28 ноября 2019 г. |
Дело N А83-3171/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.11.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.11.2019.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Колупаевой Ю.В., судей Сикорской Н.И., Евдокимова И.А.
при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания секретарем судебного заседания Григорьевой А.С.
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Промэнергоинвест-Мортехцентр" - Кошенко О.О., на основании доверенности от 07.10.2019 б/н, на основании адвокатского удостоверения N 1690 от 26.06.2018; директор Лаврущенко А.В.,
индивидуальный предприниматель Котляревский Андрей Семенович, пердставитель Гаджиева Э.М., на основании доверенности от 05.10.2017 N 82АА0982311,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым и общества с ограниченной ответственностью "Промэнергоинвест-Мортехцентр" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 07.08.2019 по делу N А83-3171/2019
по иску Администрации города Феодосии Республики Крым к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, обществу с ограниченной ответственностью "Промэнергоинвест-Мортехцентр",
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора на стороне истца, индивидуального предпринимателя Котляревского Андрея Семеновича,
об отмене государственной регистрации права пользования земельным участком и снятии земельного участка с кадастрового учета,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Феодосии Республики Крым (далее - истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Крым с иском к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (далее - ответчик 1, Госкомрегистр) и обществу с ограниченной ответственностью "Промэнергоинвест-Мортехцентр" (далее - ответчик 2, Общество, ООО "Промэнергоинвест-Мортехцентр") об отмене государственной регистрации права постоянного пользования земельным участком площадью 7047 кв. с кадастровым номером 90:24:010112:590, по адресу: г. Феодосия, ул. Геологическая, з/у No18г, зарегистрированное за коллективным предприятием "Производственно-коммерческая фирма "Промэнергоинвест-Морской технический центр"; об обязании Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым снять с государственного кадастрового учета земельный участок площадью 7047 кв.м. с кадастровым номером 90:24:010112:590, по адресу: г. Феодосия, ул. Геологическая, N 18Г.
Исковые требования были мотивированы тем, что земельного участка площадью 7047 кв.м. с кадастровым номером 90:24:010112:590, по адресу: г. Феодосия, ул. Геологическая, N 18Г не существует, Общество прав на земельный участок не имеет.
Судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора на стороне истца, привлечен индивидуальный предприниматель Котляревский Андрей Семенович (далее - третье лицо, Предприниматель, ИП Котляревский А.С.)
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 07.08.2019 иск удовлетворен полностью.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, Госкомрегистр обратился в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт которым в удовлетворении иска отказать.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, ответчик 1 действовал правомерно, нарушений законодательства не допускал, основания для снятия с кадастрового учета спорного земельного участка отсутствуют, так как он поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный и имеются сведенья о правообладателе.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, Общество обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт которым в удовлетворении иска отказать.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что ответчик 2 обладает правом на спорный земельный участок на основании государственного акта на права постоянного пользования земельным участком, что не было учтено судом первой инстанции при рассмотрении данного дела.
Определениями Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2019 и 23.09.2019 апелляционные жалобы приняты к производству суда апелляционной инстанции для совместного рассмотрения.
Представитель Общества в судебном заседании просил апелляционные жалобы удовлетворить, решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований Администрации отказать в полном объеме.
Предприниматель и его представитель в судебном заседании просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы ответчиков без удовлетворения.
В судебное заседание истец явку представителей не обеспечил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе путем опубликования указанной информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", с учетом положений части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обязывающих участников арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимать меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи, в связи с чем, суд на основании статей 121, 123, 156, 266 АПК РФ считает возможным рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствие представителей иных лиц, участвующие в деле.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 АПК РФ, исследовав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд установил следующее.
05.03.2001 кода коллективному предприятию Производственно-коммерческой фирме "Промэнергоинвест-Морской Технический Центр" был предоставлен земельный участок площадью 0,7047 га в постоянное пользование согласно плану землепользования на основании государственного акта на права пользования землей от 05.03.2001 года. Указанный участок был предоставлен в пользование в связи в приобретением в собственность имущества и оборудования Промбазы по адресу ул. Геологическая,2а в г. Феодосии.
