город Томск |
|
27 ноября 2019 г. |
Дело N А03-9312/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 ноября 2019 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Стасюк Т.Е., |
судей |
|
Павловой Ю.И., |
|
|
Фертикова М.А., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бабенковой А.В., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Барнаульская горэлектросеть" (N 07АП-10495/2019) на решение Арбитражного суда Алтайского края от 06.09.2019 по делу N А03-9312/2018 по иску общества с ограниченной ответственностью "Спортмастер" (ИНН 7728551528, ОГРН 1057747320278, 117437, г Москва, улица Миклухо-Маклая, 18 2, комн. 102) к акционерному обществу "Барнаульская горэлектросеть" (ИНН 2221008019, ОГРН 1022200903383, 656015, Алтайский край, город Барнаул, улица Деповская, 19) о взыскании 1 764 655,19 руб.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью "Барнаульская сетевая компания" (ИНН 2221070063, ОГРН 1052201916975), г. Барнаул Алтайского края.
В судебном заседании приняли участие:
от истца: Земченков А.Е. по доверенности от 31.12.2019, паспорт.
от ответчика: Куслин М.В. по доверенности от 20.12.2018, паспорт.
от третьих лиц: Куслин М.В. по доверенности от 20.12.2018, паспорт.
СУД УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Спортмастер" (далее - истец, ООО "Спортмастер") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением к акционерному обществу "Барнаульская горэлектросеть" (далее - ответчик, АО "Барнаульская горэлектросеть") о взыскании неосновательного обогащение в размере 500000 рублей и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 1000 рублей.
Истцом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнены исковые требования, окончательно просит взыскать с ответчика неосновательное обогащение за период с 20.05.2015 по 09.04.2019 в размере 1 497 999,69 рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 20.05.2015 по 18.01.2019 в размере 266 655,50 рублей.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 06.09.2019 в исковые требования удовлетворены, с ответчика в пользу истца взыскано 1 777 675,19 руб., в том числе 1 497 999,69 руб. неосновательного обогащения, 266 655,50 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами, 13 020,00 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование своей апелляционной жалобы АО "Барнаульская горэлектросеть" ссылается на то, что Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-Э/2 не подлежат применению. Указывает, что суд неправомерно не применил пункт 16.1. "Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, что привело к принятию неправильного решения. Считает, что применение положений абз. 3 и абз.5 п. 15. "Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 незаконно, так как истец не подключен к объектам лица, не являющегося сетевой организацией, граница которого с сетевой организацией была бы установлена в подстанции.
В дополнениях к жалобе ответчик ссылается на Определение Верховного Суда от 06.11.2019 N 302-ЭС19-20703, указывая, что раз подключение бесхозных линий осуществлено в РУ-0,4 кВ ТП-625, то есть на низком напряжении, то в любом случае подлежит применению тариф низкого напряжения (НН).
В судебном заседании представитель ответчика и третьего лица поддержал доводы жалобы и дополнения к ней по основаниям в них изложенным.
ООО "Спортмастер" в отзыве на апелляционную жалобы и дополнениях к отзыву, и его представитель в судебном заседании, возражали против доводов жалобы, полагая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу ответчика не подлежащей удовлетворению, поскольку в рассматриваемом случае арбитражный суд пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленного иска.
Заслушав представителей истца, ответчика и третьего лица, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, с учетом дополнений, отзыва на ее, с учетом дополнений, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов жалобы, апелляционная инстанция считает его не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между ООО "Спортмастер" и АО "Барнаульская горэлектросеть" заключен договор электроснабжения N 107 от 11.08.2010 (далее - договор), согласно условиям которого АО "Барнаульская горэлектросеть" обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности) в точки поставки электрической энергии, а ООО "Спортмастер" обязуется принимать и оплачивать принятую электроэнергии.
