г. Санкт-Петербург |
|
14 ноября 2019 г. |
Дело N А26-5099/2019 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Смирнова Я.Г.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-26133/2019) ООО "Водоканал" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 30.07.2019 по делу N А26-5099/2019 (судья Свидская А.С.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
установил:
Акционерное общество "ТНС энерго Карелия", место нахождения: 185016, Республика Карелия, г. Петрозаводск, б. Интернационалистов, д. 17А, ОГРН 1051000000050, ИНН 1001012875 (далее - истец, АО "ТНС энерго Карелия") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с исковым заявлением от 14.05.2019 N 141-03-13/24206 к обществу с ограниченной ответственностью "Водоканал", место нахождения: 186870, Республика Карелия, Суоярвский р-н, г. Суоярви, Суоярвское шоссе, д. 148, ОГРН 1141040000595, ИНН 1016043682 (далее - ответчик, ООО "Водоканал") о взыскании 43 159,55 руб. задолженности по оплате электрической энергии, потребленной на цели содержания общего имущества в многоквартирных домах в марте 2019 года, по договору энергоснабжения от 22.03.2017 N 90053.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 30.07.2019 исковые требования полностью удовлетворены.
Ответчик обжаловал решение в апелляционном порядке, считая его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене в связи с нарушением судом норм материального и процессуального права.
Ответчик указал, что не оспаривает обязанность по оплате электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды, но считает, что истец не доказал размер заявленных требований.
В обоснование жалобы ответчик ссылается на отсутствие первичных документов, подтверждающих объемы электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды. Счета-фактуры, по мнению ответчика, являются односторонними документами истца и не подтверждают достоверно расчет истца.
Ответчик также ссылается на то, что истцом не подтвержден объем электроэнергии, потребленной в жилых помещениях, при этом по условиям договора именно истец должен предоставлять информацию об объемах потребленной энергии. Ответчик указал, что не имеет доступа к информации, т.к. потребители напрямую передавали показания приборов учета и вносили оплату истцу.
По мнению ответчика, истец необоснованно не производил начисление платы по нормативам за электроэнергию в отношении жилых помещений, в которых отсутствовало потребление за расчетный месяц.
Истец, как полагает ответчик, неправомерно начисляет плату в отношении тех домов, в которых отсутствует общее имущество; не представил подробный расчет в отношении каждого жилого и нежилого помещения, лишив ответчика возможности представить контррасчет.
Кроме того, ответчик ссылается на неправомерное отклонение судом ходатайства ответчика о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица сетевой организации, т.к. решение по настоящему делу может затронуть ее права и обязанности.
От истца поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором изложены возражения против ее удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что 22 марта 2017 года между истцом (гарантирующий поставщик) и ответчиком (покупатель) заключен договор энергоснабжения N 90053 в редакции протокола урегулирования разногласий от 19.05.2017, в соответствии с условиями которого гарантирующий поставщик обязался осуществлять продажу электрической энергии, самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии от сети сетевой организации на ее границе через присоединенную сеть в количестве, необходимом для содержания общего имущества в МКД, на энергоснабжаемые объекты покупателя, в точки поставки, предусмотренные приложением N 2 к договору, и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией потребителей, а покупатель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию, оказанные услуги, а также соблюдать режим потребления энергии (мощности), обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением электрической энергии.
В силу пунктов 3.2, 4.1 и 4.3 договора фактическое потребление электрической энергии (мощности) за расчетный период определяется по показаниям расчетных приборов учета, перечисленных в приложении N 2 к договору, за вычетом объемов электрической энергии, потребленной в жилых (нежилых) помещениях МКД, подлежащих оплате потребителями МКД в адрес гарантирующего поставщика; покупатель оплачивает электрическую энергию (мощность), потребленную за расчетный период, по тарифам, установленным в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов); расчетный период равняется одному календарному месяцу; покупатель обязуется вносить плату за весь объем потребленной в расчетном периоде электрической энергии (мощности) до 15 числа месяца, следующего за расчетным периодом.
Между истцом и гражданами-потребителями в домах, находящихся в управлении ответчика, сложились прямые договорные отношения.
Наличие задолженности в размере 43 159,55 руб. по оплате электрической энергии, потребленной в марте 2019 года на цели содержания общего имущества в МКД, находящихся в управлении ответчика и отказ удовлетворить требование об оплате в досудебном (претензионном) порядке послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Ознакомившись с материалами дела, доводами жалобы и отзыва на жалобу, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения решения.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Собственники помещения в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом. Способ управления МКД выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в МКД.
