г. Вологда |
|
26 ноября 2019 г. |
Дело N А13-14156/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2019 года.
В полном объёме постановление изготовлено 26 ноября 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Алимовой Е.А., судей Болдыревой Е.Н., Мурахиной Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,
при участии от сельскохозяйственного производственного кооператива "Агрофирма Красная Звезда" Загривной Н.Е. по доверенности от 19.11.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 06 сентября 2019 года по делу N А13-14156/2019,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Вологодской области (ОГРН 1043500072230, ИНН 3525141575; адрес: 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Зосимовская, дом 65; далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о привлечении сельскохозяйственного производственного кооператива "Агрофирма Красная Звезда" (ОГРН 1033500000203, ИНН 3507011492; адрес: 160515, Вологодская область, Вологодский район, поселок Семенково; далее - СПК "Агрофирма Красная Звезда", кооператив) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 06 сентября 2019 года по делу N А13-14156/2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Управление с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование жалобы ссылается на то, что утилизация кооперативом навоза на полях противоречит действующей лицензии от 23.11.2016 N (35)-2227-ТУ, согласно которой утилизация возможна только по адресу: 160515, Вологодская область, Вологодский район, поселок Семенково (Семенковское муниципальное образование).
Кооператив в отзыве на апелляционную жалобу и ее представитель в судебном заседании с доводами жалобы не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Управление надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя кооператива, исследовав доказательства по делу, доводы жалобы, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, должностными лицами управления в связи с поступившей информацией о сливе свиного навоза на поля на основании приказа от 05.06.2019 N 334 "Об утверждении планового (рейдового) задания" проведен осмотр территории по маршруту: Вологодский район, п. Семенково - п. Дубровское, результаты которого оформлены актом обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований от 05.06.2019 N 210-03.
Государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Вологодской области Шабровой О.С. вынесено определение от 06.06.2019 о возбуждении дела об административном правонарушении по факту разлива отходов животноводства на земельных участках с кадастровыми номерами 35:25:0000000:1424, 35:25:0000000:1625.
По окончании административного расследования государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Вологодской области Викторовой Н.В. в отношении СПК "Агрофирма Красная Звезда" составлен протокол от 09.07.2019 N 03-176/2019-03 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
В протоколе отражено, что в ходе рейдового осмотра 05.06.2019 установлено, что в поле, находящемся слева от дороги по направлению от д. Вепрево - д. Семшино Вологодского района, тракторы разливают навоз и навозосодержащую жидкость на земельных участках с кадастровыми номерами 35:25:0000000:1424, 35:25:0000000:1625. В представленном кооперативом журнале учета в области обращения с отходами указано, что за 4-й квартал 2018 года образовалось 10 400 т навоза крупного рогатого скота (далее - КРС) перепревшего, 8 300 т навоза свиней перепревшего, столько же в 4-м квартале и утилизировано. За 1-й квартал 2019 года образовалось 10 400 т навоза КРС перепревшего, 8 300 т навоза свиней перепревшего, столько же в 1-м квартале 2019 года и утилизировано. СПК "Красная Звезда" имеет лицензию от 23.11.2016 N (35)-2227-ТУ, согласно которой навоз свиней перепревший необходимо утилизировать в п. Семенково (Семенковское муниципальное образование Вологодского района Вологодской области). В акте внеплановой выездной проверки от 17.11.2016 N 208-03 предлицензионного контроля указано, что СПК "Агрофирма Красная Звезда" планировал осуществлять утилизацию отхода 4-ого класса опасности - навоза свиней перепревшего (код ФККО 11251002294) по адресу: 160515, Вологодская область, Вологодский район, поселок Семенково (Семенковское муниципальное образование). Согласно письменным пояснениям председателя СПК "Красная Звезда" Логинова Н.В. навоз, который образуется у кооператива, вывозится специализированным автотранспортом в соответствии с планом-графиком на поля вблизи следующих населенных пунктов: Подберезское, Турбачево, Абаканово, Чашниково, Окунево, Вепрево, Обухово, Вертлово, Лучниково, Семшино, что, по мнению управления, является грубым нарушением условий выданной лицензии, поскольку навоз свиней перепревший может утилизироваться только по адресу места осуществления деятельности.