17 августа 2007 г. между Котляревским А.С. (Покупатель) и коллективным предприятием "Производственно-коммерческая фирма "Промэнергоинвест-Морской Технический Центр" (Продавец) заключен Договор купли-продажи регистрационный N 012/07 согласно которого Продавец передает в собственность, а Покупатель обязуется принять и оплатить имущество: временный объект торговли (обслуживания) N 5, расположений по адресу: г. Феодосия, ул. Геологическая 18-г. Временный объект торговли расположен на земельном участке площадью 0,7047 га, находящимся в пользовании Продавца на основании государственного акта на право постоянного пользование землей.
22.08.2007 г. КП ПКФ "Промэнергоинвест-Морской Технический Центр" обратилось к Городскому голове г. Феодосии с заявлением об изъятии у него из пользования части земельного участка площадью 0,12 га. Ввиду отчуждения согласно договору купли-продажи 012/07 от 17.08.2007 года третьему лицу сборно-разборного модуля производственно-складского назначения.
Решением 22 сессии 5 созыва Феодосийского городского совета, Котляревскому А.С. разрешено составление технической документации по землеустройству по составлению документов удостоверяющий право на земельный участок, расположенный по адресу г. Феодосия, ул. Геологическая, 18-г, площадью 0,12 га для обслуживания производственно-складского помещения. Земельный участок, расположенный по адресу: г. Феодосия, ул. Геологическая, 18Г, площадью 0,12 га изъят у Коллективного предприятия "Производственнокоммерческая фирма "Промэнергоинвест-Морской Технический Центр".
Решением от 31.10.2007 г. 24 сессии 5 созыва Феодосийского городского совета, утверждена техническая документация по землеустройству по составлению документов удостоверяющих право на земельный участок Котляревскому А.С. для обслуживания производственно-складских помещений. Земельный участок, расположенный по адресу г. Феодосия, ул. Геологическая, 18-г, площадью 0,1281 га, в том числе по угодьям: застроенные земли, в том числе земли промышленности передан в аренду на срок до 31.10.2017 г. 1281 га, за счет земель КП "ПКП" Промэнергоинвест-Морской Технический Центр", входящих в категорию земель жилой и общественной застройки в границах г. Феодосии.
15 ноября 2007 года между Феодосийский городским советом и субъектом предпринимательской деятельности Котляревским А.С. заключен Договор аренды земли, согласно которого, Феодосийский городской совет передает, а Арендатор принимает во временное возмездное пользование земельный участок площадью 0,1281 га, расположенный по адресу: г. Феодосия, ул. Геологическая, 18-г за счет земель КП "ПКП" Промэнергоинвест-Морской Технический Центр", входящих в категорию земель жилой и общественной застройки в границах г. Феодосии. 15.09.2017 г. земельный участок площадью 0,1281 га, расположенный по адресу: г. Феодосия, ул. Геологическая, 18-г. поставлен на кадастровый учет, присвоен кадастровый номер: 90:24:010112:1899.
Кроме того, на кадастровый учет поставлен земельный участок площадью 7047 кв. с кадастровым номером 90:24:010112:590, по адресу: г. Феодосия, ул. Геологическая, з/у No18г, как ранее учтенный в соответствии с государственным актом на права пользования землей от 05.03.2001 года
09.08.2018 г. Муниципальное образование городского округа Феодосия обратилось в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о снятии с кадастрового учета объекта недвижимости, а именно: земельного участка площадью 7047 кв.м с кадастровым номером 90:24:010112:590, расположенного по адресу (согласно данных содержащихся в ЕГРН): г. Феодосия, ул. Геологическая, з/у N 18г.
Уведомлением о приостановлении N 90/01/2018-105179 сообщено, что в результате проведения проверки в отношении объекта недвижимости установлено, что земельный участок, в отношении которого представлено заявление о снятии его с государственного кадастрового учета, не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета согласно Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
06 ноября 2018 года Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым принято решение об отказе в снятии земельного участка с государственного кадастрового учета.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что КП Производственно-коммерческая фирма "Промэнергоинвест-Морской Технический Центр" (правопреемником которого является Общество) утратило право пользования земельным участком с момента подачи об этом заявления и принятия решения об его изъятии Феодосийским городским советом. Следовательно, государственный акт на право пользования земельным участком, на основании которого было зарегистрировано право постоянного пользования земельным участком является недостоверным.
