г. Ессентуки |
|
25 ноября 2019 г. |
Дело N А25-1558/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.11.2019.
Полный текст постановления изготовлен 25.11.2019.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего: Белова Д. А., судей Семенова М.У., Цигельникова И.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Курганской Т.А., при участии в судебном заседании представителя АО "Карачаево-Черкесскэнерго" - Бостанова А.А. (по доверенности от 22.01.2019), в отсутствие Управления государственного жилищного надзора Карачаево-Черкесской Республики (ОГРН 1130917001214, ИНН 0917022799), уведомленных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Карачаево-Черкесскэнерго" (ОГРН 1020900510784, ИНН 0901000327) на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 24.07.2019 по делу N А25-1558/2018 (судья Коджакова М.М.), об оспаривании ненормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики обратилось акционерное общество "Карачаево-Черкесскэнерго" (далее - Общество, Заявитель) с заявлением Управлению государственного жилищного надзора Карачаево-Черкесской Республики (далее - Управление) о признании незаконным и отмене предписания от 23.05.2018 к акту N 358 от 23.05.2018 (далее-Предписание, оспариваемое предписание).
Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что материалами дела подтверждается факт допущения обществом выявленного нарушения Правил N 354, в связи с чем, управлением сделан основанный на обстоятельствах дела вывод о необходимости выдачи обществу оспариваемого предписания.
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда, принять новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие содержащихся в решении выводов обстоятельствам дела и нарушение норм материального права.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступал.
В судебном заседании апеллянт поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Стороны, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Из материалов дела усматривается.
На основании распоряжения начальника управления от 10.05.2018 N 358, в связи с обращением гражданки Назаренко Г.А., по вопросу начисления платы за электроэнергию на ОДН проведена внеплановая документарная проверка общества на предмет проверки фактов, изложенных в обращении по начислению платы за электроэнергию, потребляемую жильцами дома N 4, расположенного по адресу КЧР, пгт. Правокубанский.
Результаты проверки отражены в акте N 358 от 23.05.2018, согласно которому установлено, что общество осуществляет начисления на ОДН по электроснабжению сверхнормативного потребления коммунальной услуги(т. 1 л.д. 16).
По результатам проверки заявителю выдано предписание к акту N 358 от 23.05.2018 об устранении выявленных нарушений в срок до 05.07.2018. Обществу предписано произвести перерасчет по начислению платы за электроэнергию, предоставленной на ОДН потребителям и собственниками помещений многоквартирного дома 4, пгт. Правокубанский с момента начисления. А также прекратить начисление и взимание платы за электроснабжение на ОДН с нанимателей и собственников помещений многоквартирного дома 4, пгт. Правокубанский (т. 1 л.д. 20).
В ходе проведения проверки ответчиком установлено, что собственниками дома выбран способ управления - непосредственное управление. Электроснабжение дома осуществляет Общество, договор ресурсоснабжения между собственниками и Обществом в письменной форме не заключен. Спорный дом оборудован общедомовым прибором учета.
Полагая, что выданное надзорным органом предписание от 23.05.2018 не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия в данном случае совокупности предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ условий, необходимых для признания оспариваемого предписания недействительным.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
На основании статьи 65 АПК РФ обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ.
В силу статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1).
В рассматриваемом случае оспариваемое заявителем предписание вынесено органом лицензионного контроля по итогам проведенной в отношении Общества внеплановой документарной проверки. Данное предписание оценивается арбитражным судом на момент его вынесения. При оценке вопроса о законности предписания помимо полномочий вынесшего это предписание органа и оснований для проведения проверки, в части чего замечаний у заявителя не имеется, выяснению подлежит наличие у заявителя организации обязанности и возможности по проведению требуемых мероприятий.
В силу Положения об Управлении государственного жилищного надзора Карачаево-Черкесской Республики (далее - Положение), утвержденного указом Главы КЧР от 24.04.2015 N 59 и входит в систему исполнительных органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики как исполнительный орган государственной власти специальной компетенции.
Основанием для выполнения требований Управления является выданное предписание на устранение выявленных нарушений при использовании, эксплуатации и обеспечении сохранности жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от формы собственности и предоставлении коммунальных услуг.
В оспариваемом предписании Управление ссылается на то, что у Общества отсутствует технический паспорт на многоквартирный дом, расположенный по адресу пгт.Правокубанский, д.4, следствием чего, является нарушение Обществом требований пунктов 44 - 48 Правил N 354, разъяснений Минрегионразвития, изложенных в письме от 22.11.2012 N 29433-ВК/19, поскольку при отсутствии достоверных сведений в технической документации на МКД или иной документации, выданной уполномоченной на то организацией о площади подвальных или чердачных помещений, а также лестничных клеток, данные площади не могут быть использованы в расчетах.
Как следует из материалов дела, приобретение электрической энергии жителями дома по адресу пгт. Правокубанское, д.4 осуществляется непосредственно у Общества в связи с тем, что в спорном МКД не выбран способ управления.
На основании пункта 1 ст.541 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Из разъяснений Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 11.04.2017 N 12368-АЧ/04 следует, что при расчете нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению, в целях содержания общего имущества в МКД учитывается общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, определяемая как суммарная площадь помещений, указанных в пунктах 1 и 2 ч.1 ст.36 ЖК РФ, в том числе, площадь чердаков и подвалов, в связи с чем для расчета платы коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды в МКД учитываются суммарная площадь всех вышеуказанных помещений, в том числе, площадь чердаков и подвалов.
Постановлением Главного управления Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам N 40 от 30.05.2017 "Об утверждении нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Карачаево-Черкесской Республики" (далее - Постановление N40) с 01.06.2017 утверждены нормативы потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые составляют 1,16 кВтч в месяц на 1 кв. м, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, не оборудованные лифтами и электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения и не оборудованные электромагнитными запирающими устройствами.
При этом в Постановлении N 40 указано, что при установлении нормативов площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определена в составе помещений, не являющихся частями квартир и предназначенных для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Из предписания следует, что при расчете размера платы за электроснабжение дома по адресу пгт. Правокубанское, д. 4 Общество применяет неверные количественные значения площадей, поскольку отсутствуют достоверные технические данные.
Пунктом 17 Правил N 354 определены случаи, при которых ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению потребителям коммунальной услуги соответствующего вида.
В соответствии с пунктом 20 Правил N 354 установлена обязанность сообщать сведения о направлениях потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек (освещение, приготовление пищи для людей, приготовление кормов для скота, отопление, подогрев воды, полив и т.д.); виды и количество сельскохозяйственных животных и птиц (при наличии); площадь земельного участка, не занятого жилым домом и надворными постройками; режим водопотребления на полив земельного участка; мощность применяемых устройств, с помощью которых осуществляется потребление коммунальных ресурсов.
Пунктом 22 Правил N 354 определено предоставление в ресурсоснабжающую организацию документа, подтверждающего право собственности (пользования) на помещение в многоквартирном доме (жилой дом); документа, удостоверяющего личность физического лиц - собственника помещения, либо свидетельство о государственной регистрации юридического лица - собственника помещения; документа, подтверждающего информацию, указанную в под. "з" п.19 и п.20 Правил N354 (при их наличии у заявителя).
На основании с пунктом 25 Правил N 354, для заключения в письменной форме договора холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) с ресурсоснабжающей организацией собственник жилого помещения в многоквартирном доме или собственник жилого дома (домовладения) подает в ресурсоснабжающую организацию, осуществляющую продажу соответствующего вида (видов) коммунальных ресурсов, по месту ее нахождения, по почте или иным согласованным с ресурсоснабжающей организацией способом подписанное собственником (одним из сособственников) заявление о заключении договора в 2 экземплярах, содержащее информацию, указанную в подпунктах "в", "г", "д", "з", "л" и "с" п.19 и п.20 Правил N 354, и копии документов, указанных в п.22 Правил N 354, а именно: сведения о потребителе: для физического лица - фамилия, имя, отчество, дата рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон; для юридического лица - наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации, контактный телефон; адрес помещения в многоквартирном доме, жилого дома (домовладения), по которому предоставляются коммунальные услуги с указанием размера (объема, площади) отапливаемых помещений, количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, или вида деятельности, осуществляемой в нежилом помещении; наименование предоставляемой потребителю коммунальной услуги (коммунальных услуг); сведения о наличии и типе установленных индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, дату и место их установки (введения в эксплуатацию), дату опломбирования прибора учета заводом-изготовителем или организацией, осуществлявшей последнюю поверку прибора учета, установленный срок проведения очередной поверки, а также порядок и условия приема показаний приборов учета; меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, предоставленные потребителю коммунальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае предоставления таких мер).
Следовательно, Правилами N 354 установлен исчерпывающий перечень документов и сведений, направляемых заявителем в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора.
Документы, содержащие сведения о размере площади каждого жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме и об общей площади помещений в многоквартирном доме, подлежат направлению ресурсоснабжающей организации при заключении договора энергоснабжения управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным либо иным специализированным кооперативом в силу подпункта "е" п.6 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124.
Законодатель, поставив определение размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме в зависимость от площадей помещений многоквартирного дома, не определил порядок определения таких площадей в случае, если управление домом осуществляется не управляющей компанией, товариществом собственников жилья либо кооперативом. Сами собственники помещений дома, заключившие индивидуальные договора на электроснабжение, могут и не располагать технической документацией на весь дом, а, следовательно - и передать ее поставщику. При этом и поставщик не вправе прекратить поставку энергии по действующим договорам энергоснабжения по основаниям отсутствия у него технической документации, и не обязан самостоятельно ее получать (в том числе и заказав ее изготовление).
Из материалов дела следует, что Общество, оказывающее услуги электроснабжения, не располагает техническим паспортом многоквартирного дома, поскольку в силу пунктов 25, 19 - 20 и 22 Правил N 354 представление технического паспорта для заключения договора электроснабжения не требуется. Данный вывод соответствует указанным нормам Правил N 354.