В соответствии с Приложением N 1 к договору N 107 от 11.08.2010 и актом о технологическом присоединении электроустановок потребителя N 12082 от 18.06.2010, точка поставки электрической энергии (мощности) истца находится в распределительном устройстве (РУ) - 0,4кВ в трансформаторной подстанции (ТП) 624, энергопринимающие устройства истца (ВРУ магазина) имеют опосредованное присоединение к сетям сетевой организации (ТП-624) через бесхозяйные сети (два эл.кабеля 0,4 кВ от ТП-624 до ВРУ магазина "Спортмастер", расположенного по адресу г. Барнаул, пр. Красноармейский, 131).
Соответственно, при определении тарифа в отношении объекта энергоснабжения истца должен применятся уровень напряжения, питающего (высшего) напряжения распределительного устройства подстанции, установленный в точке подключения бесхозяйных сетей к объектам сетевой организации, независимо от напряжения, на котором подключены электрические сети истца, то есть CH II.
Гарантирующий поставщик при расчетах за электроэнергию при расчетах с Абонентом фактически применял тариф, соответствующий уровню низкого напряжения (НН, 0,4 кВ и ниже), что подтверждается прилагаемыми счетами-фактурами.
По мнению истца, при расчетах за потребленную электроэнергию гарантирующим поставщиком неправильно применен тариф за потребленную электрическую энергию, так как должен применяться тариф для среднего второго напряжения: (СН II) 20-1 кВ, который ниже, чем для низкого напряжения (НН, 0,4 кВ и ниже).
Спор между сторонами возник в отношении тарифа, подлежащего применению в указанный период, при расчетах за полученную истцом электроэнергию.
Согласно доводам истца в связи с применением ответчиком тарифа, соответствующему уровню низкого напряжения, истцом за период с 20.05.2015 по 09.04.2019 было переплачено 1 497 999,69 рублей
Удовлетворяя требование о взыскании с ответчика неосновательного обогащения, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик применил неправильный тариф при расчете стоимости оказанных услуг энергоснабжения, в связи с чем, истец уплатил излишнюю стоимость оказанной услуги.
Суд апелляционной инстанции признает указанные выводы арбитражного суда обоснованными и соответствующими действующему законодательству.
Согласно статье 539 и статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Статьей 40 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" на территориях, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, гарантирующие поставщики осуществляют продажу электрической энергии (мощности) (за исключением объема электрической энергии (мощности), поставляемого населению и приравненным к нему категориям потребителей) на розничных рынках по нерегулируемым ценам не выше предельных уровней нерегулируемых цен, рассчитанных в соответствии с основными положениями функционирования розничных рынков исходя из цен на приобретаемые гарантирующими поставщиками электрическую энергию и мощность на оптовом рынке, сбытовой надбавки гарантирующего поставщика и цен на услуги, оказание которых неразрывно связано с процессом снабжения потребителей электрической энергией. Указанные гарантирующие поставщики определяют нерегулируемые цены на электрическую энергию (мощность) и их предельные уровни и доводят их до сведения потребителей в порядке, установленном основными положениями функционирования розничных рынков.
В соответствии с пунктами 106, 109 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 "Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии" на розничных рынках на территориях, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, электрическая энергия (мощность) поставляется потребителям (обслуживающим их покупателям) по регулируемым ценам (тарифам) гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями и энергосбытовыми организациями, к числу покупателей которых относятся граждане-потребители и (или) приравненные к ним в соответствии с нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов группы (категории) потребителей (покупателей), в объеме, приобретаемом соответствующими организациями по регулируемым ценам (тарифам) на оптовом и розничных рынках, а также по свободным (нерегулируемым) ценам в порядке, установленном пунктами 108 - 111 настоящих Правил.
Приказом Федеральной службы по тарифам N 20-э/2 06.08.2004 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, зарегистрированные в Министерстве юстиции Российской Федерации 20.10.2004 N 6076.
Согласно пункту 10 данных Методических указаний в тарифы (цены) на электрическую энергию (мощность), поставляемую потребителям, включается стоимость услуг по передаче единицы электрической энергии (мощности) - в случае, если электрическая энергия (мощность) поставляется на основании договора энергоснабжения.
