28 ноября 2019 г. |
Дело N А43-24141/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.11.2019.
Полный текст постановления изготовлен 28.11.2019.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Захаровой Т.А., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Торговый дом "Перекресток" (ИНН 7728029110, ОГРН 1027700034493) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 24.09.2019 по делу N А43-24141/2019, принятое по заявлению акционерного общества "Торговый дом "Перекресток" о признании незаконным и отмене постановления Комитета государственного ветеринарного надзора Нижегородской области от 14.05.2019 МИН N 0044121.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
На основании приказа председателя Комитета государственного ветеринарного надзора Нижегородской области (далее - Комитет, административный орган) от 05.02.2019 N 32-П в период с 07.02.2019 по 22.02.2019 в отношении акционерного общества "Торговый дом "Перекресток" (далее - Общество) проведена внеплановая выездная проверка по адресу места фактического осуществления деятельности: г.Нижний Новгород, площадь Революции, д.9; ул.Сергея Есенина, д.30; ул.Бульвар Мещерский, д.10б; ул.Карла Маркса, д.7а; ул.Советская, д.12.
По результатам проверки выдано предписание и требование об устранении выявленных нарушений от 22.02.2019 N 32-п.
Управлением в период с 16.04.2019 по 23.04.2019 на основании приказа от 08.04.2019 N 67-п с целью проверки исполнения выданного предписания проведена внеплановая выездная проверка Общества.
В результате проверки административным органом установлен факт неисполнения Обществом пункта 2 предписания, а именно: на момент проверки выявлено хранение и реализация в охлажденной витрине торгового зала в открытых металлических гастроемкостях продукции без ветеринарных сопроводительных документов собственного производства универсама Общества (филе куриное, шейка свиная, грудинка свиная, свиная корейка, корейка свиная с костью, грудинка свиная на кости, свинина духовая, печень говяжья, язык говяжий, говядина духовая).
По результатам проверки составлен акт проверки от 23.04.2019 N 67-П.
Усмотрев в деянии Общества признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), уполномоченное должностное лицо Комитета 23.04.2019 составило протокол об административном правонарушении N 0044121 и 14.05.2019 вынесло постановление МИН N 0044121, которым привлекло Общество к административной ответственности в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 24.09.2019 в удовлетворении заявленного требования отказал.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, Общество привлечено к административной ответственности за пределами установленного статьей 4.5. КоАП РФ срока.
Общество утверждает, что срок исполнения предписания был определен как незамедлительно, то есть срок его выполнения совпадает с датой вынесения - 22.02.2019.
Заявитель жалобы считает, что административный орган привлек Общество к административной ответственности за неисполнение повторного требования.
Комитет отзыв на апелляционную жалобу в установленный законом срок не представил, направил в суд ходатайство о приобщении к материалам дела копии протокола от 23.04.2019 N 0044121, доверенности от 15.11.2018 N 16919951/2018, распечатки телефонных соединений, постановления от 14.05.2019 N 0044121, телефонограммы от 22.04.2019.
Рассмотрев заявленное ходатайство, суд апелляционной инстанции счел необходимым его удовлетворить в части приобщения к материалам дела доверенности от 15.11.2018 N 16919951/2018, распечатки телефонных соединений, телефонограммы от 22.04.2019, в приобщении остальных документов отказать ввиду наличия этих документов в материалах дела.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Частью 8 статьи 19.5 КоАП РФ установлено, что невыполнение в установленный срок законных требований лиц, уполномоченных на осуществление государственного ветеринарного контроля (надзора), об устранении нарушений ветеринарно-санитарных требований и правил влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон о ветеринарии) под государственным ветеринарным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее -юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области ветеринарии, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных государственных органов по систематическому наблюдению за исполнением требований законодательства Российской Федерации в области ветеринарии, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований законодательства Российской Федерации в области ветеринарии при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Государственный ветеринарный надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный ветеринарный надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный ветеринарный надзор) (далее - органы государственного ветеринарного надзора) в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства Нижегородской области от 26.09.2005 N 231 "Об утверждении Положения о комитете ветеринарного надзора Нижегородской области" Комитет государственного ветеринарного надзора Нижегородской области является органом исполнительной власти Нижегородской области, реализующим полномочия в области ветеринарии.
В силу пункта 3.23 названного Положения одной из функций Комитета является осуществление регионального государственного ветеринарного надзора.
Статьей 9 Закона о ветеринарии установлено, что должностные лица органов государственного ветеринарного надзора, являющиеся государственными ветеринарными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право предъявлять организациям и гражданам требования о проведении противоэпизоотических и других мероприятий, об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о ветеринарии, а также осуществлять контроль за выполнением этих требований.
В силу части 3 статьи 8 Закона о ветеринарии к отношениям, связанным с осуществлением государственного ветеринарного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Согласно подпункту "а" части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан.
В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения (пункт 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ).
Статьей 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ) установлено, что в обороте могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям нормативных документов и прошедшие государственную регистрацию в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не соответствуют требованиям нормативных документов.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, оказанию услуг в сфере розничной торговли пищевыми продуктами, материалами и изделиями и сфере общественного питания, обязаны предоставлять покупателям или потребителям, а также органам государственного надзора полную и достоверную информацию о качестве и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, соблюдении требований нормативных документов при изготовлении и обороте пищевых продуктов, материалов и изделий и оказании таких услуг (часть 1 статьи 5 Закона N 29 - ФЗ).
Продукты животноводства по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы должны соответствовать установленным требованиям безопасности для здоровья населения и происходить из благополучной по заразным болезням животных территории.
Организации и граждане, осуществляющие заготовку, переработку, хранение, перевозку и реализацию продуктов животноводства, обязаны обеспечивать выполнение указанных требований (статья 15 Закона о ветеринарии).
В силу подпункта "б" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2000 N 987 "О государственном надзоре в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов" государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов осуществляется федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными осуществлять соответственно федеральный государственный ветеринарный надзор и региональный государственный ветеринарный надзор за соответствием ветеринарным (ветеринарно-санитарным) требованиям, установленным нормативными документами: безопасности в ветеринарном отношении пищевых продуктов животного происхождения (мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов сырых, яиц и продуктов их первичной переработки, рыбы и морепродуктов, меда и продуктов пчеловодства).
Приказом Минсельхоза России от 27.12.2016 N 589 утверждены ветеринарные правила организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, порядок оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме и порядок оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях (далее - Правила N 589).
В силу пункта 2 Правил N 589 ветеринарные сопроводительные документы (ветеринарные сертификаты, ветеринарные свидетельства, ветеринарные справки), характеризующие территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого подконтрольного товара, эпизоотическое благополучие территорий его происхождения и позволяющие идентифицировать подконтрольный товар, оформляются на подконтрольные товары, включенные в Перечень подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами, утвержденный приказом Минсельхоза России от 18.12.2015 N 648.
Согласно утвержденному приказом Минсельхоза России от 18.12.2015 N 648 Перечню в число подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами, входят мясо и пищевые мясные субпродукты, рыба.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 589 оформление ветеринарных сопроводительных документов осуществляется при производстве партии подконтрольного товара (за исключением случаев, когда их оформление не требуется в соответствии с настоящими Правилами).
Пунктом 15 Правил N 589 установлено, что оформление ветеринарных сопроводительных документов не требуется при производстве партии подконтрольного товара:
а) в предприятии общественного питания в случае последующей реализации партии подконтрольного товара для питания людей на данном предприятии общественного питания, либо в случае последующей реализации партии подконтрольного товара конечному потребителю для его питания в любом ином месте,
б) в перерабатывающих цехах предприятий розничной торговли, если переработанные продукты представляют собой кулинарные изделия или готовые блюда, предназначенные для реализации конечному потребителю на данном предприятии розничной торговли.
в) предназначенного для использования производителем данного подконтрольного товара в целях, не предназначенных для его реализации, в том числе для личного потребления, содержания и (или) кормления животных, принадлежащих производителю подконтрольного товара, использования подконтрольного товара, представляющего собой приманки для охоты и рыбной ловли, производителем подконтрольного товара в процессе охоты или рыбалки, использования подконтрольного товара для удобрения принадлежащих производителю подконтрольного товара или находящихся в его пользовании земельных участков, коллекционирования (хранения коллекций) подконтрольного товара, не связанного с осуществлением предпринимательской деятельности.
Согласно пункту 3 главы 2 "ГОСТ 31985-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения" предприятие общественного питания (предприятие питания) - это объект хозяйственной деятельности, предназначенный для изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров (в том числе пищевых продуктов промышленного изготовления), как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг, в том числе по организации досуга потребителей.
Аналогичное понятие содержится в пункте 3.1 ГОСТ 30389-2013 "Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования".
Среди разных типов (кафе, ресторан, бар) предприятий питания выделен такой тип предприятия питания как заготовочное предприятие питания (цех общественного питания), которое представляет собой предприятие (цех) общественного питания, предназначенное для изготовления продукции общественного питания, снабжения доготовочных предприятий питания, магазинов и отделов кулинарии, предприятий розничной торговли, а также для доставки потребителям по их заказам, что предусмотрено пунктом 20 главы 2 ГОСТ 31985-2013. "Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения".
Примечанием к указанному пункту предусмотрено, что предприятие (цех) общественного питания может функционировать в составе (структуре) предприятия торговли и реализовывать продукцию общественного питания по месту изготовления и вне предприятия.
Вместе с тем, в силу пункта 6 части 2 ГОСТ 31985-2013 продукция общественного питания (индустрии питания) определена как совокупность кулинарной продукции, хлебобулочных, кондитерских изделий и напитков.
Кулинарная продукция: совокупность кулинарных полуфабрикатов, кулинарных изделий, блюд (пункт 49 части 2 ГОСТ 31985-2013).
