г. Воронеж |
|
22 ноября 2019 г. |
Дело N А36-4293/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2019 года.
В полном объеме постановление изготовлено 22 ноября 2019 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ореховой Т.И.,
судей Сурненкова А.А.,
Мокроусовой Л.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Стрельниковой А.А.,
при участии в судебном заседании:
от публичного акционерного общества "Квадра-Генерирующая компания" в лице филиала ПАО "Квадра" - "Липецкая генерация" - представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "16 микрорайон" - представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "16 микрорайон" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 05.08.2019 по делу N А36-4293/2019 (судья Левченко Ю.М.)
по иску публичного акционерного общества "Квадра-Генерирующая компания" (ПАО "Квадра"; ОГРН 1056882304489, ИНН 6829012680) в лице филиала ПАО "Квадра" - "Липецкая генерация" к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "16 микрорайон" (ООО УК "16 микрорайон"; ОГРН 1154827020446, ИНН 4824065483) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора ресурсоснабжения N 20089 от 22.08.2018,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Квадра - Генерирующая компания" в лице филиала публичного акционерного общества "Квадра" - "Липецкая генерация" (далее - ПАО "Квадра", истец) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "16 микрорайон" (далее - ООО "УК "16 микрорайон", ответчик) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора ресурсоснабжения N 20089 от 22.08.2018, и изложении пунктов 1.1, 1.2, 4.1.12, 4.1.14, 4.2.9, 4.3.6, 4.3.17, 4.3.28, 5.1, 6.3, 6.11, 11.2 договора в редакции ПАО "Квадра".
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 05.08.2019 возникшие между сторонами разногласия урегулированы, пункты договора ресурсоснабжения N 20089 от 22.08.2018 приняты в следующей редакции:
"1.1. В соответствии с настоящим договором ресурсоснабжающая организация обязуется подавать исполнителю, действующему в интересах и от имени собственников и пользователей помещений многоквартирных домов (далее - потребители), находящихся в управлении исполнителя, самостоятельно либо через привлеченных лиц горячую воду, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальный ресурс), а исполнитель обязуется принимать и оплачивать полученную горячую воду, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в определенном настоящим договором порядке. исполнитель обязуется соблюдать предусмотренный настоящим договором режим потребления коммунальных ресурсов, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением коммунальных ресурсов.
Местом исполнения обязательств ресурсоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, с тепловыми сетями ресурсоснабжающей организации.
1.2. Настоящий договор заключен в целях обеспечения многоквартирных домов, находящихся в управлении исполнителя, коммунальными ресурсами, потребляемыми при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ: Жилищного кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Федерального закона от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 г. N 808, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 (далее по тексту - Правила), Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 г. N 124, Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 г. N 1034 (далее по тексту - Правила учета), Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491, и иными нормативно-правовыми актами, действующими на территории РФ.
4.1.12. По итогам расчетного месяца направлять исполнителю информацию по объемам потребления в разрезе каждого дома и квартиры по ИПУ и нормативному потреблению и следующие документы: счет и универсальный передаточный документ за поставленные коммунальные ресурсы (далее УПД) для оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, одним из способов: посредством почтовой связи, электронной почты, интернета (личный кабинет), нарочным, факсом.
4.1.14 - исключить.
4.2.9. Требовать от исполнителя внесения платы за потребленные коммунальные ресурсы.
4.3.6. Производить замену, поверку коллективных (общедомовых) приборов учета, в установленные нормативными документами сроки. При обнаружении неисправности приборов учёта, принадлежащих исполнителю, или их не соответствия требованиям действующего законодательства, произвести их ремонт или замену и письменно уведомить в течение суток ресурсоснабжающую организацию обо всех случаях неисправности коллективных (общедомовых) приборов учета и схем коммерческого учета, необходимости их ремонта, нарушения целостности пломб на них, а также об истечении межповерочного срока приборов учета. Обеспечить доступ представителям Ресурсоснабжающей организации для проведения работ по вводу в эксплуатацию, а также периодической проверке коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии с составлением акта в порядке и в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ и присутствие представителя Исполнителя при проведении указанных работ. Выполнять требование ресурсоснабжающей организации по замене неисправных приборов учета. До момента восстановления работоспособности или замены прибора учета расчет коммунальных ресурсов за данный отчетный период производится в соответствии с действующим законодательством РФ.
