г. Пермь |
|
25 ноября 2019 г. |
Дело N А71-16149/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2019 года.
Постановление в полном объёме изготовлено 25 ноября 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мармазовой С.И.,
судей Васевой Е.Е., Даниловой И.П.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарём судебного заседания Шмидт К.А.,
при участии:
от уполномоченного органа - Федеральной налоговой службы (ФНС России) в лице Управления Федеральной налоговой службы России по Пермскому краю (УФНС России по Пермскому краю): Рожкова П.И. (паспорт, доверенность от 11.11.2019),
от иных лиц, участвующих в деле: не явились
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
ФНС России в лице Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике (УФНС России по Удмуртской Республике)
на определение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 04 сентября 2019 года
об удовлетворении заявления УФНС России по Удмуртской Республике о включении в реестр требований кредиторов должника,
вынесенное судьёй Шумиловой И.В.
в рамках дела N А71-16149/2018
о признании Кузьминой Галины Васильевны (Кузьмина Г.В., ИНН 180804444970) несостоятельной (банкротом),
установил:
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 05.12.2018 Кузьмина Г.В. (далее - должник) признана несостоятельной (банкротом), в отношении неё введена процедура реализации имущества, финансовым управляющим должника утверждён Соловьев Дмитрий Леонидович (Соловьев Д.Л.).
Сообщение о введении в отношении должника процедуры реализации имущества гражданина опубликовано в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве 29.11.2018 (сообщение N 3260614); в газете "Коммерсантъ" N 227 от 08.12.2018.
14.02.2019 ФНС России в лице УФНС России по Удмуртской Республике (далее - уполномоченный орган) обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с требованием о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности по обязательным платежам в сумме 41 144 руб. 74 коп. (с учётом уточнений, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ).
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 04.09.2019 требование уполномоченного органа признано обоснованным и подлежащим включению в реестр требований кредиторов должника в размере 12 467 руб. 04 коп., в том числе: по второй очереди удовлетворения 9 183 руб. 87 коп. основой долг; по третьей очереди удовлетворения 1 801 руб. 45 коп. основой долг, 1 481 руб. 72 коп. пени, в остальной части во включении в реестр требований кредиторов отказано.
Уполномоченный орган, не согласившись с вынесенным определением, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит определение отменить в части отказа во включении в реестр требований кредиторов в сумме 28 677 руб. 70 коп., удовлетворить требование уполномоченного органа о включении в реестр требований кредиторов должника в полном объёме. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что судом при рассмотрении требования уполномоченного органа не учтён тот факт, что в требовании об уплате штрафа N 759488 от 13.06.2017, N 759489 от 13.06.2017 установлен срок добровольной оплаты задолженности до 03.07.2017; списывается задолженность только по пеням, начисленным на недоимку по налогу 01.01.2015, то есть если на дату списания была сумма недоимки по виду платежа "налог", подлежащая списанию, то и пени списываются в разрезе этого начисленного налога, а если налог был ранее уплачен или взыскан, то эти пени не списываются.
В судебном заседании представитель уполномоченного органа доводы апелляционной жалобы поддерживает, просит определение в обжалуемой части отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, извещённые надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, своих представителей для участия в судебное заседание не направили, что в порядке ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со ст. 266, ч.5 ст. 268 АПК РФ только в обжалуемой части.
Возражений относительно проверки законности и обоснованности судебного акта только в обжалуемой части не заявлено.
