г. Москва |
|
26 ноября 2019 г. |
Дело N А40-42155/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 ноября 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Фриева А.Л.,
судей: Титовой И.А., Гончарова В.Я.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Платоновым Д.М.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ТРАНСПОРТНАЯ РЕМОНТНАЯ КОМПАНИЯ" на решение Арбитражного суда г.Москвы от 30.08.2019 по делу N А40-42155/19, по иску АО "Федеральная пассажирская компания" Московский филиал (ИНН 7708709686) к ООО "ТРАНСПОРТНАЯ РЕМОНТНАЯ КОМПАНИЯ" (ИНН 6952010010) о взыскании штрафа в размере 390 000 руб. с учетом принятого судом уточнения в порядке ст. 49 АПК РФ.
При участии в судебном заседании:
от истца: Столяров П.Н. по доверенности от 19.02.2019,
от ответчика: не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
АО "ФПК" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к ответчику ООО "ТРК" о взыскании штрафа в размере 390 000 руб. Решением от 30.08.2019 иск удовлетворен. Суд указал, что факт нарушения ответчиком обязательств доказан.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить судебный акт. В обоснование ссылается на то, что часть неисправностей возникла в результате неправильной эксплуатации вагонов.
Рассмотрев апелляционную жалобу, материалы дела, Девятый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о необходимости оставления без изменения обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, между открытым акционерным обществом "Федеральная пассажирская компания" (Заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "Транспортная ремонтная компания" (Подрядчик) был заключен договор от 27 мая 2010 г. N ФПК-333/10 (далее - Договор).
В соответствии с п. 1.1. Договора заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательство выполнить в отношении пассажирских вагонов приписных парков вагонных депо следующие виды работ (далее - Работы):
- техническое обслуживание электронного и электрического оборудования в рамках ТО-1 пассажирских вагонов всех типов; - текущий ремонт электронного и электрического оборудования пассажирских вагонов всех типов;
- техническое обслуживание электронного и электрического оборудования в рамках ТО-2 пассажирских вагонов всех типов;
- техническое обслуживание электронного и электрического оборудования в рамках ТО-3 пассажирских вагонов всех типов;
- ремонт электронного и электрического оборудования в рамках деповского ремонта пассажирских вагонов всех типов; - ремонт электронного и электрического оборудования в рамках капитального ремонта пассажирских вагонов всех типов;
- техническое обслуживание и ремонт электронного и электрического оборудования в объемах ТО-1, текущего ремонта, ТО-3, деповского ремонта, капитального ремонта пассажирских вагонов приписки структурных подразделений Заказчика, а также пассажирских вагонов собственности иных юридических лиц по заявке Заказчика.
Согласно п. 3.1.1. Договора Подрядчик обязан качественно, в порядке и на условиях, предусмотренных Договором, выполнить Работы, указанные в п. 1.1.
В соответствии с п. 3.1.9 Договора Подрядчик обязан выполнить Работы в соответствии с действующими технологическими процессами вагонных депо, нормативными документами ОАО "РЖД" (инструкциями, положениями, техническими условиями), соблюдать правила техники безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, правила эксплуатации железных дорог и безопасности движения поездов, нести ответственность в случаях их нарушения со стороны персонала Подрядчика.
Согласно п. 19.3.1. Руководства по техническому обслуживанию и текущему ремонту ЛВ1.0005РЭ, утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 30 декабря 2016 г. N 2841р при техническом обслуживании ТО-1 электрооборудования вагонов выполнить следующие работы:
- устранить неисправности, возникшие в пути следования поезда;
- проверить работу потребителей электрооборудования вагона;
- проверить журнал записей показаний электроприборов вагона, при отличии показаний от установленных для данного типа электрооборудования проверить работу электронных блоков и генератора;
- проверить работу электрооборудования вагона системой контроля диагностики и управления (СКДУ) при ее наличии в вагоне;
- проверить изоляцию электрических цепей системой контроля замыкания проводов на корпус вагона (СЗК) при ее наличии в вагоне;
- проверить напряжения и силу тока: генератора (при необходимости), сети при работающих потребителях и аккумуляторной батарее;
- проверить надежность крепления к кузову вагона подвагонных ящиков;
- проверить надежность заземления электрических установок: подвагонных ящиков (ящики с электрооборудованием, ящики АБ), пульта, генератора, преобразователя;
- проверить уплотнения и замки в подвагонных ящиках, крепление в них аппаратов и панелей;
- проверить работоспособность подвагонного аппаратного ящика подключения 380/220 В;
- проверить функционирование электроизмерительных приборов;
- проверить работу хвостовых сигнальных фонарей;
- проверить цепи освещения, светильники, лампы, выключатели; - проверить работу пультов управления, щитов, аппаратных ящиков;
- проверить работу системы контроля нагрева букс (СКНБ) и исправность её составных частей;
- проверить работоспособность температурного контроля буксовых узлов "Хранитель-1" при ее наличии в вагоне;
- проверить защитное заземление вагона: кузов-тележка, тележка-букса;
- проверить наличие повреждений низковольтных межвагонных соединений;
- проверить работу статического преобразователя питания потребителей постоянного и переменного тока пассажирских вагонов с автономным электроснабжением и кондиционированием воздуха; - произвести техническое обслуживание аккумуляторных батарей.
