город Томск |
|
27 ноября 2019 г. |
Дело N А03-23568/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 ноября 2019 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Аюшева Д.Н.,
судей: Сластиной Е.С.,
Ходыревой Л.Е.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Филинюк М.В., с использованием систем видеоконферен-связи при содействии Арбитражного суда Республики Алтай, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (N 07АП-9915/2019) общества с ограниченной ответственностью "Горизонт" на решение Арбитражного суда Алтайского края от 13 августа 2019 года по делу N А03-23568/2018 (судья Городов А.В.)
по иску акционерного общества "Бийскэнерго", 659322, Алтайский край, г. Бийск, ул. Михаила Кутузова,116 (ИНН 2204052762, ОГРН 1112204000150),
к обществу с ограниченной ответственностью "Горизонт", г. Бийск, (ОГРН 1062204041085 ИНН: 220427540),
о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании:
от истца: Прасолова Е.Г., доверенность от 13.03.2019,
от ответчика: Вострикова М.С., доверенность от 25.06.2018,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общества "Бийскэнерго" (далее - АО "Бийскэнерго", общество) обратилось к обществу с ограниченной ответственностью "Горизонт" (далее - ООО "Горизонт") с иском, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о взыскании 307 799 руб. 03 коп долга за потребление собственниками помещений в многоквартирном жилом доме горячей воды для общедомовых нужд за период с сентября по октябрь 2018 года по договору от 20.02.2017 N 7148.
Решением от 13.08.2019 Арбитражного суда Алтайского края исковые требования удовлетворены частично: с ООО "Горизонт" в пользу АО "Бийскэнерго" взыскано 67 871 руб. 36 коп. долга за период с сентября по октябрь 2018 г., судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 2000 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда в части удовлетворения иска, ООО "Горизонт" в апелляционной жалобе, дополнениях к апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт, приняв за основу контррасчет ответчика. В обоснование податель указывает следующие: с 01.01.2018 для расчетов за ресурсы, потребленные при использовании при содержании общедомового имущества, не применимо использование Правил N 354, поскольку они относятся к начислениям за коммунальные услуги на ОДН, а ГВС на СОИ является жилищной услугой; письмо Минстроя N58291-ОГ от 25.12.2017 не является нормативно-правовым актом, подлежащим применению, так как не прошел государственную регистрацию и ссылка на него не правомерна; судом первой инстанции необоснованно принят предоставленный в материалы дела альтернативный расчет истца, произведенный по нормативам потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, согласно которому стоимость потребленного ресурса составляет 67 871 руб. 36 коп.; объем коммунального ресурса, подлежащего оплате ответчиком в спорный период времени должен рассчитываться в соответствии с п. 21.1 Правил N124, а расчет размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю в помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду осуществляется исходя из норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и не зависит от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, и рассчитывается по формуле 24 Правил N 354; определение объема теплоносителя по нормативам согласно п. 48 Правил N 354 влечет неосновательное обогащение ресурсоснабжающей организации; отсутствие в спорных многоквартирных домах общедомового прибора учета по горячему водоснабжению не подтверждено материалами дела.
АО "Бийскэнерго" в отзыве просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда оставить без изменения как соответствующее законодательству.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам. Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, настаивал на оставлении решения суда без изменения.
Выслушав представителей сторон, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, АО "Бийскэнерго" является теплоснабжающей организацией, осуществляющей теплоснабжение и горячее водоснабжение на территории муниципального образования город Бийск Алтайского края.
Между АО "Бийскэнерго" (Ресурсоснабжающая организация) и обществом с ограниченной ответственностью "Уютное жилье" (Абонент) подписан договор приобретения коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах от 20.02.2017 N 7148 с протоколом разногласий от 20.02.2017, протоколом согласования разногласий от 29.05.2017, протоколом урегулирования разногласий от 29.05.2017 (далее по тексту - договор), предметом которого является поставка Ресурсоснабжающей организацией и оплата Абонентом в закрытых и открытых системах теплоснабжения: тепловой энергии и теплоносителя (коммунального ресурса), потребленных на нужды горячего водоснабжения при содержании общего имущества в многоквартирном доме в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета на условиях, определяемых договором (пункт 1.1 договора) (л.д.13-15, т.1).
Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц произведена смена наименования Абонента с общества с ограниченной ответственностью "Уютное жилье" на общество с ограниченной ответственностью "Горизонт".
