г. Санкт-Петербург |
|
25 ноября 2019 г. |
Дело N А26-2928/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 ноября 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Смирновой Я.Г.
судей Жуковой Т.В., Поповой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шалагиновой Д.С.
при участии:
от истца: Сотикова Т.А. по доверенности от 01.01.2019,
от ответчика: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-30146/2019) ТСЖ "СТАНЦИОННАЯ 24-А" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 08.08.2019 по делу N А26-2928/2019 (судья Васильева Л.А.), принятое по иску ПАО "Территориальная генерирующая компания N 1" в лице филиала "Карельский" к ТСЖ "СТАНЦИОННАЯ 24-А"
о взыскании
установил:
Публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 1" в лице филиала "Карельский" (далее - истец, Общество, ПАО "ТГК-1") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к товариществу собственников жилья "Станционная 24 - А" (далее - ответчик, ТСЖ "Станционная 24 - А", Товарищество) о взыскании 82 152,73 рублей, в том числе 70 126,95 рублей задолженности за потребленную тепловую энергию за декабрь 2017 года, 12 025,78 рублей пеней за несвоевременную оплату за период с 16.01.2018 по 21.01.2019.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 08.08.2019 требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчик, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение отменить, в удовлетворении иска отказать.
По мнению подателя жалобы, ПАО "ТГК 1" неправомерно начисляло плату за ресурс, исходя из среднемесячных объемов потребления тепловой энергии, поскольку ТСЖ надлежащим образом исполняло обязанности по обеспечению работоспособности и соблюдению требований к эксплуатации установленных коллективных (общедомовых) приборов учета, проводило плановые поверки ОДПУ. Вместе с тем, "ПАО ТГК N 1" неоднократно уклонялось от требований Товарищества произвести опломбировку и принять к коммерческому учету прибор учета тепла, указывая при этом на тот факт, что оно не является надлежащим лицом, осуществляющим как опломбировку приборов учета, так и подписание актов допуска.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просит решение оставить без изменения. В обоснование своей позиции указывает на то, что его действия были обусловлены тем, что ответчиком произведена замена прибора учета, нарушена целостность пломб, что является существенным нарушением, позволяющим проводить расчет задолженности исходя из среднемесячных показателей. Поверка ПУ в установленном порядке проведена не была.
В судебном заседании представитель истца поддержал вышеуказанную позицию. Ответчик, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, не явился, что не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела 06.03.2015 между сторонами заключен договор теплоснабжения N Т-957, согласно условиям которого ПАО "ТГК-1" (теплоснабжающая организация - ТСО) осуществляет поставку тепловой энергии и горячей воды в жилые дома, находящиеся в управлении Общества (абонент), по адресу: г. Петрозаводск, ул. Станционная 24а ж/д 28 кв.
Согласно пунктам 3.1.5, 3.1.16, 3.1.24 договора в обязанности абонента входит: проводить проверки состояния, профилактические испытания, содержание и ремонт тепловых энергоустановок многоквартирного дома, а также помещений индивидуальных тепловых пунктов в объемах и сроки, установленные действующими нормами и правилами; обеспечить работоспособность и соблюдение требований к эксплуатации установленных коллективных (общедомовых) приборов учета, их исправность и целостность пломб, ремонт, поверку или замену при их повреждении в течение 30 календарных дней с обязательным оформлением акт допуска (повторного допуска) с теплоснабжающей организацией или теплосетевой компанией; сообщать ТСО обо всех нарушениях схем теплоснабжения, неисправностях, авариях во внутридомовых инженерных системах, а также о неисправностях и повреждениях коллективного (общедомового) прибора учета, нарушении целостности пломб на указанных приборах учета, истечении сроков их поверки.
В силу пунктов 4.1, 4.2 договора объем поданных абоненту коммунальных ресурсов в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, определяется на основании предоставленных абонентом показаний указанного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные договором, а в случае нарушения абонентом установленных пунктом 3.1.19 договора сроков передачи ТСО показаний коллективного (общедомового) прибора учета, а также при утрате, выходе из строя, истечении срока поверки прибора и т.п., объем поданных абоненту коммунальных ресурсов на многоквартирный дом определяется по среднемесячным показаниям общедомового прибора учета, рассчитанным не менее чем за 6 месяцев отопительного сезона, а при работе прибора менее 6 месяцев, за период его фактической работы, но не менее чем за 3 месяца отопительного сезона; при этом по истечении трех расчетных периодов после наступления таких событий, объем отпущенного абоненту коммунального ресурса определяется исходя из установленных нормативов потребления.