Как следует из материалов дела, по расчёту уполномоченного органа должник имеет задолженность перед бюджетом в общей сумме 41 144 руб. 74 коп., из них:
недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 19 356 руб. 48 коп. за 2016 год, на обязательное медицинское страхование в размере 3 796 руб. 85 коп. за 2016 год, пени, начисленные на указанную недоимку в сумме 4 422 руб. 92 коп. (в том числе: по страховым взносам на ОПС - 3 697 руб. 59 коп., по страховым взносам на ОМС - 725 руб. 33 коп.);
недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 9 183 руб. 87 коп. за 2017 год, на обязательное медицинское страхование в размере 1 801 руб. 45 коп. за 2017 год, пени, начисленные на указанную недоимку в сумме 1 481 руб. 72 коп. (в том числе: по страховым взносам на ОПС - 1 238 руб. 73 коп., по страховым взносам на ОМС - 242 руб. 99 коп.);
недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2013 год в размере 90 руб. 23 коп., пени в размере 78 коп.;
недоимки по земельному налогу за 2014, 2015 годы в размере 57 руб.;
штрафа за совершение налогового правонарушения в размере 948 руб. 33 коп.
Уполномоченным органом в адрес должника в соответствии со ст.ст. 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) направлены требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, налоговые уведомления.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 05.12.2018 должник признана несостоятельной (банкротом), в отношении неё введена процедура реализации имущества, финансовым управляющим должника утверждён Соловьев Д.Л.
Ссылаясь на то, что задолженность по уплате налогов, взносов, пени, штрафов должником не погашена, порядок и сроки внесудебного взыскания задолженности, предусмотренные НК РФ, соблюдены, уполномоченный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности по обязательным платежам в сумме 41 144 руб. 74 коп.
Удовлетворяя заявленные требования частично, признавая требования уполномоченного органа обоснованными и подлежащим включению в реестр требований кредиторов должника в размере 12 467 руб. 04 коп., в том числе: по второй очереди удовлетворения 9 183 руб. 87 коп. основой долг; по третьей очереди удовлетворения 1 801 руб. 45 коп. основой долг, 1 481 руб. 72 коп. пени, суд первой инстанции исходил из того, что в данной части уполномоченным органом представлены доказательства основания возникновения задолженности и принятия мер принудительного взыскания, в том числе: требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафов, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) с доказательствами направления требований в адрес должника.
Отказывая во включении в реестр требований кредиторов в остальной части, суд первой инстанции исходил из того, что в части штрафа за совершение налогового правонарушения в размере 948 руб. 33 коп. доказательств направления требований в адрес должника, заявления мировому судье судебного участка N 3 по Ленинскому району г. Ижевска в материалы дела не представлено, расчёт задолженности, заявление о включении требований в реестр требований кредиторов должника сведений о выдаче по указанному заявлению судебного приказа не содержат, самого судебного приказа о взыскании задолженности по штрафам материалы дела также не содержат; в части недоимки по земельному налогу за 2014, 2015 годы в размере 57 руб. срок давности взыскания спорных платежей по состоянию на 28.11.2018 истёк (дата введения в отношении должника первой процедуры банкротства), уполномоченный орган о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления не заявил, а также не представил доказательств, подтверждающих уважительные причины пропуска данного срока, срок на принудительное взыскание указанных обязательных платежей истёк, возможность принудительного исполнения требования утрачена; недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2013 год в размере 90 руб. 23 коп., пени в размере 78 руб. подпадают под критерии признания безнадежной к взысканию и подлежащей списанию налоговым органом на основании ст. 12 Закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ; в части задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в Пенсионный Фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии за периоды до 01.01.2017 в размере 19 356 руб. 48 коп. налог, 3 697 руб. 59 коп. пени, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда обязательное медицинское страхование за периоды до 01.01.2017 в размере 3 796 руб. 85 коп. налог, 725 руб. 33 коп. пени налоговым органом подлежит списанию недоимка по страховым взносам за периоды, истекшие до 01.01.2017, доказательства превышения задолженности по страховым взносам восьмикратного минимального размера оплаты труда в материалы дела заявителем не представлены, указанная задолженность по страховым взносам в силу прямого указания Федерального закона N436-ФЗ признаётся безнадежной к взысканию и подлежит списанию, учитывая акцессорный характер неустойки к основному обязательству, пени за просрочку оплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа за 2016 год следуют судьбе основного обязательства, то есть подлежат признанию безнадежными к взысканию и не могут быть включены в реестр требований кредиторов должника.
