г. Владивосток |
|
29 ноября 2019 г. |
Дело N А51-15225/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 ноября 2019 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.А. Бессчасной,
судей Т.А. Солохиной, Н.А. Скрипки,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВТО",
апелляционное производство N 05АП-8162/2019
на решение от 19.09.2019
судьи А.А.Фокиной
по делу N А51-15225/2018 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВТО" (ИНН 2536178110; ОГРН 1062536055284)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя - закрытое акционерное общество "Давос"
к Находкинской таможне (ИНН 2508025320; ОГРН 1022500713333)
о признании незаконным решения таможенного органа от 19.04.2018 N 14- 12/07279 об отказе во внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ N 10714060/130515/0001669 по заявлению ООО "ВТО" исх. N 0015/18 от 04.04.2018, об обязании внести изменения в ДТ N 10714060/130515/0001669 в соответствии с заявлением,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ВТО" (далее - ООО "ВТО", заявитель, общество, декларант) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Находкинской таможне (далее - таможня, таможенный орган) и просит суд признать незаконным решение об отказе во внесении изменений в декларацию на товары (далее - ДТ) N 10714060/130515/0001669, выраженного в письме от 19.04.2018 N 14- 12/07279, по заявлению общества исх. N 0015/18 от 04.04.2018, обязании внести изменения в ДТ N 10714060/130515/0001669 в соответствии с заявлением.
В судебном заседании 08.11.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя судом привлечено закрытое акционерное общество "Давос" (далее - третье лицо, таможенный представитель).
Определением от 08.11.2018 судом производство по делу было приостановлено, и возобновлено определением от 29.03.2019.
Определением от 15.01.2019 в связи с заменой судьи Черняк Л.М. дело передано на рассмотрение судье Фокиной А.А.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 19.09.2019 в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, общество обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 19.09.2019, ООО "ВТО" просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований общества.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что корректировка таможенной стоимости произведена таможенным органом неправомерно, а представленные с заявлением о внесении изменений в спорную ДТ документы устраняли выявленные при таможенном контроле нарушения.
Полагает ошибочным вывод суда первой инстанции о несогласованности сторонами контракта существенных условий в части ассортиментного перечня товаров в разрезе его фактических характеристик. Также настаивает на том, что непредставление декларантом дополнительно запрошенных документов и сведений, обосновывающих заявленную им таможенную стоимость, не может повлечь принятия таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости
Общество по тексту апелляционной жалобы настаивает на необоснованности оспариваемого решения таможенного органа об отказе во внесении изменений в сведения спорной ДТ, считает его нарушающим права и законные интересы декларанта в сфере экономической деятельности, поскольку общество надлежащими документами подтвердило правильность определения таможенной стоимости ввезенных товаров.
На основании изложенного, апеллянт просит признать оспариваемый отказ таможни незаконным, а также внести изменения в сведения ДТ в соответствии с заявлением от 06.04.2018 N 0020/18.
Таможенный орган по мотивам, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.
Стороны, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 159, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу в их отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
В мае 2015 года во исполнение трехстороннего соглашения о сотрудничестве N AVD/F-01 от 21.04.2015, заключенного между компанией AMPARO OVERSEAS FZE (продавец), ЗАО "Давос" (представитель) и обществом (заказчик) на таможенную территорию Таможенного союза на условиях поставки CFR-Восточный ввезены товары "фольга алюминиевая, без основы, катанная, применяемая в строительстве" общей стоимостью 66 804,55 долл.США.
В целях таможенного оформления ввезенных товаров общество подало в таможню ДТ N 10714060/130515/0001669, определив таможенную стоимость товаров по первому методу таможенной оценки "по стоимости сделки с ввозимыми товарами".
В ходе проведения контроля таможенной стоимости товаров таможенным органом по спорной декларации принято решения о проведении дополнительной проверки, у декларанта запрошены дополнительные документы, сведения и пояснения, необходимые для подтверждения правильности определения таможенной стоимости.
По результатам контроля таможенной стоимости таможня посчитала, что сведения, использованные декларантом при заявлении таможенной стоимости товара, не основаны на количественно определенной и документально подтвержденной информации, в связи с чем, приняла решение о невозможности использования первого метода определения таможенной стоимости по спорной ДТ и о корректировке от 24.05.2015.
Во исполнение указанного решения таможенная стоимость была скорректирована по шестому "резервному" методу определения таможенной стоимости.
В результате произведенной корректировки таможенной стоимости ввезенного товара увеличилась сумма начисленных таможенных платежей, которые были уплачены таможенным представителем ЗАО "Давос".
04.04.2018 общество, полагая, что таможенный орган необоснованно принял решение о корректировке таможенной стоимости, обратилось в таможню с заявлением вх. N 0015/18 о внесении изменений в спорную ДТ в части граф 12, 45, 46, 47, В.
В подтверждение заявленных изменений декларантом были представлены копия спорной декларации на товары, копии КДТ (на минус), ДТС-1 на бумажном и электронном носителях.
06.04.2018 общество подало в Находкинскую таможню заявление о возврате излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 8188714,17 руб. (исх. N 0020/18), к которому приложило, в том числе, документы, подтверждающие стоимость сделки с ввозимым товаром, позволяющие определить таможенную стоимость по первому методу, которые не были представлены при таможенном оформлении, а именно: копию платежного поручения N 87 от 15.05.2015 об оплате по контракту и заключение эксперта N 020-01-00402 от 05.10.2017.
По результатам рассмотрения обращения общества о внесении изменении в спорную ДТ, таможня в соответствии с подпунктом "а" пункта 18 Порядка N 289 письмом от 19.04.2018 N 14-12/07279 отказала во внесении изменений и (или) дополнений в сведения спорной ДТ.
Не согласившись с указанным решением, полагая, что оно не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества в сфере внешнеэкономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе общества и в отзыве таможни на нее, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу декларанта - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Отказывая в удовлетворении требований со ссылкой на то обстоятельство, что оспариваемое решение таможни не привело к нарушению прав и законных интересов декларанта, поскольку представленными документами необходимость определения таможенной стоимости спорных товаров по первому методу и, как следствие, правовые основания для изменений сведений в ДТ и для возврата ранее уплаченных таможенных платежей подтверждены не были, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
По правилам пункта 2 статьи 191 ТК ТС внесение изменений и дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров допускается в случаях и порядке, которые определяются решением Комиссии таможенного союза.
Подпунктом "а" пункта 11 Порядка N 289 предусмотрено, что сведения, указанные в ДТ, подлежат изменению и (или) дополнению после выпуска товаров по результатам таможенного контроля или иного вида контроля, осуществляемого таможенными органами в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством государств-членов, проведенного таможенным органом, в том числе в связи с мотивированным обращением декларанта о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, в случае выявления недостоверных сведений о товарах, в том числе влекущих за собой изменение размера исчисленных и (или) подлежащих уплате таможенных, иных платежей.
На основании пункта 12 Раздела IV "Внесение изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, после выпуска товаров по инициативе декларанта" Порядка N 289 внесение изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, после выпуска товаров по инициативе декларанта осуществляется, в том числе на основании обращения.
Обращение подается в таможенный орган, в котором зарегистрирована ДТ, составляется в произвольной письменной форме, если иное не установлено Порядком N 289. В обращении указываются регистрационный номер ДТ, перечень вносимых в нее изменений и (или) дополнений и обоснование необходимости внесения таких изменений и (или) дополнений (пункт 13 Порядка N 289).
К обращению прилагаются надлежащим образом заполненная КДТ, ее электронная копия, документы, подтверждающие изменения и (или) дополнения, вносимые в сведения, указанные в ДТ (пункт 14 Порядка N 289).
В случае внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ в виде электронного документа, обращение, КДТ, документы, подтверждающие вносимые изменения и (или) дополнения, могут быть представлены декларантом в виде электронных документов с использованием информационных систем в порядке, установленном законодательством государств-членов.
Рассмотрение таможенным органом обращения производится в соответствии с законодательством государств-членов (пункты 15, 16 Порядка N 289).
В силу пункта 17 Порядка N 289 таможенный орган, рассматривающий обращение либо документы, представленные в соответствии с абзацем третьим пункта 12 Порядка N 289, проводит таможенный контроль в порядке, установленном ТК ТС.
В соответствии с пунктом 18 Порядка N 289 таможенный орган отказывает во внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, в следующих случаях:
а) обращение или документы, представленные в соответствии с абзацем третьим пункта 12 Порядка, поступили в таможенный орган после истечения срока, предусмотренного статьей 99 ТК ТС;
б) не выполнены требования, предусмотренные пунктами 3, 4, 11 - 15 Порядка;
в) при проведении таможенного контроля после выпуска товаров таможенный орган выявил иные сведения, чем представленные декларантом для внесения в ДТ и указанные в обращении или в документах, представленных в соответствии с абзацем третьим пункта 12 Порядка N 289.
Таможенный орган в письменной форме информирует декларанта об отказе во внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ.
Из материалов дела усматривается, что основанием для обращения общества с заявлением о внесении изменений в графы 12, 45, 46, 47, "В" спорной ДТ после выпуска товаров послужило несогласие декларанта с корректировкой таможенной стоимости по ДТ N 10714060/130515/0001669, а также убеждение о наличии в его распоряжении новых документов, подтверждающих необходимость определения таможенной стоимости товаров по первому методу определения таможенной стоимости.
Принимая во внимание, что опеделением Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2016 по делу N А51-13636/2015 производство по делу N А51-13636/2015 по заявлению ЗАО "Давос" о признании незаконным решения Находкинской таможни о корректировке таможенной стоимости товаров по декларации на товары N 10714060/130515/0001669 было прекращено в связи с отказом общества от требований, и вопрос о корректировке таможенной стоимости по указанной декларации не было предметом судебного или ведомственного контроля, а также учитывая, что заявителем в качестве способа восстановления нарушенного права заявлено об обязании таможенного органа внести изменения в ДТ, суд полагает, что рассмотрение вопроса о наличии оснований для внесения изменений в соответствующие графы спорной декларации находится во взаимосвязи с выяснением вопроса о законности решения о корректировке таможенной стоимости товаров, повлекших доначисление спорных таможенных платежей.
Делая вывод о наличии у таможенного органа правовых оснований для корректировки таможенной стоимости товара по спорной ДТ, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Пунктом 1 статьи 64 ТК ТС установлено, что таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза", ратифицированного Федеральным законом от 22.12.2008 N 258-ФЗ (далее по тексту - Соглашение об определении таможенной стоимости, Соглашение), основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 Соглашения об определении таможенной стоимости.
Согласно пункту 1 статьи 4 данного Соглашения таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца (пункт 2 статьи 4 Соглашения).
Как установлено пунктом 4 статьи 65 ТК ТС, заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. Аналогичная норма содержится в пункте 3 статьи 2 Соглашения об определении таможенной стоимости товара.
Порядок декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров установлен Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 (далее по тексту - Решение N 376).
В силу пункта 2 Порядка декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденного Решением N 376, таможенная стоимость товаров определяется и заявляется декларантом (таможенным представителем) таможенному органу при таможенном декларировании товаров. Сведения о таможенной стоимости товаров заявляются в декларации на товары и декларации таможенной стоимости и являются сведениями, необходимыми для таможенных целей. ДТС является неотъемлемой частью декларации на товары.
Пунктом 4 этого же Порядка предусмотрено, что ДТС и ее электронная копия представляются таможенному органу, в котором осуществляется таможенное декларирование товаров, одновременно с подачей декларации на товары. Подача ДТС должна сопровождаться предоставлением таможенному органу документов, на основании которых она была заполнена (приложение N 1 к Порядку).
По условиям статьи 66 ТК ТС таможенному органу в рамках проведения таможенного контроля предоставлено право осуществления контроля таможенной стоимости товаров, по результатам которого в соответствии со статьей 67 ТК ТС таможенный орган принимает решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров либо решение о ее корректировке.
Пунктом 1 статьи 69 Кодекса предусмотрено, что в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с настоящим Кодексом, срок и порядок проведения которой устанавливаются решением Комиссии таможенного союза.
Согласно пункту 3 статьи 69 ТК ТС для проведения дополнительной проверки заявленных сведений о таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы и сведения и установить срок для их представления. Декларант обязан либо представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения, либо в письменной форме объяснить причины, по которым они не могут быть представлены.
По правилам пункта 14 Порядка контроля таможенной стоимости товаров, утвержденного Решением N 376 (далее - Порядок контроля таможенной стоимости), при проведении дополнительной проверки должностное лицо запрашивает у декларанта дополнительные документы, сведения и пояснения, перечень которых указывается в решении о проведении дополнительной проверки. Конкретный перечень дополнительно запрашиваемых документов, сведений и пояснений определяется должностным лицом с учетом выявленных признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости оцениваемых товаров, а также с учетом условий и обстоятельств рассматриваемой сделки, физических характеристик, качества и репутации на рынке ввозимых товаров.
Пунктом 6 раздела 1 Порядка N 376 определено, что при осуществлении контроля таможенной стоимости товаров может быть использована информация, имеющаяся в распоряжении таможенного органа, в частности: по сделкам с идентичными, однородными товарами, товарами того же класса или вида, ввозимыми при сопоставимых условиях, полученная, в том числе с использованием программных средств таможенных органов (в частности, системы оперативного мониторинга таможенных деклараций).
Для достижения объективности результатов контроля должна использоваться информация, которая имеет максимально возможный сопоставимый вид с условиями анализируемой сделки.
В силу пункта 4 статьи 69 Кодекса непредставление запрошенных таможенным органом документов и сведений и (или) объяснений причин, по которым они не могут быть представлены, дает таможенному органу право принять решение о корректировке таможенной стоимости исходя из имеющейся у него информации.
Как следует из материалов дела, 21.04.2015 между обществом и иностранным партнером заключен внешнеторговый контракт N AVD/F-01, согласно условиям пункта 2.1 контракта компания ANTARES OVERSEAS FZE (продавец) обязуется поставить, а ООО "ВТО" (покупатель) обязуется принять на базисных условиях CFR-Восточный товары - алюминиевая фольга, применяемая в строительстве, толщиной 0,007 мм, производитель SHANGHAI SHENHUD ALUMINIUM FOIL CO., LTD, Китай.
Общая сумма контракта составляет 66 804,55 долл. США.
Оплата представителем денежных средств продавцу производится в долларах США. Оплата заказчиком денежных средств представителю производится в рублях РФ (пункт 2.3 контракта). Указанный товар в соответствующем количестве по согласованной сторонами контракта цене, которая также отражена в коммерческом инвойсе, был ввезен на таможенную территорию Таможенного союза.
Как следует из материалов дела, при таможенном оформлении ввезенного товара обществом вместе с ДТ N 10714060/130515/0001669 был представлен следующий пакет документов: контракт от 21.04.2015 NAVD/F-01, инвойс от 21.04.2015 NAVD/F210415-01/01, упаковочный лист, коносамент и иные документы.
В ходе таможенного контроля таможня установила значительное отклонение заявленной таможенной стоимости от данных ФТС России.
Так, таможенным органом установлено и обществом не опровергнуто, что заявленный уровень таможенной стоимости составил 1,00 долл.США, в то время как согласно сведениям, имеющимся в распоряжении таможенного органа, стоимость однородных товаров составила 3,67 долл.США/кг (ДТ N 10317110/120115/0000388), 3,74 долл.США/кг (ДТ N 10717020/271114/000936), 3,55 долл.США/кг (ДТ N 10216110/100215/0004788), 3,2 долл.США/кг (ДТ N 10111720/140115/0000013).
Кроме того, из содержания аналитических материалов российского производителя фольги ОАО "ОК РУСАЛ ТД" о затратах на производство алюминиевой фольги следует, что заявленная стоимость алюминиевой фольги по спорной ДТ ниже стоимости сырья (алюминия), цена которого согласно данных с сайтов www.lme.com и www.metalbulttin.com за период январь-июль 2014 года в зависимости от индекса колебалась от 1 694,00 до 2 347,00 долл. США за тонну.
Таким образом, в соответствии со сведениями, представленными ОАО "ОК РУСАЛ ТД", цена фольги на мировом рынке с учетом текущей стоимости алюминия на лондонской бирже металлов, затрат на производство, прибыли производителя, а также транспортных расходов составляет 3,50 - 3,70 долл.США за кг.
С учетом изложенного, у таможни имелись законные основания для проведения дополнительной проверки заявленной таможенной стоимости, в силу которого у декларанта были запрошены дополнительные пояснения и документы по факторам, влияющим на значительно более низкую цену декларируемого товара по сравнению с ценой на идентичные или однородные товары.
Из материалов дела также следует, что в ходе проведения таможенного контроля в форме таможенного досмотра, результаты которого оформлены актом таможенного досмотра N 10714060/190515/000481, таможней установлено, что во вскрытых грузовых местах находится товар - фольга с глянцевой лицевой и матовой тыльной поверхностью. При этом фактически поставлен товар с различными весовыми характеристиками, которые не согласованы в коммерческих документах. При этом контрактом установлена только толщина и ширина товара, без учета весовых характеристик.
Согласно маркировке толщина и ширина фольги 0,00635 мм х 680 мм, количество - 12 рулонов, вес одного рулона на сердечнике составил от 405 кг до 406,5 кг при одинаковой длине намотки 34478 м; толщина и ширина фольги 0,00635 мм х 890 мм, количество - 12 рулонов, вес одного рулона на сердечнике составил от 516,5 кг до 532,5 кг, длина намотки - от 33080 м до 34021-м; толщина и ширина фольги 0,00635 мм х 670 мм, количество - 12 рулонов, вес одного рулона на сердечнике составил от 403 кг до 429 кг, длина намотки - от 32295 и до 34806 м (при этом в рулонах весом 403 кг длина намотки составила 32575 м и 32295 м). Аналогичным образом и по фольге иных размеров (толщина х ширина).
Иными словами, в ходе таможенного досмотра установлено, что в рамках исполнения контракта, фактически поставлен товар, имеющий различные физические характеристики (различная ширина товара, а также длина товара в рулоне), которые в коммерческих документах не согласованы.
Таким образом, значительная разница в физических характеристиках товара оказывает непосредственное влияние на стоимость товара, как на этапе формирования себестоимости, так и при формировании отпускной цены.
Во исполнение решения о проведении дополнительной проверки общество представило в таможню копии коммерческих документов, транспортную накладную, учредительные документы, договор на оказание услуг по таможенному оформлению N 87/2012, пояснения о влияющих на цену физических характеристиках ввезенного товара, пояснения об условиях продажи, бухгалтерские документы о постановке на учет ввезенной партии товаров, переписку с иностранным контрагентом по вопросу представления экспортной декларации и прайс-листа, поручение клиента, акт и иные документы.
Как следует из пункта 1.1 трехстороннего соглашения о сотрудничестве от 21.04.2015 N AVD/F-01 продавец обязуется поставить товар заказчику и за вознаграждение в размере 3%, удерживаемое представителем, от стоимости товаров передать вытекающее из данной поставки денежное требование представителю после оплаты представителем продавцу денежных средств в размере 97% от стоимости поставляемых товаров, заказчик обязуется перечислить представителю денежные средства в размере 100%. Пунктом 4.1 соглашения предусмотрено, что заказчик обязуется перечислить на расчетный счет представителя (ЗАО "Давос") денежную сумму в размере 100% от стоимости товара в сроки, не превышающие 180 дней со дня завершения таможенного оформления товаров, а представитель (пункт 3.1) обязуется произвести оплату товара путем перечисления 97% от стоимости товара на расчетный счет продавца в течение 60 банковских дней с момента завершения таможенного оформления.
