город Томск |
|
22 ноября 2019 г. |
Дело N А67-13676/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 ноября 2019 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Марченко Н.В., |
судей |
|
Кайгородовой М.Ю., |
|
|
Сухотиной В.М., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Филимоновой П.В. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Томское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (N 07АП-10243/2019) на решение от 27.08.2019 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-13676/2018 (судья Пирогов М.В.) по исковому заявлению государственного учреждения - Томское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 7018003855, ОГРН 1027000858653, 634034, г. Томск, ул. Белинского, 61) к обществу с ограниченной ответственностью "ТНПС ЛТД" (ИНН 7014012954, ОГРН 1027000766880, 634528, Томская область, Томский район, с. Вершинино, 1) о взыскании 1 152 211,06 руб.
В судебном заседании приняли участие:
от истца: Коморный Г.Г., доверенность от 03.06.2019,
от ответчика: Бородин, доверенность от 26.03.2019.
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Томское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ-Томское РО Фонда социального страхования Российской Федерации, отделение Фонда) обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ТНПС ЛТД" (далее - ООО "ТНПС ЛТД") о взыскании 1 152 211,06 руб., в том числе 126 633,78 руб. недополученной суммы штрафа по государственному контракту N 0265100000418000050 в соответствии с пунктом 7.4.1 государственного контракта, 98 492,94 недополученной суммы штрафа по государственному контракту N 0265100000418000051 в соответствии с пунктом 7.4.1 государственного контракта, 393 971,76 руб. ранее полученные денежные средства по государственному контракту N0265100000418000050 в соответствии с пунктом 5.13 государственного контракта (несоответствие оказанных услуг Техническому заданию), 533 112,58 руб. ранее полученные денежные средства по государственному контракту N0265100000418000051 в соответствии с пунктом 5.13. государственного контракта (несоответствие оказанных услуг Техническому заданию).
Решением от 27.08.2019 Арбитражного суда Томской области в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе ГУ-Томское РО Фонда социального страхования Российской Федерации, ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, просит состоявшийся судебный акт отменить, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить.
В обоснование жалобы указано, что акт проверки ответчику для ознакомления, подписания и подготовки мотивированного ответа направлен своевременно. По мнению апеллянта, проверка отделением Фонда проведена надлежащим образом, услуги санаторно-курортного лечения оказаны ответчиком некачественно.
ООО "ТНПС ЛТД" в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержал апелляционную жалобу по указанным в ней доводам; представитель ответчика возражал против удовлетворения жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ГУ - ТРО Фонда социального страхования Российской Федерации (государственный заказчик, заказчик) и и ООО "ТНПС ЛТД" (исполнитель) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заключены государственные контракты: государственный контракт N 0265100000418000050 от 09.04.2018 оказания услуг по санаторно-курортному лечению граждан получателей набора социальных услуг с заболеваниями по Классу IX МКБ-10 "Болезни системы кровообращения", с заболеваниями по Классу XI МКБ-10 "Болезни органов пищеварения" (протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 28.03.2018 N 0265100000418000050/1) (далее - контракт N 50), государственный контракт N 0265100000418000051 от 09.04.2018 оказание услуг по санаторно-курортному лечению граждан получателей набора социальных услуг с заболеваниями по Классу IX МКБ-10 "Болезни системы кровообращения", с заболеваниями по Классу XIII МКБ-10 "Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани" (протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 28.03.2018 N 0265100000418000051/1) (далее - контракт N 51).
Условиями контрактов предусмотрено, что заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства предоставить услуги по санаторно-курортному лечению граждан получателей набора социальных услуг в санатории, расположенном на территории Российской Федерации, Томская область, в сроки, предусмотренные настоящим контрактом, а заказчик обязуется оплатить предоставленное санаторно-курортное лечение на условиях, предусмотренных контрактом (пункты 1.2. контрактов).
Наименование, объем, место и сроки оказания услуг и требования заказчика к оказываемым услугам представлены в техническом задании (приложение N 2, пункты 1.3. контрактов).
Исполнитель предоставляет санаторно-курортное лечение на основании путевки продолжительностью лечения 18 дней, стоимостью 28 140,84 руб., по контракту N 50 - в количестве 90 штук, цена контракта 2 532 675,60 руб., по контракту N 51 - в количестве 70 штук, цена контракта 1 969 858,80 руб. (пункты 1.4., 4.1. контрактов).