4.3.17. Сообщить за 30 (тридцать) дней до прекращения деятельности письменно в ресурсоснабжающую организацию о расторжении настоящего Договора и провести полный расчёт за коммунальный ресурс.
4.3.28. Устанавливать общедомовые приборы учета в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором не определена иная точка учета.
5.1. Количество поставленных коммунальных ресурсов определяется в порядке, установленном действующим законодательством РФ.
6.3. Ресурсоснабжающая организация ежемесячно направляет Исполнителю счет и УПД за расчетный период для оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
6.11. Оплату за потребленные коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, исполнитель производит ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за расчетным, на основании платежного документа. Оплата по настоящему договору и выставленным платежным документам производится Исполнителем платежными поручениями по реквизитам ресурсоснабжающей организации, указанным в договоре, с обязательным указанием номера договора, суммы и периода, за который производится платеж, номера счета, назначения платежа. При отсутствии или неполном указании данных сведений в платежных поручениях ресурсоснабжающая организация относит платеж на исполнение ранее наступивших обязательств. Оплата считается произведенной только после зачисления денежных средств на расчетный счет ресурсоснабжающей организации.
В случае отказа от признания потребления указанного в УПД количества коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, Исполнитель оплачивает в установленный настоящим договором срок стоимость признаваемого количества потребленных коммунальных ресурсов. Порядок оплаты оспариваемой части определяется соглашением сторон, а в случае недостижения такого соглашения - в судебном порядке.
11.2. Взаимоотношения сторон, не урегулированные настоящим договором, решаются в соответствии с действующим законодательством РФ".
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель истца с доводами апелляционной жалобы не согласился, считал обжалуемое решение законным и обоснованным, по основаниям, указанным в отзыве на жалобу, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ответчик явку представителя в судебное заседание не обеспечил, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Учитывая, что в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении ответчика о месте и времени судебного заседания, на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), дело рассмотрено в его отсутствие.
Согласно части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителя истца, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта в связи со следующим.
Согласно абзацу 1 части 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
В силу части 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
На основании части 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии со статьей 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон, условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "УК "16 микрорайон" является управляющей компаний в отношении многоквартирного дома N 12 по улице Мичурина города Липецка.
Ответчик 22.08.2018 обратился к ПАО "Квадра" с предложением заключить договор ресурсоснабжения в отношении указанного дома.
ПАО "Квадра" 18.09.2018 направило в адрес ответчика проект договора ресурсоснабжения N 20089 от 22.08.2018.
Подписанный договор с протоколом разногласий (письмо от 03.10.2018) был получен истцом 03.10.2018.
ПАО "Квадра", в свою очередь, письмом от 25.10.2018 N АБ-315/12446 направило ответчику протокол согласования разногласий от 03.09.2018 к договору, в котором часть разногласий была согласована.
ООО "УК "16 микрорайон" письмом от 26.11.2018 N 40-03-04 предложило подписать протокол разногласий к протоколу согласования разногласий.
Отсутствие между сторонами согласованной позиции по пунктам 1.1, 1.2, 4.1.12, 4.1.14, 4.2.9, 4.3.6, 4.3.17, 4.3.28, 5.1, 6.3, 6.11, 11.2 договора послужило основанием для обращения истца в суд с иском об урегулировании разногласий.
Ответчик исковые требования не признал, представил свою редакцию несогласованных пунктов договора ресурсоснабжения N 20089 от 22.08.2018. Считал, что истцом пропущен 6-месячный срок для обращения с иском в суд об урегулировании разногласий, предусмотренный пунктом 2 статьи 446 ГК РФ, в связи с чем требование истца не подлежит рассмотрению по существу.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 422, 445, 446 ГК РФ, положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), а также абзацем 11 пункта 1 информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.05.1997 N 14, определил содержание пунктов 1.2, 4.1.12, 4.1.14, 4.2.9, 4.3.6, 4.3.17, 4.3.28, 5.1, 6.3, 6.11, 11.2 договора ресурсоснабжения N 20089 от 22.08.2018 в соответствии с действующим законодательством.
Условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, должны соответствовать положениям Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Правила N 1498), Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034), Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила N 808), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Управляющие организации, а также товарищества, кооперативы, управляющие многоквартирным домом, на основании пункта 21.1 Правил N 124, приобретают у ресурсоснабжающих организаций коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, путем заключения договоров ресурсоснабжения:
- на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях предоставления коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме и в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (если управляющая организация, товарищество, кооператив являются исполнителями коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме);
- на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (если управляющая организация, товарищество, кооператив не предоставляют коммунальную услугу потребителям в многоквартирном доме в случаях, допускаемых жилищным законодательством).
Обязанность управляющих организаций, товариществ, кооперативов, заключить договор ресурсоснабжения с ресурсонабжающей организацией в случаях, установленных в пункте 21.1 Правил N 214 исходит из положений статей 161, 162 ЖК РФ, пунктов 13, 34 Правил N 354.
В соответствии с пунктом 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Управляющая организация на основании пунктов 2, 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ и подпункта "и" пункта 34 Правил N 354 должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно исходя из степени благоустройства многоквартирного дома.
Управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 ЖК РФ, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (часть 12 статьи 161 ЖК РФ).
Таким образом, заключение рассматриваемого договора является обязательным как для истца, являющегося ресурсоснабжающей организацией, так и для ответчика, осуществляющего деятельность управляющей организации.
Как следует из материалов дела, истец просил принять пункт 1.1. договора в следующей редакции: "В соответствии с настоящим договором Ресурсоснабжающая организация обязуется подавать Исполнителю, действующему в интересах и от имени собственников и пользователей помещений многоквартирных домов (далее - Потребители), находящихся в управлении Исполнителя, самостоятельно либо через привлеченных лиц горячую воду, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальный ресурс), в том числе коммунальный ресурс в части превышения объема, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления (сверхнормативный коммунальный ресурс), а Исполнитель обязуется принимать и оплачивать полученную горячую воду, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в том числе сверхнормативный коммунальный ресурс, в определенном настоящим договором порядке. Исполнитель обязуется соблюдать предусмотренный настоящим договором режим потребления коммунальных ресурсов, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением коммунальных ресурсов.
Местом исполнения обязательств ресурсоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, с тепловыми сетями ресурсоснабжающей организации".
По мнению ответчика, пункт 1.1 договора следует изложить в следующей редакции: "В соответствии с настоящим договором ресурсоснабжающая организация обязуется подавать исполнителю, действующему в интересах и от имени собственников и пользователей помещений многоквартирных домов (далее - потребители), находящихся в управлении исполнителя, самостоятельно либо через привлеченных лиц горячую воду, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальный ресурс), рассчитанный исходя из нормативов потребления, а исполнитель обязуется принимать и оплачивать полученную горячую воду, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме, рассчитанную исходя из нормативов потребления, в определенном настоящим договором порядке. Исполнитель обязуется соблюдать предусмотренный настоящим договором режим потребления коммунальных ресурсов, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением коммунальных ресурсов.
Местом исполнения обязательств ресурсоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе соединения коллективного общедомового прибора учета, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, с тепловыми сетями ресурсоснабжающей организации".
Из пунктов 3, 16, 17 и 18 Правил N 124 следует, что порядок заключения договоров ресурсоснабжения и их условия определяются гражданским законодательством Российской Федерации, Правилами N 124, а также субсидиарно нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом (пункт 8 Правил N 491).
Для расчетов по договорам энергоснабжения, заключенным между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией, предметом которых является покупка ресурса на предоставление коммунальных услуг и на общедомовые нужды, применению подлежит пункт 21 Правил N 124. Расчеты по договору энергоснабжения, заключенному только на цели содержания общего имущества в случаях, приведенных в пункте 21(1) Правил N 124, производятся в соответствии с этим пунктом.
Как указано в подпунктах "а", "г" пункта 21 Правил N 123 (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498, от 29.06.2016 N 603), при установлении порядка определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях предоставления коммунальных услуг и потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 21(1) настоящих Правил, учитывается, что объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета) (подпункт "а").
В совокупном объеме коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, выделяются объем коммунального ресурса, использованного для предоставления коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям нежилых помещений, и объем коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме, подлежащие оплате исполнителем (подпункт "г").
Таким образом, с учетом внесенных изменений в жилищное законодательство и законодательство, регулирующее поставку коммунальных ресурсов, с 01.01.2017 нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются для потребителей коммунальных услуг, но не для управляющих организаций. Управляющие организации в полном объеме оплачивают ресурсоснабжающей организации коммунальный ресурс, потребленный при содержании общего имущества многоквартирного дома, и получают от потребителей возмещение указанных расходов в составе платы за содержание общего имущества многоквартирного дома.
Обязанность соблюдать предусмотренный договором режим потребления коммунальных ресурсов, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением коммунальных ресурсов" непосредственно установлена пунктом 1 статьи 539 ГК РФ, согласно которому по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Местом исполнения обязательств ресурсоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме с тепловыми сетями ресурсоснабжающей организации, что не противоречит положениям пункта 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, согласно которому внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
С учетом изложенного пункт 1.1 договора следует принять в следующей редакции: "В соответствии с настоящим договором ресурсоснабжающая организация обязуется подавать исполнителю, действующему в интересах и от имени собственников и пользователей помещений многоквартирных домов (далее - потребители), находящихся в управлении исполнителя, самостоятельно либо через привлеченных лиц горячую воду, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальный ресурс), а исполнитель обязуется принимать и оплачивать полученную горячую воду, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в определенном настоящим договором порядке. Исполнитель обязуется соблюдать предусмотренный настоящим договором режим потребления коммунальных ресурсов, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением коммунальных ресурсов.
Местом исполнения обязательств ресурсоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, с тепловыми сетями ресурсоснабжающей организации".
Разногласия сторон по пунктам 4.1.12, 4.2.9., 4.3.17, 5.1., 6.3., 6.11 договора также относятся к порядку определения объема коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества многоквартирного дома, и порядка его оплаты и основаны на тех же доводах, что и разногласия по пункту 1.1 договора.
В связи с чем, арбитражный суд области, руководствуясь приведенными выше мотивами, обоснованно принял пункты 4.1.12, 4.2.9, 4.3.17, 5.1, 6.3 в редакции, предложенной истцом, исключив указание на "сверхнормативный коммунальный ресурс".
Из предложенной истцом редакции пункта 6.11 арбитражным судом области правомерно исключено положение о том, что в случае невозврата исполнителем УПД в установленный срок такой документ считается согласованным сторонами и не может быть оспорен, поскольку указанное положение ограничивает право ответчика оспаривать представленные истцом документы с точки зрения объема и качества поставленного ресурса.
Таким образом, пункт 6.11 изложен в следующей редакции: "Оплату за потребленные коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, исполнитель производит ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за расчетным, на основании платежного документа. Оплата по настоящему договору и выставленным платежным документам производится исполнителем платежными поручениями по реквизитам Ресурсоснабжающей организации, указанным в договоре, с обязательным указанием номера договора, суммы и периода, за который производится платеж, номера счета, назначения платежа. При отсутствии или неполном указании данных сведений в платежных поручениях Ресурсоснабжающая организация относит платеж на исполнение ранее наступивших обязательств. Оплата считается произведенной только после зачисления денежных средств на расчетный счет ресурсоснабжающей организации.
В случае отказа от признания потребления указанного в УПД количества коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, Исполнитель оплачивает в установленный настоящим договором срок стоимость признаваемого количества потребленных коммунальных ресурсов. Порядок оплаты оспариваемой части определяется соглашением сторон, а в случае недостижения такого соглашения - в судебном порядке".
Пункт 1.2 договора истец просил принять в следующей редакции: "Настоящий договор заключен в целях обеспечения многоквартирных домов, находящихся в управлении Исполнителя, коммунальными ресурсами, потребляемыми при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ: Жилищного кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Федерального закона от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 г. N 808, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 (далее по тексту - Правила), Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 г. N 124, Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 г. N 1034 (далее по тексту - Правила учета), Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491, и иными нормативно-правовыми актами, действующими на территории РФ".
Ответчик предложил иную редакцию указанного пункта, а именно: "Настоящий договор заключен в целях обеспечения многоквартирных домов, находящихся в управлении Исполнителя, коммунальными ресурсами, потребляемыми при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ: Жилищного кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491, Федеральным законом от 29.06.2015 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Поскольку перечисленные истцом нормативные правовые акты регулируют отношения, возникшие между сторонами, пункт 1.2 обоснованно принят в редакции истца.