Количество тепловой энергии и теплоносителя, используемых для расчетов Абонента с Ресурсоснабжающей организацией по договору, определяется на основании показаний общедомовых приборов учета тепловой энергии и (или) горячей воды, установленных у Абонента и допущенных Ресурсоснабжающей организацией в эксплуатацию в качестве коммерческих, за вычетом объема, распределенного между потребителями многоквартирного дома (жилых и нежилых помещений), рассчитанного в соответствии с действующим законодательством (подпункт "а" пункта 21.1 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124).
В случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию общедомового прибора учета или истечения срока его эксплуатации, объем коммунального ресурса, подлежащий оплате Абонентом по договору ресурсоснабжения за расчетный период (расчетный месяц) определяется в соответствии с действующим законодательством (подпункт "б" пункта 21.1 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124) (пункт 4.1 договора).
В соответствии с пунктом 5.1 договора, стоимость тепловой энергии, стоимость теплоносителя оплачивается по тарифам, установленным уполномоченными органами исполнительной власти субъекта РФ, по вопросам, входящим в их компетенцию, и вводятся в сроки, предусмотренные действующим законодательством.
Тарифы доводятся до сведения Абонента в порядке, установленном утвержденными стандартами раскрытия информации.
Согласно пункту 5.2 договора выполнение Абонентом своих обязательств в части оплаты за потребленную тепловую энергию и теплоноситель по договору осуществляется до 15-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем, с учетом требований законодательства к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг.
Оплата производится Абонентом самостоятельно на расчетный счет Ресурсоснабжающей организации, указанный в п.8.1 договора. Расчетный период - месяц.
В силу пункта 5.5 договора стороны ежемесячно оформляют акт приема-передачи тепловой энергии и теплоносителя за расчетный период по договору в формате, представленном в сети Интернет.
Акт приема-передачи подлежит подписанию и возврату одного его экземпляра в Ресурсоснабжающую организацию в течение 5-и рабочих дней с даты передачи его на подписание Абоненту от Ресурсоснабжающей организации.
Во исполнение условий договора в спорный период горячая вода поставляется в многоквартирные дома, которые находятся на обслуживании ООО "Горизонт", являющегося управляющей организацией.
Многоквартирные дома оборудованы приборами учета, которые измеряют общую массу теплоносителя поступившего на цели отопления и горячего водоснабжения и возвращенными в тепловую сеть. Приборы учета на горячее водоснабжение в многоквартирных домах, находящихся в управлении ответчика, не установлены.
АО "Бийскэнерго" определило объем теплоносителя согласно нормативам потребления коммунальных услуг по горячему водоснабжению, которые подлежат применению для определения объема теплоносителя (в кубических метрах), израсходованного на ОДН, предъявляемого собственникам МКД, установленных Решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 29.05.2017 N 45.
Объем тепловой энергии определен истцом согласно показаниям общедомовых приборов учета.
По расчету истца, стоимость потребленного ресурса горячего водоснабжения с целью содержания общего имущества в МКД за период с сентября по октябрь 2018 года составила 307 799 руб. 03 коп. Ответчик долг не оплатил.
Претензией от 13.11.2018 N 37/Пр645 АО "Бийскэнерго" потребовало оплатить задолженность (л.д.72, т.1).
Неисполнение указанного требования послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из обоснованности заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В силу части 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (часть 1 статьи 539 ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Согласно пунктам 1, 2, 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
В силу пункта 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме и предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно статьям 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирном доме включает плату за потребленную энергию.
Пунктами 13, 14 Правил N 354 предусмотрено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определяется в соответствии с пунктами 40, 42, 44 Правил N 354 и включает в себя объем коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, и объем коммунальных услуг, потребляемых в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" от 29.06.2016 N 603 (далее по тексту - Постановление N 603) внесены изменения в Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее по тексту - Правила N 124), и в Правила N 354.
Пунктом 5 Постановления N 603 предусмотрено, что оно вступает в силу со дня его официального опубликования. Постановление N 603 официально опубликовано 30.06.2016.
Согласно новой редакции пункта 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном общедомовым прибором учета, за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Тем самым, в силу пункта 44 Правил N 354 распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленный на общедомовые нужды, не может превышать объем, рассчитанный исходя из нормативов потребления услуги.
Кроме того, Постановлением N 603 Правила N 124 дополнены пунктом 21(1), который обязывает лицо, являющееся исполнителем коммунальных услуг, возмещать стоимость сверхнормативного объема коммунальной услуги, поставленной на общедомовые нужды.
Согласно пункту 2 Правил N 354 под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, на которых возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и (или) предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 21(1) Правил N 124 (в редакции Постановления N 603) при наличии договоров ресурсоснабжения между ресурсоснабжающей организацией и потребителями, предусмотренных частью 17 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем (управляющей организацией) подлежит заключению договор ресурсоснабжения в целях содержания общего имущества многоквартирных домов, объем по которому определяется согласно формул, предусмотренных данным пунктом.
Из нормативного содержания взаимосвязанных положений части 1 статьи 161 и частей 1, 2.1 - 2.3 статьи 162 ЖК РФ, раскрывающих понятие договора управления многоквартирным домом, целей и способов управления многоквартирным домом, следует, что законодатель разграничил функции управления многоквартирным домом и обслуживания общего имущества в таком доме.
В связи с этим отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации, товариществ или кооперативов к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг.
Потребление коммунальных ресурсов для ОДН осуществляется в целях содержания общего имущества МКД, а содержание мест общего пользования относится к функциям управляющей организации независимо от наличия у нее статуса исполнителя коммунальных услуг, сверхнормативное потребление на ОДН в отсутствие решения собственников помещений дома об ином относится на управляющую организацию на основании Правил N 354.
Таким образом, согласно изменениям, внесенным в действующее законодательство с 30.06.2016, лицом, обязанным производить оплату сверхнормативного потребления горячей воды на ОДН ресурсоснабжающей организации, в рассматриваемом случае является управляющая организация.
Сведения о наличии принятых собственниками помещений обслуживаемых Ответчиком МКД решений о распределении сверхнормативного потребления горячей воды на ОДН между всеми жилыми и нежилыми помещениями таких домов в материалах дела отсутствуют.
Порядок определения объема коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, определен пунктом 21(1) Правил N 124.
В силу подпункта "а" указанного пункта Правил N 124 объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) путем вычитания из объема ресурса, потребленного за расчетный период в многоквартирном доме, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса, объемов коммунального ресурса, потребленного за расчетный период в жилых и нежилых помещениях.
Многоквартирные дома, управляемые ответчиком, оборудованы общедомовыми приборами учета, которые измеряют общую массу теплоносителя поступившего на цели отопления и горячего водоснабжения и возвращенными в тепловую сеть. Приборы учета на горячее водоснабжение в многоквартирных домах, не установлены. Сведения о показаниях общедомовых приборов учета; сведения об индивидуальном потреблении собственников (пользователей) жилых и нежилых помещений; сведения о размере нормативного объема на общедомовые нужды; сведения об объемах потребления нежилыми помещениями, на основании которых произведен расчет объемов на ОДН, представлены в материалы дела.
В силу пунктов 36, 38 Правил N 354 расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном этими же Правилами, по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Нормативы потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (в куб.м.) установлены Решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов 29.05.2017 N 45.
Решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 01.12.2015 N 644 для акционерного общества "Бийскэнерго" установлен двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытых системах теплоснабжения, состоящий из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Так же, Решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 18.04.2018 N 50 установлены нормативы тепловой энергии на нагрев 1 куб. м. теплоносителя.
В силу части 9 статьи 32 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу прямого указания пункта 13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливается для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения). При этом двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Из расчета спорной задолженности следует, что истец осуществлял распределение объемов потребления тепловой энергии на нагрев воды в жилых и нежилых помещениях МКД по приборам учета, а также на ОДН, объем потребления теплоносителя (в куб.м.) определен истцом, согласно установленным нормативам соразмерно площади мест общего пользования (далее по тексту - МОП).
Площади МОП в многоквартирных домах, находящихся в управлении ответчика, ответчиком не оспорены.
Разница, полученная в результате действия по вычитанию из объема потребления тепловой энергии на подогрев воды и объема воды в соответствии с данными учета и величиной, распределенной между жилыми, нежилыми помещениями и на содержание общего имущества в пределах норматива потребления в порядке, указанном выше, а также стоимость теплоносителя, предъявлена к оплате ответчику как задолженность за потребление горячей воды на ОДН.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
В рамках спорных отношений ООО "Горизонт" не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов жильцов как непосредственных потребителей коммунальных услуг.
Таким образом, объем его обязательств за поставленные в МКД коммунальные ресурсы не может быть больше объема обязательств конечных потребителей по их оплате.
Разделом VII Приложения 2 к Правилам N 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на ОДН, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду.
