунктом 4.2.25 Положения по поручению Агентства территориальный орган принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью больше десяти гектар.
При этом наличие или отсутствие поручения Росимущества не влияет на предусмотренный ЗК РФ объем полномочий МТУ Росимущества, являющегося исполнительным органом государственной власти, поскольку именно оно в рассматриваемой ситуации наделено полномочиями по рассмотрению спорного заявления и принятию соответствующего решения в отношении этого земельного участка.
В свою очередь вопросы внутриведомственного характера не должны являться препятствием праву лица, обратившегося с заявлением в уполномоченный орган, на получение соответствующего решения в установленный законом срок.
Таким образом, МТУ Росимущества является уполномоченным органом по принятию соответствующего решения по заявлению Симдянкина Ю.И., в связи с чем доводы МТУ Росимущества об обратном подлежат отклонению.
Доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Несогласие ответчика с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в случае признания ненормативного акта недействительным, решения незаконным, в резолютивной части решения суд указывает на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В качестве способа восстановления нарушенного права заявителя в силу пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ суд счел необходимым обязать МТУ Росимущества принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, имеющего место расположения: примерно в 0,5 км. по направлению на север от ориентира с. Колбинка, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Лопатинский район, площадью 1490000 кв.м., являющегося частью земельного участка общей площадью 19458789 38598 кв.м. с кадастровым номером 58:15:480701:37, в аренду без проведения торгов главе крестьянского (фермерского) хозяйства Симдянкину Юрию Ивановичу согласно подготовленной схеме.
Апелляционная коллегия считает указанный способ устранения нарушений соответствующим заявленному требованию.
По мнению заявителя, решение об отказе в предоставлении земельного участка не соответствует действующему законодательству и нарушает исключительное право заявителя на приватизацию земельного участка, находящегося под принадлежащими ему на праве собственности объектами недвижимости.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Арбитражный суд Республики Мордовия принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 11 сентября 2019 года по делу N А39-3066/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
М.Н. Кастальская |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-3066/2018
Истец: ИП Глава крестьянского фермерского хозяйства Симдянкин Юрий Иванович
Ответчик: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области
Третье лицо: Министерство сельского хозяйства Пензенской области, Первый арбитражный апел. суд, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Федеральное агенство по управлению государственным имуществом