Судебная коллегия полагает, что данные выводы суда являются ошибочными, а решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Статьей 11 гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статье 12 ГК РФ. При этом избираемый истцом способ защиты права должен соответствовать характеру нарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.
Как следует из содержания искового заявления Администрацией были заявлены требования об отмене государственной регистрации права постоянного пользования земельным участком площадью 7047 кв. с кадастровым номером 90:24:010112:590, по адресу: г. Феодосия, ул. Геологическая, з/у No18г, зарегистрированное за коллективным предприятием "Производственно-коммерческая фирма "Промэнергоинвест-Морской технический центр".
В соответствии с письменными пояснениями Госкомрегистр, представленными в суд апелляционной инстанции, в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество сведению о государственной регистрации права на спорный земельный участок, а также сведению об обращении заинтересованных лиц с заявлениями об осуществлении государственной регистрации прав отсутствуют.
Ни истцом по делу, ни третьи лицом не представлены доказательства, свидетельствующие наличие государственной регистрации права постоянного пользования земельным участком площадью 7047 кв. с кадастровым номером 90:24:010112:590, по адресу: г. Феодосия, ул. Геологическая, з/у No18г, зарегистрированное за коллективным предприятием "Производственно-коммерческая фирма "Промэнергоинвест-Морской технический центр".
В материалах дела имеются сведения лишь о постановке спорного земельного участка на кадастровый учет как ранее учтенного, что само по себе не может служить подтверждение регистрации соответствующего права.
С учетом изложенного, апелляционный суд полагает, что исковое заявление в данной части было заявлено преждевременно, а выводы суда первой инстанции о наличии оснований для его удовлетворения не соответствует доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Таким образом, решением суда первой инстанции в части удовлетворения требований истца об отмене государственной регистрации права постоянного пользования земельным участком подлежит отмене, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Что касается требований Администрации об обязании Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым снять с государственного кадастрового учета земельный участок площадью 7047 кв. с кадастровым номером 90:24:010112:590, по адресу: г. Феодосия, ул. Геологическая, з/у N 18г, то судебная коллегия также пришла к выводу об отсутствии оснований для его удовлетворения исходя из следующего.
Разрешая данный спор, следует исходить из того, что действующим законодательством установлен исчерпывающий перечень случаев, предусматривающих возможность снятия земельного участка (как объекта недвижимого имущества) с государственного кадастрового учета, если внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке не носят временный характер.
Исходя из положений Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" снятию с кадастрового учета могут подлежать: земельные участки, которые являются преобразуемыми (пункт 33 части 1 статьи 26); земельные участки, образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности (части 14, 15 статьи 41); ранее учтенные земельные участки при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (часть 3 статьи 70); земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (часть 7 статьи 72).
На недопустимость снятия с кадастрового учета земельного участка в случаях, не предусмотренных действующим законодательством, указано в пункте 21 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016, в пункте 22 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), согласно котором, если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом.
Таким образом, если установленных в законе оснований для снятия земельных участков с кадастрового учета не имеется, суд в отсутствие таковых не может принимать решение о снятии земельных участков с кадастрового учета.
Как следует из материалов дела, спорный земельный участок был поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный на основании государственного акта на право пользования землей, в соответствии с которым правообладателем данного участка на праве постоянного пользования является Общество.
Пунктом 3 статьи 70 Закона N 218-ФЗ, вступившего в силу 01.01.2017, предусмотрено снятие в соответствии с установленными правилами ведения реестра с государственного кадастрового учета земельного участка, учтенного в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 01.03.2008, только в случае если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в реестре.
С учетом изложенного, апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии у регистратора предусмотренных законом оснований для исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о спорном земельном участке.
Судебная коллегия отклоняет довод представителя Предпринимателя о том, что основанием для снятия с кадастрового учета спорного земельного участка являлось его преобразования.