Пунктом 44 Методических указаний установлено, что размер тарифа на услуги по передаче электрической энергии рассчитывается в виде экономически обоснованной ставки, которая в свою очередь дифференцируется по четырем уровням напряжения в точке подключения потребителя (покупателя, другой энергоснабжающей организации) к электрической сети рассматриваемой организации: на высоком напряжении: (ВН) 110 кВ и выше; на среднем первом напряжении: (СН1) 35 кВ; на среднем втором напряжении: (СН 11) 20-1 кВ; на низком напряжении: (НН) 0,4 кВ и ниже.
В пункте 45 Методических указаний установлено, что при расчете тарифа на услуги по передаче электрической энергии за уровень напряжения принимается значение питающего (высшего) напряжения центра питания (подстанции) независимо от уровня напряжения, на котором подключены электрические сети потребителя (покупателя, ЭСО), при условии, что граница раздела балансовой принадлежности электрических сетей рассматриваемой организации и потребителя (покупателя, ЭСО) устанавливается на: выводах проводов из натяжного зажима портальной оттяжки гирлянды изоляторов воздушных линий (ВЛ), контактах присоединения аппаратных зажимов спусков ВЛ, зажимах выводов силовых трансформаторов со стороны вторичной обмотки, присоединении кабельных наконечников КЛ в ячейках распределительного устройства (РУ), выводах линейных коммутационных аппаратов, проходных изоляторах линейных ячеек, линейных разъединителях.
Пунктом 45 Методических указаний установлено правило определения уровня напряжения, используемого при расчетах за электроэнергию при определенных условиях подключения сетей регулируемой организации и потребителя.
Данное правило соответствует требованиям пунктов 64 и 65 Основ ценообразования о применении дифференциации платы за услуги по передаче электроэнергии в едином порядке для всех потребителей (покупателей) согласно Методическим указаниям, определяющим критерии формирования групп потребителей и особенности расчета тарифов (цен) для указанных групп.
С учетом указанных норм основ ценообразования регулируемая организация при осуществлении расчетов с потребителями за поставляемую электроэнергию обязана применять тариф, соответствующий уровню напряжения, по которому она фактически и поставляет электроэнергию потребителю. При этом обеспечивается принцип, при котором потребитель не оплачивает услуги, которые не были ему оказаны.
Согласно Информационному письму Федеральной службы по тарифам от 24.03.2006 N ЕЯ-1433/14, пунктом 45 Методических указаний установлено правило определения уровня напряжения, используемого при расчетах за электроэнергию, заключающееся в том, что для определения применяемого тарифа и соответственно уровня напряжения необходимо установить границу раздела балансовой принадлежности.
Материалами дела подтверждается, что энергоснабжающая организация при расчетах за отпущенную электрическую энергию использовала регулируемый тариф, установленный для низкого напряжения (НН, 0,4 кВ и ниже).
Согласно сведениям о характеристиках объекта недвижимости содержащихся в выписке из ЕГРН от 31.07.2019 N 99/2019/275533123 в отношении объекта: Кабельная линия электропередач низкого напряжения 0.4 кВ в 4 кабеля от TTI N 624 до жилого дома по пр. Красноармейский, д. 131 эс, в Особых отметках указано: "Кабельная линия электропередач низкого напряжения 0.4 кВ в 4 кабеля от ТП N 624 до жилого дома по пр.Красноармейский. протяженностью 0.144 м.".
Из приведенных документов следуют следующие идентифицирующие признаки объекта:
1. Вид имущества - кабельная линия низкого напряжения 0.4 кВ от ТП N 624 до жилого дома по пр.Красноармейский;
2. Состав имущества - 4 кабеля;
3. Протяженность 144 м.
Как следует из Акта о технологическом присоединении электроустановок потребителя N 12082 от 18.06.2010 Энергопринимающие устройства ООО "Спортмастер" по адресу пр.Красноармейский, 131 (Магазин) технологически присоединены к ТП N 624 двумя электрокабелями 0.4 кВ (ААБЛ 4* 120мм2 длина 50-м) проложенных от TП-624 до ВРУ магазина "Спортмастер" по пр.Красноармейский, 131.