Частью 2 ГОСТ 31985-2013 установлены следующие понятия:
- кулинарный полуфабрикат; полуфабрикат: пищевой продукт или сочетание продуктов, прошедшие одну или несколько стадий кулинарной обработки без доведения до готовности (пункт 50);
- кулинарный полуфабрикат высокой степени готовности: кулинарный полуфабрикат, из которого в результате минимально необходимых (одной-двух) технологических операций получают блюдо или кулинарное изделие (пункт 51);
- кулинарное изделие: пищевой продукт или сочетание продуктов, доведенные до кулинарной готовности (пункт 52);
- блюдо: пищевой продукт или сочетание продуктов и полуфабрикатов, доведенных до кулинарной готовности, порционированное и оформленное (пункт 58).
Как верно указано судом первой инстанции, из совокупного толкования приведенных норм следует, что само по себе наличие на предприятии торговли, к которому относятся магазины Общества, производственных цехов, не влечет за собой освобождение от обязанности по оформлению ветеринарных сопроводительных документов. Из содержания подпункта "а" и "б" пункта 15 Правил N 589 следует, что такая обязанность отсутствует исключительно в отношении продукции общественного питания, кулинарных изделий и готовых блюд, то есть продукции, доведенной до кулинарной готовности, готовой к употреблению как на предприятии общественного питания, так и за его пределами.
В отношении кулинарных полуфабрикатов установленные пунктом 15 Правил N 589 исключения не распространяются.
В пункте 2 предписания и требования от 22.02.2019 N 32-п Обществу было предписано немедленно и постоянно осуществлять заготовку, переработку, хранение и реализацию подконтрольной ветнадзору продукции, отвечающей требованиям ветеринарной безопасности, при наличии ветеринарных сопроводительных документов, оформленных в соответствии с Ветеринарными правилами организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 27.12.2016 N 589, зарегистрированных Минюстом РФ 30.12.2016 N 45094. Срок осуществления контроля с 20.03.2019.
Указанные требование и предписание получены Обществом 22.02.2019.
Вышеприведенные требования пункта 2 предписания и требования от 22.02.2019 N 32-п Обществом на момент проведения проверки не были исполнены, что подтверждается актом проверки от 23.04.2019 N 67-п, протоколом об административном правонарушении от 23.04.2019 N0044121.
Согласно части 2 статьи 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что Общество предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и выданного требования Комитета. При соблюдении должной степени заботливости и осмотрительности Общество имело возможность не допустить совершение административного правонарушения.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено, в связи с чем вина заявителя жалобы доказана.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о наличии в деянии Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 8 статьи 19.5 КоАП РФ.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, административным органом соблюдена, процессуальных нарушений не установлено. Общество извещалось надлежащим образом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении посредством телефонограммы от 22.04.2019. При составлении протокола об административном правонарушении 23.04.2019 присутствовал представитель Общества Шарибджанова И.С. по доверенности от 15.11.2018. О времени и месте рассмотрения дела Общество извещалось в тексте протокола об административном правонарушении от 23.04.2019 N 0044121, копия которого вручена представителю Общества Шарибджановой И.С. 23.04.2019.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что совершенное Обществом правонарушение не может быть квалифицировано в качестве малозначительного.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, установленных законодательством.
В рассматриваемом случае заявитель жалобы пренебрег исполнением возложенной на него действующим законодательством обязанности по исполнению в установленный срок выданного законного предписания и требования административного органа. Исключительных обстоятельств, позволяющих квалифицировать совершенное правонарушение как малозначительное, судом не установлено.
Размер наказания установлен Обществу с учетом положений главы 4 КоАП РФ, соответствует характеру совершенного правонарушения и соразмерен его тяжести. Штраф назначен в минимальном размере.
Одновременно в рассматриваемом случае суд не усмотрел оснований для замены административного штрафа на предупреждение в порядке части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ и снижения размера штрафа на основании части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ ввиду отсутствия документальных доказательств, подтверждающих наличие исключительных для этого обстоятельств.
Вопреки доводам апелляционной жалобы двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности Комитетом не нарушен.
Как следует из материалов дела, в пункте 2 предписания и требования от 22.02.2019 N 32-п Обществу было предписано немедленно и постоянно осуществлять заготовку, переработку, хранение и реализацию подконтрольной ветнадзору продукции, отвечающей требованиям ветеринарной безопасности, при наличии ветеринарных сопроводительных документов. Срок осуществления контроля с 20.03.2019.
То есть исполнение требования Комитета предполагалось не к конкретному сроку, а немедленно и постоянно. Нарушение выявлено 16-17.04.2019, что зафиксировано актом проверки от 23.04.2019. Постановление вынесено административным органом 14.05.2019, то есть в пределах двухмесячного срока со дня совершения правонарушения. Доказательств повторного привлечения к административной ответственности за неисполнения рассматриваемого требования Комитета судом по материалам дела не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Общества по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 24.09.2019 по делу N А43-24141/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Торговый дом "Перекресток" оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.