Истец, обращаясь в суд первой инстанции, указал на то, что в доме установлен общедомовой узел учета тепловой энергии; в 2017 году ООО "ОнегоСтройСервис" проведена очередная поверка теплосчетчика; после проведения поверки узлы учета были установлены и опломбированы силами ответчика.
В то же время в подписании актов периодической поверки узла учета тепловой энергии теплосетевой компанией (АО "ПКС - Тепловые сети") ответчику было отказано по причине непредставления документов, в связи с чем, в адрес ПАО "ТГК-1" направлялись письма с просьбой оказать содействие в решении вопроса приемки в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии после их поверки и подписать соответствующие акты проверки.
В ответ на письма ПАО "ТГК N 1" сообщило, что ввод в эксплуатацию прибора учета, установленного у потребителя, в том числе после очередной поверки и ремонта осуществляется в соответствии с пунктами 62-72 Правил N 1034 с обязательным предоставлением всей документации, предусмотренной этими Правилами.
Полагая, что узел учета не поверенный надлежащим образом, вышел из строя, ПАО "ТГК N 1" произвело расчет платы за поставленный в декабре 2017 года ресурс, исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии и тарифа в размере 1720, 64 руб./Гкал., утвержденного постановлением Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 20.12.2016 N 231.
Поскольку в претензионном порядке спор разрешен не был, теплоснабжающая организация обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с соответствующим иском о взыскании долга и неустойки.
Суд первой инстанции требования удовлетворил в полном объеме. Свои выводы суд обосновал тем, что ТСЖ "Станционная 24 - А" не представило акт ввода в эксплуатацию ОДПУ, как это предусмотрено Постановлением N 1034 от 18.11.2013 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя", что в силу статьи 19 ФЗ "О теплоснабжении", подпункта "в" пункта 31 Правил N1034 является основанием для применения расчетного способа определения поставленного и потребленного абонентом ресурса.
Суд апелляционной инстанции, исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, заслушав позиции сторон, приходит к следующему.
Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, правила, предусмотренные статьями 539 - 547 названного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
По правилам статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", потребители, подключенные к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию и (или) теплоноситель по регулируемым ценам или по ценам, определяемым соглашением сторон договора.
В силу норм жилищного законодательства на товарищество собственников жилья возложена обязанность по обращению в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения по приобретению соответствующего коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги и (или) потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома, а также по перечислению поступивших от потребителей денежных средств в счет оплаты коммунальных услуг за ресурсы, поставляемые данной ресурсоснабжающей организацией (теплоснабжение и (или) горячее водоснабжение).
Согласно пунктам 1 - 2 статьи 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг и по тарифам, утверждаемым (устанавливаемым) органами государственной власти субъектов РФ.
Расчет стоимости отпущенных коммунальных ресурсов за расчетный период определяется, исходя из показаний общедомовых приборов учета, а при их отсутствии на основе нормативов потребления тепловой энергии в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" и действующих в течение расчетного периода тарифов, утвержденных в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, при несвоевременном предоставлении абонентом показаний прибора учета в силу статьи 19 Федерального закона "О теплоснабжении", подпункта "в" пункта 31 Правил N 1034 допустимо применение расчетного способа определения поставленного и потребленного абонентом объема тепловой энергии.
Истец обосновал свой расчет тем, что товариществом не представлен акт ввода в эксплуатацию ОДПУ как это предусмотрено пунктом 73 Постановления N 1034 от 18.11.2013 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя", устанавливающим обязанность перед каждым отопительным периодом и после очередной поверки или ремонта приборов учета по проведению поверки готовности узла учета к эксплуатации и составлению акта периодической проверки узла учета на границе раздела смежных тепловых сетей.
Возражая против расчета теплоснабжающей организации, товарищество указало на следующие обстоятельства.
Во исполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 3.1.16 Договора теплоснабжения, действующим жилищным законодательством, в рамках договора с ООО "ОнегоСтройСервис" от 01.01.2006, в связи с приближением истечения срока действия акта периодической проверки узла учета тепловой энергии, была произведена очередная плановая поверка ОДПУ, о чем 14.09.2017 ООО "ОнегоСтройСервис", действуя в интересах истца, известило ПАО "ТГК-1" путем направления для подписания акта и свидетельства о поверке письмом N 0301-Д.