Идентифицирующими признаками объекта согласно указанного акта являются:
1. Вид имущества - кабельная линия низкого напряжения 0.4 кВ от ТП N 624 до ВРУ магазина "Спортмастер" по пр.Красноармейский. 131;
2. Состав имущества - 2 кабеля (ААБЛ 4* 120мм2);
3. Протяженность - 50 м.
Как видно из приведенных сведений, кабельная линия, которой к TII-624 подключен жилой дом по пр. Красноармейский, 131 и кабельная линии, которой к ТП-624 подключен магазин ООО "Спортмастер" - это две разные кабельные линии. И если в отношении кабельной линии жилого дома в материалы дела представлены документы о собственности, то в отношении кабельной линии ООО "Спортмастер" такие документы отсутствуют. Согласно представленного акта о технологическом присоединении N 12082 от 18.06.2010 указанная кабельная линия до магазина ООО "Спортмастер" является бесхозяйной.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к выводу, что в рассматриваемом случае отсутствует непосредственное подключение потребителя (истца) к сетям третьего лица, а имеет место опосредованное подключение потребителя к сетям ООО "Барнаульская сетевая компания" через бесхозяйные сети.
Учитывая указанную актом схему присоединения и порядок определения уровня напряжения для расчета тарифов по передаче электрической энергии, установленный пунктом 45 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что поскольку отсутствует непосредственное подключение потребителя (истца) к сетям сетевой организации, а имеет место опосредованное подключение потребителя к сетям третьего лица, через бесхозяйные сети, точкой подключения к сетям сетевой организации для истца является именно точка подключения к подстанции, а не точка подключения потребителя к бесхозяйным сетям.
Ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и её качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых не известен или от права собственности на которые собственник отказался, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены (пункт 1 статьи 38 Закона об электроэнергетике).
Сетевая организация может владеть объектами сетевого хозяйства на праве собственности и праве аренды электросетей. Законное владение на практике допускается пользование сетевой организацией теми бесхозяйными сетями, которые оформлены органами местного самоуправления по правилам части первой пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса и переданы сетевой организации в управление. В таких случая органы государственного регулирования цен включают расходы сетевых организаций по эксплуатации бесхозяйных сетей и нормативные потери в них в тариф на услуги по передаче электроэнергии.
Согласно пункту 4 статьи 28 Федерального закона об электроэнергетике, при установлении цен (тарифов) для организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства и (или) иных объектов электроэнергетики, которые не имеют собственника, собственник которых неизвестен или от права собственности на которые собственник отказался, должны учитываться в полном объеме экономически обоснованные расходы, связанные с эксплуатацией таких объектов.
Законом гарантировано возмещение этих затрат посредством учета при установлении цен (тарифов) для таких организаций всех экономически обоснованных расходов, связанных с эксплуатацией указанных объектов.
Бесхозяйные сети являются частью электросетевого хозяйства, с использованием которого сетевые организации оказывают возмездные услуги по передаче электроэнергии.
Согласно пп.4 пункта 6 раздел 3 "Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178, субъекты электроэнергетики предоставляют для целей государственного регулирования цен (тарифов) данные раздельного учета (в том числе первичного бухгалтерского учета) активов продукции, доходов и расходов по следующим видам деятельности в сфере электроэнергетики - передача электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям (в том числе эксплуатация объектов электросетевого хозяйства), с разбивкой по субъектам Российской Федерации, в случае если организация осуществляет регулируемую деятельность на территории более одного субъекта Российской Федерации.
Инициатором установления цены (тарифа) является лицо, осуществляющее регулируемую деятельность, которое должно подтвердить как факт осуществления этой деятельности, так и размер затрат, необходимых для ее осуществления. При этом допускается владение объектами, используемыми для осуществления регулируемой деятельности, не только на праве собственности, но и на иных законных основаниях (пункт 12, подпункты 8, 13 пункта 17 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178). В силу своей профессиональной деятельности именно сетевые организации владеют информацией о наличии бесхозяйных сетей, имеют организационные и технические возможности для их выявления, определения технических характеристик и размера затрат на их содержание.
