г. Пермь |
|
27 ноября 2019 г. |
Дело N А60-21850/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 ноября 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляковой Г.Н.,
судей Борзенковой И.В., Васевой Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Игитовой А.В.,
при участии:
от заявителя ООО "Союз-Транс" (ИНН 6679033381, ОГРН 1136679007299) - не явились, извещены надлежащим образом;
от заинтересованного лица Администрации г. Екатеринбурга в лице Комитета по транспорту, организации дорожного движения и развития улично-дорожной сети (ИНН 6661004661) - Бирюков В.В., паспорт, доверенность от 20.05.2019;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя ООО "Союз-Транс"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 01 августа 2019 года
по делу N А60-21850/2019,
принятое судьей Ремезовой Н.И.
по заявлению ООО "Союз-Транс"
к Администрации г. Екатеринбурга в лице Комитета по транспорту, организации дорожного движения и развития улично-дорожной сети
о признании незаконными действий,
установил:
ООО "Союз-Транс" (далее - заявитель, общество, перевозчик) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным решения Администрации г. Екатеринбурга в лице Комитета по транспорту, организации дорожного движения и развития улично-дорожной сети (далее - заинтересованное лицо, Администрация) об отказе в предоставлении субсидий за 3 квартал 2018, оформленного уведомлением от 18.01.2019 N 27.2-21/001/27; обязании произвести ООО "Союз-Транс" выплату субсидий за 3 квартал 2018 года.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 01.08.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит названное решение отменить, заявленные требования удовлетворить. Заявитель считает вынесенный судебный акт незаконным и необоснованным, и подлежащим отмене, так как суд первой инстанции неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела; не доказаны имеющие значение для дела обстоятельства, которые суд считал установленными; выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела. Принимая во внимание, что общество обращалось за предоставлением субсидии за 3 квартал 2018 года, то есть за три месяца 2018 года и представляло совокупные сведения за указанный период, заявитель настаивает на том, что показатели, приведенные в заключении Комитета, положенного в основание вывода о недостоверности представленных обществом сведений, не могут однозначно свидетельствовать о недостоверности данных сведений, поскольку не отражают фактические обстоятельства за 3 квартал 2018 года, заинтересованным лицом не доказано предоставление факта недостоверных сведений со стороны перевозчика. Более того, указанное обстоятельство не могло быть препятствием для расчета субсидии. В рассматриваемом случае заявленный обществом доход, полученный от оплаты пассажирами проезда за наличный расчет, был меньше полученного дохода согласно фактическим данным электронного учета оплаты проезда, значит, Администрация должна была рассчитать доход в целях предоставления субсидии по указанной в Положении формуле, то есть определить величину дохода расчетным путем, что Администрация и сделала в протоколе от 09.01.2019 и пришла к положительной сумме субсидии. Следовательно, указанная обществом величина дохода от продажи билетов за наличный расчет не могла повлиять на размер субсидии. Также заявитель отмечает, что у МКУ "МТИ" отсутствовали полномочия на осуществление контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления перевозчиками субсидий, натурного исследования, сделанные транспортной инспекцией, на которое ссылается суд первой инстанций, не является надлежащим доказательством предоставления заявителем недостоверных сведений о количестве перевезенных пассажиров по разовым билетам.
Заинтересованное лицо письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Заявитель о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направил, что в силу части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, между обществом и Администрацией заключен договор от 18.09.2014 N 3-077/2014 на осуществление пассажирских перевозок по маршруту N 077 регулярного городского сообщения на территории муниципального образования "город Екатеринбург" (л.д. 10-18)
В соответствии с Положением о порядке предоставления субсидий из бюджета муниципального образования "город Екатеринбург" юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров по автобусным маршрутам регулярного городского сообщения, в целях возмещения части затрат, связанных с оказанием транспортных услуг населению муниципального образования "город Екатеринбург", утвержденным Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 29.05.2018 N 1099, в целях предоставления субсидии ООО "Союз-Транс" были предоставлены в Комитет по транспорту, организации дорожного движения и развитию улично-дорожной сети Администрации г. Екатеринбурга документы на предоставление субсидии за 3 квартал 2018 года.
Уведомлением от 08.01.2019 N 27.2-21/001/27 Администрация сообщила ООО "Союз-Транс" о том, что в связи с предоставлением недостоверных сведений, Комиссией было принято решение об отказе в выплате субсидии ООО "Союз-Транс" за 3 квартал 2018 года (л.д. 19).