Пункт 4.3.6 договора раздела 4.3 "Исполнитель обязуется" истец просил принять в следующей редакции: "Производить замену, поверку коллективных (общедомовых) приборов учета в установленные нормативными документами сроки. При обнаружении неисправности приборов учета, принадлежащих исполнителю, или их несоответствия требованиям действующего законодательства, произвести их ремонт или замену и письменно уведомить в течение суток ресурсоснабжающую организацию обо всех случаях неисправности коллективных (общедомовых) приборов учета и схем коммерческого учета, необходимости их ремонта, нарушения целостности пломб на них, а также об истечении межповерочного срока приборов учета. Обеспечить доступ представителям ресурсоснабжающей организации для проведения работ по вводу в эксплуатацию, а также периодической проверке коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии с составлением акта в порядке и в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ и присутствие представителя исполнителя при проведении указанных работ. Выполнять требование ресурсоснабжающей организации по замене неисправных приборов учета. До момента восстановления работоспособности или замены прибора учета расчет коммунальных ресурсов за данный отчетный период производится в соответствии с действующим законодательством РФ".
Пункт 4.3.28 истец изложил в следующей редакции: "Устанавливать общедомовые приборы учета в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором не определена иная точка учета".
Ответчик, полагая, что у него отсутствует обязанность по установке, ремонту и замене общедомовых приборов учета, предлагает пункт 4.3.28 исключить полностью, из пункта 4.3.6 исключить обязанность исполнителя производить замену, поверку коллективных (общедомовых) приборов учета и дополнить раздел договора 4.1. "Ресурсоснабжающая организация обязуется" пунктом 4.1.14. следующего содержания: "Производить замену, поверку коллективных (общедомовых) приборов учета в установленные нормативными документами сроки. Выполнять требование исполнителя по замене неисправных приборов учета (в соответствии с частью 9 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации)".
Согласно подпунктам "и", "к" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества включает в себя, в том числе проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
В силу части 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В связи с этим в части 5 статьи 13 указанного закона закреплено обязательное требование об оснащении многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
В силу части 4 статьи 12 Федерального закона N 261-ФЗ в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий. В целях снижения расходов на проведение указанных мероприятий собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать от лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, и (или) заключения этим лицом энергосервисного договора (контракта), обеспечивающего снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов.
Примерная форма перечня мероприятий для многоквартирного дома (группы многоквартирных домов) как в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, так и в отношении помещений в многоквартирном доме, проведение которых в большей степени способствует энергосбережению и повышению эффективности использования энергетических ресурсов, утверждена приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 15.02.2017 N 98/пр и в разделе перечень основных мероприятий содержит, в том числе установку коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой и электрической энергии, учета горячей воды (п. 3, п. 4, п. 7).
В силу части 2 статьи 161 ЖК РФ управление управляющей организацией является одним из способов управления многоквартирным домом.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В части 2.3 статьи 161 ЖК РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Таким образом, проведение мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома, которые обязательны в силу Федерального закона N 261-ФЗ для собственников помещений в многоквартирном доме, становится обязательным и для управляющей компании при заключении с ней договора управления многоквартирным домом.
Работы по установке приборов учета используемых энергоресурсов, как и другие мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий, отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома, в связи с чем должны осуществляться независимо от наличия решения общего собрания собственников помещений в доме о проведении этих работ. При наличии заключенного договора управления многоквартирным домом управляющая компания обязана выполнять требования подпунктов "и" и "к" пункта 11 Правил N 491 с отнесением расходов на проведение указанных мероприятий на собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке общедомовых приборов учета в таких домах возложена на лиц, ответственных за содержание общего имущества многоквартирного жилого дома.
В этой связи, арбитражный суд области пришел к обоснованному выводу о том, что разногласия, возникшие между сторонами при заключении договора ресурсоснабжения N 20089 в части пунктов 4.3.6 и 4.3.28 договора, подлежат урегулированию путем изложения этих пунктов договора в редакции ПАО "Квадра", ввиду соответствия этой редакции положениям Федерального закона N 261-ФЗ и жилищному законодательству.
