г. Саратов |
|
22 ноября 2019 г. |
Дело N А12-23336/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 18.11.2019 года.
Полный текст постановления изготовлен - 22.11.2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Комнатной Ю.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козинской А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Волгограда в лице Управления "Жилищная инспекция Волгограда"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10 сентября 2019 года по делу N А12-23336/2019 (судья Лебедев А.М.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Тандем" (ИНН 3443118737, ОГРН 1123443005751, 400078, г. Волгоград, проспект им В.И. Ленина, д. 81, оф. 1)
к Администрации Волгограда в лице Управления "Жилищная инспекция Волгограда" (ИНН 3444059139, ОГРН 1023403433822, 400066, г. Волгоград, ул. им Володарского, д. 5)
об оспаривании предписаний.
при участии в судебном заседании:
участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Тандем" обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Администрации Волгограда в лице Управления "Жилищная инспекция Волгограда" о признании недействительным и отмене предписания от 26.03.2019 N 1287-р/п.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 10 сентября 2019 года заявленные требования удовлетворены.
Администрация Волгограда в лице Управления "Жилищная инспекция Волгограда" не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 18.10.2019, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта арбитражного суда первой инстанции проверяется апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество с ограниченной ответственностью "Тандем" осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Волгоград, ул. Автомагистральная, 3.
Управлением "Жилищная инспекция Волгограда" Администрации Волгограда Обществу с ограниченной ответственностью "Тандем" выдано предписание от 15.01.2019 N 5407-р, которым на Общество возложена обязанность с целью обеспечения безопасных и комфортных условий проживания граждан выполнить обследование, оборудовать вентиляционные отверстия многоквартирного дома N 3 по ул. Автомагистральная на техническом этаже защитной сеткой. Установлен срок исполнения предписания - до 15.03.2019 (л.д. 57-58).
На основании распоряжения от 15.03.2019 N 1287-р (л.д. 59-61) Управлением "Жилищная инспекция Волгограда" Администрации Волгограда проведена внеплановая проверка ООО "Тандем" по вопросу проверки исполнения ранее выданных предписаний, в том числе предписания от 15.01.2019 N 5407-р.
В ходе проверки установлено, что ранее выданное предписание от 15.01.2019 N 5407-р не исполнено. Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 26.03.2019 N 1287-р (л.д. 65-69).
ООО "Тандем" выдано повторное предписание от 26.03.2019 N 1287-р/п (л.д. 70-71), которым установлен срок его исполнения - до 15.07.2019.
ООО "Тандем", полагая, что предписание от 26.03.2019 N 1287-р/п не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что оспариваемое предписания является не законным, нарушает права и законные интересы ООО "Тандем" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Изучив доводы апелляционной жалобы и исследовав представленные в материалы дела доказательства, апелляционный суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Однако, перечисленные в статье 162 ЖК РФ работы и услуги относятся к работам и услугам, оказываемым управляющей компанией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома.
Требования и порядок содержания, обслуживания и ремонта жилищного фонда установлены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), которые изданы с целью обеспечения выполнения установленных нормативов собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Пунктом 3.4.7 Правил N 170 предусмотрено, что на все проемы, каналы и отверстия технического подполья должны быть установлены сетки (размер ячейки - 0,5 см), защищающие здания от проникновения грызунов.
Как следует из оспариваемого предписания N 1287-р/п от 26.03.2019, в ходе контрольно-надзорных мероприятий установлено, что отверстия на техническом этаже многоквартирного дома N 3 по ул. Автомагистральная не оборудованы защитной сеткой.
Признавая недействительным предписание N 1287-р/п от 26.03.2019, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что сам по себе спорный объект не является техническим этажом, а представляет собой изолированное пространство, не имеющее доступа, фактически представляет собой специальные продухи для вентиляции межплиточного пространства, размер которых составляет не более 50 см, какие-либо инженерные коммуникации на данном объекте отсутствуют. Кроме того, судом указано о том, что ни один нормативный акт, действующий на территории Российской Федерации, не закрепляет положения о том, что объекты, подобные исследованному, должны быть оборудованы защитной сеткой.
Суд апелляционной инстанции считает данный вывод суда первой инстанции ошибочным.
На основании части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Постановлением Правительства от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме (далее - общее имущество).
Указанные правила, носят универсальный характер, закрепляя общие условия содержания жилищного фонда.
