город Ростов-на-Дону |
|
26 января 2024 г. |
дело N А32-44610/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 января 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Глазуновой И.Н., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шурпенко А.С.,
в отсутствие представителей лиц участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Автономная теплоэнергетическая компания"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 15.12.2023 по делу N А32-44610/2023
по заявлению акционерного общества "Автономная теплоэнергетическая компания" (ИНН 2312054894, ОГРН 1022301974420)
к административной комиссии при администрации муниципального образования
город Новороссийск
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Автономная теплоэнергетическая компания" (далее - общество, АО "АТЭК") обратилось с заявлением в Арбитражный суд Краснодарского края к административной комиссии при администрации муниципального образования г. Новороссийск (далее - административная комиссия, административный орган) об оспаривании постановления от 10.08.2023 N 10-08-494 о привлечении к административной ответственности по пункту 1 статьи 3.2 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 N 608-КЗ "Об административных правонарушениях" (далее - Краевой закон N 608-КЗ) в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.12.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "АТЭК" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на то, что правонарушение, выразившееся в невосстановлении в установленный срок нарушенного благоустройства в зоне производства земляных работ, не может относиться к категории длящихся правонарушений и считается оконченным с момента истечения срока производства работ по разрешению, так как в силу требований пункта 1.6 "Правил производства земляных работ на территории муниципального образования город Новороссийск и признании утратившими силу некоторых постановлений администрации муниципального образования город Новороссийск" (утв. Постановлением Администрации МО г. Новороссийск от 19.09.2013 N 6687) (далее - Правила N 6687) восстановление нарушенного благоустройства организовывается и (или) производится в сроки производства работ, указанные в разрешении. Поскольку Правилами N 6687 предусмотрен срок, в течение которого общество обязано было выполнить возложенную на него обязанность по восстановлению благоустройства, постольку срок давности привлечения к административной ответственности в данном случае следует исчислять с момента истечения срока производства работ, указанного в выданном разрешении на выполнение аварийных земляных работ. В рассматриваемом случае на момент вынесения административной комиссией оспариваемого постановления срок давности привлечения общества к административной ответственности истек, что в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, на основании разрешения управления контроля городского хозяйства администрации г. Новороссийска Краснодарского края от 15.02.2022 N 3-2/15.02Д1 АО "АТЭК" в период с 15.02.2022 по 18.02.2022 производило ремонтные работы подземных коммуникаций, связанные с разрытием на землях общего пользования территории МО г. Новороссийск, по адресу: г. Новороссийск, Анапское шоссе, д.4-6.
В письме от 04.03.2022 главный инженер филиала АО "АТЭК" "Новороссийские тепловые сети" в адрес начальника управления контроля городского хозяйства г. Новороссийска гарантировал восстановление асфальтобетонного покрытия на месте разрытия после проведения ремонта на тепловой сети.
Административным органом установлено, что по состоянию на 27.06.2023 работы были окончены, асфальтобетонное покрытие дороги на месте разрытия не восстановлено.
Должностным лицом отдела муниципального контроля в сфере благоустройства контрольно-ревизионного управления администрации Муниципального образования г. Новороссийска 27.06.2023 составлен акт осмотра территории (объекта), в соответствии с которым в ходе осмотра установлено, что по указанному адресу выявлено не принятие мер к восстановлению элементов благоустройства при производстве работ по ремонту тепловой сети, связанных с разрытием на землях общего пользования; месторазрытия засыпано щебнем, асфальтобетонное покрытие отсутствует, что является нарушением пункта 32.1, Правил организации содержания объектов внешнего благоустройства, инженерной инфраструктуры и санитарного состояния городских территорий муниципального образования город Новороссийск, утвержденных Решением городской Думы муниципального образования город Новороссийск от 26.09.2017 N 228.
В связи с выявленными нарушениями уполномоченным должностным лицом административной комиссии в отношении АО "АТЭК" составлен протокол об административном правонарушении от 17.07.2023 N К000523 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена 1 статьи 3.2 Краевого закона N 608-КЗ.
Постановлением от 10.08.2023 N 10-08-494 АО "АТЭК" привлечено к административной ответственности по пункту 1 статьи 3.2 Краевого закона N 608-КЗ с назначением административного штрафа в размере 50 000 руб.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, общество оспорило его в судебном порядке.
Согласно части 1 статьи 3.2 Краевого закона N 608-КЗ нарушение правил благоустройства, установленных органами местного самоуправления в Краснодарском крае, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Решением городской Думы муниципального образования г. Новороссийск от 26.09.2017 N 228 утверждены Правила организации содержания объектов внешнего благоустройства, инженерной инфраструктуры и санитарного состояния городских территорий муниципального образования город Новороссийск (далее - Правила благоустройства), направленные на повышение уровня благоустройства и поддержания надлежащего санитарного состояния на территории МО город Новороссийск и создание благоприятной для жизни и здоровья людей среды обитания.
