город Москва |
|
05 апреля 2024 г. |
Дело N А40-218035/2023 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи О.Н. Лаптевой (единолично),
рассмотрев апелляционную жалобу
ООО "Бетта"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 02 февраля 2024 года
по делу N А40-218035/2023, принятое судьей Л.А. Куклиной,
в порядке упрощенного производства,
по иску ООО "Бетта" (ОГРН: 1022500710055)
к ОАО "Российские железные дороги" (ОГРН: 1037739877295)
о взыскании неустойки,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
ООО "Бетта" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к ОАО "Российские железные дороги" (далее - ответчик) о взыскании неустойки в размере 160.401,60 руб.
Настоящее дело было рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам, установленным главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 02 февраля 2024 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
При этом суд исходил из необоснованности заявленных исковых требований.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт, удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права, на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Указывает, что судом необоснованно дана оценка доводам отзыва на исковое заявление ответчика, поданного за пределами срока на представление документов. Кроме того, истец указывает на отсутствие оснований для увеличения сроков доставки грузов ввиду задержки вагонов, контейнеров в пути следования, связанной с оформлением и исправлением обнаруженной технической неисправности, возникшей по не зависящим от перевозчика причинам.
Ответчик не представил отзыв на апелляционную жалобу.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев дело без вызова сторон в порядке статей 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
Истец в рамках настоящего дела отыскивает неустойку в размере 160.401,60 руб. в связи с нарушением ответчиком нормативного срока доставки грузов по железнодорожной накладной N ЭЙ953680.
Нормативное нарушение срока доставки груза подтверждается материалами дела.
Претензия истца оставлена ответчиком без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в Арбитражный суд города Москвы с иском по настоящему делу.
Отношения сторон по перевозке груза железнодорожным транспортом регулируются положениями главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 10.01.2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта).
Согласно части 2 статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации, заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
В соответствии со статьей 793 Гражданского кодекса Российской Федерации за ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную этим кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Статьей 33 Устава железнодорожного транспорта установлено, что перевозчик обязан доставить груз в срок, установленный правилами перевозки грузов.
Порядок исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом установлен Правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 07.08.2015 г. N 245 (далее - Правила N 245).
Статьями 97, 120 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних грузовых вагонов, контейнеров предусмотрена ответственность перевозчика (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчика соответствующего вида транспорта, выдавшего груз) в виде уплаты пени в размере шести процентов платы за перевозку грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров) за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере 50 процентов платы за перевозку данных грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров), если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 330, 792, 793 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 33, 97 Федерального закона от 10.01.2003 г.
N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", Правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 07.08.2015 г. N 245, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что по накладной N ЭЙ953680 срок доставки был увеличен на основании пункта 6.3 Правил N 245, в связи с чем, просрочка по оспариваемой накладной отсутствует.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции.
Довод жалобы о том, что суд первой инстанции неправомерно принял отзыв ответчика, представленный за пределами процессуального срока, установленного судом, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Данный довод не может служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, так как положения части 4 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не исключают права суда принять и оценить возражения и доказательства, поступившие до истечения процессуального срока рассмотрения дела в порядке упрощенного производства и принятия решения.
При этом, ответчик, в отзыве на исковое заявление, не ссылался на какие-либо новые доказательства, которые бы отсутствовали у истца, и для изучения которых нужно было бы дополнительное время. Кроме того, решение суда принято чуть менее, чем через месяц после направления отзыва в суд, истец имел достаточное количество времени для предоставления в суд надлежащих доказательств в опровержение доводов, изложенных в отзыве на иск.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно принял отзыв на исковое заявление.
Доводы жалобы об отсутствии оснований для увеличения срока доставки груза на основании пункта 6.3 Правил N 245, так же не могут быть приняты апелляционным судом.
В соответствии с пунктом 6.3 Правил N 245, срок доставки увеличивается на все время сроки доставки грузов, порожних вагонов увеличиваются на все время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, связанной с оформлением и исправлением обнаруженной технической неисправности, возникшей по не зависящим от перевозчика причинам.
По спорной накладной, в пути следования была выявлена техническая неисправность вагона N 52583986, а именно: "Тонкий гребень". По данному факту перевозчиком составлены акт общей формы от 13.07.2023 г. N44/6545 на начало задержки вагона в связи с выявленной неисправностью и акт общей формы от 22.07.2023 г. N43/24711 на окончание задержки, связанной с устранением неисправности вагона, возникшей не по вине перевозчика.
В Классификаторе "Основные неисправности грузовых вагонов" К ЖА 2005 05 1, указаны коды неисправностей и причины их возникновения. Такие причины возникновения, относятся к технологической неисправности. Технологическая неисправность, связанная с качеством изготовления и выполнения плановых и неплановых ремонтов грузовым вагонам в депо, на ВРЗ и ВСЗ, а также качеством подготовки вагонов к перевозкам на ПТО.
Факт ремонта вагона подтверждается уведомлением ОАО "Российские железные дороги" на ремонт вагона N 52583986 N650 от 13.07.2023 г., уведомлением ОАО "Российские железные дороги" о приемки грузового вагона N 52583986 из ремонта от 22.07.2023 г. N160, а также актом N 8717784 от 22.07.2023 г. о выполненных работах (оказанных услугах) по ремонту вагона.
По факту прибытия вагона N 52583986 на станцию назначения, на основании актов общей формы, составленных в пути следования, был составлен итоговый акт общей формы от 05.08.2023 г. N19/83570 на увеличение срока доставки на 9 суток.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что ответчик не отвечает за техническое состояние вагонов, ему не принадлежащих, и не может нести ответственности в виде пени за просрочку доставки грузов, если происходит задержка таких вагонов по причине устранения неисправностей, не зависящих от перевозчика.
Учитывая изложенное, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Оснований для отмены принятого судебного акта по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Судебные расходы между сторонами распределяются в соответствии со статей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 266, 267, 268, 269, 271 и 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 02 февраля 2024 года по делу N А40-218035/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
О.Н. Лаптева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-218035/2023
Истец: ООО "БЕТТА"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"