г. Москва |
|
25 ноября 2019 г. |
Дело N А41-86835/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 ноября 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мизяк В.П.
судей Катькиной Н.Н., Терешина А.В.
при ведении протокола судебного заседания Бегларяном А.А.,
при участии в заседании:
лица, участвующие в деле, не явились, извещены;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего КБ "Судостроительный банк" - ГК "АСВ" на определение Арбитражного суда Московской области от 23 августа 2019 года по делу N А41-86835/18,
УСТАНОВИЛ:
Определением Арбитражного суда Московской области от 29 октября 2018 г. заявление принято к производству суда, возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве) Трушковой А.А.
Решением Арбитражного суда Московской области от 12 декабря 2018 года Трушкова Анна Андреевна (СНИЛС 151-439-128 45, ИНН 504216045534) признана несостоятельной (банкротом). В отношении должника введена процедура реализации имущества гражданина. Финансовым управляющим её имуществом суд утвердил члена НП "Сибирская гильдия антикризисных управляющих" Шестакова Владислава Александровича (ИНН 771500877067, адрес для направления корреспонденции: 117148, г. Москва, а/я 4).
Сообщения о введении в отношении должника процедуры банкротства опубликованы в "Коммерсантъ" от 19 января 2019 года.
Определением Арбитражного суда Московской области от 23 августа 2019 г. завершена процедура реализации имущества Трушковой Анны Андреевны, должник освобождена от дальнейшего исполнения денежных обязательств, в том числе требований, не заявленных в ходе проведения процедуры банкротства, за исключением требований кредиторов, указанных в пункте 3 статьи 213.28 Федерального закона 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Не согласившись с указанным судебным актом, кредитор КБ "Судостроительный банк" в лице конкурсного управляющего - ГК "АСВ" обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой возражал против освобождения должника от дальнейшего исполнения обязательств.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте "Электронное правосудие".
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку лицами, участвующими в деле не заявлены возражения в пересмотре судебного акта в обжалуемой части, апелляционный суд проверяет законность и обоснованность определения в части освобождения Трушковой А.А. от исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реализации имущества гражданина.
Законность и обоснованность определения суда в обжалуемой части проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта в обжалуемой части
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Московской области от 12 декабря 2018 года Трушкова Анна Андреевна признана несостоятельной (банкротом).
В третью очередь реестра требований кредиторов были включены требования ПАО "Сбербанк России", ПАО "Банк ВТБ", ООО "СБ Банк", АО "Российский сельскохозяйственный банк", ПАО "Московский кредитный банк" на сумму 5 557 029, 08 руб.,
Кредиторы первой и второй очереди отсутствуют.
В ходе проведения анализа финансового состояния должника-гражданина, финансовым управляющим были сделаны выводы об отсутствии признаков фиктивного и преднамеренного банкротства, отсутствии сделок, подлежащих оспариванию в процедуре банкротства физического лица.
В процессе исполнения обязанностей финансовым управляющим были направлены запросы в регистрирующие органы с целью выявления доходов, денежных средств, недвижимого и движимого имущества, в результате которых было установлено, что должник не имеет постоянного дохода, не является индивидуальным предпринимателем, не владеет правом на доли в уставном капитале обществ или иными ценными бумагами.
Из отчета финансового управляющего установлено, что за должником не зарегистрировано движимое и недвижимое имущество.
Сделки и действия (бездействие), не соответствующие требованиям закона и рыночным условиям, финансовым управляющим не выявлены. Признаки преднамеренного банкротства отсутствуют.
Ходатайствуя о завершении процедуры банкротства должника, финансовый управляющий указал, что все предусмотренные процедурой реализации имущества гражданина мероприятия выполнены.
По результатам проведенного анализа финансового состояния Трушковой А.А. признаков преднамеренного и фиктивного банкротства выявлено не было.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно завершил процедуру банкротства должника. В данной части судебный акт не обжалуется кредитором.