Судебный акт обжалуется в части отказа в удовлетворении заявления уполномоченного органа о включении требования в размере 28 677 руб. 70 коп. в реестр требований кредиторов должника.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя уполномоченного органа в судебном заседании, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены (изменения) судебного акта в обжалуемой части в связи со следующим.
Согласно п. 1 ст. 213.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) отношения, связанные с банкротством граждан и не урегулированные главой X, регулируются главами I-III.1, VII, VIII, параграфом 7 главы IX и параграфом 2 главы XI названного закона.
В соответствии с п. 24 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации N 45 от 13.10.2015 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 45 от 13.10.2015) конкурсные кредиторы вправе по общему правилу предъявить свои требования к должнику в течение двух месяцев со дня опубликования сведений о признании должника банкротом и введении процедуры реализации его имущества.
В силу ст. 4 Закона о банкротстве состав и размер денежных обязательств, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия судом такого заявления, а также в период конкурсного производства определяются на дату введения соответствующей процедуры банкротства.
Пунктом 6 ст. 16 Закона о банкротстве предусмотрено, что требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов и исключаются из него арбитражным управляющим или реестродержателем исключительно на основании вступивших в законную силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве.
Согласно п. 4 ст. 213.24 Закона о банкротстве в ходе процедуры реализации имущества гражданина требования конкурсных кредиторов и уполномоченного органа подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ст. 142 Закона о банкротстве установление размера требований кредиторов осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Федерального закона.
Реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Согласно ст.ст. 71 и 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой стороны. При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве суд должен исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности. При этом необходимо иметь в виду, что целью проверки обоснованности требований является недопущение включения в реестр необоснованных требований, поскольку такое включение приводит к нарушению прав и законных интересов кредиторов, имеющих обоснованные требования, а также должника и его учредителей (участников).
По смыслу ст. 44 НК РФ обязанность налогоплательщика (плательщика) по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии установленных Кодексом оснований и возлагается на него с момента возникновения обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога и сбора.
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение обязанности по уплате налога является в соответствии с пунктом 4 названной статьи основанием для применения мер принудительного исполнения этой обязанности, которые предваряет направление налоговым органом требования об уплате налога (сбора).
В силу п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Согласно ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, установленном ст. 46 и 48 НК РФ, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, определенном ст. 47 и 48 НК РФ.
Положения, предусмотренные ст. 69 НК РФ, применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога, а также штрафов в случаях, предусмотренных НК РФ.
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (п. 1 ст. 70 НК РФ).
Из разъяснений п. 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" (далее - постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25), следует, что при установлении не подтвержденных судебным решением требований уполномоченного органа по налогам в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности и возможность принудительного исполнения которых в установленном налоговым законодательством порядке на момент их предъявления уполномоченным органом в суд не утрачена.
Возможность принудительного взыскания утрачивается при истечении срока давности взыскания налогов в судебном порядке (п. 3 ст. 46, п. 1 ст. 70 НК РФ), а также при пропуске налоговым органом срока предъявления судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения постановления о взыскании налогов за счёт имущества должника.
В соответствии с п. 1 ст. 46 НК РФ, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо его электронных денежных средств или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств, налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса (п. 7 ст. 46 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 47 НК РФ, решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В силу п. 4 ст. 47 НК РФ, исполнительные действия должны быть совершены и требования, содержащиеся в постановлении, исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня поступления к нему указанного постановления.
Предусмотренные статьями 46 и 47 НК РФ меры принудительного взыскания налоговой задолженности за счет денежных средств на счетах в банках и за счет иного имущества налогоплательщика-организации представляют собой последовательные этапы единого внесудебного порядка взыскания налоговой задолженности, а не самостоятельные, независимые друг от друга процедуры.
