г. Москва |
|
27 ноября 2019 г. |
Дело N А40-314967/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 ноября 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А. Чеботаревой,
судей: |
В.А.Свиридова, Т.Б.Красновой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А.Шевцовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского имущества г. Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 12 июля 2019 г. по делу N А40-314967/18 принятое судьей Дранко Л.А.
по заявлению Департамента городского имущества г. Москвы
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве
третье лицо: ООО "Московское учебно-производственное предприятие N 8 Всероссийского общества слепых"
об оспаривании отказа
при участии:
от заявителя: |
Федотова М.И.по дов. от 29.11.2018 |
от ответчика: от третьего лица: |
Арутюнян И.С., по дов. от 26.12.2018 не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее Департамент, заявитель) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве (далее - заинтересованное лицо, Управление) об оспаривании отказа, изложенного в письмах от 01.10.2018 г. N 77/003/233/2018-1908, 109 и от 03.10.2018 г. N 77/012/202/2018-7803, 7799, об отказе в государственной регистрации права собственности города Москвы на объекты недвижимого имущества площадью 13.7 кв.м. с кадастровым номером 77:03:001009:5747 и площадью 21,4 кв.м, с кадастровым номером 77:03:0001009:5746, расположенных по адресу: г. Москва, ул. 3-я Гражданская, д. 3А, об обязании Управления зарегистрировать право собственности города Москвы на указанные объекты.
Решением суда от 12.07.2019 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с данным решением, Департамент обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Заявитель считает, что правовые основания для отказа отсутствовали, поскольку Департаментом были представлены все необходимые документы вместе с заявлением о регистрации права собственности.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал решение суда первой инстанции, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу заинтересованного лица - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Департамент городского имущества города Москвы обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве с заявлением о государственной регистрации права собственности города Москвы на объекты недвижимого имущества площадью 13,7 кв.м, с кадастровым номером 77:03:0001009:5747 и площадью 21,4 кв.м, с кадастровым номером 77:03:0001009:5746, расположенные по адресу: г. Москва, ул. 3-я Гражданская, д. ЗА.
Письмами Управления Росреестра по Москве от 01.10.2018 N 77/003/233/2018- 1908, 1909 и от 03.10.2018 N 77/012/202/2018-7803, 7799 сообщено об отказе в государственной регистрации права собственности на указанные объекты недвижимого имущества со ссылкой на непредставление Департаментом документов, необходимых для государственной регистрации.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в Арбитражный суд г. Москвы с соответствующим заявлением.
В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) указанных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 20.06.2018 в Управление с заявлениями N 77/003/233/2018-1908, 1909 о государственной регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами 77:03:0001009:5746, 5747 обратилось ООО "Московское учебно-производственное предприятие N 8 Всероссийского общества слепых".
22.06.2018 в Управление с заявлениями N 77/012/202/2018-7799, 7803 о государственной регистрации права собственности на те же объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами 77:03:0001009:5746, 5747 обратился город Москва в лице Департамента городского имущества города Москвы.
По результатам проведенной правовой экспертизы (предусмотренной ч.1 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", далее - Закон о недвижимости) принято решение о приостановлении государственной регистрации по заявлениям N 77/003/233/2018-1908, 1909 - 01.07.2018, а по заявлениям N N 77/012/202/2018-7799, 7803 - 03.07.2018 в заявленной регистрации отказано.
01.10.2018 и 03.10.2018 на основании ст. 27 Закона о недвижимости Управление отказало Департаменту в государственной регистрации права собственности.
Не согласившись с отказом Управления, Департамент обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В соответствии с ч. 3 ст. 3, ч. 1 ст. 29 и ч. 1 ст. 14 Закона о недвижимости при предоставлении документов для регистрации прав на недвижимое имущество Управлением осуществляется правовая экспертиза документов, целью которой является установление юридических фактов, являющихся бесспорным основанием для возникновения, перехода, прекращения или обременения (ограничения) прав на недвижимое имущество.
Представленные документы изучаются как на подлинность, так и на соответствие их формы и содержания требованиям законодательства, действовавшего на момент их издания и в месте издания с целью установления отсутствия оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления.
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 18 Закона о недвижимости регистрация прав на объекты недвижимого имущества осуществляется на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя и иных лиц, в случае прямого указания закона и прилагаемых к нему документов, необходимых для ее проведения, в том числе и документов о правах на недвижимое имущество (правоустанавливающие), перечень которых установлен ст. 14 Закона о недвижимости и также отвечающих требованиям ст. 21 Закона о регистрации недвижимости.
В статье ст. 14 Закона о недвижимости установлены основания для государственной регистрации прав.
Согласно ч. 2 ст. 19 Закона о недвижимости орган государственной власти или орган местного самоуправления в случае, если право, ограничение права или обременение объекта недвижимости возникают на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления либо сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе, сделки, совершенной на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого акта или совершения такой сделки обязан направить в орган регистрации прав заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в отношении соответствующего объекта недвижимости в порядке, установленном статьей 18 настоящего Федерального закона.
В силу положений п.3 ст.3 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" объект инвестиционной деятельности, строительство которого осуществляется с привлечением внебюджетных источников финансирования на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, по договору, заключенному с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением либо унитарным предприятием до 1 января 2011 года и предусматривающему распределение площади соответствующего объекта инвестиционной деятельности между сторонами данного договора, признается долевой собственностью сторон данного договора до момента государственной регистрации права собственности на этот объект с учетом распределения долей, предусмотренного данным договором.
В силу п.1 ст. 1043 ГК РФ внесенное товарищами имущество, которым они обладали на праве собственности, а также произведенная в результате совместной деятельности продукция и полученные от такой деятельности плоды и доходы признаются их общей долевой собственностью.
В соответствии с п.1 статьи 408 ГК РФ надлежащее исполнение прекращает обязательство.
Согласно п.2 ст. 8, ст.ст. 130, 131 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации этих прав, если иное не установлено законом.
В соответствии с п.1 ст.252 ГК РФ имущество, находящееся в долевой собственности, может быть разделено между ее участниками по соглашению между ними.
В соответствии с п.5.2 Постановления Правительства Москвы от 18.05.1999 N 426 "Об изменении нормативных актов по вопросам инвестиционной деятельности" документом о распределении результатов инвестиционного проекта является акт о результатах реализации инвестиционного контракта.
Департаментом был представлен на регистрацию Акт от 22.02.2012 о результатах частичной реализации инвестиционного проекта согласно инвестиционному контракту от 22.12.2004 г., Дополнение от 16.12.2014 к Акту о результатах частичной реализации от 22.02.2012 инвестиционного проекта.
Согласно представленному Акту в собственность ООО "Московское учебно-производственное предприятие N 8 Всероссийского общества слепых" было передано помещение XVI, комната 17, площадью 302,4 кв.м на первом этаже, по адресу: г. Москва, ул. 3-я Гражданская, д.3А, право собственности на которое было зарегистрировано за ООО "Московское учебно-производственное предприятие N 8 Всероссийского общества слепых" 24.07.2012 за N 77-12/019/2012-097.
04.12.2014 на основании заявления ООО "Московское учебно-производственное предприятие N 8 Всероссийского общества слепых" право собственности на помещение XVI, комната 17, было прекращено в связи с разделением на объекты с кадастровыми номерами: 77:03:0001009:5747; 77:03:0001009:5746; 77:03:0001009:5748.
Таким образом, принимая во внимание то, что соответствующий Акт был подписан сторонами 22.02.2012 г., право собственности Общества на спорное имущество зарегистрировано 24.07.2012 г., о чем в ЕГРН внесена запись N 77- 12/019/2012-097, отношения сторон, вытекающие из указанного выше Инвестиционного контракта в отношении данного имущества прекращены 24.07.2012 г., с этого момента имущество перестало быть общедолевой собственностью сторон, а, следовательно, для отчуждения данного имущества в пользу города Акт реализации (дополнение) является ненадлежащим документом, поскольку саам по себе не свидетельствует о переходе спорного права к городу Москве.
А представленное на государственную регистрацию Дополнение от 16.12.2014 к Акту о результатах частичной реализации от 22.02.2012 инвестиционного проекта, не может рассматриваться в качестве документа, на основании которого возникает право собственности города Москвы в отношении заявленных объектов недвижимости, так как к тому моменту Общество вступило в права и более двух лет владело и распоряжалось данным имуществом.
Апелляционный суд поддерживает вывод суда об отсутствии совокупности обстоятельств, необходимых для признания оспариваемого отказа незаконным (противоречие закону и нарушение прав и законных интересов).
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются, так как не опровергают верных выводов суда.
Как пояснил представитель Управления в судебном заседании на сегодняшний день в ЕГРП зарегистрировано право собственности ООО "Московское учебно-производственное предприятие N 8 Всероссийского общества слепых". Однако заявление ООО "Московское учебно-производственное предприятие N 8 Всероссийского общества слепых" на государственную регистрацию перехода права собственности к г. Москве, в нарушение ст. 15 Закона о недвижимости не представлено.
Принимая во внимание вышеизложенное, апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права. В свою очередь, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 12 июля 2019 г. по делу N А40-314967/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-314967/2018
Истец: Депарамент городского имущества г. Москвы
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве