г. Чита |
|
26 ноября 2019 г. |
Дело N А78-15922/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 ноября 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Н. А. Корзовой, судей А. Е. Мациборы, Л. В. Ошировой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А. В. Зарубиным,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Забайкальская Дирекция по тепловодоснабжению - структурное подразделение Центральной Дирекции по тепловодоснабжению филиал открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 23 июля 2019 года по делу N А78-15922/2018
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, адрес: 107174, город Москва, улица Басманная Новая, дом 2) к администрации городского поселения "Борзинское" муниципального района "Борзинский район" Забайкальского края (ОГРН 1057505008395, ИНН 7529010250, адрес: 674600, Забайкальский край, район Борзинский, город Борзя, улица Ленина, дом 37) о взыскании 39 869,79 рублей,
с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (ОГРН 1087536008790 ИНН 7536095977, адрес: 672000, Забайкальский край, город Чита, улица Чкалова, дом 124),
Государственной инспекции Забайкальского края (ОГРН 1167536058480 ИНН 7536162983, адрес: 672012, Забайкальский край, город Чита, улица Новобульварная, дом 36).
В зал судебных заседаний в Четвертый арбитражный апелляционный суд 21.11.2019 явились:
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОАО "РЖД"): Щеглова И. А. - представитель по доверенности от 28.12.2017.
В судебное заседание в Четвертый арбитражный апелляционный суд иные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Кроме того, они извещались о судебных заседаниях по данному делу судом первой инстанции, соответственно, были осведомлены о начавшемся процессе.
Руководствуясь частью 3 статьи 156, статьей 123, частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных иных лиц, участвующих в деле.
В состав суда, рассматривающего настоящее дело, входят: председательствующий судья Н. А. Корзова, судьи О. В. Монакова, Л. В. Оширова.
Определением председателя второго судебного состава Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 ноября 2019 года в соответствии со статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена судьи Монаковой О.В. на судью Мацибору А.Е.
Судом установлены следующие обстоятельства.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец, ОАО "РЖД") обратилось в суд с исковым заявлением к администрации городского поселения "Борзинское" муниципального района "Борзинский район" Забайкальского края (далее - ответчик, Администрация) о взыскании задолженности за период май - август 2018 года по оплате услуг за потребленную тепловую энергию, за потребленную холодную воду на общедомовые нужды в размере 39 869,79 руб.
Определением суда от 15.10.2018 исковое заявление на основании части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принято в порядке упрощенного производства.
Определением от 12.12.2018 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
К участью в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, суд первой инстанции привлек определением от 22.01.2019 Региональную службу по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (далее - третье лицо 1, РСТ), определением от 27.02.2019 Государственную инспекцию Забайкальского края (далее - третье лицо 2, Инспекция).
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 23 июля 2019 года с администрации городского поселения "Борзинское" муниципального района "Борзинский район" Забайкальского края в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" взыскано 17 139,81 руб. основного долга, 860 руб. расходов по уплате государственной пошлины. В остальной части иска отказано.
Не согласившись с решением суда, ОАО "РЖД" обратилось в Четвертый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на то, что по состоянию на 22.08.2019 договоры теплоснабжения и водоснабжения с ответчиком не заключены, услуги оказаны по фактическому потреблению. Начисление проведено за теплоснабжение нежилых помещений, находящихся в собственности администрации городского поселения "Борзинское", жилых пустующих помещений, за ОДН по водоснабжению по нежилым помещениям, применен повышающий коэффициент, приходящийся на нежилые помещения, применен повышающий коэффициент, приходящийся на жилые пустующие помещения. Истец произвел расчет задолженности в соответствии с п.50, с п.51 Правил "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (Правила N 354) согласно техническому паспорту на здание общежития (с изменениями от 24.05.2017), расположенного по адресу: Забайкальский край, Борзинский район, г. Борзя, ул. Пушкина, 2, по тарифам, установленным Приказом Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края N 580-НПА от 15.12.2017 в размере 1604,37 рублей (с учётом НДС) за одну гигокаллорию по группе потребителей, оплачивающих производство и передачу тепловой энергии, отпускаемой котельной Вагонного депо (население) "одноставочный", в размере 7003,43 рублей за одну гигокаллорию по группе потребителей в случае дифференциации тарифов по схеме подключения по котельной "ВЧД", установленным Приказом Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края N 269 от 25.11.2016 года "О корректировке долгосрочных тарифов на питьевую воду, горячую воду, транспортировку воды, водоотведение для ОАО "РЖД" потребителям на территории Забайкальского края" на питьевую воду в размере 53,70 рублей (с учетом НДС) за 1куб.м. воды по группе потребителей "население".