Как следует из материалов дела, в настоящем случае процедура преобразования "учтенного" в ЕГРН земельного участка не осуществлялась. Собственником земельного участка - Администрацией города Феодосии Республики Крым каких-либо решений о преобразовании спорного земельного участка не принималось.
При этом, доказательств, свидетельствующих о наличии объективных препятствий к реализации заявителем прав собственника на преобразование земельного участка в установленном действующим законодательством порядке, Администрацией в материалы дела не представлено.
Апелляционным судом не могут быть приняты в качестве таких доказательств решения Феодосийского городского Совета от 31.08.2017 года N 1028 и N 1196 от 31.10.2007 года, а также договор аренды от 15.11.2007 года, так как в них не шла речь о разделе земельного участка с установлением границ вновь образованных земельных участков, а лишь о передачи части земельного участка из земель принадлежащих ответчика 2 в аренду (временное пользование) третьему лицу по делу. При этом, в данных решениях отсутствуют какие-либо указания на прекращение у Общества права постоянного пользования землей, в том числе в отношении той части земельного участка, которая была передана Предпринимателю.
Апелляционным судом проверен довод истца и третьего лица о том, что спорный земельный участок был поставлен на кадастровый учет неправомерно и отклонен как необоснованный.
Пунктом 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) до 01.01.2017 определено, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования, в частности, имущественных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
В силу статьи 12 Закона N 6-ФКЗ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности, право пользования, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Пунктами 1 и 4 статьи 8 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38- ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК) определено, что к правам, ограничениям прав и обременениям объектов недвижимого имущества, возникшим на территории Республики Крым до вступления в силу Федерального конституционного закона (далее - ранее возникшие права), применяется порядок осуществления государственной регистрации прав, установленный Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости"), с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, устанавливается нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.
Согласно постановлению Совета министров Республики Крым от 11.08.2014 N 264 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации" документами, подтверждающими наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимыми для государственной регистрации, являются изданные (выданные) в установленном порядке на территории Республики Крым до 16 марта 2014 года, в том числе - государственный акт на право постоянного пользования землей.
Пунктами 1 и 2 статьи 9 Закона N 38-ЗРК предусматривалось, что сведения об объектах недвижимости, учтенных на территории Республики Крым до вступления в силу Федерального конституционного закона в соответствии с ранее действовавшими актами (далее - ранее учтенные объекты недвижимости), с учетом предусмотренного статьей 8 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы Единого государственного реестра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым. В срок до 1 января 2023 года исполнительный орган власти, осуществляющий регистрацию прав, включает в соответствующие разделы Единого государственного реестра недвижимости сведения о ранее учтенных объектах недвижимости, расположенных на территории Республики Крым, обеспечивая при этом: 1) внесение в Единый реестр недвижимости сведений об объектах недвижимости с присвоением объектам недвижимости кадастровых номеров в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", с учетом изменения адреса (описания местоположения) объектов недвижимости, категории земель и вида разрешенного использования земельных участков; 2) открытие в отношении каждого объекта недвижимости реестровых дел и помещение в них документов, на основании которых осуществлены государственная регистрация земельных участков или государственный технический учет иных объектов недвижимости, независимо от языка, на котором они были составлены, а также документов, содержащих перевод на русский язык документов, составленных не на русском языке, в соответствии с частью 6 статьи 8 настоящего Закона.
С учетом указанных норм права, внесение в кадастр сведений о спорном земельном участке на основании государственного акта на право постоянного пользования землей от 05.03.2001 года Госкомрегистратором произведено правомерно.
Выводы суда первой инстанции о том, что право постоянного пользования на основании государственного акта от 05.03.2001 года у Общества было прекращено в связи с добровольным отказом от такого права не соответствует материалам дела и нормам права, действовавшим на момент возникновения спорных отношений.
В соответствии со статьей 141 Земельного кодекса Украины одним из оснований прекращения права пользования земельным участком является добровольный отказ от права пользования земельным участком.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что ответчик 2 когда-либо отказывался от права постоянного пользования спорным земельным участком.
Заявление от августа 2007 года с просьбой изъять из пользования часть земельного участка 0,12 га в силу его содержания таким отказом не являться.
