г. Киров |
|
29 ноября 2019 г. |
Дело N А17-6179/2019 |
Второй арбитражный апелляционный суд в составе судьи Хоровой Т.В.,
рассмотрев апелляционную жалобу Государственного учреждения - Ивановского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 09.10.2019 по делу N А17-6179/2019, принятое в порядке упрощенного производства,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Альфа продукт"
(ИНН: 3702685375, ОГРН: 1123702030748)
к Государственному учреждению - Ивановскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации
(ИНН: 3729009695, ОГРН: 1023700548134),
о признании недействительными решений от 16.05.2019 N 1835 и N 1836,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Альфа продукт" (далее - ООО "Альфа Продукт", Общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к Государственному учреждению - Ивановскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) о признании недействительными решений от 16.05.2019:
- N 1835 о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в части отказа ООО "Альфа продукт" в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения на сумму 44 923,24 руб.,
- N 1836 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на сумму 44 923,24 руб.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Ивановской области в виде резолютивной части от 23.09.2019 (мотивированное решение от 09.10.2019) заявленные требования удовлетворены.
Фонд с принятым решением суда не согласился и обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы настаивает, что установленные им в ходе проверки обстоятельства и изученные документы свидетельствуют о создании Обществом искусственной ситуации, при которой трудовые договоры с Деденко Т.А. и Лисиной И.С. были заключены не с целью выполнения трудовых обязанностей, а с целью преднамеренного создания условий для необоснованного получения средств социального страхования на выплату пособий по государственному социальному страхованию.
Однако суд первой инстанции фактические обстоятельства оценил неверно, нормы материального права к рассматриваемой ситуации применил неправильно, что привело к принятию незаконного решения, которое, по мнению Фонда, подлежит отмене.
ООО "Альфа Продукт" представило отзыв на жалобу, в котором против доводов Фонда возражает, просит решение суда оставить без изменения.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 15.10.2019 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 16.10.2019 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области от 23.09.2019 (мотивированное решение от 09.10.2019) проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Фондом проведена камеральная проверка ООО "Альфа Продукт" по вопросу правильности произведенных расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2018 по 30.09.2018, по результатам которой составлен акт N 1835 от 15.04.2019 и приняты решения от 16.05.2019:
- N 1835 о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в части отказа ООО "Альфа продукт" в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения на сумму 44 923,24 руб.,
- N 1836 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на сумму 44 923,24 руб.
Общество с решениями Фонда не согласилось и обратилось с заявлением в суд.
Арбитражный суд Ивановской области, руководствуясь Федеральными законами от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ), от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон N 81 -ФЗ), от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ), Положениями об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375 (далее - Положение N 375), требования Общества признал обоснованными.
Второй арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалобы, отзыва на жалобу, исследовав материалы дела, не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Из материалов дела усматривается, что основанием для частичного отказа в принятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенных ООО "Альфа Продукт", послужили выводы Фонда о необходимости расчета пособия застрахованным лицам исходя из минимального размера оплаты труда пропорционально продолжительности рабочего времени со ссылкой на необоснованное изменение к указанному работнику условий рабочего времени (перевод на полную ставку) непосредственно перед наступлением страхового случая, целью которого, по мнению Отделения, являлось получение возмещения из средств ФСС в большем размере.
Частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации гарантируется каждому гражданину социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Законодательством определены случаи (социальные страховые риски), с которыми связано осуществление гражданами конституционного права на социальное обеспечение в системе обязательного социального страхования, и установлены в рамках специального правового регулирования соответствующих отношений принципы, правила и особенности различных видов обеспечения по обязательному социальному страхованию.
В соответствии со статьей 1 Закона N 165-ФЗ обязательное социальное страхование является частью государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с Федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
Согласно статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 6 Закона N 165-ФЗ организации любой организационно-правовой формы являются страхователями по обязательному социальному страхованию.
Застрахованными лицами признаются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно частям 1, 5 статьи 2 Закона N 255-ФЗ обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат лица, работающие по трудовым договорам. При этом лицами, работающими по трудовым договорам, в целях настоящего Федерального закона признаются лица, заключившие в установленном порядке трудовой договор, со дня, с которого они должны были приступить к работе, а также лица, фактически допущенные к работе в соответствии с трудовым законодательством.
На основании части 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).
В силу части 1.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ в случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.
Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица. При этом во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Согласно части 7 статьи 14 Закона N 255-ФЗ особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в том числе для отдельных категорий застрахованных лиц, определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 11 (1) Положения N 375, в случае если застрахованное лицо в периоды, указанные в пунктах 6 и 11 настоящего Положения, не имело заработка, а также в случае если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.
Согласно пункту 15 Положения N 375 во всех случаях для исчисления пособий используется средний дневной заработок, за исключением исчисления ежемесячного пособия по уходу за ребенком в соответствии с пунктом 23 настоящего Положения.
На основании пункта 15 (3) Положения N 375 в случаях, указанных в пункте 11 (1) настоящего Положения, для исчисления пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам средний дневной заработок определяется путем деления минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, увеличенного в 24 раза, на 730.
В силу пункта 16 Положения N 375 в случае установления застрахованному лицу неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня) средний дневной заработок определяется в том же порядке, который предусмотрен пунктами 15 (1) - 15 (3) настоящего Положения.
Следовательно, в случае если застрахованному лицу установлен режим неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний дневной заработок определяется в таком же порядке, как и в случае, когда работнику установлен нормальный режим рабочего времени и работник работает полный рабочий день.
В данном случае расчет среднего заработка (принимая во внимание, что средний заработок застрахованных лиц ниже МРОТ, установленного на день наступления страхового случая, что сторонами не оспаривается) должен производиться исходя из минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, независимо от установленного застрахованному лицу режима рабочего времени. Данный вывод соответствует буквальному смыслу нормы, закрепленной частью 1.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ (с учетом пунктов 11(1), 15(1)-15(3) Положения N 375), устанавливающей минимальный гарантированный размер среднего заработка (МРОТ на дату наступления страхового случая), применяемого для исчисления страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию в виде, в частности, спорных пособий.
Указанный подход соответствует выводам ВС РФ, изложенным в Определениях от 05.06.2018 N 309-КГ18-6206, от 06.08.2018 N 301-КГ18-11547, от 05.10.2018 N 309-КГ18-16194, от 11.04.2019 N 307-ЭС19-3390.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о неправомерной позиции Фонда о необходимости производить расчет спорных пособий, исчисляемых исходя из среднего заработка в размере минимального размера оплаты труда, пропорционально продолжительности рабочего времени, апелляционный суд признает правильным.
Соответственно, доводы Фонда об обратном, а также доводы о создании искусственной ситуации для получения возмещения произведенных выплат, апелляционный суд признает несостоятельными и не являющимися основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного Второй арбитражный апелляционный суд признает решение Арбитражного суда Ивановской области от 09.10.2019 законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального права и с учетом фактических обстоятельств дела. Оснований для удовлетворения жалобы Фонда по изложенным в ней доводам у апелляционного суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области в виде резолютивной части от 23.09.2019 (мотивированное решение от 09.10.2019) по делу N А17-6179/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Ивановского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН: 3729009695, ОГРН: 1023700548134) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Ивановской области по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации (часть 1 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Кассационная жалоба подается непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации.
Судья |
Т.В. Хорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-6179/2019
Истец: ООО "Альфа Продукт"
Ответчик: ГУ Ивановское региональное отделение Фонда социального страхования РФ