Пункт 4.1.14 в предложенной ответчиком редакции подлежит исключению из договора, поскольку противоречит приведенным нормам.
Истец просил согласовать пункт 11.2 договора в следующей редакции: "Взаимоотношения сторон, не урегулированные настоящим договором, решаются в соответствии с действующим законодательством РФ".
Ответчик просил указанный пункт из договора исключить, вместе с тем каких-либо доводов в обоснование данной позиции не привел.
Поскольку предложенная истцом редакция соответствует действующему законодательству Российской Федерации, прав и законных интересов ответчика не нарушает, суд полагает необходимым согласовать пункт 11.2 договора в предложенной истцом редакции.
Доводы заявителя апелляционной жалобы по существу не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Довода ответчика о пропуске истцом шестимесячного срока для передачи разногласий на рассмотрение суда (п. 2 ст. 446 ГК РФ) подлежит отклонению ввиду следующего.
Согласно пункту 2 статьи 446 ГК РФ разногласия, которые возникли при заключении договора и не были переданы на рассмотрение суда в течение шести месяцев с момента их возникновения, не подлежат урегулированию в судебном порядке.
Из разъяснений, содержащихся в абзаце 2 пункта 41 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора" следует, что по смыслу пункта 2 статьи 446 ГК РФ, если разногласия возникли при заключении договора и не были переданы на рассмотрение суда в течение шести месяцев с момента их возникновения, суд отказывает в удовлетворении требования об их урегулировании, если только ответчик по такому иску прямо не выразит согласия на рассмотрение спора судом.
Определяя момент начала течения срока на обращение в суд с иском об урегулировании разногласий, суд исходит из того, что 03.10.2018 ответчик направил в адрес истца подписанный договор с протоколом разногласий, истец, в свою очередь, письмом от 25.10.2018 направил ответчику протокол согласования разногласий от 03.09.2018 к договору, в котором часть разногласий согласовал.
После согласования всех возникших разногласий стороны не пришли к согласию относительно пунктов 1.2, 4.1.12, 4.1.14, 4.2.9, 4.3.6, 4.3.17, 4.3.28, 5.1, 6.3, 6.11, 11.2 договора ресурсоснабжения N 20089 от 22.08.2018, о чем свидетельствует письмо от 26.11.2018, направленное ответчиком в адрес истца, в котором он предложил истцу подписать протокол разногласий к протоколу согласования разногласий.
Таким образом, преддоговорной спор возник между сторонами с момента подписания протокола согласования разногласий - 25.10.2018, которым не согласованы спорные пункты, и именно с этой даты начинается течение упомянутого срока.
Исковое заявление поступило в суд нарочным 15.04.2019, что подтверждено штампом суда на исковом заявлении, то есть в пределах установленного законом срока. В рассматриваемом случае, срок, установленный законодателем, истцом не пропущен.
Исчисление данного срока с 03.10.2018 (как указывает ответчик) - с момента получения истцом подписанного договора с протоколом разногласий, - основано на ошибочном толковании норм права, поскольку в порядке статьи 446 ГК РФ судом рассматриваются неурегулированные сторонами разногласия. Обращение контрагента с протоколом разногласий в адрес другой стороны дает потенциальную возможность оппоненту принять их полностью или в части и, тем самым, исчерпать преддоговорной спор, не обращаясь за помощью к суду.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба не содержит. Судебная коллегия апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов суда. При этом судебная коллегия учитывает, что доказательства по рассмотренному вопросу судом первой инстанции оценены правильно, нарушений требований статей 67, 68, 71 АПК РФ не допущено.
Поскольку при принятии обжалуемого решения нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, допущено не было, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения Арбитражного суда Липецкой области от 05.08.2019 по делу N А36-4293/2019 не имеется.
Государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3 000 руб. на основании статьи 110 АПК РФ относится на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 05.08.2019 по делу N А36-4293/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "16 микрорайон" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т. И. Орехова |
Судьи |
А. А. Сурненков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-4293/2019
Истец: ПАО "Квадра-генерирующая компания"
Ответчик: ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "16 МИКРОРАЙОН"
Третье лицо: ПАО Филиал "Квадра -"Липецкая генерация"