Частью 4 статьи 142 Земельного кодекса Украины предусмотрено, что владелец земельного участка на основании заявления землепользователя принимает решение о прекращении права пользования земельным участком, о чем уведомляет органы государственной регистрации.
Администрацией не предоставлено доказательств, что собственником земли принимались какие-либо решения о прекращении права пользования земельным участком и уведомлялись органы государственной регистрации в установленном законом порядке, в том числе в отношении части земельного участка, переданного третьему лицу.
Таки образом, спорный земельный участок правомерно был поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный на основании государственного акта на право постоянного пользования землей от 05.03.2001 года.
Наличие земельного участка с кадастровым номером 90:24:010112:1899, площадью 0,1281 га, находящегося в пользовании у ИП Котляревского А.С., границы которого пересекаются со спорным земельным участком, равно как и нахождение на этом земельном участке временного объекта торговли, не может служить основанием для снятия соответствующего земельного участка с кадастрового учета, так как такое основание действующим законодательством не предусмотрено.
Снятие с кадастрового учета объекта недвижимости может явиться следствием признания незаконными действий регистратора при осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости в соответствии с пунктом 56 (абзацы 2, 3) постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
Однако заявитель акты или действия Госкомрегистр не оспаривал. В ситуации, когда со стороны регистратора отсутствует факт совершения действий (бездействия) по осуществлению государственного кадастрового учета и такие действия (бездействие) не являлись предметом рассмотрения судов, возложение на ответчика 1, в отношении которого не доказан факт нарушения прав заявителя, обязанности по снятию с кадастрового учета земельных участков противоречит нормам процессуального законодательства и приводит к нарушению баланса прав и законных интересов сторон.
Таким образом, поскольку приведенные заявителем обстоятельства не предусмотрены действующим законодательством в качестве основания для исключения из ЕГРН сведений о поставленном на кадастровый учет земельном участке, выводы суда первой инстанции о необходимости возложения на Госкомрегистр соответствующей обязанности по снятию с государственного кадастрового учета земельного участока площадью 7047 кв. с кадастровым номером 90:24:010112:590, необоснованны, так как противоречат вышеприведенным положениям закона и правовым позициям, изложенным Обзорах Верховного Суда Российской Федерации.
Кроме того, апелляционный суд отмечает, что как следует из содержания заявленного иска Администрация фактически оспаривает право Общества на спорный земельный участок.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающего, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, выбор одного из предусмотренных законом способов защиты нарушенного права принадлежит тому лицу, чье право нарушено.
В пункте 28 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016, разъяснено, что возникший спор о праве или межевой спор не могут быть разрешены лишь посредством удовлетворения требования, заявленного к органу кадастрового учета, о снятии земельного участка с учета.
Таким образом, истцом выбран ненадлежащий способ защиты нарушенных прав, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Учитывая изложенное, судебная коллегия пришла к выводу о наличии оснований для отказа в удовлетворении требований Администрации.
В соответствии с частью 2 статьи 269 АПК РФ, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
Согласно подпункту 3 и 4 пункта 1 статьи 270 АПК РФ неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела являются основаниями для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Таким образом, принимая во внимание неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости отмены решения суда первой инстанции и принятия нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии с частью 5 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьей.
Учитывая, что апелляционные жалобы удовлетворены, при этом ООО "Промэнергоинвест-Мортехцентр" понесены судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в размере 3000 рублей, указанные судебные расходы подлежат взысканию с истца в пользу ответчика 2.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 07.08.2019 по делу N А83-3171/2019 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований Администрация города Феодосии Республики Крым отказать в полном объеме.
Взыскать с Администрации города Феодосии Республики Крым в пользу общества с ограниченной ответственностью "Промэнергоинвест-Мортехцентр" судебные расходы за уплату государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в размере 3000 рублей.
Постановление вступает в законную силу с момента его оглашения и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев с момента его оглашения в порядке, предусмотренном статьей 273 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Колупаева |
Судьи |
Н.И. Сикорская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-3171/2019
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, Котляровский А.с., Котляровский Андрей Семенович
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ И КАДАСТРУ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, ООО "ПРОМЭНЕРГОИНВЕСТ-МОРТЕХЦЕНТР"