В ответе от 02.10.2017 N 1835-03/135 ПАО "ТГК 1" указало на тот факт, что оно не является надлежащим лицом, осуществляющим как опломбировку приборов учета, так и подписание актов допуска.
Письмами от 19.10.2017 N 0326-Д, 30.10.2017 общество просило повторно направить представителя ТСО для опломбирования поверенных приборов учета, а также вновь направило акт периодической поверки узла учета, установленного в доме.
В ответе от 10.11.2017 N 2149-03/135 ПАО "ТГК N 1" согласилось выполнить свои обязательства в рамках договора теплоснабжении, осуществить опломбировку и оформление актов допуска, однако, указало на необходимость первоочередного предоставления пакета документов, предусмотренных пунктами 61-64 Правил коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства РФ N 1034 от 18.11.2013.
Истец, не принимая узел учета к поверке, указал на то, что он был заменен. Товарищество, в свою очередь, с позицией теплоснабжающей организации не согласилось, пояснило, что узлы учета вводились в эксплуатацию застройщиками, и копии документов, в том числе об изменении проектных решений, должны храниться у Компании, часть ПУ была заменена без изменения характеристик.
В соответствии с пунктом 7 статьи 19 Закона N 190-ФЗ коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется на основании Правил N 1034.
Согласно пункту 3 Правил N 1034 ввод в эксплуатацию узла учета - процедура проверки соответствия узла учета тепловой энергии требованиям нормативных правовых актов и проектной документации, включая составление акта ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии.
В соответствии с пунктами 69, 70 Правил, при подписании акта о вводе в эксплуатацию узла учета он пломбируется. Пломбирование узла учета осуществляется: а) представителем теплоснабжающей организации в случае, если узел учета принадлежит потребителю;
б) представителем потребителя, у которого установлен узел учета.
В пункте 73 Правил N 1034 определено, что перед каждым отопительным периодом и после очередной поверки или ремонта приборов учета осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета на границе раздела смежных тепловых сетей в порядке, установленном пунктами 62 - 72 названных Правил.
Как следует из пунктов 62 - 72 Правил N 1034 проверка готовности узла учета после его поверки производится в порядке, установленном для ввода прибора в эксплуатацию, комиссией, которой владелец узла учета в обязательном порядке предоставляет проект узла учета, согласованный с теплоснабжающей организацией, и иные документы, поименованные в пункте 64 Правил N 1034.
Таким образом, порядок проверки готовности узла учета к эксплуатации после очередной поверки приборов учета осуществляется в том же порядке, что и первичный ввод узла учета в эксплуатацию. При этом, допуск узла учета тепловой энергии в эксплуатацию при его первоначальном вводе в эксплуатацию с проверкой соответствия монтажа узла учета проектно-монтажной документации и проверка готовности узла учета к эксплуатации перед каждым отопительным сезоном являются самостоятельными видами допуска, имеющими различные цели.
В силу пункта 66 Правил N 1034 при первоначальной приемке от застройщиков жилых домов узлов учета в эксплуатацию Компания, которая должна была участвовать в комиссии, обязана была проверить соответствие монтажа составных частей узла учета проектной документации, техническим условиям и Правилам N 1034.
Исходя из презумпции добросовестности, можно предположить, что Компания эти обстоятельства проверила, установила соответствие монтажа проектной документации, а потому допустила в эксплуатацию узлы учета.
Из материалов дела следует, что до 2017 года Компания не имела претензий к потребителю и допускала в эксплуатацию установленные в спорном жилом доме приборы учета.
Акт периодической проверки узла учета и о допуске в эксплуатацию вновь был подписан 14.09.2018, в нем указано, что произведен технический осмотр узлов учета и проверена комплектность необходимой технической документации, в результате чего установлено соответствие энергоустановок требованиям Правил N 1034.
При этом сведений об изменениях работы узла учета тепловой энергии, влекущих изменение данных учета фактического потребления поставляемой тепловой энергии, отсутствуют, доказательств того, что данный узел был заменен, до этого выходил из строя, также не имеется. С учетом изложенного, фактически у теплоснабжающей организации не имелось правовых оснований для отказа в приеме показаний установленного в этом доме прибора учета в сентябре 2017 года, когда ответчик первоначально обратился с таким требованием к обществу.