Из представленных пассажирскими вагонными депо-структурными подразделениями Московского филиала АО "ФПК" документов следует, что в ходе проведения комиссионного осмотра технического состояния вагонов за январь-февраль 2018 г. выявлены нарушения.
В соответствии с пунктом 6.6 Договора за неисполнение или ненадлежащее исполнение работниками Подрядчика Инструкции по обеспечению пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов ЦЛ-ЦУО/448 от 04 апреля 1997 года, других служебных инструкций и нормативных документов МПС России, ОАО "РЖД" и ОАО "ФПК", Заказчик вправе потребовать от Подрядчика, а Подрядчик обязан уплатить Заказчику штрафную неустойку в размере 3 000,00 (три тысячи) рублей за каждый случай нарушения.
Таким образом, ненадлежащее исполнение ООО "ТРК" обязательств по Договору влечет наложение на ООО "ТРК" штрафных санкций в размере 405 000,00 рублей, согласно сводным актам, приложенным к исковому заявлению.
В целях соблюдения досудебного порядка урегулирования возникших разногласий, АО "ФПК" направило в адрес ООО "ТРК" претензии.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Согласно пп. 1.1.1.1., 1.1.1.2., 1.1.1.3, 1.1.1.4, 1.1.1.5., 1.1.1.6. договора N ФПК333/10 (далее - Договор) Подрядчик принимает на себя техническое обслуживание электронного и электрического оборудования в рамках ТО-1, ТР, ТО-2, ТО-3, ДР, КР-1 пассажирских вагонов всех типов (далее - Работы).
В силу п. 3.1.8. Подрядчик обязан обеспечить выполнение гарантийных обязательств на выполненные Работы.
Согласно п. 5.5. Гарантийные сроки на выполнение Подрядчиком Работы составляют: - на техническое обслуживание в рамках ТО-1 - период с момента отправления до момента прибытия вагона в составе поезда из/в пункт формирования, но не менее 3 суток с момента подписания суточной ведомости проведения Работ; - на текущий ремонт (ТР), техническое обслуживание в рамках ТО-2, техническое обслуживание в рамках ТО-3 - 6 месяцев с момента подписания суточной ведомости проведение работ; - на ремонт электронного и электрического оборудование в рамках деповского ремонта (ДР) и капитального ремонта (КР-1) - 12 месяцев с момента подписания суточной ведомости проведения Работ. Претензия: N исх.16902/ФПКФМоск от 02.10.2018.
При проведении проверки состава поезда N 21/22 сообщением "ЛабытнагиМосква" Акт-предписание N 80 от 29.05.2018 г. (то есть в пути следования поезда) выявлено: - в вагоне N019-16477 неисправна система контроля нагрева букс; - в вагоне N 023-10845 (ТО-3 15.05.2018 г.) неисправна установка кондиционирования воздуха, отсутствует информационное табло некотловой стороны; отсутствует СВЧ печь; - в вагоне N017-12934 некорректная индикация на сенсорном дисплее щита управления. 31.05.2018 г. в ходе комиссионного осмотра по прибытию состава в пункт формирования наличие выше перечисленных неисправностей подтверждено (что подтверждается актом осмотра от 31 мая 2018 года).
Данные неисправности являются следствием нарушения работниками ООО "ТРК" требований п. 19.3.1.14 Руководства по техническому обслуживанию и текущему ремонту ЛВ1. 0005РЭ Работники обязаны Проверить работу и наличие повреждений системы контроля нагрева букс: электроцепей термодатчиков, крепёжных и резьбовых соединений, сигнальных ламп, звукового сигнала, включателей, сопротивление изоляции системы с позисторными датчиками (при необходимости), термодатчиков, клеммных коробок, штепсельных разъёмов. Обнаруженные неисправности и повреждения устранить.
Таким образом, указанные выше неисправности были выявлены в рамках проведения ревизорской проверки в пути следования поезда, то есть в рамках установленного гарантийного срока Договором, в связи, с чем был составлен акт-предписание N 80 от 29.05.2018, на основании которого была составлена заявка на ремонт (30.05.18), однако в пути следования работниками "ТРК" неисправности устранены не были, что подтверждается актом осмотра от 31 мая 2018 года, по прибытию поезда в пункт формирования. Нахождение вагона N 019-16477 на гарантии у Воронежского вагоноремонтного завода не является основание для Ответчика нарушать договорные обязательства между сторонами.
Аналогично неисправности по вагонам N 022-15671, 024-63123, 017-07827, 023- 10753, 018-17444, 017-10664, 017-23956 выявлены в пути следования, что подтверждается листами заявочного ремонта.