В соответствии с пунктом 26 названного приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в жилом или нежилом помещении, определяется по формуле 23, которая содержит величину Q n i- объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении.
Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Также рассчитывается объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на ОДН, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение (Qiодн) в формуле 24 того же Приложения.
Таким образом, в силу Правил N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения МКД.
Изложенный порядок не противоречит Правилам N 124, а также части 1 статьи 157 ЖК РФ, предусматривающим определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а применяемые в расчете величины служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.
Указанный правовой подход содержится в Определении Судебной Коллегии по экономическим спорам Верховного суда Российской Федерации от 15.08.2017 N 305- ЭС17-8232 и пункте 27 Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 5 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно сделал вывод о том, что расчет истца, в части определения объема теплоносителя согласно установленным нормативам соразмерно площади МОП правомерен.
Спорные МКД имеют открытую систему теплопотребления, горячее водоснабжение потребителей указанных домов осуществляется путем водозабора теплоносителя из тепловой сети. Указанные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспариваются.
Согласно пункту 94 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034), коммерческому учету тепловой энергии, теплоносителя подлежат количество тепловой энергии, используемой в том числе в целях горячего водоснабжения, масса (объем) теплоносителя, а также значения показателей качества тепловой энергии при ее отпуске, передаче и потреблении.
В силу пункта 95 Правил N 1034 в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя и контроля качества теплоснабжения осуществляется измерение: а) времени работы приборов узла учета в штатном и нештатном режимах; б) давления в подающем и обратном трубопроводах; в) температуры теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах (температура обратной воды в соответствии с температурным графиком); г) расхода теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах; д) расхода теплоносителя в системе отопления и горячего водоснабжения, в том числе максимального часового расхода; е) расхода теплоносителя, израсходованного на подпитку системы теплоснабжения, при наличии подпиточного трубопровода.
В пункте 97 Правил N 1034 указано, что в открытых и закрытых системах теплопотребления на узле учета тепловой энергии и теплоносителя с помощью прибора (приборов) определяются: масса (объем) теплоносителя, полученного по подающему трубопроводу и возвращенного по обратному трубопроводу; масса (объем) теплоносителя, полученного по подающему трубопроводу и возвращенного по обратному трубопроводу за каждый час; среднечасовая и среднесуточная температура теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах узла учета.
В соответствии с пунктом 100 Правил N 1034 в открытых системах теплопотребления дополнительно определяются: а) масса (объем) теплоносителя, израсходованного на водоразбор в системах горячего водоснабжения; б) среднечасовое давление теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах узла учета. Для учета расхода теплоносителя, идущего на нужды горячего водоснабжения, необходимо, чтобы в соответствии с пунктом 100 Правил N 1034 в системе горячего водоснабжения были установлены приборы учета конкретно горячей воды, фиксирующие массу (объем) теплоносителя, израсходованного на водоразбор в системе горячего водоснабжения, а также давление теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах узла учета.
В спорных МКД общедомовые приборы учета фиксируют общую массу теплоносителя, который потребляется как на цели отопления, так и на цели горячего водоснабжения; водоразбор в целях горячего водоснабжения происходит во внутридомовых сетях МКД; объем (массу) теплоносителя, израсходованного на нужды горячего водоснабжения, отдельно от всей массы теплоносителя, поступившего в жилой дом, приборы учета не определяют.
Поскольку в спорных МКД приборы учета на трубопроводе горячего водоснабжения не установлены, а также отсутствуют расходомеры на подающем и обратном трубопроводе, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что установленные в них общедомовые приборы учета не могут быть признаны коммерческими (расчетными) для определения объема и стоимости горячего водоснабжения.
Объем горячей воды, предоставленной на цели содержания общего имущества МКД, в данном случае подлежит определению в соответствии с положениями пункта 48 Правил N 354 исходя из норматива соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в МКД.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика не отрицал, что в спорных МКД установленные приборы учета учитывают теплоноситель, как на нужды отопления, так и на нужды ГВС. В данной части заявитель не поддержал соответствующий довод апелляционной жалобы.
Вместе с тем, довод ответчика о том, что при определении объема тепловой энергии необходимой для нагрева теплоносителя должен применяться норматив тепловой энергии на нагрев 1 куб.м. теплоносителя, установленный решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 18.04.2018 N 50 судом первой инстанции правомерно признал обоснованным.
Согласно части 5 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливается для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения).
При этом двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Разделом VII приложения 2 к Правилам N 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду.