Управление пришло к выводу о нарушении кооперативом требований статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потреблении" (далее - Закон N 89-ФЗ), Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062 (далее Положение N 1062).
Считая факт совершения административного правонарушения установленным, руководствуясь частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении кооператива к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал ввиду отсутствия состава вмененного административного правонарушения.
Апелляционная коллегия не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого решения.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно примечанию 1 к статье 14.1 КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Объективная сторона правонарушения выражается в грубом нарушении лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Статьей 30 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что отдельные виды деятельности в области охраны окружающей среды подлежат лицензированию.
Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, в силу пункта 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ), относится к лицензируемым видам деятельности.
В силу части 1 статьи 9 Закона N 99-ФЗ лицензия предоставляется на каждый указанный в части 1 статьи 12 Закона вид деятельности.
Согласно статье 3 указанного Закона под лицензионными требованиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Закон N 89-ФЗ определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
В силу статьи 1 Закона N 89-ФЗ отходы производства и потребления - это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Согласно статье 9 указанного Закона деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В пункте 1 Положения N 1062 определено, что деятельность в области обращения с отходами составляют работы согласно Перечню работ, составляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, приведенному в приложении.
Согласно пунктам 1-24 приложения к Положению N 1062 деятельность по сбору, транспортированию, обработке, размещению, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию в установленном порядке.
В пункте 3 Положения N 1062 установлены лицензионные требования к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, в том числе для работ по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, к которой наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений (в том числе объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I - IV классов опасности) и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям.
Согласно пункту 4 указанного Положения грубым нарушением лицензионных требований является невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения.
Таким образом, сбор, накопление, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов отнесены Законом N 89-ФЗ к самостоятельным видам деятельности по обращению с отходами. Как указано ранее, в силу части 1 статьи 9 Закона N 99-ФЗ лицензия предоставляется на каждый указанный в части 1 статьи 12 Закона вид деятельности.
В статье 1 Закона N 89-ФЗ отражены следующие понятия:
отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом;
обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;
размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;
захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;
утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация);
объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов;
объекты захоронения отходов - предоставленные в пользование в установленном порядке участки недр, подземные сооружения для захоронения отходов I - V классов опасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах;
объекты хранения отходов - специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения.
Таким образом, деятельность по утилизации отходов отличается от деятельности по размещению отходов, для которой необходимы объекты хранения и объекты захоронения отходов, и предполагает их дальнейшее использование для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов.
На основании пункта 5 статьи 12 Закона N 89-ФЗ запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.
В силу пункта 6 статьи 12 Закона N 89-ФЗ объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 7 указанной статьи запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Пунктом 4 статьи 14 Закона N 89-ФЗ установлено, что при обращении с группами однородных отходов I - V классов опасности должны соблюдаться требования, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что управлением выдана СПК "Агрофирма Красная Звезда" (место нахождения: Вологодская область, Вологодский район, поселок Семенково (Семенковское муниципальное образование)) лицензия от 23.11.2016 N (35)-2227-ТУ на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, в составе которой предоставлено право осуществлять деятельность по транспортированию отходов II, III, IV классов опасности, утилизации отходов IV класса опасности (с приложением перечня отходов, с которыми разрешается осуществлять деятельность в соответствии с конкретными видами обращения с отходами из числа включенных в название лицензируемого вида деятельности).
Согласно пункту 14 приложения к лицензии в отношении отхода - навоза свиней перепревшего (код отхода по ФККО - 11251002294, IV класс опасности) кооператив осуществляет деятельность по транспортированию и утилизации, место осуществления деятельности - Вологодская область, Вологодский район, поселок Семенково.