Расчет по теплоснабжению произведен по показаниям приборов учета, по водоснабжению по нормативу потребления с применением повышающего коэффициента. Применение повышающего коэффициента по холодному водоснабжению предъявлено истцом в соответствии с п. 42 Постановления от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", п.22 (под. "ж") Постановления от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами". Отсутствие коллективного (общедомового) прибора учета по адресу: г. Борзя, ул. Пушкина, 2 (общежитие) подтверждено дефектным актом от 11.08.2017.
Истец полагает, что расчет ответчика не соответствует данным технических паспортов. Общая расчетная площадь указана ответчиком в Сводном расчете теплоснабжения (столбец N 6) 4751,2 м2. При расчете сумма требований по жилым пустующим комнатам у истца составляет 251,2 кв.м, на сумму 7452,30 рублей, у ответчика 226 кв.м, на сумму 6456,07 рублей. Расхождение в площади жилых помещений первого этажа здания. У истца площадь нежилых помещений рассчитана на 177,5 кв.м, на сумму 27124,35 рублей, у ответчика на 112,4 кв.м, (указано ответчиком "непоседа") на сумму 10 476,28 рублей. Истец полагает, что расчет ответчика по техническим помещениям не соответствует данным экспликации технического паспорта по первому этажу здания, расположенного по адресу: г. Борзя, ул. Пушкина, д.2 от 24.05.2017. Истец просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель истца доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал в полном объеме.
В отзыве на апелляционную жалобу Администрация возражает по доводам жалобы, указывает, что истец и ответчик согласны во мнении, что расчет за пустующие комнаты в общежитии должен производиться на основании п. 51 Правил N 354. Соответственно, для определения размера оплаты за одну пустующую комнату необходимо определить количество и площадь каждой секции в общежитии, по мнению администрации всего в нем расположено 10 секций по 2 обособленные секции на каждом этаже, отвечающие признакам, указанным в п. 51 Правил N 354, т.е. с наличием общих кухонь, туалетов, душевых, коридоров и холлов, кроме 1-го этажа, на котором общие холлы в секциях отсутствуют. Администрация полагает, что истец неправомерно относит холлы и коридоры, расположенные в каждой секции с 2 по 5 этажи к местам общего пользования всего общежития, что прямо противоречит нормам действующего законодательства. Площадь МОП по общежитию составляет 276,6 кв.м, а не 1413,9 кв.м, как заявляет истец. Включение истцом в МОП площадей холлов и коридоров с 2 по 5 этажи, противоречит нормам права, так как холлы и коридоры являются неотъемлемой частью каждой секции, должны быть включены в площадь секции, так же как и кухни, санузлы и иные помещения, находящиеся в пользовании граждан проживающих исключительно в данной секции.
Администрация считает, что довод истца о том, что администрацией применяется площадь всех жилых и нежилых помещений в общежитии в размере 4751,5 кв.м, противоречит действительности, так как согласно имеющихся в материалах дела Сводных расчетов администрацией используется площадь, равная 3947,1 кв.м. Расчет должен быть произведен, исходя из площади общежития, за исключением лоджий, веранд, террас и подвала, что в данном случае составляет 3947,1 кв.м., а не 3887,5 кв.м., как считает истец.
Администрация обращает внимание суда на тот факт, что выписка из технического паспорта от 24.05.2017 на 1 этаж и технический паспорт общежития от 22.02.2005 не отражают в себе секционный тип спорного общежития, так как спор по поводу к какому именно типу общежитие относится, возник после составления указанных документов. Администрацией произведен расчет задолженности за потребленные в пустующих комнатах общежития коммунальные услуги: по формуле 8 пункта 8 и по формуле 3 п. 3 Приложения N 2 к Правилам и общая сумма задолженности за коммунальную услугу по теплоснабжению за май 2018 года составила 16 932,35 руб., по формуле 15 и по формуле 16 пункта 18 Приложения N 2 Правил и общая сумма задолженности за коммунальную услугу по холодному водоснабжению потребленному на ОДН составила за период с мая по август 2018 года составила 207,46 руб., а всего 17 139,81 руб.
В отзыве на апелляционную жалобу Инспекция ссылается на то, что расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению (в случае отсутствия индивидуальных приборов учета тепловой энергии) определяется пропорционально площади всех жилых и нежилых помещений (не входящих в МОП) по техпаспорту данная площадь составляет (164,9 + 184,3 - 1 этаж, тех паспорт от 24.05.2017 г.) + (532,8 - 2 этаж) + (531,1 -3 этаж) + (527,6-4 этаж) + (529,7 - 5 этаж) = 2470,4 м2. В соответствии с техническим паспортом площадь МОП составляет - (232,3 + 14,7 - 1 этаж, тех паспорт от 24.05.2017 г.) + (226,4 + 25,1 - 2 этаж) + (225,1 + 25,1 - 3 этаж) +(227 + 25-4 этаж) + (228 + 24,9 - 5 этаж) + (118,5 + 674,9 + 16,7 - подвал) = 2063,7 м. Инспекция считает, что в расчетах размера платы необходимо применять данные, указанные в техпаспорте.
Администрация в дополнительных пояснениях указывает, что не согласна с доводами Инспекции полностью, считает, что указанные доводы сделаны без учета фактических обстоятельств по делу и без их должного исследования. Инспекцией и истцом неверно применяются площади МОП по общежитию, так как она неправомерно относит кухни, санузлы, холлы и коридоры к МОП, а не к жилой площади секции (коммунальной квартиры). Инспекцией и истцом применяются площади без учета секционного типа общежития, соответственно они не могут быть применимы для расчета размера оплаты по общежитию, так как не соответствуют фактическим обстоятельствам по делу и указываются без должного анализа площадей общежития. Выводы истца и Государственной инспекции о том, что общежитие не является общежитием секционного типа, и о том какие именно площади общежития подлежат применению при расчете платы за коммунальные услуги по отоплению и водоснабжению не соответствуют нормам права и сложившейся многочисленной судебной практике по аналогичным делам.
В пояснениях на отзывы ответчика, третьего лица ОАО "РЖД" указывает, что расчет ответчика, не соответствует данным технических паспортов. Общая расчетная площадь указана ответчиком в Сводном расчете теплоснабжения (Столбец N 6) 4751,2 м2. По данным истца общая расчетная площадь отопления согласно технического паспорта на жилое здание (строение) - общежитие N 1 от 22 февраля 2005 года, выписки из технического паспорта плана 1 этажа здания общежития от 24 мая 2017 г. составляет 3887,5 м2. Государственная инспекция Забайкальского края включает в места общего пользования площади подвального помещения: 118,5 м2 + 674,9 м2 + 16,7 м2. Указанные площади зафиксированы в экспликации технического паспорта от 22 февраля 2005 года N 1 к поэтажному плану здания (строения) подвального помещения. Истец, указанные третьим лицом площади 118,5 м2 + 674,9 м2 + 16,7 м2 исключает из расчета на основании пояснений Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 10.08.2018, приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 31 мая 2017 года N 65-НПА. Согласно нормативным документам подвальные помещения не входят в состав общего имущества многоквартирного жилого дома. С доводами ответчика истец не согласен, поскольку пояснения противоречат расчету требований истца. Лоджии, подвальные помещения и веранды в расчет не были включены. При расчете сумма требований по жилым пустующим комнатам у истца составляет 251,2 кв.