г. Самара |
|
27 ноября 2019 г. |
Дело N А65-20021/2019 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Бажана П.В.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда в Московском районе города Казани Республики Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 сентября 2019 года по делу N А65-20021/2019 (судья Хасаншин И.А.), рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по заявлению акционерного общества "Тимер Банк" (ОГРН 1021600000146, ИНН 1653016689), город Москва,
к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда в Московском районе города Казани Республики Татарстан (ОГРН 1021603270435, ИНН 1658036833), город Казань Республики Татарстан,
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Тимер Банк" (далее - заявитель, банк) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда в Московском районе города Казани Республики Татарстан (далее - управление, ответчик) о признании незаконным решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 013S19190006790 от 05 апреля 2019 года.
Решением суда от 10.09.2019 г. заявленные требования удовлетворены полностью.
Управление, не согласившись с решением суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, и принять новый судебный акт об отказе банку в удовлетворении заявленных требований.
Банк, апелляционную жалобу отклонило, по основаниям, приведенным в отзыве, приобщенном к материалам дела, и просило решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с п. 1 ст. 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба на решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, рассматривается в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 04.04.2018 г. заявитель направил в территориальный орган Пенсионного фонда отчет СЗВ-М сведений о застрахованных лицах за отчетный период - март 2018 г. Из протоколов приема данной отчетности следует, что ответчиком каких-либо ошибок в представленных сведениях не выявлено: из УПФР получен положительный протокол контроля отчетности.
Как указывает заявитель, 25.02.2019 г., самостоятельно выявив неполноту и недостоверность сведений, отраженных отчете за март 2018 г., заявитель представил дополняющую форму сведений о застрахованных лицах СЗВ-М за март 2018 г. в отношении лица, сведения о котором не были представлены в исходной форме.
Пенсионным фондом проведена проверка правильности, полноты и своевременности представления указанных сведений индивидуального (персонифицированного) учета, о чем составлен акт от 28.02.2019 г. N 013S18190004106 о выявлении нарушения положений законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
По результатам рассмотрения акта и материалов проверки, управлением было вынесено решение N 013S19190006790 от 05.04.2019 г. о привлечении заявителя к ответственности в виде штрафа в размере 500 руб. за совершение нарушения законодательства РФ, выразившегося в несвоевременном представлении ежемесячной отчетности "Сведения о застрахованных лицах" по форме СЗВ-М.
Банк, считая решение незаконным, обратилось в суд с настоящим заявлением.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заявленные банком требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 198, ст. ст. 200 и 201 АПК РФ, а также разъяснений, содержащихся в п. 6 совместного постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением ч. 1 ГК РФ" для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу ст. 65 АПК РФ обязанность доказать факт нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов субъекта предпринимательской и иной экономической деятельности возлагается на заявителя.
При этом, в соответствии с ч. 3 ст. 198 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие).
Пунктом 1 ст. 8 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) установлено, что страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона N 27-ФЗ сведения, предусмотренные п. 2 ст. 6 данного Закона, представляются в Пенсионный фонд РФ в соответствии с утверждаемыми им в установленном порядке формами документов и инструкциями. Указанные сведения могут представляться как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме (на магнитных носителях или по каналам связи) при наличии гарантий их достоверности и защиты от несанкционированного доступа и искажений.
Статьей 15 Закона N 27-ФЗ закреплено, что страхователи обязаны в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда РФ сведения о застрахованных лицах.
В соответствии с п. 2.2 ст. 11 Закона N 7-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице, включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством РФ о страховых взносах начисляются страховые взносы, следующие сведения: 1. страховой номер индивидуального лицевого счета; 2. фамилию, имя и отчество; 3. идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Согласно п. 4 ст. 11 Закона N 27-ФЗ сведения, предусмотренные п. 2 - 2.2 указанной статьи, представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом РФ. Данные сведения представляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда России от 01.02.2016 г. N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах".
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда РФ осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Законом, в том числе по их учетным данным.
В силу ст. 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда РФ.
Представление корректирующих сведений в двухнедельный срок предусмотрено п. 34 и 41 Инструкции N 987н в случае обнаружения несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальным органом Пенсионного фонда РФ.
В соответствии с п. 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 г. N 766н (далее - Инструкция N 766н), финансовые санкции к страхователю не применяются, если страхователь исправил ошибку до момента ее обнаружения территориальным органом Пенсионного фонда РФ.