Таким образом, выставление неустойки по п. 6.6. Договора обоснованно. Ответчик в своем доводе пытается исказить положения Договора, указывая на то, что согласно п. 1.8. Регламента представитель ЛВЧ не позднее, чем за 20 рабочих дней должен дать заявку на ТР (не связанному с гарантийными обязательствами ООО "ТРК" по Договорам"), при отсутствии такой заявки представитель ЛВЧ-3 лишается права выставлять претензии.
Однако в указанном пункте 1.8. Регламента речь идет о том, что при отсутствии такой заявки представитель лишается права выставлять претензии за перепростой вагонов, но в рамках данного судебного разбирательства Ответчику вменяется штраф на основании п. 6.6. Договора за ненадлежащее выполнение обязательств по Договору, соответственно неустойка за перепростой вагонов не вменяется (Вагон N 017-10466, ВагонN 017-10102, Вагоны N 022-15853 и 017-10094). Претензия N исх-19493/ФПКФМоск от 12.11.2018 г. Аналогично по вагонам NN017-23121, 017-14815, 019-22970, 017-17743, 020- 20337, 020 - 20196, 020 -20303, 022-12116, 017 06951.
Вагоны N 017-22214, 022-12900, 022-12934, 017-20051, 017-24210, 017-66146, 017-23337, 017-20077, 023-10654, 017-06910, 017-65866, 017-20069, 02-12082, 018- 15364, 017-10300, 017-64588, 018-15109, 017-08288, 020-16095, 023-10993, 019-28662.
Согласно п. 5.5. Договора гарантийные обязательства по ТО-1 продолжаются в период с момента отправления до момента прибытия вагона в составе поезда из/в пункт формирования, но не менее 3 суток с момента подписания суточной ведомости 10 проведения Работ, а связи с тем, что указанные нарушения возникли в пути следования поездов, в рамках ревизорской проверки, что подтверждается актами-предписания, а также Ответчик сам указывает, что нарушения обнаружены в пути следования, то на данные неисправности распространяются гарантийные обязательства по Договору, соответственно неустойка вменяется Ответчику за факт возникшей неисправности, вследствие некачественно проведенных Работ (п. 6.6. Договора).
Устранение неисправностей при следующем ТО-1 не освобождает ООО "ТРК" от ответственности за ненадлежащее проведение работ по предыдущему ТО-1. Аналогично по вагонам N 017-13171, 017-15556. Претензия N 19497/ФПКФМоск от 12.11.18 г. Вагон N 022-11894, 017-17743, 017-08338
Довод Ответчика о том, что техническое обслуживание выхода из строя СВЧ, бытовых холодильников не предусмотрено руководством ЛВ1.0005 РЭ противоречит п. 13.3.1. Руководства и обязывает работника ООО "ТРК" обеспечить техническое обслуживание внутреннего оборудования вагонов-ресторанов, вагонов - буфетов, а также пункт 13.3.1.4. Руководства, в котором предусматривается техническое обслуживание кухонного оборудования (конвекционной печи, микроволновой печи, холодильников, морозильников, диспозера, слайзера и др.) производить по технической документации изготовителя оборудования.
Довод касательно вагонов N 022-12249, 022-12009, 022-15721, 017-10417, 017- 21604, 023-10951, 017-10771, 017-05631, 017-05607, 017-65494, 017-20051, 017-10425, 017-65155, 017-65825, 017-10755, 017-20127, 017-10698, 017-20044, 017-20358, 017- 10771, 017-17511 о том, что возникшие неисправности, в пути следования были устранены Подрядчиком по гарантии ООО "ТРК" отклоняется, поскольку доказательно не подтверждены.
Возникшие неисправности в пути следования должны устраняться в пути следования, что является природой данных гарантийных обязательств.
Неисправности, устраненные при следующем техническом обслуживании, не освобождают Подрядчика от ответственности за нарушение условий Договора. Таким образом, техническое обслуживание вагонов должно обеспечивать бесперебойную работу устройств в пути следования поезда. Ненадлежащее исполнение своих обязательств по Договору предусматривает взыскание штрафной неустойки, а именно за каждый случай нарушения. Все случаи нарушений были зафиксированы в период действия гарантийного срока, установленного Договором.
Более того, в актах осмотра представленных суду имеется подпись представителя Ответчика, что подтверждает его согласие с выявленными нарушениями.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по апелляционной жалобе возлагаются на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 102, 110, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 30.08.2019 по делу N А40-42155/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ООО "ТРАНСПОРТНАЯ РЕМОНТНАЯ КОМПАНИЯ" (ИНН 6952010010) в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 3000 рублей.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
А.Л. Фриев |
Судьи |
В.Я. Гончаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-42155/2019
Истец: АО "Федеральная пассажирская компания" Московский филиал
Ответчик: ООО "ТРАНСПОРТНАЯ РЕМОНТНАЯ КОМПАНИЯ"