м, на сумму 7 452,30 рублей, у ответчика 226 кв.м, на сумму 6 456,07 рублей. Расхождение в площади жилых помещений первого этажа здания. У истца площадь нежилых помещений рассчитана на 177,5 кв.м, на сумму 27 124,35 рублей, у ответчика на 112,4 кв.м, (указано ответчиком "непоседа") на сумму 10 476,28 рублей. Истец полагает, что расчет ответчика по техническим помещениям не соответствует данным экспликации технического паспорта по первому этажу здания, расположенного по адресу: г. Борзя, ул. Пушкина, д.2.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в собственности ОАО "РЖД" (энергоснабжающая организация) находится котельная вагонного депо, расположенная по адресу: Забайкальский край, Борзинский район, г. Борзя, ул. Железнодорожная, 37. Право собственности зарегистрировано 19.12.2008 (свидетельство N 75 АБ 322531). Указанная котельная является источником теплоснабжения для объекта - общежитие N 1, расположенного по адресу: Забайкальский край, г. Борзя, ул. Пушкина, 2.
Общежитие N 1, расположенное по адресу: Забайкальский край, г. Борзя, ул. Пушкина, 2, передано в собственность муниципальному образованию городского поселения "Борзинское" по договору от 07.12.2011 пожертвования имущества, находящегося в собственности ОАО "РЖД". Право собственности зарегистрировано 13.02.2012.
Между ОАО "Российские железные дороги" (энергоснабжающая организация) и обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ритм-Борзя" (абонент) был подписан договор N 2017/79 от 26.09.2017. Согласно пункту 2.1. договора, период действия договора установлен с 3 мая 2017 года.
Между ОАО "Российские железные дороги" (предприятие ВКХ) и обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ритм-Борзя" (абонент) был подписан договор N 2017/ХВС/80 от 25.07.2017. Согласно пункту 2.1. договора, датой начала подачи холодной воды является 3 мая 2017 года.
В связи с окончанием срока действия указанных договоров, 04.04.2018 в адрес истца от ООО "УК "Ритм-Борзя" поступило уведомление о прекращении срока действия договоров N 2017/79 от 26.09.2017, N 2017/ХВС/80 от 25.07.2017.
За период май - август 2018 года истец оказал услуги теплоснабжения и холодного водоснабжения на общедомовые нужды на общую сумму 39 869,79 руб., в связи с чем предъявил ответчику для оплаты счета-фактуры
Ответчик требования признал в части произвел начисления платы по услуги теплоснабжения в отношении пустующего жилого фонда комнаты 1, 2, 4, 107, 103, 201, 307, 308, 409, 411, 419, 425, 432, 504 и нежилому помещению "Непоседа" в сумме 16 932,35 руб., по услуге холодного водоснабжения на общедомовые нужды указал, что начисления произведены в отношении пустующего жилого фонда комнаты 1, 2, 4, 107, 103, 201, 307, 308, 409, 411, 419, 425, 432, 504 и нежилому помещению "Непоседа"в сумме 207,46 руб., в остальной части требования оспорил по основаниям предоставления комнат по договора социального найма: ком. 102 договор найма N 11 от 09.04.2018 года, ком. 311 договор найма N 80 от 06.03.2013 и N 81 от 06.03.2013 освобождена 02.08.2018, ком. 420 договор N12 от 18.04.2014, ком. 502 договору найма N 03 от 20.01.2015, ком. 507 договору найма N 13 от 09.04.2018 года, ком. 519 по договору найма N 17 от 28.06.2017, ком. 515 договор найма N 15 от 28.06.2017, ком. 524 договор найма от 28.06.2017.
В материалы дела представлены счета-фактуры, претензии, технические паспорта, договоры социального найма, дополнительные соглашения к ним, расчеты и пояснения.
Определение объема поставленного ресурса произведено сторонами расчетным способом в соответствии с положениями Правил N 354, утвержденных нормативов и тарифов.
Факт того, что истец является ресурсоснабжающей организацией, и энергопринимающие установки спорного здания общежития присоединены к сетям истца, подтверждён материалами дела и не оспаривается сторонами.
Городское поселение "Борзинское" муниципального района "Борзинский район" Забайкальского края является собственником здания общежития N 1, расположенного по адресу: г. Борзя, Забайкальский край, ул. Пушкина, 2.
Из материалов дела и пояснений истца и ответчика следует, что в спорный период не были заселены жилые помещения 1,2,4, 107, 103, 201,307,308,409,411,419,425,432,504, а нежилые помещения на первом этаже общежития используются предпринимателями, но помещение, именуемое "Непоседа", свободно от коммерческого использования.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения требований истца.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данными выводами суда первой инстанции и полагает необходимым отметить следующее.
Отношения сторон регулируются положениями статей 539 - 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правил N 354).
В силу пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из пункта 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Правоотношения по поводу оказания коммунальных услуг в жилых домах регулируются жилищным законодательством (часть 2 статьи 5, пункт 10 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 161 и частей 2 и 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации на управляющую организацию возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с частью 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. В структуру платы за жилое помещение для собственника помещения в многоквартирном доме входит плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, плата за коммунальные услуги (статья 154 ЖК РФ).
Согласно пункту 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения: а) платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений; б) обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья.
Расчет размера платы произведен истцом в соответствии с пунктом 51 Правил N 354, согласно которому расчет размера платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилых помещениях в общежитиях коридорного, гостиничного и секционного типа (с наличием на этажах общих кухонь, туалетов или блоков душевых), производится в порядке, установленном для расчета размера платы за коммунальные услуги для потребителей, проживающих в коммунальной квартире.
По отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил N 351 определяется по формуле 3.
В силу части 3 статьи 153 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления несут расходы на содержание жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и коммунальные услуги только до заселения этих жилых помещений.
Общая площадь жилого помещения в многоквартирном жилом доме в соответствии со статьей 15 ЖК РФ состоит из суммы площадей всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Учитывая секционный характер общежития, при расчете объемов тепловой энергии на нужды отопления должна быть учтена площадь вспомогательных помещений, к которым относятся кухни, туалеты, душевые и иные помещения, предназначенные для совместного использования гражданами, из чего обоснованно исходил суд первой инстанции.
В соответствии с техническим паспортом на каждом этаже здания (за исключением первого этажа) находится две функционально обособленные секции общежития, в которых имеются кухня, туалеты, холл.
Потребление тепловой энергии в местах общего пользования секции также учитывается при определении размера обязательств по оплате применительно к отдельному жилому помещению общежития с учетом методики, используемой для расчета размера платы за коммунальные услуги для потребителей, проживающих в коммунальной квартире.
В соответствии с пунктом 4 раздела "Судебная коллегия по экономическим спорам" Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2014) (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014) в случае передачи квартир, находящихся в собственности муниципального образования, гражданам по договору социального найма обязанность по внесению платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и платы за коммунальные услуги в силу части 4 статьи 155 ЖК РФ лежит на нанимателе.
Требования к муниципальному образованию в таких ситуациях не подлежат удовлетворению. Органы государственной власти и органы местного самоуправления несут расходы на содержание жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и коммунальные услуги только до заселения этих жилых помещений.
Исходя из изложенных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что муниципальное образование обязано оплачивать исполнителю коммунальных услуг потребленные коммунальные ресурсы лишь в отношении помещений, которые не были предоставлены гражданам по договорам социального найма, а также в отношении нежилых помещений, свободных от коммерческого использования.
Объем коммунальной услуги определен с учетом того, что общежитие является общежитием секционного типа.
Указанное обстоятельство, вопреки доводам истца, установлено в рамках дел N А78-3118/2017, А78-18029/2016, А78-1597/2017 и т. д., поэтому не подлежит доказыванию вновь в силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Действующее нормативное регулирование отношений по водо- и теплоснабжению жилых домов допускает учет фактического потребления энергии либо по показаниям приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между ресурсоснабжающей организацией и абонентом, либо расчетным путем по нормативам потребления коммунальных ресурсов, установленным для граждан (статья 157 ЖК РФ).
Согласно части 5 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Таким образом, к вспомогательным помещениям общежитий относятся, в частности, помещения кухонь, туалетов, душевых и прочие помещения, предназначенные для совместного использования гражданами с целью удовлетворения бытовых и иных нужд и связанные с проживанием граждан в жилом помещении.
Из содержания Правил N 354 следует, что поставка коммунального ресурса на общедомовые нужды сопровождается потреблением коммунальных ресурсов при использовании общего имущества.
При этом, в силу пункта 1 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации общим имуществом является совокупность помещений в данном доме, не являющихся частями квартир и предназначенных для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе, межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Принимая во внимание положения части 5 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также то, что норматив на коммунальные услуги утвержден исходя из общей площади жилого помещения, следует учитывать, что количество энергии, подлежащее оплате ответчиком, должно определяться путем умножения норматива на общую площадь жилого помещения (сумма площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас).
Согласно контррасчету администрации, произведенному в соответствии с положениями Правил N 354 с применением методики, используемой для расчета размера платы за коммунальные услуги для потребителей, проживающих в коммунальной квартире и учитывающей помещения общего пользования в каждой секции, обязательства по оплате за потребленную тепловую энергию составляют 16 932,35 руб. (л.д. 150 т.2). Расчет ответчика проверен признан судом верным, с чем соглашается апелляционный суд, исходя из вышеуказанных обстоятельств.
С учетом фактических обстоятельств настоящего дела необходимо учитывать, что спорный дом является общежитием секционного типа с наличием на этажах общих кухонь, туалетов или блоков душевых (ванных комнат).
Здания общежитий относятся к категории многоквартирных жилых домов. Общую площадь общежитий составляет площадь жилых комнат и вспомогательных помещений, а также мест общего пользования. К вспомогательным помещениям общежитий относятся в частности кухни, туалеты, душевые и прочие помещения, предназначенные для совместного использования гражданами с целью удовлетворения бытовых и иных нужд и связанные с проживанием граждан в жилом помещении.
Следовательно, расчет размера платы поставленной тепловой энергии на отопление многоквартирных домов, являющихся общежитиями, с учетом общей площади позволяет более достоверно определить объем потребленного ресурса в отношении данных объектов.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, использование предложенной истцом методики определения объема тепловой энергии исходя из норматива, установленного для площади жилых и нежилых помещений, приведет к занижению стоимости отпущенного населению ресурса, поскольку очевидно, что с учетом конструктивных особенностей данного дома и назначения вспомогательных помещений объем потребляемой ими тепловой энергии значительно превышает необходимый объем для отопления мест общего пользования.
Аналогичная позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2015 N 309-ЭС15-7953.
Объем за потребленную воду приходящейся на оплату соответствующего коммунального ресурса на общедомовые нужды (ОДН) произведен ответчиком с применением Правил N 354 в соответствии с п. 11-17, с применением повышающего коэффициента. В представленном контррасчете ответчиком учтены все необходимые данные, из чего правильно исходил суд первой инстанции.
В этой связи требования правомерно признаны подлежащими удовлетворению размере 17 139,81 рублей.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь его отмену, судом апелляционной инстанции не установлено, в связи с чем решение в обжалуемой части по делу подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 23 июля 2019 года по делу N А78-15922/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Корзова |
Судьи |
А.Е. Мацибора |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-15922/2018
Истец: ОАО Филиал РЖД "Забайкальская дирекция по тепловодоснабжению
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ "БОРЗИНСКОЕ" МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА "БОРЗИНСКИЙ РАЙОН" ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
Третье лицо: Государственная инспекция Забайкальского края, Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 2 ПО Г. ЧИТЕ