Отклоняя позицию истца о том, что ответчиком не были представлены первоначально документы, необходимые для подписания акта допуска ПУ после очередной поверки, суд апелляционной инстанции также принимает во внимание то обстоятельство, что истец располагает теми документами (проектами узлов учета), которые были получены им от застройщиков и которые ранее представлялись ответчику. Компания считала комплектность технической документации достаточной. ПАО "ТГК N 1" является профессиональным участником отношений по теплоснабжению и сильной стороной в отношениях с исполнителем коммунальных услуг, а потому не вправе возлагать последствия своих упущений на слабую сторону, уклоняясь от проверки готовности узлов учета к эксплуатации в соответствии с пунктом 73 Правил N 1034 и принятия показаний приборов учета. В данном случае Компания может разрешить с ТСЖ вопрос о восстановлении или создании документов о внесении изменений в проектные решения, учитывая права и законные интересы ТСЖ, оказывая содействие и предоставляя необходимую информацию.
При таких обстоятельствах, следует признать, что Товарищество добросовестно выполнило все возложенные на него обязанности согласно договору и нормам законодательства, соответственно, начисления в адрес ТСЖ, в том числе и в декабре 2017 года должны были производиться в соответствии с общедомовыми приборами учета тепловой энергии.
Исполнение денежного обязательства осуществляется по общему правилу платежным поручением. С момента поступления платежа в банк получателя (статьи 863 - 865 ГК РФ) этот платеж прекращает обязательства по оплате (предоставлению денежных средств). Следовательно, если плательщик указывает, что он производит платеж в погашение какого-либо обязательства, то такое обязательство прекращается.
Действующим законодательством не предусмотрен порядок изменения назначения платежа и срок, в течение которого он может быть изменен, но при этом предполагается разумность и добросовестность участников гражданского оборота, что вытекает из пункта 5 статьи 10 Кодекса.
Опровергая доводы о наличии задолженности, ответчик указал на то, что Счет-фактура, выставленная в адрес ТСЖ за сентябрь 2017 года была ошибочно оплачена в полном объеме (пп N 1585 от 04.12.2017) при частичном несогласии с ней. В связи с указанным, 28.03.2018 в адрес теплоснабжающей организации было направлено письмо N 006, в котором ТСЖ просило зачесть платежи, проведенного в счет оплаты спорных начислений за сентябрь 2017, в счет частичного погашения счет-фактуры за декабрь 2017 года. В письме указано, что за ответчиком долг за декабрь 2017 года 8 579,77 рублей по вышеназванной счет-фактуре.
Таким образом, в рассматриваемом случае ответчик фактически не изменил назначение платежа, а просил зачесть излишне перечисленные денежные средства в счет оплаты за иной период.
Как следует из представленных в материалы дела документов, счет-фактура за декабрь 2017 года N т-11661/59 от 31.12.2017 на сумму 8579,77 рублей, была оплачена платежным поручением N 471 от 05.04.2018, соответственно, с учетом правил, установленных пунктом 5.1 договора, оплата должна быть произведена до 15.01.2018. Период начисления неустойки за декабрь 2017 в таком случае 16.01.2018 по 04.04.2018
Суд апелляционной инстанции, принимая во внимание право ответчика на заявление о зачете излишне перечисленных средств в счет оплаты за иной период, признает фактическое отсутствие задолженности за ответчиком в спорный период.
При указанных обстоятельствах, поскольку судом первой инстанции нарушены нормы материального права, решение суда подлежит отмене, исковые требования - оставлению без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы истца по оплате государственной пошлины за рассмотрение иска в части удовлетворенных исковых требований и отказа в удовлетворении требований апелляционной жалобы относятся на ответчика, в остальной части на истца.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 08.08.2019 по делу N А26-2928/2019 отменить.
Взыскать с ТСЖ "Станционная 24-А" в пользу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1" 167,30 рублей неустойки, 7,00 рублей расходов по уплате государственной пошлины по иску. В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с ПАО "ТГК N 1" в доход федерального бюджета 2994,00 рублей государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции.
Взыскать с ТСЖ "Станционная 24-А" в доход федерального бюджета 6,00 рублей государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Я.Г. Смирнова |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-2928/2019
Истец: ПАО "Территориальная генерирующая компания N 1" в лице филиала "Карельский"
Ответчик: ТСЖ "СТАНЦИОННАЯ 24-А"
Хронология рассмотрения дела:
18.03.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1196/20
25.11.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-30146/19
13.09.2019 Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-28046/19
08.08.2019 Решение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-2928/19
22.07.2019 Определение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-2928/19