С 01.01.2017 г. в соответствии с частью 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в положения пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154 в части включения в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В целях реализации нового порядка определения размера платы за содержание жилого помещения утверждено постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Постановление N 1498), которым предусмотрены случаи и порядок включения в размер платы за содержание жилого помещения расходов коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также новые правила покупки у ресурсоснабжающих организаций коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества, управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами.
Постановлением N 1498 предусмотрено внесение в Правила N 354, а также в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 изменений, в соответствии с которыми расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, сточных вод, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, включаются в размер платы за содержание жилого помещения в случаях, когда многоквартирный дом находится в управлении управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
В рамках настоящего дела истцом заявлено требование о взыскании стоимости объема электроэнергии, использованного в целях содержания общедомового имущества МКД, который в свою очередь рассчитывается и предъявляется к оплате ответчиком населению, в составе платы за содержание жилого помещения.
Подпункт "л" пункта 11 Правил содержания общего имущества предусматривает, что содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, в том числе приобретение электрической энергии, потребляемой при содержании общего имущества в многоквартирном доме, поэтому управляющая организация выступает исполнителем, обязанным приобретать коммунальные ресурсы для предоставления их собственникам помещений в жилом доме и содержания общего имущества.
Управляющая организация, выбранная в качестве таковой в соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 161 ЖК РФ и в силу закона являющаяся исполнителем коммунальных услуг, обязана приобретать коммунальные ресурсы для предоставления их собственникам помещений в жилом доме и на общедомовые нужды, а следовательно, признается абонентом по договору с ресурсоснабжающей организацией.
При этом права и обязанности по такому договору возникают у управляющей организации, которая обязана оплатить ресурсоснабжающей организации объем электрической энергии, предоставленный в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в свою очередь, подлежащий оплате управляющей организации потребителями в составе платы за содержание жилого помещения.
Согласно пункту 21(1) Правил, обязательных при заключении договоров с ресурсоснабжающими организациями, объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении МКД, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле в виде разности объема коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц), и объема коммунального ресурса, подлежащего оплате потребителями в МКД, определенного за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг. В случае если вторая величина превышает или равна первой величине, то объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома за расчетный период (расчетный месяц), принимается равным нулю.
Суд первой инстанции установил, что расчет объема и стоимости электрической энергии, потребленной в марте 2019 года в целях содержания общего имущества в МКД, находящихся в управлении ответчика, соответствовал пункту 21(1) Правил, обязательных при заключении договоров с ресурсоснабжающими организациями, был произведен на основании показаний общедомовых и индивидуальных приборов учета, установленных в спорных МКД.
Данные, использованные истцом в расчете, ответчиком не опровергнуты.
Согласно пункту 81 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии исполнители коммунальной услуги обязаны вносить в адрес гарантирующего поставщика оплату стоимости поставленной за расчетный период электрической энергии (мощности) до 15-го числа месяца, следующего за расчетным периодом, если соглашением с гарантирующим поставщиком не предусмотрен более поздний срок оплаты.
Оплата электрической энергии, использованной в спорный период для целей содержания общего имущества в МКД, находящихся в управлении ответчика, в размере 43 159,55 руб. не была произведена ответчиком в указанные выше сроки.
Факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязанности по оплате коммунального ресурса материалами дела подтвержден, в связи с чем суд обоснованно удовлетворил требования истца в полном объеме.
Довод жалобы об обязании истца представить доказательства, подтверждающие сведения об объемах электроэнергии, потребленной в жилых(нежилых) помещениях подлежит отклонению по следующим основаниям.
Согласно пп. к (1) п. 33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354. потребитель имеет право при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета ежемесячно снимать его показания и передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее даты, установленной договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В силу пп. ж п. 31 Правил N 354 АО "ТНС энерго Карелия", как лицо, осуществляющее поставку электрической энергии в помещения потребителей, обязано принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведении о показаниях приборов учета (телефон, сеть Интернет и др.) и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях.
Из письменных объяснений истца следует, что во исполнение вышеуказанных требований законодательства передача показаний ИПУ в адрес АО "ТНС энерго Карелия" производится потребителями следующими способами: по телефону; на автоответчик колл-центра; потребителем лично; через сайт компании; по электронной почте; посредством СМС-сообщений; указанием показаний в платежных документах; через личный кабинет потребителя.
Кроме того, проводятся контрольные обходы и ежемесячное снятие показаний ИПУ представителями АО "ТНС энерго Карелия" (биллинг).
Указанный порядок получения показаний и их дальнейшего использования в полной мере соответствует требованиям действующего законодательства.