Оплата производится за фактически оказанные услуги и осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделенных Фонду социального страхования Российской Федерации в пределах лимитов бюджетных обязательств на 2018 год. Оплата производится по безналичному расчету с расчетного счета заказчика на расчетный счет организации -исполнителя. Перечисление денежных средств осуществляется в течение 10 (десяти) банковских дней с момента получения заказчиком полного комплекта надлежащим образом оформленных финансовых документов (реестр, отрывные талоны или документы их заменяющие, акт о приемке выполненных работ, оказанных услуг, поставки товара в пользу граждан в целях их социального обеспечения, счет) (пункты 4.3. контракта).
При невозможности полного использования путевок (в случае опоздания, досрочного выбытия из санаторно-курортного учреждения, а также по иным причинам) стоимость за неиспользованные по путевке дни исполнителю не оплачивается (пункты 4.4. контракта).
Приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также оказанных услуг оформляется документом о приемке (акт о приемке выполненных работ, оказанных услуг, поставки товара в пользу граждан в целях их социального обеспечения (Приложение N 5), который не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем окончания приемки, подписывается заказчиком, либо исполнителю в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа (пункты 5.7. контрактов).
В материалы дела представлены акты о приемке выполненных работ, оказанных услуг, поставки товара по каждому из контрактов от 15.05.2018 (л.д. 52-53, 54-56,т. 1).
Согласно актам по контракту N 50 ответчиком были оказаны услуги в количестве 14 общей стоимостью 393 971,76 руб., по контракту N 51 были оказаны услуги в количестве 19 общей стоимостью 533 112,58 руб.
Услуги полностью оплачены платежными поручениями от 18.05.2018 N 118086 на сумму 393 971,76 руб., от 22.05.2018 N 137355 на сумму 533 112,58 руб. (л.д. 57-58, т. 1).
Согласно приказу ГУ - Томское РО Фонда социального страхования Российской Федерации о создании комиссии по проверке санаторно-курортного учреждения от 04.05.2018 N 634 (л.д. 59-60, т. 1) истцом до приемки результатов исполнения контрактов принято решение о комиссионной проверке ответчика 07.05.2018 на соответствие условий санаторно-курортного лечения льготных категорий граждан требованиям технического задания государственного контракта с оформлением акта проверки. В состав комиссии помимо работников ГУ - Томское РО Фонда социального страхования Российской Федерации были включены представители ТРООО "Всероссийское общество инвалидов".
По результатам проверки комиссией составлен акт от 01.06.2018, которым были выявлены нарушения условий контрактов в части доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения, а также выявлено отсутствие холодильников в некоторых номерах (л.д. 62-64, т. 1).
Членом комиссии - представителем ТРООО "Всероссийское общество инвалидов" от имени организации подписано письмо от 23.05.2018 исх. N 127 о выявленных недостатках (л.д. 61, т. 1).
Результаты проверки получены ответчиком 24.07.2018 (л.д. 65, т. 1).
Истец обратился к ответчику с претензией по контрактам от 15.06.2018 N 10.1-19/7010-2536 (л.д. 66-68, т. 1) с требованиями об оплате штрафов по фактам ненадлежащего исполнения контракта, указанных в акте проверки со ссылкой на пункт 7.4.1. контракта (в размере 10 % от цены контракта): 253 267,56 руб. по контракту N 50, 196 985,88 руб. по
контракту N 51, а всего 450 253,44 руб. в срок до 29.06.2018.
Суммы штрафов частично были оплачены за ответчика в рамках обязательств по обеспечению контракта (раздел 13 контракта), а именно на основании банковских гарантий (л.д. 69-72, т. 1), платежными поручениями от 25.07.2018 N 497008 на сумму 126 633,78 руб. (по контракту N 50), от 25.07.2018 N 472053 на сумму 98 492,94 руб. (по контракту N 51).
Прокуратурой Томской области проведена проверка исполнения отделением Фонда законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд при исполнении и расторжении государственных контрактов N N 50, 51, по результатам которой вынесено представление от 30.08.2018 N 07-248-2018 (л.д. 135-137, т. 1) с предложением в течение месяца со дня вынесения представления принять конкретные меры по устранению выявленных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.
В ходе указанной проверки прокуратурой установлено, что истцом предусмотренные контрактами результаты были приняты без фактической проверки их соответствия условиям контракта и оплачены; проверка соответствия оказываемых услуг условиям закупки осуществлена после оплаты контрактов. Приемка услуг оценена как ненадлежащая, расходование бюджетных средств на оплату услуг - неэффективное.
Информация о расторжении контрактов направлена отделением Фонда в Федеральное казначейство 12.07.2018 одновременно с подписанными заказчиком 18.05.2018 и 21.05.2018 актами о приемке и сведениями об оплате оказанных услуг. Уведомления о вручении ООО "ТНПС Лтд" решений об одностороннем отказе от исполнения контрактов в учреждение поступили только 20.08.2018.
С учетом изложенного прокурором сделан вывод о том, что истцом 12.07.2018 сформирована недостоверная информация о расторжении контрактов, которая необоснованно размещена в реестре контрактов, а также о нарушении истцом требований статей 95, 103 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Вступившим в законную силу решением от 23.04.2019 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-13979/2018 отделению Фонда отказано в признании недействительным представления от 30.08.2018 N07-248-2018.
Из материалов дела также следует, что 11.07.2018 истцом приняты решения об одностороннем отказе от исполнения контрактов.
В адрес ответчика истцом направлена претензия от 19.09.2018 N 15-07/7015-4070 о возврате оплаченных в рамках контракта сумм, а также доплате недостающих сумм штрафов (л.д. 81-84, т. 1): 126 633,78 руб. - недополученная сумма штрафа и 393 971,76 руб. - ранее полученные денежные средства по контракту N 50, 98 492,94 руб. - недополученная сумма штрафа 533 112,58 руб. - ранее полученные денежные средства по контракту N 51.
Претензия получена ответчиком 09.10.2018 (л.д. 85, т. 1).
Ссылаясь на неисполнение ответчиком требований претензии, а также на односторонний отказ от исполнения заключенных с ответчиком контрактов, несоответствие оказанных ответчиком услуг требованиям технических заданий контрактов, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводам о недоказанности несоответствия оказанных ответчиком услуг техническому заданию.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции по существу иска, при этом исходит из следующего.
Правоотношения, возникшие из спорных контрактов, подлежат регулированию главой 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
В силу пункта 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных подрядных работ является сдача результата работ подрядчиком (статьи 711, 746 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 753 ГК РФ сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной.
Согласно положениям статьи 720 ГК РФ заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.
Заказчик, обнаруживший недостатки в работе при ее приемке, вправе ссылаться на них в случаях, если в акте либо в ином документе, удостоверяющем приемку, были оговорены эти недостатки либо возможность последующего предъявления требования об их устранении.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, несет риск наступления последствий совершения или несовершения им процессуальных действий (статьи 9, 65 АПК РФ).
Согласно материалам дела требования истца основаны на результатах проверки соответствия оказанных услуг техническому заданию, оформленных актом от 01.06.2018, то есть после приемки услуг по контракту.
Судом установлено, что исполнитель не был надлежащим образом извещен заказчиком о проверке качества оказанных услуг. Проверка проведена на следующий рабочий день после принятия соответствующего решения в отсутствие проверяемого, с привлечением третьего лица без согласования с ответчиком.
Акт проверки оформлен истцом только 01.06.2018. Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, в самом акте отсутствуют сведения о том, что изложенные в акте от 01.06.2018 замечания относятся именно к тем лицам, которые получили путевки ответчика по спорным контрактам, ни чем не подтверждено наличие в числе получающих услуги в мае 2018 конкретных граждан, относящихся к маломобильным группам населения и проживающих в санатории на основании предоставленных ответчиком путевок на дату проведения проверки, в том числе факт нахождения таких лиц в санатории на основании путевок на дату проверки.
Таким образом, судом установлено, что ответчик не был своевременно извещен о выявленных недостатках и лишен возможности подтвердить или опровергнуть их. С учетом указанного результаты проверки 07.05.2018 обоснованно признаны судом первой инстанции ненадлежащим доказательством оценки качества услуг, оказанных ответчиком.
При этом судом правомерно отклонена ссылка истца на установление факта ненадлежащего оказания ответчиком услуг по контрактам результатами прокурорской проверки, поскольку представление прокурора и судебные акты по делу N А67-13979/2018 не содержат выводов о качестве услуг по контрактам, основанных на обстоятельствах, не подлежащих доказыванию в рамках настоящего дела.
Таким образом, несоответствие оказанных услуг техническому заданию надлежащим образом не подтверждено. При наличии подписанных сторонами актов о приемке услуг, отсутствии возражений истца по факту оказания услуг ответчиком по контрактам основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.
Довод апелляционной жалобы о необоснованной квалификации судом спорного контракта в качестве договора, заключенного в пользу третьих лиц, судом апелляционной инстанции не принимается как не влияющий на правильность принятого решения.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, положенных в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
С учетом того, что заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, судебные расходы по апелляционной жалобе судом апелляционной инстанции не распределяются.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 27.08.2019 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-13676/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Томское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Председательствующий |
Н.В. Марченко |
Судьи |
М.Ю. Кайгородова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-13676/2018
Истец: ГУ - Томское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
Ответчик: ООО "ТНПС ЛТД"