Согласно пункту 3 статьи 213.28 Закона о банкротстве после завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина (далее - освобождение гражданина от обязательств). Освобождение гражданина от обязательств не распространяется на требования кредиторов, предусмотренные пунктами 4 и 5 настоящей статьи, а также на требования, о наличии которых кредиторы не знали и не должны были знать к моменту принятия определения о завершении реализации имущества гражданина.
Пунктом 4 статьи 213.28 Закона о банкротстве закреплено, что освобождение гражданина от обязательств не допускается в случае, если:
вступившим в законную силу судебным актом гражданин привлечен к уголовной или административной ответственности за неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное или фиктивное банкротство при условии, что такие правонарушения совершены в данном деле о банкротстве гражданина;
гражданин не предоставил необходимые сведения или предоставил заведомо недостоверные сведения финансовому управляющему или арбитражному суду, рассматривающему дело о банкротстве гражданина, и это обстоятельство установлено соответствующим судебным актом, принятым при рассмотрении дела о банкротстве гражданина;
доказано, что при возникновении или исполнении обязательства, на котором конкурсный кредитор или уполномоченный орган основывал свое требование в деле о банкротстве гражданина, гражданин действовал незаконно, в том числе совершил мошенничество, злостно уклонился от погашения кредиторской задолженности, уклонился от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, предоставил кредитору заведомо ложные сведения при получении кредита, скрыл или умышленно уничтожил имущество.
В этих случаях арбитражный суд в определении о завершении реализации имущества гражданина указывает на неприменение в отношении гражданина правила об освобождении от исполнения обязательств либо выносит определение о неприменении в отношении гражданина правила об освобождении от исполнения обязательств, если эти случаи выявлены после завершения реализации имущества гражданина.
Также в силу пункта 5 статьи 213.28 Закона о банкротстве требования кредиторов по текущим платежам, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате заработной платы и выходного пособия, о возмещении морального вреда, о взыскании алиментов, а также иные требования, неразрывно связанные с личностью кредитора, в том числе требования, не заявленные при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина, сохраняют силу и могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве гражданина в непогашенной их части в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
После завершения реализации имущества гражданина на неудовлетворенные требования кредиторов, предусмотренные настоящим пунктом и включенные в реестр требований кредиторов, арбитражный суд в установленном законодательством Российской Федерации порядке выдает исполнительные листы.
Таким образом, исчерпывающий перечень оснований для отказа в освобождении кредитора от исполнения обязательств установлен в Законе о банкротстве.
В рассматриваемом случае доказательств наличия указанных обстоятельств не представлено, в связи с чем суд первой инстанции правомерно освободил Трушкову А.А. от дальнейшего исполнения обязательств перед кредиторами.
Вопреки доводам заявителя апелляционной жалобы доказательств недобросовестности должника при проведении процедур банкротства и возникновении обязательств перед кредиторами не представлено.
Основной задачей института потребительского банкротства является социальная реабилитации гражданина - предоставление ему возможности заново выстроить экономические отношения, законно избавившись от необходимости отвечать по старым обязательствам, что в определенной степени ущемляет права кредиторов должника.
Вследствие этого к гражданину-должнику законодателем предъявляются повышенные требования в части добросовестности, подразумевающие помимо прочего честное сотрудничество с финансовым управляющим и кредиторами, открытое взаимодействие с судом (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 25.01.2018 N 310-ЭС17-14013).
В рассматриваемом случае анализ финансового состояния должника признаков преднамеренного и фиктивного банкротства не выявил. Сокрытие или уничтожение принадлежащего должнику имущества, равно как сообщение им недостоверных сведений финансовому управляющему также не установлено.
Сам по себе факт наличия неисполненных обязательств перед кредиторами не свидетельствует о злостном поведении должника при возникновении указанных обязательств.
Банкротство граждан, по смыслу Закона о банкротстве, является механизмом нахождения компромисса между должником, обязанным и стремящимся исполнять свои обязательства, но испытывающим в этом объективные затруднения, и его кредиторами, а не способом для избавления от накопленных долгов.