В случае отсутствия у АО ".ТНС энерго Карелия" сведений о показаниях ИПУ расчет объемов индивидуального потребления электроэнергии осуществляется Обществом расчетными способами - в соответствии с положениями п.п. 59,60 Правил N 354.
Довод ответчика об отсутствии представленных в его адрес первичных документов является необоснованным.
В силу подпунктов е, е(1) и е(2) пункта 31 Правил N 354 ответчик обязан ежемесячно снимать показания коллективного прибора учета и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, а также обязан осуществлять не реже 1 раза в 6 месяцев снятие показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета (распределителей), установленных вне жилых (нежилых) помещений, проверку состояния таких приборов учета (если договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не установлен иной порядок снятия показаний таких приборов учета).
Таким, образом, довод о том, что ответчик не располагает информацией о показаниях приборов учета, является несостоятельным, так как ответчик как управляющая компания имеет в своем распоряжении все необходимые первичные данные о показаниях как коллективных (общедомовых), гак и индивидуальных приборов учета для проверки расчета истца и подготовки надлежащего контррасчета.
Подлежит отклонению довод ответчика об обязанности производить начисления по нормативу потребления в случае не предоставления потребителями сведений о потреблении электрической энергии за расчетный период.
В отношении жилых помещений, оборудованных ИПУ, истец осуществляет расчет размера платы за коммунальную услугу "энергоснабжение", предоставленную потребителям в жилых помещениях, в соответствии с п. 42 Правил N 354 - исходя из показаний таких приборов учета за расчетный период.
В случае не предоставления потребителями показаний индивидуального прибора учета расчет размера платы за потребленную электроэнергию осуществляется в порядке, предусмотренном п.п. 59. 60 Правил N 354.
Согласно пункту 59 Правил N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
В силу пункта 60 Правил N 354 начисление исходя из норматива потребления производится только по истечении количества расчетных периодов, указанных в пункте 59 Правил N 354.
В случае, если у гарантирующего поставщика имеется подтвержденная информация об отсутствии индивидуального потребления электроэнергии, а также в случае, если потребителем передаются сведения об отсутствии потребления электроэнергии в жилом помещении, гарантирующий поставщик обязан принять такие показания к расчету. Соответственно, плата за соответствующий расчетный месяц такому потребителю не начисляется.
Вопреки доводам жалобы, при наличии общедомовых приборов учета отсутствие в МКД помещений общего пользования не может служить основанием для освобождения управляющей организации от оплаты стоимости электроэнергии, фактически поставленной в многоквартирный дом на общедомовые нужды.
В соответствии со ст.36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, включающее в себя не только помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование, но и крыши, несущие конструкции, механическое, электрическое, санитарно-техническое оборудование, земельный участок, на котором расположен дом. К общедомовому имуществу, относятся, в частности, общедомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления коллективных (общедомовых) приборов учета, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, автоматической пожарной сигнализации, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов, сетей (кабелей) от внешней границы до индивидуальных (квартирных) приборов учета, другого электрического оборудования, установленного в этих сетях.
Таким образом, отсутствие в МКД самостоятельных выходов из квартир в помещения общего пользования, не свидетельствует об отсутствии в МКД иного общего имущества.
В соответствии с пп. "а" п. 21 (1) Правил N 124 на обязательства управляющей организации по оплате поставленной в многоквартирные дом электрической энергии не влияет наличие/отсутствие помещений общего пользования в многоквартирном доме.
Обязательства УК но оплате стоимости электроэнергии, потребленной на ОДН (при наличии в МКД установленного ОДПУ), определяются как разница между объемом, зафиксированным общедомовым прибором учета на вводе в многоквартирный дом, и объемом, подлежащим отнесению на бытовых потребителей (объемы электроэнергии, потребленные в жилых/нежилых помещениях в МКД).
Все МКД, указанные в пункте 3 апелляционной жалобы ответчика, оборудованы общедомовыми приборами учета, в связи с чем расчет объемов электрической энергии, потребленной в целях содержания общего имущества, правомерно определен истцом на основании пп. "а" п.21(1) Правил N 124.
Материалы дела исследованы судом полно и всесторонне, изложенные в решении выводы основаны на исследовании представленных в деле доказательств, которым суд дал правильную оценку.
Нормы материального и процессуального права судом не нарушены.
В связи с указанным основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 30.07.2019 по делу N А26-5099/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Я.Г. Смирнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-5099/2019
Истец: АО "ТНС энерго Карелия"
Ответчик: ООО "Водоканал"