Из содержания протокола заседания комиссии от 09.01.2019 N 1/42/01.2-11/0139 по рассмотрению заявок на предоставление субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим регулярные перевозки пассажиров автобусным маршрутом регулярного городского сообщения, в целях возмещения части затрат, связанных с оказанием транспортных услуг населению муниципального образования "город Екатеринбург", за 3 квартал 2018 года следует, что обществу отказано в предоставлении субсидии в соответствии с пунктом 33 Положения о порядке предоставления субсидий из бюджета муниципального образования "город Екатеринбург" юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров по автобусным маршрутам регулярного городского сообщения, в целях возмещения части затрат, связанных с оказанием транспортных услуг населению муниципального образования "город Екатеринбург", утвержденного Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 29.05.2018 N1099, на основании подпункта 3 пункта 34 указанного Положения в связи с предоставлением перевозчиком недостоверных сведений для получения субсидии, а именно: в соответствии с представленными перевозчиком сведениями о фактических результатах работы за 3 квартал 2018 года количество пассажиров с учетом проданных разовых билетов составило 182 тыс. чел., количество пассажиров с учетом совершенных транзакций - 453,6 тыс. чел., доля пассажиров, оплативших проезд за наличный расчет в общем количестве перевезенных пассажиров составила - 28,6%, по Е-карте - 71,4% (л.д. 61-71).
При этом в соответствии с заключением Комитета по транспорту, организации дорожного движения и развитию улично-дорожной сети от 17.12.2018 N 47/51/27.1-17 "О результатах проверки представленных ООО "Союз-Транс" документов на предоставление субсидии за 3 квартал 2018 года" установлено, что по результатам проведенных проверок, а именно, контрольных поездок, осуществленных МКУ "Муниципальная транспортная инспекция", доля пассажиров по проданным разовым билетам в общем количестве перевезенных пассажиров составила 51,7%, по Е-карте - 48,3%, по данным, представленным перевозчиком, указанные показатели составляют 28,6% и 71,4% соответственно, что свидетельствует о предоставлении перевозчиком недостоверных сведений (л.д. 78-80).
Не согласившись с решением Администрации, выраженном в уведомлении от 18.01.2019 N 27.2-21/001/27, полагая отказ в предоставлении субсидии за 3 квартал 2018 года незаконным, нарушающим права общества, ООО "Союз-Транс" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что материалами дела подтверждено и заявителем не опровергнуто предоставление перевозчиком недостоверных сведений для получения субсидии, что, в свою очередь, основанием для правомерного отказа Администрации в предоставлении ООО "Союз-Транс" субсидии за 3 квартал 2018 года.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.
На основании статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий на безвозмездной и безвозвратной основе из местного бюджета юридическим и физическим лицам в целях возмещения затрат или неполученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, выделяемых в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним актами муниципальной администрации.
Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 29.05.2018 N 1099 утверждено Положение о порядке предоставления субсидий из бюджета муниципального образования "город Екатеринбург" юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров по автобусным маршрутам регулярного городского сообщения, в целях возмещения части затрат, связанных с оказанием транспортных услуг населению муниципального образования "город Екатеринбург" (далее - Положение N 1099).
В соответствии с пунктами 1 и 2 Положения N 1099 настоящее Положение устанавливает цели, условия, порядок предоставления субсидий, порядок осуществления контроля за предоставлением и использованием субсидий, а также порядок возврата субсидий в случае нарушения получателями субсидий условий их предоставления. Настоящее Положение разработано в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 N 887 "Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг" в целях оказания перевозчикам мер поддержки в виде предоставления субсидий.
В силу пункта 4 Положения N 1099 субсидии перевозчикам предоставляются в целях возмещения части затрат, связанных с оказанием транспортных услуг населению муниципального образования "город Екатеринбург", к которым относятся: расходы на оплату труда; страховые взносы; расходы на приобретение топлива и горюче-смазочных материалов; расходы на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава; расходы на приобретение и ремонт автомобильных шин; амортизационные отчисления; общехозяйственные расходы; расходы на коммунальные услуги; прочие расходы (с учетом процентов за пользование кредитными ресурсами).
