город Самара |
|
22 ноября 2019 г. |
Дело N А55-38585/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 ноября 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кузнецова С.А., судей Балашевой В.Т., Буртасовой О.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мавлютовой М.И., с участием: от истца.- представитель Чевозерова Е.А., доверенность от 01.08.2018, представитель Бирюкова М.Н., доверенность от 28.11.2018, от ответчика - представитель Осипова Л.В., доверенность от 07.05.2019, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Т Плюс" на решение Арбитражного суда Самарской области от 16.07.2019 (судья Балькина Л.С.) по делу N А55-38585/2018 по иску акционерного общества "Взаимное доверие" к публичному акционерному обществу "Т Плюс" о взыскании неосновательного обогащения и по встречному иску публичного акционерного общества "Т Плюс" к акционерному обществу "Взаимное доверие" о взыскании неустойки,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Взаимное доверие" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к публичному акционерному обществу "Т Плюс" (далее - ответчик) о взыскании 3 693 272 руб. 88 коп. неосновательного обогащения (с учетом уточнения размера исковых требований, принятого судом первой инстанции в порядке статьи 49 АПК РФ).
Ответчик обратился в Арбитражный суд Самарской области с встречным иском к истцу о взыскании 228 933 руб. 79 коп. неустойки.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 16.07.2019 первоначальный иск удовлетворен, встречный иск удовлетворен частично, с истца в пользу ответчика взыскано 48 003 руб. 45 коп. неустойки, 1 589 руб. расходов по государственной пошлине, в остальной части встречного иска отказано, в результате зачета с ответчика в пользу истца взыскано 3 645 269 руб. 32 коп. неосновательного обогащения, 39 877 руб. расходов по государственной пошлине.
Ответчик обжаловал судебный акт суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе ответчик просит решение Арбитражного суда Самарской области от 16.07.2019 отменить, принять по делу новый судебный акт, в первоначальном иске отказать, встречный иск удовлетворить.
Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением и недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, несоответствием изложенных в обжалуемом судебном акте выводов обстоятельствам дела, нарушением и неправильным применением норм материального и процессуального права.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, просил отменить решение суда первой инстанции, жалобу - удовлетворить.
Представители истца не согласились с доводами апелляционной жалобы, просили оставить решение без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о наличии оснований для изменения судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, сторонами заключены договоры теплоснабжения и поставки горячей воды N 35195к, 35196к, 35197к, 35198к, 35199к, 35200к и 35249к от 09.12.2015, согласно которым теплоснабжающая организация (ПАО "Т Плюс") обязалась подавать потребителю (АО "ВЗАИМНОЕ ДОВЕРИЕ") через присоединенную сеть тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, в том числе как горячую воду на нужды горячего водоснабжения, а потребитель обязался принимать и оплачивать поставляемые энергетические ресурсы. АО "ВЗАИМНОЕ ДОВЕРИЕ" является исполнителем коммунальных услуг и приобретает энергоресурсы (коммунальные ресурсы) в целях оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению гражданам, проживающим в многоквартирных домах, находящихся в управлении АО "ВЗАИМНОЕ ДОВЕРИЕ".
В период с 01.01.2016 по 31.12.2016 (спорный период) ответчик оказал истцу услуги, а именно подал через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде и теплоноситель для нужд горячего водоснабжения собственников помещений названных выше МКД. АС "ВЗАИМНОЕ ДОВЕРИЕ" свои обязательства по оплате поставленных ПАО "Т Плюс" коммунальных ресурсов исполнило.
После реализации договорных отношений, истец не согласился с применяемым ответчиком способом определения объема тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. ОАО "ТЕВИС" определял подлежащий оплате объем тепловой энергии в горячей воде по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в указанных МКД. Как указал истец, ответчик не учел, что в случае, когда подача абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляются в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирных жилых домах (далее - МКД), эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (подпункт 10 пункт 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации). В этом случае в силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации.
Согласно постановлению Мэрии г.о. Тольятти от 28.11.2007 N 3815-п/1 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по централизованному горячему водоснабжению и отоплению, водоснабжению и водоотведению для населения г.о. Тольятти, не имеющего индивидуальных (квартирных) приборов учета" с 07.11.2007 по 31.12.2017 применялся норматив тепловой энергии, используемый на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в размере 0,0780 Гкал/м. куб.
