город Воронеж |
|
28 ноября 2019 г. |
Дело N А14-12437/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2019 года.
В полном объеме постановление изготовлено 28 ноября 2019 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Осиповой М.Б.,
судей Донцова П.В.,
Семенюта Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сакварелидзе Н.Г.,
при участии:
от акционерного общества "Воронежская горэлектросеть": Румянцев В.В. - представитель по доверенности N 6 от 10.06.2019, представлен диплом о высшем юридическом образовании;
от Административной комиссии при управе Советского района городского округа город Воронеж: Душкова Е.С. - представитель по доверенности N 91/2019 от 06.08.2019;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Административной комиссии при Управе Советского района городского округа город Воронеж на решение Арбитражного суда Воронежской области от 16.10.2019 по делу N А14-12437/2019 (судья Симонова И.В.) по заявлению акционерного общества "Воронежская горэлектросеть" (ОГРН 1183668042062, ИНН 3666231341) к Административной комиссии при управе Советского района городского округа город Воронеж о признании незаконным и об отмене постановления от 23.04.2019 по делу N 297/2019,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Воронежская горэлектросеть" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Административной комиссии при управе Советского района городского округа город Воронеж (далее - Административная комиссия, административный орган) о признании незаконным и об отмене постановления от 23.04.2019 по делу N 297/2019.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 16.10.2019 заявленные акционерным обществом "Воронежская горэлектросеть" требования удовлетворены, признано незаконным и отменено постановление Административной комиссии при управе Советского района городского округа город Воронеж от 23.04.2019 по делу N 297/2019 о привлечении акционерного общества "Воронежская горэлектросеть" к административной ответственности, предусмотренной статьей 41 Закона Воронежской области от 31.12.2003 N 74-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Воронежской области", в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, Административная комиссия обратилась в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает на наличие в действиях Общества события и состава вменяемого административного нарушения. Также Административная комиссия отмечает, что правонарушение, выразившиеся в невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренной законом обязанности (применительно к обстоятельствам настоящего дела в несвоевременном восстановлении асфальтового покрытия), является длящимся, ввиду чего сроки давности надлежит исчислять со дня обнаружения административного правонарушения (05.04.2019).
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 05.04.2019 в 09 часов 30 минут по адресу: г. Воронеж, в проезде в районе дома N 7 по ул. Путиловская, ведущим специалистом отдела реализации муниципальных услуг и мониторинга за содержанием объектов внешнего благоустройства управления дорожного хозяйства администрации городского округа город Воронеж с применением средств фотофиксации установлен факт несвоевременного восстановления благоустройства, а именно нарушенного асфальтобетонного покрытия при осуществлении плановых земельных работ для прокладки кабеля сети электроснабжения, не восстановлено временное асфальтобетонное покрытие, в соответствии с графиком производства работ от 28.09.2018 N 30/201.
Данное нарушение зафиксировано в акте непосредственного обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения от 05.04.2019.
10.04.2019 в отношении АО "Воронежская горэлектросеть" составлен протокол об административном правонарушении по статье 41 Закона Воронежской области от 31.12.2003 N 74-03 "Об административных правонарушениях на территории Воронежской области".
По итогам рассмотрения административного материала Административной комиссией было вынесено постановление от 23.04.2019 о признании АО "Воронежская горэлектросеть" виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 41 Закона Воронежской области от 31.12.2003 N 74-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Воронежской области", и назначении Обществу наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с названным постановлением по делу об административном правонарушении, Общество обратилось в арбитражный суд за судебной защитой.
Арбитражный суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу о том, что на момент вынесения административным органом оспариваемого постановления срок давности привлечения к административной ответственности.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, апелляционный суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении
Решением Воронежской городской Думы от 21.12.2016 N 439-IV утвержден Порядок производства земляных работ на территории городского округа город Воронеж (далее - Порядок), определяющий процедуры оформления, предоставления, продления и закрытия разрешения на осуществление земляных работ и приемку восстановления нарушенного благоустройства при строительстве и ремонте инженерных сооружений и коммуникаций, дорог, тротуаров, проведении инженерно-геологических изысканий, разработке карьеров и проведении работ по благоустройству территории городского округа город Воронеж, а также организацию контроля за восстановлением благоустройства, нарушенного в результате производства земляных работ, на территории городского округа город Воронеж.
Согласно пункту 6.7 Порядка после выполнения земляных работ должно быть произведено комплексное восстановление нарушенного благоустройства территории, в том числе дорожного покрытия, бортового камня, тротуарной плитки и элементов озеленения. Траншеи под проезжей частью и тротуарами необходимо засыпать песком с послойным уплотнением и поливкой водой, траншеи на газонах засыпать местным грунтом с уплотнением, восстановлением плодородного слоя и посевом травы. Затем необходимо очистить участок от строительного мусора.