Согласно п.п. 1,2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 руб., налоговый орган(таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 руб.
Согласно п.2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 "О некоторых вопросах обеспечения интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве", ФНС России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
В силу ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В обоснование требования о включении в реестр требований кредиторов должника штрафа за совершение налогового правонарушения в размере 948 руб. 33 коп. уполномоченным органом представлены копии актов налоговой проверки N 27685 от 19.01.2017, N 27686 от 19.01.2017; решений о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 29686 от 16.03.2017, N 29687 от 16.03.2017; требований по состоянию на 13.06.2017 NN759488 и 759489 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафов, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) со сроком уплаты до 03.07.2017, заявления о вынесении судебного приказа от 31.10.2018 N 43747 (л.д. 17-18, 70-73, 75-80, 68-69).
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 21.02.2019 уполномоченному органу предлагалось представить копии судебных приказов, вынесенных на основании заявлений от 13.10.2017 N 39662, от 16.01.2018 N 41182, от 31.10.2018 N 43747; решение по результатам рассмотрения административного искового заявления N 37928 от 10.08.2017; доказательства принятия комплекса мер по принудительному взысканию задолженности в соответствии с НК РФ; результаты исполнительного производства, возбужденного в отношении должника.
Вместе с тем, доказательства направления требований в адрес должника, выдачу по указанному заявлению судебного приказа не представлены.
Судебный акт о взыскании с должника данной суммы в материалах дела отсутствует.
Таким образом, при отсутствии доказательств наличия и размера задолженности, принятия уполномоченным органом всех необходимых мер, предусмотренные НК РФ, суд первой инстанции пришёл к верному выводу об отсутствии оснований для включения в реестр требований кредиторов должника штрафа за совершение налогового правонарушения в размере 948 руб. 22 коп.
В обоснование требования о включении в реестр требований кредиторов должника недоимки по земельному налогу за 2014, 2015 годы в размере 57 руб. уполномоченным органом представлены в материалы дела: налоговое уведомление от 20.09.2017 N 59258952 со сроком уплаты до 01.12.2017, требование по состоянию на 14.11.2018 N10165 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафов, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями).
В соответствии с п. 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Таким образом, как верно отмечено судом первой инстанции, направление требования об уплате налога является обязательной стадией, предшествующей принятию решения о взыскании налогов, пеней за счёт имущества налогоплательщика.
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи (п. 1 ст. 70 НК РФ).
Порядок взыскания недоимки за счёт имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, установлен ст. 48 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В пункте 11 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, разъяснено, что утрата возможности принудительного исполнения требований по обязательным платежам исключает возможность их удовлетворения в процедуре банкротства, что в соответствии с положениями статей 71, 100 Закона о банкротстве влечет признание данных требований необоснованными.
В силу п. 2 ст. 63, п. 1 ст. 81, п. 1 ст. 94, п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве со дня вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения (финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства) возникшая до возбуждения дела о банкротстве задолженность по обязательным платежам не может быть взыскана в принудительном порядке, в том числе в установленном НК РФ и Законом о страховых взносов. Поэтому вопрос об утрате возможности принудительного исполнения требований по соответствующим обязательным платежам, в связи с истечением срока для взыскания задолженности выясняется судом по состоянию на день введения в отношении должника первой процедуры банкротства.
Из материалов дела следует, что уполномоченным органом в материалы дела представлено требование от 05.07.2017 N 765251, в соответствии с которым сумма задолженности должника по обязательным платежам превышала 3 000 руб.
Судом установлено, что срок уплаты штрафов, указанный в требованиях - 03.07.2017, срок уплаты земельного налога за 2014 года (недоимка, возникшая по более позднему сроку) установлен не позднее 01.12.2015 и приобретает статус недоимки только с 02.12.2015.