Как указал истец, ПАО "Т Плюс" в период январь-декабрь 2016 года предъявляло к оплате объем тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения определенный без применения норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в размере 0,078. В результате этого ПАО "Т Плюс" неосновательно обогатилось за счет АО "ВЗАИМНОЕ ДОВЕРИЕ" в сумме 3 899 927 руб. 98 коп. за период январь-декабрь 2016 года.
В целях соблюдения досудебного порядка разрешения спора Истцом в адрес Ответчика направлялась претензия с требованием возвратить неосновательно приобретенные денежные средства. Данное требование ответчиком не исполнено.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с иском.
Суд первой инстанции, разрешая спор, исходил из следующего.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции истец уточнил размер исковых требований, просил взыскать с ответчика 3 693 272 руб. 88 коп., из них:
- 748 455,81 рублей по договору от 09.12.2015 N 35199к (МКД Ворошилова 39);
- 1 173 976,55 рублей по договору от 09.12.2015 N 35197к (МКД Гая 12);
- 954 180,95 рублей no договору от 09.12.2015 N 35200к (МКД Автостроителей 78);
- 146 172,96 рублей по договору от 09.12.2015 N 35249к (МКД Автостроителей 74);
- -131 142,17 руб. по договору от 09.12.2015 N 35195к (МКД Курчатова 12А);
184 362,65 рублей по договору от 09.12.2015 N 35196к (МКД 40 лет Победы 54).
Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривался факт поставки ответчиком тепловой энергии и теплоносителя в период с 01.01.2016 по 31.12.2016 в жилые многоквартирные дома, находящиеся в управлении истца. В материалы дела представлены следующие документы по каждому многоквартирному дому, каждому договору за весь спорный период:
- копии актов поданной-принятой тепловой энергии - для подтверждения объёмов тепловой энергии, предъявленной ПАО "Т Плюс" к оплате в спорный период;
- расчетные сведения по тепловой энергии в горячей воде по каждому; лицевому счету в Многоквартирных домах за период январь-декабрь 2016 года - для подтверждения предъявления к оплате населению объема тепловой энергии, использованной в целях горячего водоснабжения, определенного исходя из норматива 0,078;
- тепловые отчеты по многоквартирным домам за 2016 г. в подтверждение потребленных объемов тепловой энергии в многоквартирных домах в спорный период;
- акты сверки взаимных расчетов за весь период действия договоров теплоснабжения N 35195к, 35196к, 35197k, 35198k, 35199k, 35200k и 35249k от 09.12.2015 в подтверждение оплаты истцом в счет предъявленного в спорный период объема тепловой энергии и отсутствия у истца перед ответчиком задолженности за спорный период.
При этом по тепловому отчету за спорный период истцом оплачено 19 917 719,63 руб., в то время как по нормативу (с учетом коэффициента 0,0780) составляет 16 224 446,75 руб. В связи с чем и образовалась спорная сумма 3 693 272, 88 руб., что подтверждается представленными расчетом (т.2 л.д. 17), а также актами по оказанным услугам, отчетами, актами сверок, расчетными документами.
Ответчик в обоснование своих возражений ссылался на необоснованность заявленных исковых требований, поскольку расчеты за коммунальные ресурсы производились в соответствии с действующим законодательством и заключенным договором. Ответчик указал на то, что в спорный период на территории г.о. Тольятти отсутствовал утвержденный в законном порядке норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды, и, что действующие нормативно-правовые акты в сфере ресурсоснабжения отдают безусловный приоритет учетному регулированию потребленных коммунальных ресурсов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии со статьями 541, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации энергоснабжающая организация обязана подавать энергию в количестве, предусмотренном договором. Количество поданной энергоснабжающей организацией и используемой абонентом энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В случае, когда подача абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляется в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном жилом доме (далее - МКД), эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (подпункт 10 пункта 1 статьи 4 ЖК РФ). В этом случае в силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Пунктом 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, установлено, что двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливается для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения). При этом двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
В силу части 5 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ) тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Разделом VII Приложения N 2 к Правилам N 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду.
В соответствии с пунктом 26 названного Приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении определяется по формуле 23, которая содержит величину Q ni - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении. Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящейся на i-e жилое или нежилое помещение (Qi(одн)) в формуле 24 того же приложения.
Таким образом, в силу Правил N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам; расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения МКД.
Указанный порядок не противоречит пункту 1 статьи 157 ЖК РФ, предусматривающему определение объема Употребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а величины Qin и Qionja служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.