Таким образом, сетевые организации имеют возможность обратиться в орган государственного регулирования цен для реализации права, предоставленного пунктом 4 статьи 28 Закона об электроэнергетике. Бездействие сетевой организации не должно являться основанием для возложения обязанности по оплате увеличенных расходов на потребителя электроэнергии. К тому же сетевые организации и, как следствие, органы государственного регулирования цен могут произвольно выбирать бесхозяйные сети, включая в тариф расходы на эксплуатацию одних бесхозяйных электросетей и не включая другие.
По общему правилу тарифы для территориальных сетевых организаций устанавливаются регулирующими органами субъектов Российской Федерации посредством оценки представленных регулируемыми организациями до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, предложений и обосновывающих их материалов. Расчет тарифов и форма представления предложений должна соответствовать нормативно-методическим документам по вопросам регулирования тарифов. Тарифы вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее 12 месяцев (пункт 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике, пункт 63 Основ ценообразования, пункты 7, 8, 12, 17, подпункт 7 пункта 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Правила N 1178).
При использовании метода экономически обоснованных расходов тарифы рассчитываются исходя из соотношения размера необходимой валовой выручки (НВВ) регулируемой организации, полученной от реализации каждого вида услуг и расчетного объема производства соответствующего вида услуг за расчетный период регулирования (пункт 15 Основ ценообразования).
Законодательством предусмотрена дифференциация ставки тарифа на услуги по передаче электроэнергии в зависимости от уровня напряжения (высокого - 110 кВ и выше; среднего первого - 35 кВ; среднего второго - 20-1 кВ; низкого - 0,4 кВ и ниже) в точке подключения потребителя к электросети сетевой организации. При этом НВВ сетевой организации рассчитывается для каждого уровня напряжения (пункты 44, 48 Методических указаний).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.2014 N 7 внесены изменения в Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания услуг по передаче электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861) и поновому изложен пункт 15(2) этих Правил.
В абзаце 5 пункта 15(2) Правил N 861 установлено правило определения уровня напряжения в отношении опосредованно присоединенных потребителей. В этом случае принимается уровень напряжения, на котором подключены объекты несетевых организаций (лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства) к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации. По смыслу пункта 15(2) Правил N 861 не исключено применение одновременно абзацев 3 и 5 данного пункта в случае одновременного наличия нескольких факторов, влияющих на определение уровня напряжения в отношении каждой точки поставки.
Сетевая организация как профессиональный участник рынка электроэнергетики при формировании тарифа на соответствующий год с учетом требований законодательства обязана представить в регулирующий орган достоверную и исчерпывающую информацию по уровням напряжения, учитываемым в расчетах с потребителями, определить круг потребителей по уровням напряжения и исчислить свою НВВ в соответствии с действующими требованиями, а потребитель - оплачивать услуги в том порядке, который предусмотрен законодательством и нормативными актами.
Таким образом, при определении уровня напряжения для проведения расчетов в соответствии с правилами, с учетом места присоединения сетей истца, энергоснабжающая организация при проведении расчетов за электрическую энергию, передаваемую истцу, должна применять тариф, соответствующий среднему второму напряжению: (СН II) 20-1 кВ в точке подключения.
Как верно установлено судом первой инстанции, в спорный период ответчик выставлял счета на оплату истцу исходя из тарифа, предусмотренного для диапазона напряжения НН. Истцом в адрес ответчика за период с 01.05.2015 по 30.04.2019 года было оплачено 7 219 665,76 руб.
Истец должен был оплатить за потребление электроэнергии 5 721 666,06 руб., что на 1 497 999,69 руб. меньше, фактически уплаченной истцом суммы. Расчет переплаты судом апелляционной инстанции проверен, является арифметически верным.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что ответчик неправомерно применял для расчета за электроэнергию, потребленную истцом, более высокий тариф, соответствующий уровню низкого напряжения (НН, 0.4 кВ и ниже).
Данная переплата в размере 1 497 999,69 руб. верно признана судом первой инстанции неосновательным обогащением, поскольку ответчик приобрел данное имущество без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований (статья 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Размер неосновательного обогащения в данном случае состоит из разницы оплаченной истцом стоимости электроэнергии и стоимости электроэнергии подлежащей оплате в соответствии с тарифами для среднего второго напряжения (СН II) 20-1 кВ, которая составляет 1 497 999,69 руб.