Согласно разъяснениям, изложенным в постановлении Правления Пенсионного фонда РФ от 01.02.2016 г. N 83п, при представлении сведений о застрахованных лицах обязательно заполняется тип формы (код): "исхд" - исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период; "доп" - дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых пенсионным фондом сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; "отмн" - отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Таким образом, исправления и корректировки сведений вносятся в форму в особом порядке при выявлении страхователем ошибки в ранее представленных сведениях в отношении застрахованного лица.
В соответствии с ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. 2 - 2.2 ст. 11 настоящего Закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 17 Закона N 27-ФЗ, образует нарушение срока представления сведений в Пенсионный фонд РФ либо представление неполных (недостоверных) сведений.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в исходной форме СЗВ-М за март 2018 г., направленной обществом в пенсионный фонд в установленный законом срок, отсутствовали сведения на застрахованном лице, которые в результате самостоятельного выявления обществом соответствующей ошибки, представлены заявителем в дополняющей форме СЗВ-М за отчетный период.
В связи с чем, пенсионный фонд сделал вывод о представлении банком недостоверных (неполных) сведений за март 2018 г.
Возражая относительно заявленных требований, пенсионный фонд указывает, что факт представления отчетности по форме СЗВ-М за март 2018 г. с содержанием неполной (недостоверной) информации подтвержден материалами дела.
При этом, доказательств направления пенсионным фондом уведомления об устранении имеющихся ошибок и несоответствий по форме, утв. постановлением Правления ПФР от 23.11.2016 г. N 1058п в материалы дела не представлено.
Пунктом 37 Инструкции N 766н установлено, что при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда РФ, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом РФ, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда РФ, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом РФ (протокол проверки).
Страхователь в течение 5 рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда РФ о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда РФ уточненные индивидуальные сведения.
В соответствии с п. 39 Инструкции N 766н в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Судом правильно установлено, что банк самостоятельно обнаружило ошибку в сведениях, предоставленных за март 2018 г. по форме СЗВ-М, и устранил ее посредством направления дополняющей формы СЗВ-М до момента выявления такой ошибки пенсионным фондом.
Указанное свидетельствует об отсутствии оснований для привлечения банка к ответственности за вмененное пенсионным фондом правонарушение (представление неполных сведений о застрахованных лицах).
Доводы пенсионного фонда, что представление отчета с содержанием недостоверной информации создает условия для возникновения переплаты (недоплаты) денежных сумм, то есть реальную угрозу причинения вреда в виде материального ущерба в отношении выплат работающим пенсионерам правильно отклонены судом по следующим основаниям.
В силу п. 1 ст. 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным ч. 2, 5 - 8 ст. 18 данного Закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с данным Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с ч. 6 и 7 ст. 16 данного Закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с ч. 10 ст. 18 данного Закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Пунктом 3 ст. 26.1 Закона N 400-ФЗ установлено, что пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным ч. 2, 5 - 8 ст. 18 данного Закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с данным Законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с ч. 6 и 7 ст. 16 данного Закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с ч. 10 ст. 18 данного Закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
При выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, пересматривается без удержания излишне выплаченных сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) (п. 10 ст. 26.1 Закона N 400-ФЗ).
К тому же, пенсионным фондом в материалы дела не представлены доказательства причинения вреда в виде материального ущерба в отношении выплат работающим пенсионерам.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для привлечения банка к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ.
Данный вывод суда согласуется с правовой позицией, изложенной по делам в постановлениях Одиннадцатого ААС от 16.01.2018 г. N А65-19927/2017, от 19.01.2018 г. N А65-26466/2017, от 21.09.2018 г. N А65-13203/2018, от 26.09.2018 г. N А65-18680/2018.
Доводы апелляционной жалобы, по существу, сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств дела и подтверждающих данные обстоятельства доказательств. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ.
Вышеизложенное в совокупности и взаимосвязи свидетельствует о том, что суд сделал правильный вывод о полном удовлетворении заявленных банком требований.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 сентября 2019 года по делу N А65-20021/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции, по основаниям, предусмотренным ч. 3 ст. 288.2 АПК РФ.
Судья |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-20021/2019
Истец: ПАО "Тимер Банк" , г.Казань
Ответчик: ГУ Управление Пенсионного фонда в Московском районе г.Казани Республики Татарстан, г.Казань