город Ростов-на-Дону |
|
21 ноября 2019 г. |
дело N А53-6741/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 ноября 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Фахретдинова Т.Р.,
судей Илюшина Р.Р., Мисника Н.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Варавиной Е.Н.,
от истца: Бакланов И.А. по доверенности от 19.06.2019
Шикинов М.В. по доверенности от 09.01.2019
от ответчика: Скляров А. А. по доверенности от 16.01.2018
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТИХОРЕЦК-НАФТА", на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 10.09.2019 по делу N А53-6741/2019 по иску общества с ограниченной ответственностью "ТИХОРЕЦК-НАФТА" к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" при участии третьего лица общества с ограниченной ответственностью "Трансойл" о взыскании неосновательного обогащения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ТИХОРЕЦК-НАФТА" обратилось в суд с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о взыскании неосновательного обогащения в размере 18 281 рублей 74 копейки.
Решением суда от 10.09.2019 в иске отказано.
Ответчик обжаловал решение суда в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, просил решение отменить, иск удовлетворить.
Жалоба мотивирована следующим.
Простои на путях общего пользования возникли не по вине истца, а по вине ответчика. Свою вину истец не признавал.
Представители истца в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы, дали пояснения по существу спора.
Представитель ответчика против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании 15.11.2019 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, был объявлен перерыв до 17 час. 45 мин., по окончании которого судебное заседание было продолжено.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие представителей указанных лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между ОАО "РЖД" и ООО "Тихорецк-Нафта" заключен договор от 12.04.2017 N 89/2 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "Тихорецк-Нафта" при станции Тихорецкая СКЖД.
В соответствии с указанным договором осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего владельцу, локомотивом перевозчика.
В соответствии с частями 11, 12 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 31.12.2014 N 503-ФЗ) (далее - УЖТ) за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров независимо от их принадлежности по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением в течение всего времени ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров.
Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
Согласно части 17 этой статьи размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
С 07.06.2015 вступил силу Приказ ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения (Тарифное руководство).
В силу пункта 1.6 Тарифного руководства время, за которое взимается плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава, контейнеров определяется в соответствии с положениями статей 31, 36, 39 и 44 Устава по данным актов общей формы.
В соответствии с пунктом 2.1. Тарифного руководства плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования груженых и порожних вагонов, иного железнодорожного подвижного состава, контейнеров (далее - вагоны, контейнеры) (за предоставление железнодорожных путей) в перевозочном процессе определяется по ставкам, дифференцированным в зависимости от длины вагонов (типоразмера контейнеров) с учетом продолжительности нахождения вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования, стадии перевозочного процесса (на начальной и/или конечной железнодорожной станции, либо в пути следования).
Пунктом 2.3.Тарифного руководства установлено, что плата за нахождение вагонов, контейнеров на путях общего пользования при ожидании погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров определяется по ставкам таблицы N 1.
Согласно части 19 статьи 39 УЖТ для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, предусмотренных этой статьей, оформляется акт общей формы.
Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденные Приказом МПС N 26 от 18.06.2003, предусматривают, что на основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
В соответствии с пунктом 3.1. Правил составления актов при перевозках грузов акт общей формы составляется на станциях в том числе для удостоверения задержки приема от перевозчика грузополучателем, грузоотправителем, владельцем железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащих им или арендованных у перевозчика вагонов, контейнеров, а также порожних собственных, не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров.
Согласно пункту 3.4. Правил составления актов при перевозках грузов ж.д. транспортом в акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления.
Факт задержки вагонов на путях общего пользования станции Тихорецкая за период июнь 2018 года оформлен актами обшей формы. В актах общей формы на начало и на окончание простоя указаны номера спорных вагонов, период их задержки на путях общего пользования и причина задержки, которой явилось занятость мест выгрузки.
Истец не оспаривает факт простоя, спор состоит в установлении виновного в данном простое.
Акты общей формы подписаны представителем ответчика с возражением.
Наличие разногласий не является правовым основанием для освобождения грузополучателя от взимания платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования, презюмируется правовой позицией ВАС РФ в Определении ВАС РФ N 14112/09 от 11.11.2009 по делу N А51 -9051/2008-43-2.
Между ОАО "РЖД" и ООО "Тихорецк-Нафта" заключено соглашение на организацию расчетов от 03.02.2015 N 25с-02/15.
Согласно пункту 1.4 указанного соглашения права и обязанности сторон, порядок расчетов, ответственность и иные условия по исполнению соглашения указаны в Положении о порядке взаимодействия между ОАО "РЖД" и пользователем услуг железнодорожного транспорта при организации расчетов и оплате провозных платежей, сборов, штрафов, иных причитающихся перевозчику платежей с использованием Единого лицевого счета (ЕЛС) клиента при перевозках грузов и/или порожних вагонов, утвержденном распоряжением ОАО "РЖД" от 05.08.2013 N 1685р и опубликованном на официальном сайте ОАО "РЖД" по адресу www.rzd.ru, являющемся неотъемлемой частью настоящего соглашения.
В соответствии с пунктами 3.5 - 3.7 Положения Клиент обязан подписать акт оказанных услуг (приложение N 3 к настоящему Положению)/УПД и передать один экземпляр подписанного такого акта/УПД ОАО "РЖД" в течение 10 (десяти) календарных дней с даты его получения, но не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным.
При обоснованном несогласии с данными акта оказанных услуг (приложение N 3 к настоящему Положению) /УПД Клиент в срок, установленный пунктом 3.5 настоящего Положения, подписывает его с разногласиями и передает в ОАО "РЖД". При подписании акта оказанных услуг (приложение N 3 к настоящему Положению)/УПД с разногласиями, одновременно с передачей такого акта/УПД ОАО "РЖД", Клиент передает ОАО "РЖД" подтверждающие разногласия документы (перечни разногласий и иные первичные документы).
В случае выявления и признания Сторонами несогласованных сумм Платежей по актам оказанных услуг (приложение N 3 к настоящему Положению)/УПД, подписанным с разногласиями, а также выявленных и признанных Сторонами сумм Платежей по итогам их рассмотрения, ОАО "РЖД" формирует:
- два экземпляра акта оказанных услуг на суммы по вновь выявленным документам по форме приложения N 5 к настоящему Положению или УПД соответственно. Данный акт/УПД формируется в случае отработки в информационных системах вновь выявленных документов с датами оказания услуг ранее текущего месяца отдельно за каждый месяц текущего и предыдущих налоговых периодов в зависимости от даты оказания услуги.
Неотъемлемым приложением к акту оказанных услуг на суммы по вновь выявленным документам (приложение N 5 к настоящему Положению)/УГТД является перечень первичных документов к акту оказанных услуг на суммы по вновь выявленным документам по форме приложения N 6 к настоящему Положению;
- корректировочный акт на изменение стоимости оказанных услуг по форме приложения N 7 к настоящему Положению или универсальный корректировочный документ (далее - УКД) по формату, утвержденному приказом ФНС России от 13.04.2016 N ММВ-7-15/189@ с уточнениями.
Данные корректировочные акты/ УКД формируются отдельно на суммы изменения стоимости оказанных услуг в сторону увеличения и на суммы изменения стоимости оказанных услуг в сторону уменьшения по ранее оформленным документам, подтверждающим факт оказания услуг и включенным в акт оказанных услуг (приложение N 3 к настоящему Положению)/УПД, по окончании месяца отдельно за каждый месяц текущего и предыдущих налоговых периодов в зависимости от даты оказания услуги.
В материалах дела имеется акт оказанных услуг от 25.07.2018 N 1002952016/2018075, который подписан представителем ООО "Тихорецк-Нафта" Щегольковой Е.Н. посредством электронной-цифровой подписи и генеральным директором ООО "Тихорецк-Нафта" Бадиковым Д.В. собственноручно.
Таким образом, услуги по предоставлению железнодорожных путей общего пользования, оказанные ОАО "РЖД", приняты ООО "Тихорецк-Нафта" без разногласий.
Из писем, представленных истцом, следует, что погрузка 270 вагонов-цистерн в сутки не выполнена по причине длительных переподач вагонов со стороны перевозчика. Подача вагонов-цистерн производилась отдельными группами по их фактической готовности с интервалами, превышающими технологическое время погрузки, что повлекло за собой увеличение времени нахождения отдельных групп вагонов на путях общего пользования.
Между тем, доказательств указанного в материалы дела не представлено.
Таким образом, оснований для отмены оспариваемого решения не имеется.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.09.2019 по делу N А53-6741/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Т.Р. Фахретдинов |
Судьи |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-6741/2019
Истец: ООО "ТИХОРЕЦК-НАФТА"
Ответчик: ОАО " РЖД"
Третье лицо: ООО "ТРАНСОЙЛ"