Пунктом 7 Положения предусмотрено, что право на получение субсидий имеют перевозчики, одновременно соответствующие следующим критериям: 1) осуществление деятельности по перевозке пассажиров на территории муниципального образования "город Екатеринбург" на основании договора на обслуживание автомобильных (автобусных) маршрутов регулярного городского сообщения, заключенного с Администрацией города Екатеринбурга в соответствии с действующим законодательством и муниципальными правовыми актами муниципального образования "город Екатеринбург"; 2) ведение раздельного бухгалтерского учета затрат и результатов финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации в разрезе видов деятельности с выделением вида деятельности "Внутригородские автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию"; 3) соблюдение законодательства Российской Федерации в части представления бухгалтерской, налоговой отчетности и отчетности во внебюджетные фонды; 4) ведение учета реализованной билетной продукции по каждому маршруту перевозки пассажиров; 5) наличие фактически понесенных и документально подтвержденных бухгалтерской и налоговой отчетностью убытков от осуществления вида деятельности "Внутригородские автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию" в каждом отчетном квартале. При этом финансовый результат за первый, второй, третий квартал подтверждается промежуточной отчетностью за первый квартал, полугодие, девять месяцев соответственно, финансовый результат за четвертый квартал подтверждается годовой бухгалтерской отчетностью. Сведения, содержащиеся в бухгалтерской отчетности, реестрах и иных документах, представленных в целях получения субсидии, должны соответствовать сведениям о фактических результатах работы, составленным по форме согласно приложению N 3 к настоящему Положению; 6) использование программно-технических средств для осуществления безналичных расчетов с пассажирами, использующими для оплаты проезда электронные платежные карты; 7) осуществление перевозок пассажиров транспортными средствами, оборудованными навигационным оборудованием для спутникового мониторинга транспортных средств с помощью систем навигации ГЛОНАСС/GPS.
Пунктом 10 Положения N 1099 предусмотрены условия предоставления субсидий: соответствие перевозчика критериям отбора, установленным в пункте 7 настоящего Положения; наличие фактически понесенных и документально подтвержденных доходов и расходов в связи с оказанием транспортных услуг, перечень которых определен настоящим Постановлением; согласие получателя субсидии на проведение Комитетом и (или) органами муниципального финансового контроля обязательных проверок в части соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий и запрета на приобретение за счет полученных средств иностранной валюты, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.
Перевозчики, претендующие на получение субсидий, должны предоставить в Комитет по транспорту, организации дорожного движения и развитию улично-дорожной сети документы, поименованные в пункте 26 Положения N 1099.
В соответствии с пунктом 13 Положения N 1099 в полномочия комитета, в том числе входит: организация приема заявлений; запрос дополнительных документов в целях подтверждения данных, представляемых перевозчиками в порядке, предусмотренном пунктом 28 настоящего Положения; организация обследования на предмет соотношения количества пассажиров, оплативших проезд путем приобретения разового билета, и количества пассажиров, оплативших проезд с использованием электронной платежной карты, с привлечением Муниципального казенного учреждения "Муниципальная транспортная инспекция" (далее - МКУ "МТИ"); исследование материалов обследования, предоставленных МКУ "МТИ", в целях установления достоверности или недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных для получения субсидии; проверка документов, подаваемых перевозчиками вместе с заявлением; подготовка заключения по итогам проверки заявлений; оформление протоколов заседаний комиссии по рассмотрению заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров по автобусным маршрутам регулярного городского сообщения на территории муниципального образования "город Екатеринбург", о предоставлении субсидий.
В силу пункта 28 Положения N 1099 комитетом проводится проверка представленных документов; осуществляется сверка представленных перевозчиком сведений за отчетный квартал с материалами, представленными МКУ "МТИ"; в целях подтверждения достоверности представленных перевозчиками документов направляются запросы о подтверждении данных, предоставленных перевозчиками, в соответствующее территориальное подразделение Инспекции Федеральной налоговой службы, Уральское межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Государственную инспекцию труда в Свердловской области и иные государственные органы власти; осуществляется подготовка заключений в отношении каждого перевозчика по итогам проверки; в Комиссию для ознакомления направляется заключение.
По результатам рассмотрения заключений Комитета Комиссия принимает в отношении каждого перевозчика решение о выплате субсидии и о ее размере или об отказе в выплате субсидии (пункт 33 Положения N 1099).
Согласно пункту 34 Положения N 1099 основаниями для отказа в предоставлении субсидии являются следующие факты: 1) не представлены или представлены не в полном объеме документы, указанные в пункте 26 настоящего Положения; 2) представленные перевозчиком документы не соответствуют требованиям действующего законодательства (при наличии требований к форме и содержанию представляемых документов); 3) выявлен факт предоставления перевозчиком недостоверных сведений для получения субсидии, в том числе: несоответствие сведений, содержащихся в представленных перевозчиком документах, сведениям, представленным по форме согласно приложению N 3 к настоящему Положению, несоответствие сведений, представленных перевозчиком, сведениям, содержащимся в ответах на запросы, несоответствие сведений о количестве пассажиров с учетом проданных разовых билетов и данных электронной оплаты проезда, представленных перевозчиком, данным, выявленным МКУ "МТИ"; 4) несоответствие перевозчика критериям, указанным в пункте 7 настоящего Положения; 5) невыполнение перевозчиком условий предоставления субсидии, указанным в главе 1 раздела 2 Положения.
Как следует из материалов дела, по результатам изучения представленных ООО "Союз-Транс" документов за 3 квартал 2018 года установлено следующее.