Правила устанавливают единые требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений, земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, определяют перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения, устанавливают порядок участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий, устанавливают требования по благоустройству территории муниципального образования город Новороссийск (включая освещение улиц, озеленение территорий, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также предусматривают ответственность за нарушение данных Правил.
Согласно пункту 32.1 Правил благоустройства при производстве работ, в том числе строительных, ремонтных, связанных с разрытием на землях общего пользования территории муниципального образования город Новороссийск, все разрушения и повреждения грунта, дорожного покрытия, озеленения и других элементов благоустройства должны быть восстановлены силами и за счет средств организаций, производящих эти работы.
В силу пункта 32.3.4 Правил благоустройства за заявителя возложена обязанность восстановить после окончания работ по ликвидации аварий в установленный срок все проходы, проезды, тротуары, газоны и другие элементы благоустройства, разрушенные при производстве работ по ликвидации аварий.
Пунктами 4.12.1 и 4.12.2 Правил благоустройства производства работ, связанных с разрытием территории общего пользования муниципального образования город Новороссийск, утвержденных постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск от 19.09.2013 N 6687 (далее - Правила производства работ), установлено, что на магистралях, в скверах, парках, а также в местах большого движения транспорта и пешеходов восстановительные работы должны начинаться немедленно после засыпки траншеи строительной организацией в кратчайший срок - 24 часа, в остальных случаях - не более 5 суток после засыпки траншеи.
Лица, допустившие нарушения Правил благоустройства, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством (пункт 56.3 Правил благоустройства).
Из материалов дела следует, что АО "АТЭК" при производстве работ, связанных с разрытием, не приняло мер по восстановлению асфальтобетонного покрытия дороги.
Событие, вменяемого обществу административного правонарушения, подтверждается представленными доказательствами: актом осмотра территории, фотоматериалами, протоколом об административном правонарушении, другими материалами административного дела.
Представленные доказательства, отвечающие признакам относимости и допустимости, согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 3.2 Краевого закона N 608-КЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
В рассматриваемом случае в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что общество предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено, в этой связи вина общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения имеет место.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в деянии общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 3.2 Краевого закона N 608-КЗ.
Обществом документально не подтверждено осуществление мероприятий по своевременному восстановлению элементов благоустройства (асфальтобетонного покрытия дороги).
Доводы общества о том, что срок проведения восстановительных работ ограничен, ввиду чего истек срок привлечения общества к ответственности с момента истечения срока производства работ, признается несостоятельным, поскольку ограничение срока на проведение работ выданным разрешением не освобождает АО "АТЭК" от обязанности по соблюдению требований, установленных на муниципальном уровне.
Согласно пункту 21 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года (утвержден постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 07.03.2007) днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения. Частью 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что при длящемся административном правонарушении сроки давности привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Вопреки доводам жалобы, выявленное правонарушение относится к длящимся. В данном случае правонарушение выявлено 27.06.2023, на момент составления протокола об административном правонарушении 17.07.2023 восстановительные работы обществом не проведены, иного в материалы дела не представлено. Таким образом, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено.
Назначенное административным органом административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб. соответствует размеру санкции пункта 1 статьи 3.2 Краевого закона N 608-КЗ и соразмерно совершенному деянию по характеру и тяжести правонарушения, отвечает целям и задачам административного наказания с учетом неоднократности совершенного правонарушения (постановление от 29.04.2022 N 29-04-442 вступило в законную силу 01.03.2023).
Обстоятельств, исключающих привлечение общества к административной ответственности (в том числе предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ), судом не установлено, равно суд не усматривает оснований для применения положений 3.4, 4.1.1 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае апелляционная коллегия не усматривает каких-либо исключительных обстоятельств, послуживших причиной совершения АО "АТЭК" административного правонарушения, при том, что общество не могло не знать об установленных обязательных требованиях действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы общества, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.12.2023 по делу N А32-44610/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-44610/2023
Истец: АО "АВТОНОМНАЯ ТЕПЛОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ", АО "АТЭК"
Ответчик: Административная комиссия при администрации МО г. Новороссийск, Административная комиссия при администрации муниципального образования г. Новороссийск
Хронология рассмотрения дела:
27.12.2024 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-11170/2024
25.10.2024 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-11167/2024
22.05.2024 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-44610/2023
10.04.2024 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-44610/2023
26.01.2024 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-21359/2023
15.12.2023 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-44610/2023