Таким образом, процедура банкротства гражданина, как и в целом институт несостоятельности, не ставит цель быстрого списания долгов в отсутствие достаточных для этого оснований, поскольку это приведет к неизбежному нарушению прав кредиторов должника.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела документы, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии доказательств недобросовестности Трушковой А.А. при возникновении обязательств перед кредиторами.
По общему правилу обычным способом прекращения гражданско-правовых обязательств и публичных обязанностей является их надлежащее исполнение (пункт 1 статьи 408 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 45 Налогового кодекса Российской Федерации и т.д.).
Институт банкротства граждан предусматривает иной - экстраординарный - механизм освобождения лиц, попавших в тяжелое финансовое положение, от погашения требований кредиторов, - списание долгов. При этом целью института потребительского банкротства является социальная реабилитации гражданина - предоставление ему возможности заново выстроить экономические отношения, законно избавившись от необходимости отвечать по старым обязательствам, чем в определенной степени ущемляются права кредиторов, рассчитывавших на получение причитающегося им.
Вследствие этого к гражданину-должнику законодателем предъявляются повышенные требования в части добросовестности, подразумевающие помимо прочего честное сотрудничество с финансовым управляющим и кредиторами, открытое взаимодействие с судом.
В рассматриваемом случае доказательств злостного поведения Трушковой А.А. при проведении в отношении него процедур банкротства, доказательств преднамеренного или фиктивного банкротства должника не имеется, равно как и доказательств сокрытия должником какого-либо имущества.
Включенные в реестр требований кредиторов Трушковой А.А. требования не удовлетворены по причине недостаточности имущества должника, а не в связи с непредоставлением должником какой-либо информации относительно своего финансового положения.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 03 июня 2019 года N 305-ЭС18-26429 по делу N А41-20557/2016, банки, являясь профессиональными участниками кредитного рынка, имеют широкие возможности для оценки кредитоспособности гражданина, в том числе посредством разработки стандартных форм кредитных анкет-заявок для заполнения их потенциальным заемщиком на стадии обращения в кредитную организацию с указанием сведений о его имущественном и социальном положении, ликвидности предлагаемого обеспечения и т.п., а также проверки предоставленного им необходимого для получения кредита пакета документов. Одновременно банки вправе запрашивать информацию о кредитной истории обратившегося к ним лица на основании Федерального закона от 30.12.2004 N 218-ФЗ "О кредитных историях" в соответствующих бюро. По результатам проверок в каждом конкретном случае кредитная организация принимает решение по вопросу о выдаче денежных средств.
В случае положительного решения о выдаче кредита, основанного на достоверной информации, предоставленной гражданином, последующая ссылка банка на неразумные действия заемщика, взявшего на себя чрезмерные обязательства в отсутствие соответствующего источника погашения кредита, не может быть принята во внимание для целей применения положений пункта 4 статьи 213.28 Закона о банкротстве.
Поскольку доказательств недобросовестности действий Трушковой А.А. не представлено, суд первой инстанции правомерно применил в отношении должника правила об освобождении от дальнейшего исполнения обязательств.
Иных доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции по существу, апелляционная жалоба не содержит.
Учитывая изложенное, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 223, 266, 268, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Московской области от 23 августа 2019 года по делу N А41-86835/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в месячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
В.П. Мизяк |
Судьи |
Н.Н. Катькина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-86835/2018
Должник: Трушкова Анна Андреевна
Кредитор: АО "РОССИЙСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ БАНК", АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКАЯ ГИЛЬДИЯ АНТИКРИЗИСНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ, ООО КБ "СБ БАНК", ПАО "МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК", ПАО "СБЕРБАНК РОССИИ", ПАО БАНК ВТБ
Третье лицо: ООО КБ"СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ БАНК" в лице ГК "АСВ", ООО СБ БАНК, Шестаков Владислав Александрович
Хронология рассмотрения дела:
25.11.2019 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-18909/19