В силу пункта 6.9 Порядка при проведении земляных работ в отопительный период нарушенные элементы благоустройства должны быть восстановлены в зимнем варианте (планировка грунта; выполнение мероприятий по восстановлению конструкций дорожной одежды, предусмотренных приложением N 1 к настоящему Порядку, с засыпкой сухого песка, послойным его уплотнением, укладкой и уплотнением щебня, временным восстановлением усовершенствованного покрытия литой асфальтобетонной смесью или холодным асфальтом, на тротуарах допускается использование бетона) и сданы представителям уполномоченного органа, учреждения в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным пунктом 1.6 настоящего Порядка в срок, определенный разрешением на осуществление земляных работ. Восстановление элементов благоустройства в полном объеме в соответствии с нормативными требованиями производится в весенний период при наступлении благоприятных погодных условий, но не позднее 1 мая, о чем заявитель уведомляет гарантийным письмом уполномоченный орган в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным пунктом 1.6 настоящего Порядка.
В соответствии со статьей 41 Закона Воронежской области от 31.12.2003 N 74-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Воронежской области" несвоевременное или некачественное восстановление асфальтного покрытия и дорожного оборудования, газонов, тротуаров и зеленых насаждений влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются отношения в сфере общественного порядка и безопасности населения при производстве земляных работ на территории городского округа город Воронеж, которые установлены Порядком производства земляных работ на территории городского округа город Воронеж, утвержденным решением Воронежской городской Думы от 21.12.2016 N 439-IV.
Объективная сторона - неисполнение муниципальных правовых актов органов местного самоуправления, принятых ими в пределах полномочий.
Как следует из материалов дела, Управой Советского района городского округа город Воронеж 25.06.2018 АО "Воронежская горэлектросеть" выдано разрешение на осуществление земляных работ N 131, в соответствии с которым Обществу разрешено производство земляных работ: г. Воронеж, ул. Путиловская, д. 7, д. 1, место проведения работ: проезд, тротуар, газон, грунт, сроки проведения: с 22.10.2018 по 14.12.2018, срок оформления акта о временном восстановлении благоустройства 17.12.2018, в полном объеме 01.05.2019.
Согласно графику производства работ N 30/201 от 28.09.2018 Обществу в срок до 14.12.2018 надлежало осуществить временное восстановление нарушенных элементов благоустройства на зимний период.
Из представленных в материалы дела доказательств усматривается, что на момент составления акта непосредственного обнаружения (05.04.2019) не произведено временное восстановление благоустройства, таким образом, в действиях Общества имелось событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 41 Закона N 74-ОЗ.
Вместе с тем, в силу статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 14 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Из материалов дела следует, что вменяемое Обществу правонарушение является нарушением требований муниципальных правовых актов органов местного самоуправления, принятых ими в пределах полномочий, срок давности привлечения к административной ответственности по которому составляет два месяца.
Днем совершения вменяемого обществу административного правонарушения является 15.12.2018 - день, следующий за днем установленного срока осуществления временного восстановления нарушенных элементов благоустройства.
При этом вменяемое нарушение с учетом указанных разъяснений нельзя признать длящимся.
В данном случае срок давности привлечения к административной ответственности составляет два месяца и истекает 15.02.2019. На момент вынесения административным органом постановления (23.04.2019) срок давности привлечения к административной ответственности истек.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
В силу разъяснений, данных в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности. Поэтому при принятии решения по делу о привлечении к административной ответственности, а также рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд должен проверять, не истекли ли указанные сроки, установленные частями 1 и 3 статьи 4.5 КоАП РФ. В ходе такой проверки необходимо учитывать положения части 5 этой статьи, предусматривающей основания и порядок приостановления сроков давности привлечения к административной ответственности.
Учитывая, что данные сроки не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает либо решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ), либо решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа полностью или в части (часть 2 статьи 211 АПК РФ).
При таких обстоятельствах, постановление Административной комиссии при Управе Советского района городского округа город Воронеж о назначении административного наказания от 23.04.2019 по делу N 297/2019 является незаконным и подлежит отмене.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе и способных повлечь отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем, удовлетворению не подлежит.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины судом не рассматривался, поскольку на основании статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 16.10.2019 по делу N А14-12437/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Административной комиссии при Управе Советского района городского округа город Воронеж - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.Б. Осипова |
Судьи |
П.В. Донцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-12437/2019
Истец: АО "Воронежская горэлектросеть"
Ответчик: Административная комиссия при Управе Советского района городского округа г. Воронеж