В соответствии с пунктом 26 названного приложения, размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в жилом или нежилом помещении, определяется по формуле 23, которая содержит величину - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в жилом или нежилом помещении.
Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Также рассчитывается объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение в формуле 24 того же Приложения.
Таким образом, в силу Правил N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения МКД.
Изложенный порядок не противоречит Правилам N 124, а также части 1 статьи 157 ЖК РФ, предусматривающей определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а применяемые в расчете величины служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.
Указанный правовой подход содержится в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 15.08.2017 N 305- ЭС17- 8232 и пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017. Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 ГК РФ).
С учетом вышеизложенного, способ расчета за переданный коммунальный ресурс, примененный ответчиком при составлении контррасчета заявленных исковых требований на сумму 3852 руб. 52 коп. правомерно не принят судом первой инстанции, как и не принят судом расчет истца на сумму 307 799 руб. 03 коп. ввиду не соответствия действующему законодательству, регулирующему отношения сторон (статья 544 ГК РФ, статья 157 ЖК РФ, Правила N 354).
По альтернативному расчету истца, стоимость потребленного ресурса составляет 67 871 руб. 36 коп., в том числе: за сентябрь 2018 года - 33 895 руб. 79 коп., за октябрь 2018 года -33 975 руб. 57 коп.
Судом первой инстанции указанный расчет проверен, признан соответствующим действующему законодательству.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно взыскал 67 871 руб. 36 коп. долга потребления собственниками помещений в многоквартирном жилом доме горячей воды для общедомовых нужд по договору от 20.02.2017 N 7148 за период с сентября по октябрь 2018 года.
Поскольку в спорных МКД водосчетчики на трубопроводе горячего водоснабжения не установлены, общедомовые приборы учета не могут быть признаны коммерческими (расчетными) для определения объема и стоимости горячего водоснабжения, поскольку данные ОДПУ фиксируют общую массу теплоносителя, который потребляется как на цели отопления, так и на цели горячего водоснабжения, предложенный ответчиком альтернативный расчет, основанный на нормативах потребления ГВС на СОИ является единственно допустимым..
В соответствии с частью 4 статьи 12 Федерального закона N 261-ФЗ в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома.
В соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно.
Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Для целей применения Федерального закона N 261-ФЗ лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, признается лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом (пункт 11 статьи 2 Федерального закона N 261-ФЗ).
Согласно статье 13 Федерального закона N 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам (часть 1 Федерального закона N 261-ФЗ).
Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию (часть 2 Федерального закона N 261-ФЗ).
Руководствуясь статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и изложенными положениями Федерального закона N 261-ФЗ, учитывая, что ответчик осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами, то обеспечение постоянной готовности приборов учета к осуществлению поставок ресурсов, возлагается на ответчика как на управляющую компанию.
Пунктами 6, 10, подпунктам "и", "к" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491) предусмотрено, что содержание общего имущества в многоквартирном доме должно обеспечивать его состояние, соответствующее, в том числе требованиям законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, что предполагает установку общедомовых (коллективных) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой энергии.
Таким образом, законодатель предусмотрел обязанность управляющих компаний установку общедомовых приборов учета холодной и горячей воды, тепловой энергии в МКД, находящихся в их управлении.
В отсутствие расходомера горячей воды масса (объем) теплоносителя, израсходованного на нужды горячего водоснабжения, отдельно не учитывается. Установленные узлы учета тепловой энергии (общедомовые приборы учета отопления) достоверно измеряют только объем (в Гкал) потребленной домом тепловой энергии - услуги отопления.
Поскольку в спорных МКД водосчетчики на трубопроводе горячего водоснабжения не установлены, суд первой инстанции обоснованно сделал вывод о том, что установленные в МКД общедомовые приборы учета, которые не определяют объем ГВС, не могут быть признаны коммерческими (расчетными) для определения объема и стоимости горячего водоснабжения.
При таких обстоятельствах, объем горячей воды, предоставленной на цели содержания общего имущества МКД, в данном случае подлежит определению в соответствии с положениями пункта 48 Правил N 354 исходя из норматива соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в МКД, что и было произведено истцом согласно альтернативного расчета (в материалах дела имеется).
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
В силу частей 1, 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционным жалобам относятся на подателей жалоб.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 13 августа 2019 года по делу N А03-23568/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Горизонт" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
Д.Н. Аюшев |
Судьи |
Е.С. Сластина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-23568/2018
Истец: АО "Бийскэнерго"
Ответчик: ООО "Горизонт"