Таким образом, установив, что требование об уплате налога должно быть направлено в течение трёх месяцев со дня выявления недоимки, заказное письмо с требованием об уплате недоимки считается полученным по истечении шести дней с даты его направления, требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, заявление о взыскании недоимки может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что срок давности взыскания спорных платежей по состоянию на дату введения в отношении должника первой процедуры банкротства (28.11.2018) истёк.
Уполномоченный орган с заявлением о восстановлении пропущенного срока не обращался, доказательств уважительности причин пропуска срока не предъявлял.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что срок на принудительное взыскание налога истёк, возможность принудительного исполнения требования утрачена, в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении заявления уполномоченного органа о включении требования в части недоимки по земельному налогу за 2014, 2015 годы в размере 57 руб.
В обоснование требования о включении в реестр требований кредиторов должника недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2013 год в размере 90 руб. 23 коп., пени в размере 78 коп. уполномоченным органом представлены: налоговое уведомление N 1162991 с расчётом налога на имущество физических лиц за 2013 год (срок уплаты до 01.12.2014); требование к должнику об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов N 591644 от 23.01.2015 со сроком уплаты до 10.03.2015.
В силу п. 1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N436-ФЗ) признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.
Пунктом 2 ст. 12 Закона N 436-ФЗ установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по налогам (за исключением налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации), задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, и задолженность по штрафам, образовавшиеся на 01.01.2015, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам за индивидуальными предпринимателями, а также за лицами, утратившими статус индивидуального предпринимателя до даты принятия такого решения.
В силу п. 11 "Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства", утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2016, утрата возможности принудительного исполнения требований по обязательным платежам исключает возможность их удовлетворения в процедуре банкротства, что в соответствии с положениями статей 71, 100 Закона о банкротстве влечет признание данных требований необоснованными.
При этом, решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, принимается налоговым органом без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица (месту учета индивидуальных предпринимателей, месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества, транспортных средств) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам.
Из материалов дела следует, что недоимка по налогу на имущество физических лиц в сумме 90 руб. 23 коп. образовалась за 2013 год по состоянию на 02.12.2014, то есть до 01.01.2015.
Проанализировав и оценив представленные в материалы дела доказательства, принимая во внимание вышеизложенные нормы права и разъяснения, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что недоимка задолженность должника по налогу на имущество физических лиц за 2013 год в размере 90 руб. 23 коп. недоимки, 78 коп. пени, подлежит признанию безнадёжной к взысканию, уполномоченный орган утратил возможность взыскания данной недоимки, в связи с чем, правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований в данной части.
Кроме того, уполномоченным органом заявлено требование о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в Пенсионный Фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии за периоды до 01.01.2017 в размере 19 356 руб. 48 коп. налог, 3 697 руб. 59 коп. пени, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда обязательное медицинское страхование за периоды до 01.01.2017 в размере 3 796 руб. 85 коп. налог, 725 руб. 33 коп. пени.
Порядок исчисления, уплаты, принудительного взыскания страховых взносов определялся на момент возникновения обязательств Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон о страховых взносах).
Пунктом 1 ст. 11 Закона N 436-ФЗ установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Решение о признании указанных в части 1 статьи 11 Федерального закона N 436-ФЗ недоимки и задолженности безнадежными к взысканию и об их списании принимается налоговым органом по месту жительства физических лиц (месту учета индивидуальных предпринимателей), указанных в части 1 статьи 11 Федерального закона N 436-ФЗ, на основании сведений о суммах недоимки и задолженности, имеющихся у налогового органа, и сведений из органов Пенсионного фонда Российской Федерации, подтверждающих основания возникновения и наличие таких недоимки и задолженности (п Закона N 436-ФЗ).
В силу п. 11 ст. 14 Закона N 436-ФЗ положения части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона не применяются к уплаченным (взысканным, списанным) недоимке и задолженности по пеням и штрафам до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 11 ст. 14 Закона о страховых взносах сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
В пункте 11 "Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства", утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2016, указано, что утрата возможности принудительного исполнения требований по обязательным платежам исключает возможность их удовлетворения в процедуре банкротства, что в соответствии с положениями статей 71, 100 Закона о банкротстве влечет признание данных требований необоснованными.