Отсутствие у Общества технического паспорта на дом ввиду отсутствия законных оснований для его получения или истребования от абонентов, не является само по себе основанием для вывода о недостоверности расчета платы, взимаемой им с собственников помещений дома по услуге электроснабжения, поскольку добросовестность участников гражданских отношений (в данном случае - отношений по поставке электрической энергии, регулируемых параграфом 6 главы 30 ГК РФ) и разумность их действий презюмируется законом (п.5 ст.10 ГК РФ). Из совокупного толкования вышеприведённых норм следует, что при наличии иного достоверного источника сведений о площади мест общего пользования Общество может использовать эти данные при расчёте размера оплаты за электроэнергию на ОДН.
В судебном заседании представитель Общества подтвердил источник сведений, которые использовало при определении площади мест общего пользования - документ "Сведения о многоквартирных домах Прикубанского городского поселения".
Данный документ содержит сведения по МКД Правокубанского городского поселения с наличием следующих граф по спорному МКД N 4: "этажность -5", "общая площадь квартир в МКД - 3954.10", "общая площадь нежилых помещений в МКД - 1506", "общая площадь подвалов - 1758". Указано, что при расчёте использовалась площадь 3264 кв.м., являющаяся суммой граф "общая площадь нежилых помещений в МКД - 1506" и "общая площадь подвалов- 1758"(т. 1 л.д. 22).
Так же в судебном заседании 18.11.2019 представитель Общества пояснил, что МКП "Правокубанское ЖКХ" (ОГРН 1060916016336), зарегистрировано 05.06.2006, основной вид деятельности - деятельность по чистке и уборке прочая, не включенная в другие группировки (код ОКВЭД 81.29.9).
Согласно п.51 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 утвержден приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст.
ОКВЭД 2 предназначен для однозначной идентификации объектов правоотношений.
Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст определено, что при формировании официальной статистической информации об объемах деятельности, работ и услуг, связанных с жилищно-коммунальным хозяйством, необходимо использование Собирательной классификационной группировки видов экономической деятельности "Жилищно-коммунальное хозяйство" на основе ОКВЭД 2, утвержденной приказом Минстроя России от 27.04.2016 N 286/пр, в соответствии с которой деятельности по управлению эксплуатацией жилищного фонда за вознаграждение или на договорной основе соответствует только код 68.32.1.
На основании статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно части 1 ст.7 Федерального закона от 21.07.2014 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" установлен запрет с 01.05.2015 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без соответствующей лицензии.
МКП "Правокубанское ЖКХ" лицензию не получало, код ОКВЭД 68.32.1 не присваивался, т.е. предприятие как минимум с 01.01.2015 не могло осуществлять деятельность по управлению многоквартирными домами, в том числе спорным МКД N 4.
Из пояснений представителя Общества в судебном заседании следует, что начисление платы за электроэнергию на ОДН осуществлялось примерно с 2016 года.
Следовательно, сведения, полученные у МКП "Правокубанское ЖКХ" не могут считаться достоверными, так как предприятие на дату начала начисления платы за электроэнергию на ОДН уже не могло осуществлять деятельность по управлению спорным МКД.
Судом первой инстанции, верно отмечено, что Общество в отсутствие технического паспорта должно было направить запрос в орган технической инвентаризации либо администрацию пгт. Правокубанский, администрацию Карачаевского района и запросить сведения о площади мест общего пользования и только на основании полученных таким образом документов, определяющих размер площадей мест общего пользования, Общество могло использовать эти данные для начисления оплаты за электроэнергию на ОДН, т.е. Общество в отсутствие технического паспорта не лишено возможности получения сведений по площадям в МКД.
Суд первой инстанции верно установил, что площадь мест общего пользования составляет 1824,9 кв.м., которая состоит из уборочной площади (596 кв.м) + площадь подвала (1228,9 кв.м.). Площадь, которая использовалась Обществом для расчёта по данным, предоставленным МКП "Правокубанское ЖКХ" составляла 3264 кв.м., что на 1439,1 кв.м. больше площади в соответствии с инвентарным делом (техническим паспортом).
При названных условиях, арбитражный суд апелляционной инстанции считает верными выводы суда области о законности предписания от 23.05.2018 к акту N 358 от 23.05.2018 Управления государственного жилищного надзора Карачаево-Черкесской Республики.
Предписание выдано уполномоченным должностным лицом в связи с выявленными в ходе проверки нарушениями.
Кроме того, Общество не обосновало, как исполнение данного предписания нарушит или каким иным образом отразится на его правах, при этом обязанность доказывания нарушения прав лежит именно на заявителе.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, Обществом на момент рассмотрения апелляционной жалобы также не представлено.
При таких обстоятельствах, предусмотренные ст. ст. 198 - 201 АПК РФ основания для признания предписания незаконным и удовлетворения заявления общества отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 24.07.2019 по делу N А25-1558/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
М.У. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А25-1558/2018
Истец: АО "Карачаево-Черкесскэнерго"
Ответчик: Управление государственного жилищного надзора Карачаево-Черкесской Республики
Третье лицо: Управление государственного жилищного надзора Карачаево-Черкесской Республики