г.Москва |
|
27 ноября 2019 г. |
Дело N А40-99072/19 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Веклича Б.С.,
рассмотрев апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Росимущества
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 05.09.2019 по делу N А40-99072/19, принятое в порядке упрощенного производства,
по иску ООО "Радиострой"
к Российской Федерации в лице Росимущества,
третье лицо: Южная транспортная прокуратура,
о взыскании задолженности,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Радиострой" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с иском к Российской Федерации в лице Росимущества о взыскании задолженности по содержанию общего имущества за период с 01.03.2018 по 29.11.2018 в размере 24 597 руб. 15 коп. и судебных издержек в сумме 289 руб. 28 коп.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам гл.29 АПК РФ.
Решением суда от 05.09.2019 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, и нарушение норм материального права.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражает против доводов жалобы и просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со ст.ст. 266, 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта.
При исследовании обстоятельств дела установлено, что в собственности Российской федерации находится нежилое помещение площадью 132,2 кв. м., с кадастровым номером 23:44:0503003:1662, расположенное по адресу: Краснодарский край, г.Кропоткин, ул. Красная, д. 39, помещение 10, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости N 23/025/004/2019-004 от 10.01.2019.
30.11.2018 в Едином государственном реестре недвижимости зарегистрировано право оперативного управления на указанное помещение за Южной транспортной прокуратурой.
На основании протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 21.03.2015 истец осуществляет лицензируемую деятельность по управлению вышеназванным многоквартирным домом.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 ГК РФ).
В Постановлении Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания" отношения собственников помещений, расположенных в нежилом здании, возникающие по поводу общего имущества в таком здании, прямо законом не урегулированы. Поэтому в соответствии с пунктом 1 статьи 6 ГК РФ к указанным отношениям подлежат применению нормы законодательства, регулирующие сходные отношения, в частности статьи 249, 289, 290 ГК РФ. В силу изложенного собственнику отдельного помещения в здании во всех случаях принадлежит доля в праве общей собственности на общее имущество здания.
Согласно ст. 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В соответствии с пунктом 5.3 положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Росимущество в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Сумма задолженности ответчика по содержанию общего имущества за период с 01.03.2018 по 29.11.2018 составляет 24 597 руб. 15 коп.
Доказательств оплаты указанной суммы расходов ответчиком не представлено.
В силу положений ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
Поскольку факт наличия и размер задолженности подтверждены материалами дела, доказательств погашения долга суду не представлено, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.
Судебные издержки в виде понесенных истцом почтовых расходов в сумме 289 руб. 28 коп., подтвержденные почтовой квитанцией и описью вложения от 28.01.2019, также подлежат взысканию на основании ст. 106 АПК РФ, п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела".
Доводы апелляционной жалобы о том, что расходы по содержанию общего имущества должно оплачивать третье лицо, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Согласно п. 2 ст. 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Как разъяснено в п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации.
Из материалов дела следует, что право оперативного управления Южной транспортной прокуратуры в отношении спорного нежилого помещения в установленном законом порядке зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 30.11.2018.
Период взыскания определен с 01.03.2018 по 29.11.2018.
Таким образом, до 30.11.2018 именно на Российской Федерации в лице Росимущества как на собственнике помещения лежит обязанность по несению расходов по содержанию и ремонту общего имущества и оплате коммунальных услуг.
Доводы заявителя о том, что в отсутствие заключенного между сторонами договора, у ответчика отсутствует обязанность по внесению платы за содержание общего имущества, также не могут быть приняты судом, поскольку обязанность собственников жилья по внесению платы за жилое помещение, содержание общего имущества, коммунальные услуги закреплена в ст.ст. 153, 158 ЖК РФ, постановлении Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме".
Отсутствие договора в виде документа, подписанного обеими сторонами, не освобождает собственников помещений в многоквартирном доме от участия в несении расходов на содержание и ремонт общего имущества.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных ст.270 АПК РФ, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст.ст.176, 266-269, 271, 272.1 АПК РФ, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 05.09.2019 по делу N А40-99072/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Судья |
Б.С. Веклич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-99072/2019
Истец: ООО "РАДИОСТРОЙ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