Аналогичная позиция также изложена в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19.05.2017 N 17558-00/04.
Исходя из изложенного, отличный от законодательно установленного подхода к определению объема (количества) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, приводит к возникновению разницы в размере платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, и как следствие, к неосновательному обогащению ресурсоснабжающих организаций за счет управляющих компаний.
В период с 01.01.2016 по 31.12.2016 ПАО "Т Плюс" в отношениях с АО "ВЗАИМНОЕ ДОВЕРИЕ" определяло объем тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, исходя из показаний общедомового (коллективного) прибора учета, и предъявляло к оплате коммунальные ресурсы в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации.
Однако, исходя из вышеуказанного, количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, должно было определяться по нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения МКД.
Согласно Постановлению Мэрии г.о. Тольятти от 28.11.2007 N 3815-п/1 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по централизованному горячему водоснабжению и отоплению, водоснабжению и водоотведению для населения г.о. Тольятти, не имеющего индивидуальных (квартирных) приборов учета" с 07.11.2007 и до 31.12.2017 применялся норматив тепловой энергии, используемый на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в размере 0,0780 Гкал/м.куб., для жилых домов.
В соответствии с положением о министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (далее - министерство), утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 13.07.2011 N 337, министерство является органом исполнительной власти, к полномочиям которого относится утверждение нормативов потребления коммунальных услуг населением Самарской области и осуществление государственного регулирования цен (тарифов) в сфере энергетики и коммунальной инфраструктуры.
Нормативы расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, утверждены приказом министерства от 16.05.2017 N 119. Указанные нормативы в г.о.Тольятти введены в действие с 01.01.2018 по согласованию с администрацией (исх. от 05.12.2017 N9456/4).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129 (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2017 N 1670) органам государственной власти субъектов Российской Федерации необходимо утвердить норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не позднее 01.01.2020. В соответствии с разработанным с учетом предложений, полученных от органов местного самоуправления, графиком указанные нормативы вводятся в действие в большинстве муниципальных образований региона с 01.07.2019.
Вместе с тем федеральным законодательством не определена величина нормативов, применяемая до вступления в силу нормативов, утвержденных на региональном уровне. При этом в соответствии с п. 2(2) приложения N 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, до вступления в силу нормативов, утвержденных на региональном уровне, сохранено действие нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, действовавших по состоянию на 30.06.2012.
По аналогии с коммунальной услугой по отоплению до вступления в силу новых нормативов министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области рекомендуется использование нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, применяемых по состоянию на 30.06.2012.
По состоянию на 30.06.2012 на территории г.о. Тольятти применялись нормативы, утвержденные Постановлением Мэрии г.о. Тольятти от 28.11.2007 N 3815-п/1 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по централизованному горячему водоснабжению и отоплению, водоснабжению и водоотведению для населения г.о. Тольятти, не имеющего индивидуальных (квартирных) приборов учета".
Кроме того, Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, как регулирующий орган, в своем письме от 30.08.2012 N 15/3790 прямо дает указания о применении нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды, утвержденных указанным выше постановлением Мэрии г.о. Тольятти, до установления тарифов на горячую воду, поставляемую в открытых системах теплоснабжения, либо до изменения действующего законодательства в части установления нормативов на подогрев.
С учетом вышеизложенного, применение ранее действовавших нормативов правомерным, поскольку иное нарушало бы баланс интересов сторон и ставило бы управляющие компании, действующие на территории различных субъектов Российской Федерации в неравное положение в нарушение правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам от 15.08.2017 N 305-ЭС17-8232, от 02.02.2018 Ш05-ЭС17-15601.
Таким образом, ПАО "Т Плюс" в период январь-декабрь 2016 года предъявляло АО УК "Жилстройэксплуатация" к оплате объем тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения определенный без применения норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в размере 0,078. Истцом представлены расчеты, в соответствии с которыми истец поставил в адрес вышеуказанных МКД тепловой ресурс. Исходя из указанных расчетов, сумма неосновательного обогащения (сумма переплаты) составляет 3 693 272 руб. 88 коп., которую и просит взыскать истец согласно последним принятым судом уточнениям требований. Указанный расчет судом первой инстанции проверен, признан верным.
Исковые требования о взыскании с ответчика необоснованно предъявленных к оплате истцу денежных средства в сумме 3 693 272 руб. 88 коп. за коммунальные ресурсы в период с 01.01.2016 по 31.12.2016, которые излишне оплачены истцом и не возвращены ответчиком в добровольном порядке, судом первой инстанции признаны законными и обоснованными.
Ответчик полагал, что АО "Взаимное" нарушало условия оплаты в рамках указанных договоров за потребленные энергоресурсы в период январь - декабрь 201б года. В связи с просрочкой оплаты за потребленные в январе - декабре 2016 года энергоресурсы в соответствии с ч. 9.3 ст. 15 Федерального закона РФ от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" ПАО "Т Плюс" потребовало пени за период с 01.03.2016 по 27.03.2017 в сумме 228 933 руб. 79 коп.
Ответчиком в адрес АО "Взаимное доверие" была направлена претензия об оплате неустойки от 25.01.2019. Требование ответчика, изложенное в претензии, не исполнено истцом.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ответчика в суд с встречным иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Возражая против заявленного требования по встречному иску, истец указал на неверный расчет ответчиком суммы пени. Как указал истец ответчиком неверно определен размер обязательств за поставленный ресурс, при нарушении сроков оплаты которого подлежит начислению неустойка, а также неправильно применена ставка рефинансирования. Как указал истец, размер обязательства по оплате ТЭ на отопление, при нарушении сроков оплаты которой подлежит начислению законная неустойка, должен определятся как произведение объема ТЭ на отопление, определенного исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) за предыдущий год, и тарифа на тепловую энергию, утвержденный приказом Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области.
На основании статей 153, 155 ЖК РФ следует, что если иного не установлено общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, коммунальные услуги оплачиваются управляющей организации, которая в свою очередь осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключен договор ресурсоснабжения.
Пунктом 25.1 Правил N 124 установлен порядок оплаты исполнителем коммунальной услуги тепловой энергии, поставленной в многоквартирный дом, в жилой дом в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению, в случае, если в течение расчетных периодов,(1) за которые тепловая энергия подлежит оплате исполнителем, по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в многоквартирном доме действовал способ оплаты тепловой энергии равномерно в течение года. Так, в силу пункта 25.1 Правил N 124 в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года объем коммунального ресурса, подлежащего оплате по договору ресурсоснабжения, определяется:
а) в случае поставки коммунального ресурса в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, или в жилой дом (домовладение), оборудованный индивидуальным прибором учета, - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) или индивидуального прибора учета за предыдущий год (а при отсутствии таких показаний - исходя из норматива потребления) с учетом корректировки один раз в год до стоимости объема тепловой энергии, потребленного за прошедший год и измеренного коллективным (общедомовым) прибором учета, определенной в порядке, установленном пунктом 22 настоящих Правил;
Способ оплаты потребителями коммунальной услуги по отоплению на территории Самарской области регламентирован Приказом Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области от 13.09.2012 N 207 (в редакции, действовавшей в спорный период), которым установлено, что следует применять порядок определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии в Правилами N 307, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006.
В соответствии с пунктом 21 Правил N 307 размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год.
Таким образом, органом государственной власти Самарской области принято решение об осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года.
Пунктом 3 постановления Правительства РФ N 603 установлено, что до вступления в силу принятого в установленном порядке органами государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, с учетом способа оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года), используемого при осуществлении расчетов с потребителями по состоянию на дату вступления в силу настоящего постановления.
По состоянию на дату вступления в силу постановления Правительства РФ N 603 (30.06.2016) на территории Самарской области при осуществлении расчетов платы за отопление для собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов уже использовался способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года (установлен Приказом Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области от 13.09.2012 N 207 "О порядке расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставляемую собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах на территории Самарской области") и данный способ оплаты для жителей в течение всего 2016 года не изменялся.
Исходя из, вышеизложенного, руководствуясь п. 3 постановления Правительства РФ N 603, учитывая, что на момент вступления в силу данного постановления Правительства РФ N 603 на территории Самарской области при осуществлении расчетов с потребителями использовался способ оплаты коммунальных услуг по отоплению равномерно в течение календарного года (с 2012 года), указанный способ оплаты должен быть учтен при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению в спорный период (январь-декабрь 2016 года).
При таких обстоятельствах, у ПАО "Т Плюс" отсутствуют основания для определения размера обязательства по оплате тепловой энергии на отопление, при нарушении сроков оплаты которой подлежит начислению законная неустойка, исходя из фактического потребления.
В рассматриваемой ситуации, обстоятельство, что положения Приказа Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области от 13.09.2012 N 207 регламентируют порядок расчета платы за отопление для собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах с исполнителем коммунальных услуг, не исключает применение способа оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года во взаимоотношениях между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг.
По общему правилу, если иное не установлено законом, возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации, не допускается.
Поскольку по состоянию на 01.01.2016 в Самарской области в силу Приказа Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области от 13.09.2012 N 207 для граждан-потребителей действовал порядок оплаты коммунальных услуг равномерно в течение года, в силу пункта 25.1 Правил N 124 и пункта 3 постановления Правительства РФ N 603, этот же порядок сохраняется и для исполнителя коммунальных услуг.
Таким образом, размер денежного обязательства по оплате коммунального ресурса (тепловая энергия на отопление) за период январь-декабрь 2016 года должен определяться как произведение среднемесячного объема тепловой энергии, поставленной на нужды отопления за предыдущий 2015 год, и тарифа на тепловую энергию, утвержденного приказом Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области.
Истец представил контррасчет, согласно которому сумма неустойки составляет 48 003 руб. 56 коп.:
- 2 140,92 рублей по договору N 35195к от 09.12.2015;
- 20 759,92 рублей по договору N 35196к от 09.12.2015;
- 2 819,87 рублей по договору N 35197к от 09.12.2015;
- 10 267,11 рублей по договору N 35198к от 09.12.2015;
- 6 744,49 рублей по договору N 35199к от 09.12.2015;
- 2 392,49 рублей по договору N 35200к от 09.12.2015;
- 2 878,76 рублей по договору N 35249к от 09.12.2015.
Проверив контррасчет расчет пени, произведенный истцом, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что арифметически он произведен верно с учетом фактических обстоятельств дела.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, руководствуясь статьями 330, 539, 541, 544, 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 153, 155, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 9 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", суд первой инстанции первоначальный иск удовлетворил, встречный иск удовлетворил частично, взыскал с истца в пользу ответчика 48 003 руб. 45 коп. неустойки, 1 589 руб. расходов по государственной пошлине, а в остальной части встречного иска отказал.
Между тем суд первой инстанции не учел следующее.
Если обязательство по оплате потребления энергетических ресурсов было исполнено до момента вынесения решения судом о взыскании законной неустойки за просрочку его исполнения, размер ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации для расчета подлежащей взысканию неустойки определяется на день фактической оплаты основного долга (п. 26 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019, определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Республики Татарстан от 21.03.2019 N 305-ЭС18-20/07 по делу N А40-2887/2018).
Соответствующий довод подателя апелляционной жалобы является обоснованным.
С учетом изложенного по контррасчету истца размер подлежащей взысканию с истца в пользу ответчика неустойки составил 67 548 рублей 64 копейки.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции в части удовлетворения встречного иска подлежит изменению на основании п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ (неправильное применение норм материального права).
В апелляционной жалобе не приведено доводов, опровергающих иные выводы суда первой инстанции.
В остальной части обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, содержащиеся в нем выводы, соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
Судебные расходы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на стороны пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 16.07.2019 по делу N А55-38585/2018 в части удовлетворения встречного иска изменить.
Встречный иск удовлетворить частично.
Взыскать с акционерного общества "Взаимное доверие" (ОГРН 1126320014810, ИНН 6321297266) в пользу публичного акционерного общества "Т Плюс" (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946) 67 548 рублей 64 копейки неустойки и 2 236 рублей 56 копеек расходов по государственной пошлине при подаче встречного искового заявления.
В остальной части встречного иска отказать.
В результате зачета первоначальных и встречных исковых требований взыскать с публичного акционерного общества "Т Плюс" (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946) в пользу акционерного общества "Взаимное доверие" (ОГРН 1126320014810, ИНН 6321297266) 3 625 724 рубля 24 копейки неосновательного обогащения и 39 229 рублей 44 копейки расходов по государственной пошлине при подаче первоначального иска.
В остальной части решение Арбитражного суда Самарской области от 16.07.2019 по делу N А55-38585/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с акционерного общества "Взаимное доверие" (ОГРН 1126320014810, ИНН 6321297266) в пользу публичного акционерного общества "Т Плюс" (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946) 54 рубля 90 копеек расходов по государственной пошлине при подаче апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев, в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий судья |
С.А. Кузнецов |
Судьи |
В.Т. Балашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-38585/2018
Истец: АО "Взаимное доверие"
Ответчик: ПАО "Т Плюс"