Как следует из п. 10 Правил N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества и др.
Управляющие организации, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (п. 42 Правил N 491).
В силу положений ст. 11 Федерального закона РФ от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон о санитарно - эпидемиологическом благополучии населения) юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Согласно ст. 24 Закона о санитарно - эпидемиологическом благополучии населения, при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Обязательные санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий, направленных на предотвращение или снижение вредоносной деятельности грызунов, имеющих санитарное или эпидемиологическое значение, являющиеся обязательными на всей территории Российской Федерации для органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, содержатся в СП 3.5.3.3223-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.09.2014 N 58 (далее - СП 3.5.3.3223-14).
В соответствии с пунктом 3.8 СП 3.5.3.3223-14 инженерно-технические мероприятия по защите объекта от грызунов включают, в том числе устройство металлической сетки (решетки) в местах выхода вентиляционных отверстий, стока воды.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что в рассматриваемой ситуации Санитарные правила СП 3.5.3.3223-14 не применимы, поскольку доказательств наличия грызунов на обследуемом объекте представлено не было, равно как и не доказано, что данные правила имеют отношения к спорному объекту, представляющему из себя, как было указано выше, не технический этаж, а изолированное помещение, предназначенное для вентиляции межплиточного пространства (а не вентиляции всего дома, в том числе квартир).
Однако, СП 3.5.3.3223-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий" установлено, что настоящие санитарные правила устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий, направленных на предотвращение или снижение вредоносной деятельности грызунов, имеющих санитарное или эпидемиологическое значение. (п. 1.1. СП 3.5.3.3223-14); дератизационные мероприятия, направленные на борьбу с грызунами, должны осуществляться, в том числе, на объектах в городских и сельских населенных пунктах (строения, сооружения или помещения производственного, непроизводственного, вспомогательного, жилого, бытового, общественного и иного назначения) (п. 2.2 СП 3.5.3.3223-14); юридические лица и индивидуальные предприниматели должны обеспечивать проведение дератизационных мероприятий на эксплуатируемых объектах, в том числе: профилактические мероприятия, предупреждающие заселение объектов грызунами; дератизационные мероприятия в жилых зданиях, помещениях, сооружениях, балансодержателями которых они являются, и на прилегающей к ним территории (п. 3.3 СП 3.5.3.3223-14).
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что проведение предусмотренных данными правилами мероприятий должно осуществляться юридическими лицами независимо от установления фактического заражения объекта грызунами. Соблюдение данных правил направлено, в том числе, на предотвращение вредоносной деятельности грызунов.
Кроме того, исходя из требований оспариваемого предписания на ООО "Тандем" возложена обязанность выполнить обследование, оборудовать вентиляционные отверстия многоквартирного дома N 3 по ул. Автомагистральная на техническом этаже защитной сеткой.
Оборудование проемов технических этажей защитными сетками предусмотрено Правилами от 27.09.2003 N 170, а также пунктом 3.8 СП 3.5.3.3223-14.
Факт нарушения Обществом требований Правил N 170 и СП 3.5.3.3223-14 установлен судом апелляционной инстанции и подтвержден материалами дела.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия апелляционной инстанции считает оспариваемое предписание от 26.03.2019 N 1287-р/п законным, обоснованным и исполнимым. Оспоренное предписание соответствует указанным требованиям закона, не нарушает права и законные интересы Общества и не возлагает на заявителя незаконно какие-либо обязанности.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание вынесено уполномоченным органом, соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку не возлагает на него незаконную обязанность исходя из содержательно-правового смысла статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное Обществом не доказано.
Признание недействительным спорного предписания, по существу, освобождает Общество от обязанности по устранению нарушений требований законодательства в жилищной сфере.
При указанных обстоятельствах имеются правовые основания для отмены решения суда первой инстанции в полном объеме. Апелляционный суд считает необходимым принять по делу новый судебный акт, которым отказать Обществу с ограниченной ответственностью "Тандем" в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10 сентября 2019 года по делу N А12-23336/2019 отменить.
Принять по делу N А12-23336/2019 новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных Обществом с ограниченной ответственностью "Тандем" требований - отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Землянникова |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-23336/2019
Истец: ООО "ТАНДЕМ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ "ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ВОЛГОГРАДА" АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛГОГРАДА