город Ростов-на-Дону |
|
29 ноября 2019 г. |
дело N А32-9330/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 ноября 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Деловые линии" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.08.2019 по делу N А32-9330/2019 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Деловые линии" к заинтересованному лицу Министерству природных ресурсов Краснодарского края о признании недействительным предписания
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Деловые линии" (далее - заявитель, общество) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным акта проверки Министерства природных ресурсов Краснодарского края (далее - заинтересованное лицо, министерство, административный орган) от 05.10.2018 N 1.18/1253-1 соблюдения требований законодательства в области окружающей среды, предписания от 05.10.2018 N 1.18/1253-2 об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 22.08.2019 в части требования о признании недействительным акта проверки от 05.10.2018 N 1.18/1253-1 производство по делу прекращено; в остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительным предписания от 05.10.2018 N 1.18/1253-2 об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, заявитель обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просил решение в обжалуемой части отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что общество на основании части 1 статьи 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" освобождено от платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В судебное заседание представители участвующих в деле лиц, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили. Апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" при применении части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимо иметь в виду следующее: если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
Поскольку заявитель обжалует решение суда только в указанной в апелляционной жалобе части (в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительным предписания от 05.10.2018 N 1.18/1253-2 об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды), а иные участвующие в деле лица не возражали по проверке решения в соответствующей части, апелляционный суд проверяет законность и обоснованность решения в порядке части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации только в части, указанной заявителем.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 05.10.2018 при проведении плановой выездной проверки, на основании приказа N 1.18/1253 от 15.08.2018, установлено, что основным видом деятельности общества является деятельность, связанная с перевозками. Проверка общества осуществлялась по адресам: Краснодарский край, г. Краснодар, ул. А. Покрышкина, д.2/4; г. Новороссийск, с. Цемдолина, Промышленная ул., 1.
При осуществлении деятельности общества образуются отходы производства и потребления: мусор от офисных и бытовых помещений организаций практически неопасный код по ФККО 73310002725 накапливается в специально оборудованном контейнере.
Отходы упаковочного картона незагрязненные код по ФККО 40518301605 накапливается в специально оборудованном контейнере; отходы пленки полиэтилена и изделий из нее незагрязненные код по ФККО 43411002295 накапливается в специально оборудованном контейнере; прочая продукция из натуральной древесины, утратившая потребительские свойства, незагрязненная код по ФККО 40419000515 накапливается в специально оборудованном контейнере; мусор и смет складских помещений малоопасный код по ФККО 73322001724.
Обществом в г. Новороссийске в 2017 году заключен договор N Т-БУН-2419/17 от 01.01.2017 на оказание услуг с ООО "ВостокТрансСервис". Согласно актов, выполненных работ отходы накапливались, в предоставляемых бункерах, а затем вывозились для дальнейшего размещение ООО "Терра-Н" на специализированный объект размещения отходов "Новороссийский экологический комплекс", ООО "ВостокТрансСервис" с территории общества по адресу г. Новороссийск, с. Цемдолина, ул. Промышленная, 1 за 2017 год вывезено 184 м3 отходов I-IV класса опасности.
Согласно п.2.2, 2.3 договора N 294/16 от 01.07.2016 заключенный между ООО "Чистый Сервис" и ООО "Деловые линии", все экологические платежи, связанные с размещением отходов и предусмотренные действующим законодательством РФ оплачиваются Заказчиком (ООО "Деловые линии") в установленном для него законом порядке. В случае заключения дополнительного соглашения к настоящему договору, Исполнитель (ООО "Чистый Сервис") принимает в собственность все отходы, собранные у Заказчика, оплачивая при этом самостоятельно налог на негативное воздействие на окружающую среду. Дополнительных соглашений в данной части не заключалось.
Схожие требования приведены в п. 1.2 договора N Т-БУН-2419/17 от 01.01.2017, заключенного между ООО "ВостокТрансСервис" и ООО "Деловые линии", право собственности на отходы в рамках настоящего договора исполнителем (ООО "ВостокТрансСервис") не приобретается.
Таким образом, общество, оставаясь собственником отходов, образовавшихся в результате осуществления хозяйственной деятельности, оказывает негативное воздействие на окружающую среду образуя и временно размещая (накапливая) отходы производства и потребления.
Выявленные нарушения по состоянию на 05.10.2018:
- декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год в Управление Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея не представлена в установленный законом срок (установленный срок предоставления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду 10 марта 2018 года);
- не проведены расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2,3,4 кварталы 2015 года с учетом классов опасности отходов для окружающей среды по объектам расположенным на территории Краснодарского края и не представлены в территориальный орган Росприроднадзора;
- не внесена плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2,3,4 кварталы 2015, 2016 и 2017 годы согласно, проведенных расчетов и деклараций.
По результатам проверки был составлен акт проверки от 05.10.2018 N 1.18/1253-1 и выдано предписание от 05.10.2018 N 1.18/1253-2 об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Не согласившись с указанными актом и предписанием административного органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно статье 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В силу требований статьи 58 Конституции Российской Федерации, каждый гражданин обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" одним из принципов охраны окружающей среды является платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде, а также презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.
Согласно пунктам 2, 5 статьи 16.4 отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год. Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду представляется лицами, обязанными вносить плату, не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.
Как следует из материалов дела, общество имеет на территории Краснодарского края объекты, на которых осуществляет свою хозяйственную деятельность. Заявки о постановке объектов на учет, с присвоением 4-ой категории в министерство не поступали, соответственно, категория объекта была подтверждена после установленного срока оплаты за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год.
Административным органом были выявлены нарушения:
- декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год в Управление Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея не представлена в установленный законом срок (установленный срок предоставления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду 10 марта 2018 года);
- не проведены расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2,3,4 кварталы 2015 года с учетом классов опасности отходов для окружающей среды по объектам расположенным на территории Краснодарского края и не представлены в территориальный орган Росприроднадзора;
- не внесена плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2,3,4 кварталы 2015, 2016 и 2017 годы согласно проведенных расчетов и деклараций.
В связи с указанным, доводы заявителя относительно того, что общество на основании части 1 статьи 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", освобождено от платы за негативное воздействие на окружающую среду, несостоятельны.
В нарушение вышеуказанных норм обществом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства в области охраны окружающей среды.
При изложенных обстоятельствах, судом первой инстанции установлено, что оспариваемое предписание является законным и обоснованным, не нарушает права и законные интересы заявителя.
Судебная коллегия не усматривает оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Фактов, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит. В связи с этим доводы апеллянта признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку сводятся только к несогласию с оценкой обстоятельств судом первой инстанции.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.08.2019 по делу N А32-9330/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-9330/2019
Истец: ООО "Деловые линии "
Ответчик: Министерство природных ресурсов Краснодарского края
Третье лицо: Дергунова Надежда Владимировна