г. Хабаровск |
|
22 ноября 2019 г. |
Дело N А04-5449/2019 |
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Е.И. Сапрыкиной,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Амурской области
на решение от 03.10.2019 Арбитражного суда Амурской области
по делу N А04-5449/2019, рассмотренному в порядке упрощенного производства
по иску Министерства социальной защиты населения Амурской области
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
о взыскании 46 581,30 руб.
третьи лица: Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Управление Федерального казначейства по Амурской области, Правительство Амурской области, Министерство финансов Амурской области
УСТАНОВИЛ:
Министерство социальной защиты населения Амурской области (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - ответчик, Минфин России) о взыскании убытков в виде стоимости проезда Карпишина С.В. к месту лечения и обратно в размере 44 581,30 руб., расходов по составлению иска в размере 2 000 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора привлечены Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Управление Федерального казначейства по Амурской области (далее - УФК по Амурской области), Правительство Амурской области, Министерство финансов Амурской области.
Решением суда от 03.10.2019, принятым в порядке упрощенного производства, исковые требования удовлетворены частично: с ответчика в пользу истца взысканы убытки только в размере 44 581,30 руб.
Не согласившись с данным судебным актом, УФК по Амурской области заявило апелляционную жалобу, в обоснование которой приводит доводы о нарушении судом норм материального права, указав на невозможность применения к межбюджетным отношениям порядка возмещения убытков, установленного Гражданским кодексом Российской Федерации.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу выразил несогласие с изложенными в ней доводами, просил судебное решение оставить без изменения; возражений относительно отказа в требовании о взыскании убытков в виде уплаты госпошлины не высказал.
Исследовав представленные материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующему.
Как видно из материалов дела, Карпишин С.В. обратился в Райчихинский городской суд с иском к ГКУ Амурской области - Управление социальной защиты населения по г. Райчихинску и пгт. Прогресс, Минсоцзащиты о возложении обязанности произвести выплату стоимости проезда к месту лечения и обратно, взыскании судебных расходов, указав в обоснование требований, что он является инвалидом 2 группы бессрочно.
Решением Райхичинского городского суда Амурской области от 03.04.2017 по делу N 2-153/2017 (с учетом уточнений) исковые требования Карпишина С.В. удовлетворены. Суд взыскал компенсацию расходов, произведенных на проезд за счет собственных средств к месту лечения и обратно в сумме 44 581,30 руб., судебные расходы за составление иска в сумме 2 000 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурской областного суда от 19.06.2017 по делу N 33АП-2801/2017 решение городского суда от 03.04.2017 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Министерства социальной защиты населения Амурской области - без удовлетворения.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2017 N 59-КФ17-433 в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации отказано.
Согласно выводам, изложенным в указанных судебных актах, основанием для выплаты компенсации расходов, произведенных на проезд за счет собственных средств к месту лечения и обратно являлся факт обращения Карпишина С.В. в ГКУ Амурской области - Управление социальной защиты населения по г. Райчихинск и пгт.Прогресс с заявлением о назначении и выплате компенсации расходов, произведенных на проезд за счет собственных средств к месту лечения и обратно на территории РФ по направлениям, выданным органами исполнительной власти субъектов РФ в сфере здравоохранения - 29.12.2015, то есть в период действия Порядка предоставления отдельным категориям граждан бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно по направлениям, выданным органами исполнительной власти субъектов РФ в сфере здравоохранения, а также назначения и выплаты компенсации расходов на проезд, произведенный за счет собственных средств граждан, утвержденного Постановлением Правительства Амурской области от 20.05.2011 N 320.
Во исполнение указанных судебных актов, на основании поступивших исполнительных листов от 11.07.2017 серии ФС N 011329685, N 011329686, министерством за счет средств областного бюджета осуществлена выплата компенсации расходов, произведенных Карпишиным С.В. в общей сумме 46 581,30 руб.
Полагая, что министерство понесло убытки, исполняя решение Райхичинского городского суда, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что понесенные истцом расходы подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Апелляционная инстанция считает данный вывод обоснованным и соответствующим материалам дела.
Правовые и организационные основы оказания государственной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Согласно части 3 статьи 6.5 названного закона порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 5 пункта 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, определяющие порядок финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 N 864, в случае передачи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществления полномочий по предоставлению гражданам социальных услуг в соответствии с соглашениями, заключенными Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке и на условиях, которые определены соглашением.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 2419-р утверждено соглашение, заключенное между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Правительством Амурской области, в соответствии с которым органам власти Амурской области переданы полномочия Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (далее - Соглашение).