Из ДТ N 10714060/130515/0001669 следует, что в графе 42 декларант указал цену товара 66 808 долларов США, то есть 100% согласно трехстороннему соглашению.
В соответствии пункта 1 статьи 5 Соглашения, при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются вознаграждение посредникам (агентам) и вознаграждение брокерам, за исключением вознаграждения за закупку, уплачиваемого покупателем своему агенту (посреднику) за оказание услуг по его представлению за рубежом, связанных с покупкой оцениваемых (ввозимых) товаров.
При этом, пунктом 3 статьи 5 Соглашения установлено, что добавления (дополнительные начисления) к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, предусмотренные пунктом 1 статьи 5 Соглашения, производятся на основании достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
При отсутствии такой информации, необходимой для дополнительных начислений, метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами не применяется.
Из материалов дела следует, что платежные поручения от 09.06.2015 N 133, от 09.06.2015 N 134 на общую сумму 3528517,3 руб. о перечислении ЗАО "Давос" на расчетный счет инопартнера со ссылкой на три контракта, в том числе контракт от 21.04.2015 NAVD/F-01, и без указания конкретных коммерческих документов по рассматриваемой поставке, было представлено ООО "ВТО" только при обращении с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей 06.04.2018.
Платёжными поручениями N 12 от 28.05.2015 на сумму 100 долл.США и N 13 от 02.06.2015 на сумму 64700,41 долл.США инопартнёру перечислено всего 64800,41 долл.США, что сумме вышеуказанных инвойсов не соответствует.
Учитывая дату составления вышеуказанных платежных документов, общество располагало ими на момент проведения дополнительной проверки и не лишено было возможности представить их в таможенный орган. В тоже время документы, подтверждающие фактическую оплату ООО "ВТО" инопартнёру товара по контракту, не представлены обществом ни при таможенном оформлении, ни при обращении с заявлением о внесении изменений в ДТ, а только при рассмотрении дела в суде.
Коллегия полагает, что применительно к рассматриваемой ситуации у таможенного органа на момент принятия решения о корректировке таможенной стоимости товаров по ДТ N 10714060/130515/0001669, объективно отсутствовала возможность установить, какая сумма была фактически оплачена ООО "ВТО", о чем также обоснованно отмечено судом первой инстанции в обжалуемом судебном акте.
Непредставление декларантом запрошенных документов, в том числе прайс-листа продавца (производителя товара), на основании которого можно было бы проанализировать сведения о стоимости ввозимого товара в стране отправления и объяснить причины отличия цены сделки от первоначальной цены предложения, экспортной декларации, позволившей бы уточнить сведения, заявленные продавцом при вывозе товара в соответствии с законодательством страны вывоза, не позволило таможенному органу устранить послужившие основанием для проведения дополнительной проверки сомнения в достоверности сведений, представленных декларантом для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров.
Каких-либо пояснений относительно значительного расхождения по заявленной обществом в ДТ N 10714060/130515/0001669 стоимости товара и ценовой информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа, заявитель также не предоставил.
То обстоятельство, что в рамках дополнительной проверки таможенным представителем были представлены подготовленные ООО "ВТО" пояснения о влияющих на цену физических характеристиках ввезенного товара, бухгалтерские документы, не может быть принято судом во внимание, как доказательство, подтверждающее более низкую цену сделки по сравнению с ценой на идентичные или однородные товары, поскольку не устраняет сомнения, послужившие основанием для проведения дополнительной проверки. Названные пояснения документально не подтверждены, тем более, что ни положения внешнеторгового контракта, ни иные коммерческие документы сведений о производстве поставляемой алюминиевой фольги из вторичного сырья не содержат.
При этом письменные разъяснения покупателя по имеющимся вопросам условий организации внешнеторговой сделки по контракту с одновременным представлением документов, обосновывающих приводимые разъяснения, обществом также не представлены.
Согласно представленному ОАО "ОК РУСАЛ ТД" в материалы дела прайс-листу производителя спорного товара в адрес иного конкретного покупателя, цена предложения на первичный алюминий 7 мкм составляет 3610,00 долл.США/т на условиях поставки CFR-Восточный.
Таким образом, довод общества о предоставлении для целей таможенного контроля полного пакета документов в подтверждение заявленной таможенной стоимости, а также о предоставлении в таможню всех дополнительных документов в рамках проведения дополнительной проверки опровергается представленными в материалы дела доказательствами.
Что касается разницы в физических (различная ширина товара) и весовых характеристиках товара, выявленного таможенным органом на этапе осуществления таможенного контроля, то коллегия отмечает, что единая цена, установленная контрактом на 1 рулон товара, могла быть обусловлена предоставлением скидок покупателю, но исходя из анализа документов, представленных в подтверждение заявленной таможенной стоимости, а также согласно пояснениям декларанта, скидки покупателю на данную партию товара не предоставлялись.
Таким образом, сторонами контракта не согласованы существенные условия договора в части согласования ассортиментного перечня товара в разрезе его физических характеристик, что не позволяет определить обстоятельства согласования стоимости товара.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что документами, представленными в таможню, заявленная таможенная стоимость не была документально подтверждена и количественно определена, также как не был доказан объективный характер значительного отличия цен на декларируемые товары от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов по сделкам с идентичными товарами, ввезенными в Российскую Федерацию при сопоставимых условиях, в связи с чем не были устранены основания для проведения дополнительной проверки таможенной стоимости.
При этом материалами дела подтверждается, что декларанту были предоставленные все предусмотренные законом права, реализацию которых он и не пытался осуществлять ни при совершении таможенных операций, ни позже, после выпуска товара.
Согласно правовой позиции, изложенной в действующем при принятии решения о корректировке постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 N 96 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза", которая также нашла свое отражение и в действующем на настоящий момент Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства", признаки недостоверности сведений о стоимости сделки могут проявляться, в частности, в ее значительном отличии от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов, по сделкам с идентичными или однородными товарами, ввезенными при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таких сделок - данных иных официальных и (или) общедоступных источников информации, включая сведения изготовителей и официальных распространителей товаров, а также товарно-ценовых каталогов.
Представленные обществом документы, сведения и пояснения не доказывают объективный характер значительного отличия цен (более чем в 3 раза) на декларируемую фольгу от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов по сделкам с однородными товарами, ввезенными на территорию Российской Федерации при сопоставимых условиях, в официальных и общепризнанных источниках информации стоимости первичного и вторичного алюминия (сырья), в частности данных сайтов: www.lme.com, www.metalbulletin.com, в ценовых данных изготовителей фольги компаний "YANTAI JINTAI INTERNATIONAL TRADE CO., LTD" и "Shanghai Shenhuo Aluminium Foil Co., Ltd", в сведениях, представленных ОАО "ОК РУСАЛ ТД".
Согласно разъяснениям пункта 10 Постановления Пленума ВС РФ N 18 при сохранении сомнений в достоверности заявленной таможенной стоимости по смыслу пункта 4 статьи 69 ТК ТС решение о корректировке таможенной стоимости может быть принято таможенным органом с учетом информации, имеющейся в его распоряжении и указывающей на подтверждение выявленных признаков недостоверности.
Названное обстоятельство в силу пункта 21 Порядка контроля таможенной стоимости товаров, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376, является основанием для принятия решения о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров исходя из имеющихся документов и сведений с учетом информации, полученной самостоятельно при проведении дополнительной проверки.
Вывод суда первой инстанции об обоснованности принятия в порядке пункта 4 статьи 69 ТК ТС решения от 24.06.2015 о корректировке таможенной стоимости товаров по ДТ N 10714060/130515/0001669, коллегия находит правильным.
Утверждение заявителя о том, что после выпуска товара у него появилась возможность доказать иной размер таможенной стоимости, нежели скорректированный таможней, со ссылками на документы, представленные при подаче заявления от 06.04.2018 о внесении изменений в спорную декларацию, апелляционной коллегией признается необоснованным.
Материалами дела подтверждается, что к обращению от 06.04.2018 обществом были приложены спорная ДТ, КДТ, ДТС, регистрационные документы заявителя, документы, которые ранее предоставлялись в ходе проведения дополнительной проверки, а также акт экспертизы от 05.10.2017 N 020-01-00402.
Проанализировав все документы, представленные обществом при декларировании товаров, а также с заявлением от 06.04.2018, коллегия приходит к выводу о том, что они в полной мере не подтвердили возможность определения таможенной стоимости ввезенных товаров по первому методу, поскольку представлением данных документов недостоверность и количественная неопределенность заявленной таможенной стоимости, выявленная в ходе таможенного контроля, устранены не были.
Делая указанный вывод, судебная коллегия отмечает, что представленный акт экспертизы от 05.10.2017 N 020-01-00402, содержащий выводы относительно определения расчетным способом длины и массы нетто фольги алюминиевой в рулонах, не является доказательством, являющимся основанием для внесения изменений в ДТ в сведения, касающиеся определения таможенной стоимости спорного товара, поскольку не объясняет значительное отличие цены ввозимого товара от ценовой информации, представленной таможенным органом, а также установление цены товара за 1 рулон без учета физических характеристик товара (различной ширины и длины рулонов).
Документы о реализации на внутреннем рынке указанного товара при проведении дополнительной проверки декларантом (его таможенным представителем) не представлены со ссылкой на то, что в настоящее время товары не реализованы. Однако такие документы обществом также не представлялись ни с заявлением о внесении изменений в ДТ, ни в ходе судебного разбирательства.
С учетом изложенного следует признать, что представленными вместе с заявлением о внесении изменений в спорную ДТ сведений документами объективный характер значительного отличия цен на декларируемые товары от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов, заявителем не доказан, и, как следствие, достоверность заявленной по первому методу таможенной стоимости не подтверждена.
Поскольку заявителем в нарушение пункта 14 Порядка N 289 не были представлены документы, подтверждающие изменения (дополнения), вносимые в сведения, заявленные в ДТ N 10714060/130515/0001669, следовательно, у таможенного органа не было оснований для внесения изменений (дополнений) в сведения, указанные в спорной ДТ.
При этом, коллегия считает необходимым также отметить, что по смыслу положений Порядка N 289 внесение изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров по инициативе декларанта, предполагают право декларанта на внесение таких сведений при наличии документов, подтверждающих какие-то ошибки в заявленных им ранее сведениях либо вновь полученных документов, влекущих изменение размера исчисленных и подлежащих уплате таможенных платежей. То есть, возможность внесения изменений в сведения, заявленные в ДТ, возникает в тех случаях, когда лицо получает возможность доказать иной размер заявленной до выпуска таможенной стоимости в связи с вновь полученными документами, влияющими на достоверность определения таможенной стоимости.
Вместе с тем, заявление общества о внесении изменений в ДТ обусловлено не представлением каких-то новых документов, свидетельствующих о недостоверных данных, заявленных декларантом в ДТ, а основано на несогласии с решением таможенного органа о корректировке таможенной стоимости. При этом, заявлением от 04.04.2018 декларант предлагает внести изменения в графы 12, 45, 46, 47, В относительно сведений о таможенной стоимости товара, определенной по результатам корректировки, то есть по сути волеизъявление общества по внесению изменений в ДТ направлено на преодоление решения о корректировке таможенной стоимости от 24.06.2015, которое в установленный законодательством срок обществом не обжаловалось ни в порядке ведомственного контроля, ни в судебном порядке.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что при подаче заявления о внесении изменений в спорную декларацию общество не доказало обоснованность определения им таможенной стоимости по методу "по стоимости сделки с ввозимыми товарами" и, как следствие, не опровергло выводы таможни, изложенные в решении о корректировке таможенной стоимости товаров.
Доводы заявителя о наличии оснований для изменения сведений в спорных декларациях по мотиву необоснованной корректировки таможенной стоимости шестым "резервным" методом судебной коллегией также отклоняются.
Согласно пункту 1 статьи 2 Соглашения об определении таможенной стоимости в случае невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними таможенная стоимость товаров определяется в соответствии с положениями, установленными статьями 6 и 7 настоящего Соглашения, применяемыми последовательно.
Из пункта 3 Порядка корректировки таможенной стоимости товаров, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376, следует, что корректировка таможенной стоимости товаров включает в себя:
- расчет величины скорректированной таможенной стоимости товаров, который производится в декларации таможенной стоимости;
- внесение изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, с применением корректировки декларации на товары.
Как подтверждается материалами дела, в полном соответствии с указанными положениями таможня в решении о корректировке таможенной стоимости товаров и в решении о принятии таможенной стоимости, последовательно выбрала метод определения таможенной стоимости и, исходя из товарной позиции ввезенного товара, привела реквизиты соответствующего источника ценовой информации, таможенная стоимость товаров по которому была определена по первому методу определения таможенной стоимости.
При этом проверка соблюдения принципа последовательного применения методов определения таможенной стоимости товара и источника, выбранного таможней для корректировки таможенной стоимости товара по спорной ДТ, показала, что метод определения таможенной стоимости был выбран таможней последовательно, а выбранный источник ценовой информации сопоставим по коммерческим, качественным и техническим характеристикам со сведениями о товаре, заявленными в спорной декларации.
В частности, сравнительный анализ наименования товара N 1, заявленного в ДТ N 10714060/130515/0001669, с источником ценовой информации - ДТ N 10117020/271114/0000936, не выявил существенных различий в наименовании сравниваемых товаров. При этом данные товары классифицированы по одному коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, что позволяет их рассматривать в качестве товаров того же класса и вида.
Сравниваемые товары имеют одну страну происхождения, а также аналогичные технические и качественные характеристики, то есть являются коммерчески взаимозаменяемыми товарами.
Довод заявителя о том, что фольга мягкая (отожжёная), ввезённая по источнику ценовой информации - ДТ N 10117020/271114/0000936 - является более дорогой в связи со способом её производства, как и более дорогим является способ её упаковки, по справедливому утверждению суда первой инстанции, носит предположительный характер и какого-либо подтверждения материалами дела не нашёл; согласно раздела 5 "ГОСТ 618-73. Фольга алюминиевая для технических целей. Технические условия" способ упаковки фольги отожженной и не отожженной не различается.