В рассматриваемом случае управление пришло к выводу о грубом нарушении кооперативом лицензионных требований, поскольку 05.09.2019 СПК "Агрофирма Красная Звезда" осуществляло утилизацию отходов IV класса опасности (навоза свиней перепревшего) не по месту осуществления деятельности, указанному в лицензии (поселок Семенково Вологодского района), а на поле, находящемся слева от дороги по направлению от д. Вепрево - д. Семшино Вологодского района на земельных участках с кадастровыми номерами 35:25:0000000:1424, 35:25:0000000:1625.
Как следует из материалов дела, в лицензии от 23.11.2016 N (35)-2227-ТУ для всех видов деятельности и для всех видов отходов II-IV класса опасности место осуществления деятельности СПК "Агрофирма Красная Звезда" лицензирующим органом обозначено по юридическому адресу: - Вологодская область, Вологодский район, поселок Семенково.
В акте проверки от 17.11.2016 по заявлению кооператива о предоставлении лицензии управлением установлено, что для осуществления деятельности по утилизации отходов IV класса опасности лицензиат планирует использовать навозонакопитель свинокомплекса N 3 - площадку компостирования в деревне Красково по адресу: Вологодский район, между деревней Семшино и деревней Красково, гараж на 70 тракторов (инв. N 2605) по адресу: Вологодский район, поселок Семенково, а также универсальный комбинированный агрегат "Amazone "Centaur-5000", N 60001097, который предназначен для обработки почвы с перемешиванием оборотного пласта и выравниванием поверхности поля, способ утилизации - повторное применение в собственном производстве.
Согласно Проекту нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработанному в 2016 году и согласованному управлением письмом от 08.02.2017 N 07-21/896 (листы дела 93-107), навоз свиней перепревший предполагается ежегодно использовать в качестве органического удобрения почв при полевых работах в хозяйстве. Навозонакопители используются для временного накопления и компостирования навоза. Планируемым лицензированным видом деятельности является транспортирование вследствие обращения с ним за пределами границ предприятия и утилизация вследствие вовлечения отхода в производственный цикл.
В санитарно-эпидемиологическом заключении от 12.08.2016 N 35.ВЦ.02.000.М.000764.08.16 сделан вывод о соответствии Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления" и Санитарным правилам 2.1.7.1386-03 "Определение класса опасности токсичных отходов производства и потребления" планируемой деятельности СПК "Агрофирма Красная Звезда" по транспортированию и утилизации навоза свиного перепревшего, в том числе на листе 4 указано, что отход применяется в качестве органического удобрения почв при полевых работах в хозяйстве.
Поскольку отход использовался в целях деятельности кооператива, вывозился в соответствии с полученным разрешением на принадлежащие ему поля для использования в качестве удобрения, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что требование управления к СПК "Агрофирма Красная Звезда" производить утилизацию навоза свиней перепревшего в поселке Семенково Вологодского района противоречит Закону N 89-ФЗ и приведенной разрешительной документации.
Иных обстоятельств правонарушения, нарушения регламентированного порядка утилизации спорных отходов, материалы дела не содержат, заявитель на такие нарушения не ссылается.
Кроме того, как установлено судом первой инстанции, в экспертном заключении от 10.06.2019 N 31 сделан вывод о том, что по результатам биотестирования отобранных 05.06.2019 проб почв, находящихся под воздействием навоза и на сопредельной незагрязненной территории, токсическое действие на почвы не выявлено (листы дела 123-129).
Следовательно, суд первой инстанции обоснованно установил отсутствие в действиях кооператива состава правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения относится к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении, при наличии которых производство по такому делу не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
Согласно части 2 статьи 206 АПК РФ по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно отказал управлению в привлечении кооператива к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 06 сентября 2019 года по делу N А13-14156/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Вологодской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Алимова |
Судьи |
Е.Н. Болдырева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-14156/2019
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ВО
Ответчик: СПК "Агрофирма Красная звезда"