Во исполнение указанного Соглашения постановлением Правительства Амурской области от 20.05.2011 N 320 утвержден Порядок N 320 (далее - Порядок N 320).
Как следует из пункта 11 данного Порядка, предоставление бесплатного проезда на междугородном транспорте осуществлялось министерством путем выдачи гражданам именных направлений и (или) специальных талонов на бесплатное получение проездных документов по согласованным формам.
Пункты 14 и 15 Порядка N 320 предусматривали назначение и выплату гражданину компенсации расходов, произведенных на проезд за счет собственных средств, при проезде гражданина к месту лечения (в том числе санаторно-курортного лечения) и обратно по территории Российской Федерации по направлениям, выданным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения.
С 01.01.2016, в связи с принятием постановления Правительства Амурской области от 30.12.2015 N 658, Порядок N 320 утратил силу.
Реализация гражданином права на выплату компенсации понесенных расходов на проезд к месту лечения и обратно ставилась в зависимость от объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета, передаваемых бюджету области в форме субвенций на осуществление указанных федеральных полномочий. В случае недостаточности таких объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета предусматривался отказ в назначении и компенсации гражданину понесенных за счет собственных средств расходов на проезд к месту лечения и обратно.
В период действия Порядка N 320 предписаний об устранении нарушений от Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в рамках контроля за исполнением Правительством Амурской области переданных федеральных полномочий на основании статьи 4 Соглашения не поступало. При этом Порядок N 320 был официально опубликован, его текст размещен в открытом доступе, в том числе в справочно-правовых системах.
В соответствии с положениями статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации являлось главным распорядителем бюджетных средств и отвечало соответственно от имени Российской Федерации по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
В целях получения разъяснений по вопросам реализации переданных полномочий, в том числе о возможности предоставления компенсации расходов на проезд к месту лечения и обратно, министерством был направлен запрос (от 15.02.2011 N 15-01-6/163) в Департамент по делам инвалидов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Письмом от 23.03.2011 N 30-4/768 Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации было разъяснено, что в настоящее время в рамках переданных полномочий и на основании заключаемых Минздравсоцразвития России и субъектами Российской Федерации соглашений порядок предоставления гражданам бесплатного проезда к месту лечения и обратно устанавливается нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в частности, Правительством Амурской области. Как показывает опыт реализации переданных полномочий в других регионах Российской Федерации, предоставление отдельным категориям граждан бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно может решаться путем возмещения гражданам расходов на проезд по представляемым проездным документам.
Из изложенного следует, что средства федерального бюджета, направленные Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации как главным распорядителем средств федерального бюджета носят целевой и адресный характер.
Порядок N 320 был принят в целях реализации Соглашения, финансирование расходов осуществлялось за счет и в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, передаваемых бюджету области в форме субвенций. Указанный Порядок никем в установленном порядке оспорен не был и действовал вплоть до признания его утратившим силу до 31.12.2015.
Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. При этом, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (статья 15 ГК РФ).
Убытки, причиненные юридическому лицу в результате бездействия государственных органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (статья 16 ГК РФ).
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (статья 1069 ГК РФ).
В случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени казны выступает соответствующий финансовый орган, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган (статья 1071 ГК РФ).
Таким образом, суд первой инстанции, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные отношения, установив обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, оценив на основании положений статьи 71 АПК РФ представленные в материалах дела доказательства, пришел к выводу о необходимости возмещения понесенных истцом убытков Российской Федерацией в лице министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны РФ в размере 44 581,30 руб. 30 коп.
Доводы жалобы основаны об отсутствии оснований для возложения именно на Министерство финансов Российской Федерации обязанности по оплате заявленных убытков отклоняются апелляционной коллегией, как противоречащие Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 N 864, статье 1071 ГК РФ.
Дав повторную оценку приобщенным в материалы дела доказательствам, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда. Нарушение судом норм материального права или норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 03.10.2019 по делу N А04-5449/2019 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-5449/2019
Истец: Министерство социальной защиты населения Амурской области
Ответчик: Министерство финансов РФ
Третье лицо: Министерство труда и социальной защиты РФ, Министерство финансов Амурской области, Правительство Амурской области, Управление Федерального казначейства по Амурской области