При этом, решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, принимается налоговым органом без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица (месту учета индивидуальных предпринимателей, месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества, транспортных средств) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам.
Согласно п. 3.1 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" в случае утраты налоговыми органами возможности взыскания переданных им органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в связи с истечением установленного срока их взыскания в период с 1 января 2017 года до даты подписания акта приема-передачи указанные недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговым органом по месту нахождения организации (месту нахождения обособленных подразделений организации) или по месту жительства физического лица (месту учета индивидуального предпринимателя) в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 14.12.2015 N 376-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" минимальный размер оплаты труда с 1 января 2016 года установлен в сумме 6 204 руб. в месяц.
Следовательно, с учётом положений Закона N 436-ФЗ подлежит списанию недоимка по страховым взносам за 2016 год в пределах 154 851 руб. 84 коп. (8*0,26*12*5554 руб.).
Как верно отмечено судом первой инстанции, в рассматриваемом случае уполномоченным органом подлежит списанию недоимка по страховым взносам за периоды, истекшие до 01.01.2017, при этом недоимка по взносам списывается в переделах установленных вышеуказанной нормой.
Доказательства, свидетельствующие о превышении задолженности по страховым взносам восьмикратного минимального размера оплаты труда, в материалах дела отсутствуют.
Учитывая, что задолженность по страховым взносам образовалась до 01.01.2017 в соответствии с положениями ч. 11 ст. 14 Закона о страховых взносах, при отсутствии доказательств превышения задолженности по страховым взносам указанного выше восьмикратного минимального размера оплаты труда, принимая во внимание, что в силу акцессорного характера неустойки к основному обязательству пени за просрочку оплаты страховых взносов с расчётным периодом до 01.01.2017 следуют судьбе основного обязательства, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что заявленная уполномоченным органом задолженность, в том числе пени, в силу Закона N 436-ФЗ признаются безденежными по взысканию и подлежат списанию, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для включения данного требования в реестр кредиторов должника.
С учётом вышеуказанного доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что судом при рассмотрении требования уполномоченного органа не учтён тот факт, что в требовании об уплате штрафа N 759488 от 13.06.2017, N 759489 от 13.06.2017 установлен срок добровольной оплаты задолженности до 03.07.2017, списывается задолженность только по пеням, начисленным на недоимку по налогу 01.01.2015, то есть если на дату списания была сумма недоимки по виду платежа "налог", подлежащая списанию, то и пени списываются в разрезе этого начисленного налога, а если налог был ранее уплачен или взыскан, то эти пени не списываются, отклоняются как необоснованные.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно признал обоснованным и подлежащим включению в реестр требований кредиторов должника требование уполномоченного органа в сумме 12 467 руб. 04 коп., в том числе: по второй очереди удовлетворения 9 183 руб. 87 коп. основой долг; по третьей очереди удовлетворения 1 801 руб. 45 коп. основой долг, 1 481 руб. 72 коп. пени и отказал в удовлетворении требований в остальной части.
Иные обстоятельства, приведённые в апелляционной жалобе, не имеют правового значения, так как основанием для удовлетворения апелляционной жалобы не являются.
При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены судебного акта в обжалуемой части не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При подаче апелляционных жалоб на определения, не перечисленные в подп. 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина не уплачивается.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 04 сентября 2019 года по делу N А71-16149/2018 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
С.И. Мармазова |
Судьи |
Е.Е. Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-16149/2018
Должник: Кузьмина Галина Васильевна
Кредитор: ПАО "Сбербанк России" в лице Удмуртского отделения N8618
Третье лицо: "Саморегулируемая организация "Гильдия арбитражных управляющих", Соловьев Дмитрий Леонидович, Управление Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике
Хронология рассмотрения дела:
25.11.2019 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-15037/19