Апеллянт указывает, что для территориальных сетевых организаций на территории Алтайского края, единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на долгосрочный период регулирования (2015 - 2019), утверждены Решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов N 677 от 27.12.2014. При установлении данных тарифов, регулирующим органом применялся метод долгосрочной индексации Необходимой Валовой Выручки (НВВ) ("Методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки", утвержденные Приказом ФСТ России от 17.02.2012 N 98-э), а не метод экономически обоснованных расходов, что исключает применение к спорным отношениям Методических указаний N 20-Э/2.
Указанный довод коллегией отклоняется.
В соответствии с пунктом 12 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178, при регулировании цен (тарифов) применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации тарифов, метод сравнения аналогов, метод доходности инвестированного капитала и метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Как следует из пункта 2 Методических указаний N 98-Э, базовый уровень подконтрольных расходов определяется в соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования и необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, принимаемой при расчете единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории субъекта Российской Федерации в отношении данных территориальных сетевых организаций (Утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178).
При этом абз.7 пункта 38 "Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 прямо предусмотрено, что Базовый уровень подконтрольных расходов определяется регулирующими органами с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов.
Таким образом, положения пункта 38 "Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 прямо указывают на обязательное применение метода экономически обоснованных расходов (затрат), раскрытого в Методических указаниях N 20-Э/2, что полностью опровергает довод апеллянта.
Ссылки апеллянта на Определение ВС РФ от 06.11.2019 N 302-ЭС 19-20703 коллегией отклоняется.
В соответствии с п.4.2.4 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 20.06.2003 N 242 распределительное устройство -электроустановка, служащая для приема и распределения электроэнергии и содержащая коммутационные аппараты, сборные и соединительные шины, вспомогательные устройства (компрессорные, аккумуляторные и др.), а также устройства зашиты, автоматики и измерительные приборы.
трансформаторная подстанции (ТП) - это электроустановка, предназначенная для приема, преобразования и распределения энергии и состоящая из трансформаторов, РУ (распределительного устройства), устройства управления, технологических и вспомогательных сооружений (п.4.2.6 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 20.06.2003 N 242).
Судом первой инстанции верно установлено, что РУ-0,4 к которому опосредованно присоединен Истец, является неотъемлемой частью Трансформаторной подстанции (ТП -624).
Соответственно присутствуют условия одновременного применения норм абзацев 3 и 5 пункта 15(2) "Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг" утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861. Указанное согласуется с судебной практикой, а именно определение от 22.08.2016 N 306-ЭС16-3962, пункт 18 обзора судебной практики N 3(2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016.
Выводы, отраженные в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.11.2019 N 302-ЭС19-20703 не могут быть применены в настоящем споре, поскольку касается ситуации подключения с иными фактическими обстоятельствами.
Истцом также заявлено о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 20.05.2015 по 18.01.2019 составила 266 655,50 руб.
В соответствии с частью 2 статьи 1107, статьёй 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, на сумму неосновательного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими денежными средствами с того времени когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств. Расчет процентов судом проверен, порядок начисления процентов признан правомерным.
Судом расчет был проверен и принят, как соответствующий закону.
Учитывая изложенное, требование истца о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 266 655,50 руб. за период с 20.05.2015 по 18.01.201 правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Учитывая, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не свидетельствуют о наличии оснований, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения, апелляционная инстанция посчитала обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 06.09.2019 по делу N А03-9312/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
Т.Е. Стасюк |
Судьи |
Ю.И. Павлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-9312/2018
Истец: ООО "Спортмастер"
Ответчик: АО "Барнаульская Горэлектросеть".
Третье лицо: ООО " Барнаульская сетевая компания "
Хронология рассмотрения дела:
19.08.2021 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7982/20
29.04.2021 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-10495/19
27.11.2020 Решение Арбитражного суда Алтайского края N А03-9312/18
04.03.2020 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7982/20
27.11.2019 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-10495/19
06.09.2019 Решение Арбитражного суда Алтайского края N А03-9312/18