В результате проведенной Комитетом в рамках своих полномочий проверки представленных документов установлено, что комплектность документов ООО "Союз-Транс" соответствует требованиям пункта 26 Положения, вместе с тем, основанием для отказа в предоставлении субсидии за 3 квартал 2018 года явилось предоставление обществом недостоверных сведений (подпункт 3 пункта 34 Положения N 1099), ввиду того, что заявленная обществом доля пассажиров, перевезенных по разовым билетам (за наличный расчет), составляет 28,6%, что значительно меньше той, которая установлена муниципальной транспортной инспекцией (МКУ "МТИ") в результате выхода на маршруты (51,7%).
Довод жалобы о том, что у МКУ "МТИ" отсутствовали полномочия на осуществление контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления перевозчиками субсидий, натурного исследования, сделанные транспортной инспекцией, на которое ссылается суд первой инстанций, не является надлежащим доказательством предоставления заявителем недостоверных сведений о количестве перевезенных пассажиров по разовым билетам, отклоняется.
Контроль за соблюдением перевозчиками условий, целей и порядка предоставления субсидий указанное учреждение не осуществляло, использованные администрацией сведения получены инспекцией при осуществлении предоставленных ей полномочий.
Так, к функциям МКУ "МТИ" в соответствии с подпунктами 6, 8 пункта 2.2 Устава МКУ "МТИ" относится, в том числе, участие в работах по выявлению фактов нарушения действующего законодательства при осуществлении транспортного обслуживания населения, а также участие в информационном обеспечении управления в области транспортного обслуживания населения.
Тем самым, МКУ "МТИ", выполняя свои уставные задачи, обеспечивает Комитет как подразделение Администрации города Екатеринбурга, уполномоченное на создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организацию транспортного обслуживания населения в границах городского округа, информацией о соотношении количества пассажиров с учетом проданных разовых билетов и по Е-карте.
Поскольку постановление от 29.05.2018 N 1099 предусматривает выполнение ряда условий для получения субсидии и предполагает предоставление ряда документов, то предусмотрено основание для отказа в получении субсидии как недостоверность представленных документов.
Тем самым, МКУ "МТИ", выполняя свои уставные задачи, обеспечило Комитет как орган, уполномоченный на осуществление транспортного обслуживания населения информацией о том, что ООО "Союз-Транс", в нарушение положений постановления N 2714, предоставляются недостоверные сведения для получения субсидии.
Указанное изучение пассажиропотока не требует специального разрешения и уведомления перевозчика, сотрудник МКУ "МТИ" приобрел билет в транспортном средстве заявителя и осуществил подсчет количества пассажиров.
Ссылаясь на недопустимость данных проверки МКУ "МТИ" указанных в таблице приложенных к протоколу, обществом каких либо документов в опровержение зафиксированных сведений не представлено, о фальсификации указанных документов не заявлено.
Соответствующие показатели МКУ "МТИ" могут быть опровергнуты претендентом на субсидию путем предоставления документов, подтверждающих приобретение билетной продукции, ее выдачу кондукторам, данных учета проданных билетов.
Вместе с тем, в данном случае данные натурного обследования МКУ "МТИ" и, как следствие, выводы о недостоверности сведений, представленных в составе заявки на получение субсидии, ООО "Союз-Транс" не опровергнуты. Первичные документы, которые позволили бы проверить обоснованность доводов заявителя, в материалы дела не представлены.
Выводы Администрации о предоставлении заявителем недостоверных сведений подтверждаются представленными протоколом заседаний комиссии от 09.01.2019 N 1/42/01.2-11/0139, заключением Комитета по транспорту, организации дорожного движения и развитию улично-дорожной сети от 17.12.2018 N47/51/27.1-17, Актом проверки автобусного маршрута N 077 от 13.07.2018.
Заявитель же, претендуя на получение бюджетных средств, должен предоставить пакет документов, содержащий достоверные сведения, подтверждающие те факты и обстоятельства, наличие которых дает право на бюджетную поддержку в виде предоставления субсидии, однако, свою обязанность надлежащим образом не выполнил, в связи с чем, в предоставлении субсидии ему отказано правомерно.
Принимая во внимание совокупность доказательств, свидетельствующих о представлении обществом документов, не соответствующих действительности, документально не опровергнутых заявителем, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о законности оспариваемого решения Администрации и соответственно, решения суда первой инстанции.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, по существу, сводятся к иной оценке установленных судом обстоятельств дела и подтверждающих данные обстоятельства доказательств.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом первой инстанции установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы, им дана надлежащая оценка.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по заявлению в сумме 1 500 руб. относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 01 августа 2019 года по делу N А60-21850/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Г.Н.Гулякова |
Судьи |
И.В.Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-21850/2019
Истец: ООО "СОЮЗ-ТРАНС"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА