город Ростов-на-Дону |
|
28 ноября 2019 г. |
дело N А32-24831/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 ноября 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Маштаковой Е.А.,
судей В.Л. Новик, Б.Т. Чотчаева,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Плотниковой О.В.,
при участии:
от заявителя (ответчика): представитель не явился,
от истца: представитель не явился,
от третьего лица: представитель не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330)
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.09.2019 по делу N А32-24831/2019
по иску федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае" (ИНН 2308105200, ОГРН 10582303652170)
к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330)
при участии третьего лица: Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ИНН 2308105360, ОГРН 1052303653269)
об обязании принять недвижимое имущество в казну,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - ответчик) об обязании принять в казну следующее недвижимое имущество:
- основное строение с пристройкой с кадастровым номером 23:12:0601030:613, назначение - нежилое, общей площадью 128,6 кв.м, расположенное по адресу: г. Кореновск, ул. Ленина, д. 141 А;
- здание "Отдел профилактики и дезинфекции" с кадастровым номером 23:12:0601036:786, назначение - нежилое, общей площадью 100,4 кв.м, этажность 1, расположенное по адресу: г. Кореновск, ул. Суворова, д. 1;
- нежилое помещение (N 1-9, 15-18, 30-57) с кадастровым номером 23:07:0805051:125, назначение - нежилое, общей площадью 273,5 кв.м, этаж 1, расположенное по адресу: Краснодарский край, ст-ца Динская, ул. Кирпичная, д. 55а;
- земельный участок с кадастровым номером 23:12:0601030:62, категория - земли населенных пунктов для размещения здания центра, общей площадью 201 кв.м, расположенный по адресу: г. Кореновск, ул. Ленина, д. 141 а;
- земельный участок с кадастровым номером 23:12:0601036:0038, категория - земли населенных пунктов для размещения здания центра, общей площадью 39 кв.м, расположенный по адресу: г. Кореновск, ул. Суворова, д. 1;
- земельный участок с кадастровым номером 23:12:0601036:0037, категория - земли населенных пунктов для размещения здания, общей площадью 58 кв.м, расположенный по адресу: г. Кореновск, ул. Суворова, д. 1;
- земельный участок с кадастровым номером 23:05:0602002:25, категория - земли населенных пунктов, земли поселений, общей площадью 58 кв.м, расположенный по адресу: Краснодарский край, ст-ца Выселки, ул. Северная, д. 5;
- земельный участок с кадастровым номером 23:12:0601036:0036, категория - земли населенных пунктов для размещения здания центра, общей площадью 454 кв.м, расположенный по адресу: г. Кореновск, ул. Суворова, д. 1.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.06.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 13.09.2019 исковые требования удовлетворены, распределены расходы по оплате государственной пошлины по иску.
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило решение суда от 13.09.2019 отменить, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что спорное имущество закреплено за истцом на праве оперативного управления. Решениями Федеральной службы пот надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека согласовано прекращение права оперативного управления, а также права постоянного (бессрочного) пользования в отношении спорных объектов недвижимости. По итогам проведенных мероприятий Межрегиональным территориальным управлением было установлено отсутствие потребности в объектах недвижимости у федеральных органов исполнительной власти и учреждений, ввиду чего управлением будут осуществлены мероприятия по разгосударствлению спорного федерального имущества, а именно, данные объекты будут предложены к вовлечению в коммерческий оборот путем подготовки предложений по дополнению прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2017-2019 годы, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 08.02.2017 N 227-р. Письмом N 05/9937 от 27.06.2018 ответчик просил предоставить информацию о техническом состоянии объектов недвижимого имущества. В ответ на письмо истец сообщил, что здание "Отдел профилактики и дезинфекции", площадью 100,4 кв.м, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Кореновск, ул. Суворова, 1, не используется с 2006 года, требует ремонта, потолок частично обрушился, стены в трещинах, пол метсами провалился, коммуникации отключены. Вместе с тем, действующим законодательством предусмотрена обязанность обладателей права оперативного управления нести расходы на содержание общего имущества. Истцом не предпринимались меры по содержанию имущества, что привело его в неудовлетворительное состояние.
От Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае" поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому истец не согласен с доводами жалобы и считает решение суда законным и обоснованным.
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором третье лицо не согласно с доводами жалобы. Спорное имущество истец в своей хозяйственной деятельности не использует и вынужден тратить денежные средства на его содержание. По мнению Федеральной службы, действия ответчика возможно расценить как уклонение от выполнения своих непосредственных обязанностей, предусмотренных действующим законодательством, по принятию спорного имущества в казну Российской Федерации. Также, в отзыве третье лицо просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом. От истца поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность решения проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, за федеральным бюджетным учреждением здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае" на праве оперативного управления закреплено следующее недвижимое имущество:
- основное строение с пристройкой с кадастровым номером 23:12:0601030:613, назначение - нежилое, общей площадью 128,6 кв.м, расположенное по адресу: г. Кореновск, ул. Ленина, д. 141 А;
- здание "Отдел профилактики и дезинфекции" с кадастровым номером 23:12:0601036:786, назначение - нежилое, общей площадью 100,4 кв.м, этажность 1, расположенное по адресу: г. Кореновск, ул. Суворова, д. 1;
- нежилое помещение (N 1-9, 15-18, 30-57) с кадастровым номером 23:07:0805051:125, назначение - нежилое, общей площадью 273,5 кв.м, этаж 1, расположенное по адресу: Краснодарский край, ст-ца Динская, ул. Кирпичная, д. 55а;
- земельный участок с кадастровым номером 23:12:0601030:62, категория - земли населенных пунктов для размещения здания центра, общей площадью 201 кв.м, расположенный по адресу: г. Кореновск, ул. Ленина, д. 141 а;
- земельный участок с кадастровым номером 23:12:0601036:0038, категория - земли населенных пунктов для размещения здания центра, общей площадью 39 кв.м, расположенный по адресу: г. Кореновск, ул. Суворова, д. 1;
- земельный участок с кадастровым номером 23:12:0601036:0037, категория - земли населенных пунктов для размещения здания, общей площадью 58 кв.м, расположенный по адресу: г. Кореновск, ул. Суворова, д. 1;
- земельный участок с кадастровым номером 23:05:0602002:25, категория - земли населенных пунктов, земли поселений, общей площадью 58 кв.м, расположенный по адресу: Краснодарский край, ст-ца Выселки, ул. Северная, д. 5;
- земельный участок с кадастровым номером 23:12:0601036:0036, категория - земли населенных пунктов для размещения здания центра, общей площадью 454 кв.м, расположенный по адресу: г. Кореновск, ул. Суворова, д. 1.
Вышеуказанные объекты недвижимости являются собственностью Российской Федерации, что подтверждается выписками из ЕГРН.
Как указывает истец, спорные объекты недвижимости им не используются по назначению в соответствии с целями его деятельности, однако истец вынужден тратить денежные средства на их содержание.
Решениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 21.07.2011 N 319-РИ, от 17.11.2014 N 303-РИ, от 04.12.2014 N 01/14373-14-27 согласовано прекращение права оперативного управления, а также права постоянного (бессрочного) пользования в отношении вышеуказанных объектов недвижимого имущества (т. 1, 10-14).
Письмами N 808 от 29.04.2014, N 8348/11 от 21.10.2014, N 117/11 от 15.01.2015, N 249 от 24.02.2015, N 8083/11 от 15.10.2015, N 4763/07 от 14.06.2018, N 9745/07 от 27.11.2018 истец обращался к ответчику с просьбами принять вышеуказанное недвижимое имущество в казну Российской Федерации (т. 1, л.д. 18-31).
Письмами N ДМ-07/21944 от 23.05.2014, N 08/14209 от 26.11.2014, N 08/18201 от 16.11.2015, N 07/54453 от 23.12.2015, N 05/14639 от 11.09.2018, N 05/20422 от 12.12.2018 ответчик сообщил, что принять данное имущество в казну Российской Федерации не представляется возможным, будут осуществлены мероприятия по разгосударствлению вышеуказанного недвижимого имущества, путем предложения к приватизации. Также ответчик просил предоставить дополнительные документы для проведения мероприятий по включению недвижимого имущества в план приватизации федерального имущества на 2017-2019 годы (т. 1, л.д. 32-46).
По утверждению истца, спорное недвижимое имущество длительное время им не используется по назначению в соответствии с целями его деятельности, однако он вынужден нести расходы по содержанию данного имущества, что является основанием для прекращения МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея права оперативного управления и постоянного (бессрочного) пользования и принятия их в казну Российской Федерации.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением.
Согласно статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит собственнику.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества (пункт 2 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Согласно пункту 1 статьи 268 Гражданского кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию, органу государственной власти, органу местного самоуправления на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование.
Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование (пункт 1 статьи 269 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества.
Процедура и сроки изъятия у учреждения имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления и переданного в постоянное (бессрочное) пользование, действующим федеральным законодательством не регламентированы.
Вместе с тем, по смыслу статьи 236 Гражданского кодекса Российской Федерации, подлежащей применению, юридическое лицо может отказаться от права собственности (иного вещного права) на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Судом первой инстанции установлено, что отказ истца от имущества мотивирован тем, что спорное имущество им не используется в целях исполнения возложенных на него задач, вместе с тем учреждение несет значительные расходы на его содержание. Истец неоднократно обращался с заявлениями об отказе от права оперативного управления и постоянного (бессрочного) пользования в отношении обозначенных выше объектов недвижимости. При этом отказ согласован надлежащим образом с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
В соответствии с пунктом 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства от 05.06.2008 N 432, оно наделено полномочиями по изъятию в установленном порядке излишнего, неиспользуемого или неиспользуемого не по назначению имущества, закрепленного в оперативном управлении учреждений.
Согласно пункту 4 названного Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Положением от 19.12.2016 N 459, утвержденным названным выше Агентством, установлено, что МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея самостоятельно осуществляет, в частности, следующие полномочия: закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество на праве оперативного управления с целью размещения территориальных органов федеральных органов государственной власти и подведомственных им федеральных государственных учреждений на территории соответствующих субъектов Российской Федерации, а также производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями, и закрепление данного имущества за иными территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями.
Как верно указал суд первой инстанции, учитывая приведенные нормы права и обстоятельства, связанные с тем, что от имени Российской Федерации полномочия собственника в отношении спорного имущества осуществляет ответчик, он обладает необходимой компетенцией по распоряжению этим имуществом, в том числе правом его изъятия из постоянного (бессрочного) пользования и оперативного управления, на котором данное имущество закреплено за истцом. Поручение Федерального агентства по управлению государственным имуществом не требуется.
Доказательств того, что передача спорного имущества в государственную казну лишит истца возможности осуществлять свою деятельность, в материалы дела не представлены.
Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе переписку сторон, учитывая право на отказ от закрепленного за истцом имущества на праве оперативного управления и передачу его ответчику по причине неиспользования в соответствии с целями деятельности учреждения, а также право на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, пришел к правомерному выводу об удовлетворении иска.
Вопреки доводам апелляционной жалобы изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, является не правом, а обязанностью ответчика, иное толкование норм гражданского права приводило бы к тому, что истец, имея законное право на отказ от имущества, не имел бы фактической возможности реализовать свое право.
Ссылка апеллянта на то, что часть имущества находится в неудовлетворительном состоянии, по внимание апелляционной коллегией не принимается, поскольку не имеет правового значения при рассмотрении настоящего спора.
Выводы суда первой инстанции построены на относимых и допустимых доказательствах, соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального и процессуального права применены судом правильно. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.09.2019 по делу N А32-24831/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Маштакова |
Судьи |
В.Л. Новик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-24831/2019
Истец: ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае, ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "ЦЕНТР ГИГИЕНЫ И ЭПИДЕМИОЛОГИИ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ"
Ответчик: Межрегиональное Территориальное управление Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея, Межрегиональное территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ РОСПОТРЕБНАДЗОРА ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по КК