Довод заявителя о том, что ИТС источника необходимо скорректировать на существенную разницу в транспортных расходах с учётом условий доставки (FOB Шанхай), пункта доставки (порт Шанхай - порт Рига - Ярославская область, г. Переславль-Залесский) и видов транспорта (морской транспорт + автомобильный транспорт), подлежит отклонению, поскольку при величине транспортных расходов по источнику 3142,15 долл.США с учётом веса брутто товара 21812 кг стоимость перевозки 1 кг составила 0,2 долл. США, что в ИТС товара 3,74 долл.США/кг составляет несущественную величину 5,4%.
При этом для целей корректировки следует сравнить данные о транспортных расходах по рассматриваемой ДТ и по источнику ценовой информации, однако по рассматриваемой ДТ с учётом условий поставки CFR сведения о величине транспортных расходов отсутствуют, ни в спорной ДТ не заявлены, ни представлены дополнительно в ходе дополнительной проверки либо вместе с обращением о внесении изменений в ДТ.
Согласно пункту 1 статьи 5 Соглашения при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются расходы в размере, в котором они осуществлены или подлежат осуществлению покупателем, но не включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимые товары, в том числе: расходы по перевозке (транспортировке) товаров до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза (подпункт 4).
В соответствии с Международными правилами толкования торговых терминов "Инкотермс 2000" и при условиях поставки CFR, и при условиях поставки FOB таможенная стоимость определяется с учетом понесенных транспортных и иных дополнительных расходов, что полностью согласуется со статистической таможенной стоимостью спорного товара, отраженной в графе 46 ДТ, как сумма сделки с учетом транспортных расходов. При этом, принимая во внимание, что перевозка в обоих случаях осуществлялась морским транспортом, рассматриваемые условия поставки являются сопоставимыми.
Соответственно, правомерность определения таможенной стоимости по шестому "резервному" методу нашла подтверждение материалами дела, как обусловленная гибкостью подхода в определении таможенной стоимости.
Таким образом, корректировка заявленной таможенной стоимости по ДТ N 10714060/130515/0001669 была произведена таможней при наличии к тому правовых оснований, в связи с чем таможенные платежи были доначислены и уплачены обществом обоснованно.
В этой связи следует признать, что при обращении в таможенный орган с заявлением от 04.04.2018 о внесении изменений в сведения, указанные в спорной ДТ, общество в нарушение пункта 14 Порядка N 289 не представило документов, подтверждающих недостоверность сведений о таможенной стоимости ввезенных товаров, определенной по результатам процедуры корректировки таможенной стоимости на основании шестого "резервного" метода.
На основании изложенного, коллегия приходит к итоговому выводу о том, что оспариваемое обществом решение от 19.04.2018 N 14-12/07279 в части отказа во внесении изменений в ДТ N 10714060/130515/0001669 является законным и обоснованным и не привело к нарушению прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности.
При этом довод заявителя о том, что наличие оснований для внесения изменений в спорные ДТ подтверждается вновь собранными документами, представленными в обоснование необходимости определения таможенной стоимости по методу "по стоимости сделки с ввозимыми товарами", не нашел подтверждение материалами дела.
При этом апелляционная коллегия учитывает, что по смыслу статей 65, 69, 183 ТК ТС, Порядка декларирования таможенной стоимости товаров и Перечня документов обязанность по представлению документов, обосновывающих заявленную таможенную стоимость, лежит на декларанте.
В этой связи непредставление документов на стадии таможенного декларирования и неустранение сомнений в достоверности заявленной таможенной стоимости после выпуска товаров не свидетельствует о недостоверности сведений в указанной декларации, исходя из имеющихся в распоряжении декларанта коммерческих документов и законности решения по таможенной стоимости товаров.
Коллегия отмечает, что у таможенного органа при оценке приложенных к заявлению о возврате таможенных платежей документов отсутствовала возможность убедиться в том, что цена спорной партии товара сформировалась в отсутствие влияния каких-либо факторов, обусловивших низкую ее стоимость, на условиях, предлагаемых к реализации неопределенному кругу лиц конкретным продавцом.
Учитывая, что порядок внесения изменений в сведения, заявленные в декларациях на товары, носит заявительный характер, несоблюдение заявителем установленной административной процедуры свидетельствует о том, что у таможенного органа отсутствовали основания для удовлетворения данного обращения.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Соответственно оспариваемое обществом решение таможенного органа является законным и обоснованным.
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не нашли своего подтверждения при ее рассмотрении, по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных, по мнению суда апелляционной инстанции, выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не влекущими отмену либо изменение обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о принятии судом первой инстанции законного и обоснованного судебного акта с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы коллегия относит на заявителя судебные расходы по уплате государственной пошлины, связанной с ее подачей, в размере 1500 руб.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 19.09.2019 по делу N А51-15225/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Л.А. Бессчасная |
Судьи |
Н.А. Скрипка |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-15225/2018
Истец: ООО "ВТО"
Ответчик: Находкинская таможня, Россия, 630132, г. Новосибирск, Новосибирская область, ул. Советская, 77
Третье лицо: ЗАО "Давос"