г. Пермь |
|
25 ноября 2019 г. |
Дело N А71-9028/2019 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
судьи Голубцова В.Г.
рассмотрел без вызова сторон апелляционную жалобу истца Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Завьяловском районе Удмуртской Республики,
На мотивированное решение Арбитражного суда Удмуртской Республики.
от 16 сентября 2019 года,
принятое судьей Иютиной О.В.,
в порядке упрощенного производства по делу N А71-9028/2019
по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Завьяловском районе Удмуртской Республики (ИНН 1808400812, ОГРН 1021800642214)
к обществу с ограниченной ответственностью "Транспортно-диспетчерская компания "Автотранс" (ОГРН 1171832010734, ИНН 1840070816)
о взыскании финансовой санкции в размере 500 руб. 00 коп,
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Завьяловском районе Удмуртской Республики (далее - заявитель, пенсионный фонд, управление) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью "Транспортно-диспетчерская компания "Автотранс" с. Октябрьский (далее - ответчик, страхователь, должник) 500 руб. штрафных санкций за представление неполных и (или) недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за март 2018 года.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16.09.2019 (резолютивная часть от 05.09.2019) в порядке упрощенного производства в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, управление обратилось с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение отменить, требования удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что судом допущено неправильное применение норм материального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Считает, что управлением не нарушены сроки на принятие мер по взысканию санкций и обращению в арбитражный суд с заявлением. Отмечает, что правомерность привлечения страхователя к ответственности подтверждается материалами дела. Указывает, что срок давности привлечения страхователя к ответственности за совершение правонарушения составляет три года.
Ответчик письменный отзыв по возражениям управления не представил.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Дело рассмотрено без вызова лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте суда www.17aas.arbitr.ru, а также в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, что в ходе проверки управлением установлено, что сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исх.) за март 2018 года, представленные должником 09.04.2018, содержат ошибки.
09.04.2018 должнику направлено уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий, которое получено последним 09.04.2018.
Сведения по форме СЗВ-М (доп.) за март 2018 года должником в срок на устранение выявленных управлением ошибок, установленный Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н, не представлены. Указанные сведения представлены только 20.08.2018.
На основании материалов проверки взыскателем составлен акт от 13.11.2018 N 019S18180011344, по результатам проверки вынесено решение от 09.01.2019 N 019S19190000004 о привлечении должника к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N27-ФЗ, в виде взыскания финансовой санкции в сумме 500 рублей. Решение направлено должнику 18.01.2019.
В целях добровольной уплаты финансовых санкций должнику выставлено требование от 07.03.2019 (направлено должнику 14.03.2019) со сроком исполнения до 26.03.2019.
Вышеуказанное требование ответчиком в добровольном порядке исполнено не было, что явилось основанием для обращения управления 26.04.2019 в арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ответчика 500 руб. 00 коп. финансовой санкции за представление неполных и (или) недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за март 2018 г., в принятии которого Арбитражным судом УР отказано о чем вынесено определение от 16.05.2019 по делу N А71-7362/2019, что послужило основанием для обращения последнего в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований фонда, суд первой инстанции исходил из того, что у Пенсионного фонда отсутствовали правовые основания для привлечения общества к ответственности.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации" устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лицах, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", а также сведений о детях.
Согласно статье 1 закона N 27-ФЗ индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (часть 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в редакции, действовавшей до 31.12.2016).
В части 17 статьи 17 закона N 27-ФЗ в редакции, действующей с 01.01.2017, установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных данной статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
В соответствии со статьей 2 федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего федерального закона, федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", федерального закона от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ "О накопительной пенсии" и федерального закона от 01 апреля 1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации", иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации. Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются с 01.01.2017 законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Из перечисленных норм права следует, что к отношениям, связанным с взысканием штрафов, предусмотренных законом N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений в системе обязательного пенсионного страхования, в отсутствие иного специального правового регулирования (часть 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) подлежат применению сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.
На основании пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании штрафа может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования о его уплате.
Ранее, до 31.12.2016, аналогичная норма содержалась в статье 19 федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, федеральный фонд обязательного медицинского страхования", которая применялась при взыскании указанных штрафов в силу статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
В силу пункта 2 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что Управлением не соблюден предусмотренный пунктом 1 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации 10-дневный срок для составления акта проверки.
При этом само по себе нарушение срока составления акта проверки не влечет отказ в удовлетворении требований по указанному основанию.
Согласно правовой позиции, изложенной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 9 Информационного письма от 17.03.2003 N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации", применимой при рассмотрении настоящего спора в связи с тождественностью правового регулирования процедуры взыскания налогов и страховых взносов, пропуск налоговым органом срока проведения камеральной проверки не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней.
В пункте 31 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих по применению арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 101, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса Российской Федерации.
Правовая позиция о применении указанных положений изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 13.06.2018 N 302-КГ18-6775.
В соответствии с положениями статьей 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена настоящим Кодексом (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 настоящего Кодекса), должностным лицом налогового органа в течение 10 дней со дня выявления указанного нарушения должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое нарушение.
Между тем, акт о выявлении правонарушения составлен Управлением 13.11.2018, то есть с нарушением срока, что свидетельствует о нарушении взыскателем процессуальных сроков проверки, повлекших за собой соответствующее смещение совокупных сроков на принятие мер по взысканию санкции в судебном порядке.
Обращение взыскателя в суд с настоящим заявлением 28.05.2019 свидетельствует о пропуске срока взыскания финансовой санкции.
Пенсионным фондом ходатайство о восстановлении срока не заявлено.
Таким образом, заявителем утрачена возможность принудительного взыскания задолженности в связи с истечением установленного срока на ее взыскание. Основания для удовлетворения требований отсутствуют.
Ссылка заявителя жалобы на то, что в соответствии с абзацем 19 статьи 17 закона N 27-ФЗ срок давности привлечения страхователя к ответственности за совершение правонарушения составляет три года со дня, когда территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации узнал или должен был узнать о правонарушении, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку в настоящем случае с даты выявления управлением нарушения, с учетом совокупных сроков, предусмотренных законодательством для составления акта о выявлении правонарушения, направления акта страхователю, направления возражений на акт, вынесения решения, направления решения страхователю, вступления решения в законную силу, вынесения требования, направления его страхователю, срока для исполнения требования, 6-месячного срока со дня истечения срока для исполнения требования, следует, что уже ко дню обращения управления в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание финансовых санкций, срок обращения в арбитражный суд истек.
Несогласие заявителя жалобы с выводами суда первой инстанции не свидетельствует о наличии оснований для отмены или изменения принятого по делу решения.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя. В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Пенсионный фонд освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16 сентября 2019 года, принятое в порядке упрощенного производства по делу N А71-9028/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья |
В.Г. Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-9028/2019
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Завьяловском районе Удмуртской Республики
Ответчик: ООО "Транспортно-Диспетчерская компания "Автотранс"