город Ростов-на-Дону |
|
29 ноября 2019 г. |
дело N А32-11098/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 ноября 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.09.2019 по делу N А32-11098/2019 по заявлению Ордена Трудового Красного Знамени федерального государственного унитарного предприятия "Российские сети вещания и оповещения" к заинтересованному лицу Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, при участии третьих лиц Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве, федеральное государственное бюджетное учреждение "Отраслевой центр мониторинга и развития в сфере инфокоммуникационных технологий", о признании действий незаконными, об обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Ордена Трудового Красного Знамени федеральное государственное унитарное предприятие "Российские сети вещания и оповещения" (далее - заявитель, ФГУП РСВО) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - заинтересованное лицо, управление) о признании незаконными действий по внесению в Единый государственный реестр недвижимости записей об аресте и запрещении регистрации объектов недвижимого имущества и обязании исключить из Единого государственного реестра недвижимости записи об аресте и запрещении регистрации следующих объектов недвижимого имущества, принадлежащего на праве хозяйственного ведения заявителю:
- БС "перевал Хребтовый" N 9309, кад. номер 23:41:0707003:215, адрес: Краснодарский край, г. Горячий Ключ;
- БС "Роза-Хутор" N 9383, кад. номер 23:49:0512002:3723, адрес: Краснодарский край, г. Сочи, Сочинский национальный парк, Краснополянское лесничество, квартал 43;
- БС "Санно-Бобслейный Комплекс" N 9382, кад. Номер 23:490512002:3737, адрес: Краснодарский край, р-н Адлерский, Краснополянский поселковый округ;
- БС "Саратовская" N 9304, кад. номер 23:41:0901002:1916, адрес: Краснодарский край, г. Горячий Ключ, с/о Саратовский, ст. Саратовская;
- БС "Сноуборд- Парк" N 9384, кад. номер 23:49:0512002:3739, адрес: Краснодарский край, г. Сочи, Краснополянскии округ, к западу от Роза Хутор;
- БС "Тоннель-5" N 9372, кад. номер 23:49:0512001:2204, адрес: Краснодарский край, г. Сочи;
- БС "Чвижепсе" N 9367, кад. номер 23:49:0511001:829, адрес: Краснодарский край, г. Сочи, Сочинский национальный парк, Кепшинское лесничество;
- БС "Черешня-1" N 9362, кад. номер 23:49:0407004:3547, адрес: Краснодарский край, г. Сочи, район Адлерский;
- БС "Веселое" N 9361, кад. номер 23:49:0402061:1555, адрес: Россия, Краснодарский край, р-н Адлерский, между прудом и рекой Псоу, участок N 54;
- БС "Газпром подъемник" N 9398, кад. номер 23:49:0512002:3734, адрес: Россия, Краснодарский край, г. Сочи, Сочинский национальный парк, Краснополянское лесничество, квартал 8, выдел 35, квартал 9 выделы 32,33,34,35,36, 37, квартал 13, выделы 13, 14, 60, 61, квартал 15, выделы 1, 7, 10, 12, 15, 16, 17, 18, квартал 14, выделы 4, 6, 7, 9,10,11, 12,15, 16, 17,18, 19, 21, 23, 25, 26, 27, 28, 30, 33, 35,36, 37, 40,41,48, 50, 51, 52, 54,58, 62, 63, 64, 75, 76, 80, квартал 9 выдел 37;
- БС "Галион-2" N 9368, кад. номер 23:49:0512001:2203, адрес: Россия, Краснодарский край, г. Сочи, р-н Адлерский;
- БС "Горная Олимпийская деревня" N 9385, кад. Номер 23:49:0512002:3733, адрес: Россия, Краснодарский край, г. Сочи, р-н Адлерский, Краснополянское лесничество;
- БС "Кепша" N 9366, кад. номер 23:49:0511001:830, адрес: Россия, Краснодарский край, г. Сочи, на территории Адлерского района;
- БС "Красная Поляна-МФ" N 9375, кад. номер 23:49:0512001:2304, адрес: Россия, Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, п. Красная Поляна;
- БС "Красная Скала" N 9365, кад. номер 23:49:0404001:1308, адрес: Россия, Краснодарский край, г. Сочи, Сочинский национальный парк, Адлерское лесничество;
- БС "Лаура" N 9381, кад. номер 23:49:0420024:1042, адрес: Россия, Краснодарский край, г. Сочи, Сочинский национальный парк, Краснополянское лесничество, г. Сочи, Адлерский район, с. Эсто-Садок;
- БС "Лыжный комплекс" N 9392, кад. номер 23:49:0512002:3973, адрес: Россия, Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, Краснополянское лесничество (3 км. на северо-восток от нижней станции канатно-кресельной дороги), земельный участок N 6, квартал 14, выделы 18,27, 60, 72, 73, 76, земельный участок N 9;
- БС "Мирный", кад. номер 23:41:0701001:108, адрес: Россия, Краснодарский край, г. Горячий Ключ, секция 50, контур 26;
- БС "Межгорье", кад. номер 23:41:0704001:186, адрес: Россия, Краснодарский край, г. Горячий Ключ, бывший п/о с-з "Ключевский", участок 218;
- БС "Молькино", кад. номер 23:41:0205001:176, адрес: Россия, Краснодарский край, г. Горячий Ключ, в границах кадастрового квартала 23:41:0205001;
- БС "Шар-МФ" N 9364, кад. номер 23:49:0404007:1888, адрес: Россия, Краснодарский край, Адлерский район, г. Сочи;
- "Волоконно-оптические линии передачи от г. Анапа до пос. Джубга, от пос. Джубга до г. Сочи с ответвлением от пос. Джубга до г. Краснодара", кад. номер 01:00:0000000:84, адрес: Республика Адыгея, г. Адыгейск, г. Краснодар п. Молькино, п. Саратовская, г. Горячий ключ, п. Дефановка, п. Горское, п. Джубга, г. Анапа, г. Новороссийск, г. Геленджик, п. Архипо-Осиповка, г. Туапсе, п. Лазаревское, п. Дагомыс, г. Сочи, Краснодарский край, горная зона Краснополянского поселкового округа Сочи;
- БС "Горнолыжный центр Старт" N 9397, кад. номер 23:49:0512002:3731, адрес: Россия, Краснодарский край, г. Сочи, Сочинский национальный парк, Краснополянское лесничество;
- БС "Горячий ключ" N 9305, кад. номер 23:41:0601001:3834, адрес: Россия, Краснодарский край, г. Горячий Ключ, в границах кадастрового квартала 23:41:0601001, БС "Горячий Ключ";
- БС "Горнолыжный центр Финиш" N 9386, кад. номер 23:49:0512002:3920, адрес: Россия, Краснодарский край, Адлерский район, г. Сочи;
- БС "ГЭС" N 9376, кад. номер 23:49:0420026:1101, адрес: Россия, Краснодарский край, район Адлерский, пгт. Красная Поляна;
- БС "Казачий Брод-МФ" N 9363, кад. номер 23:49:0404003:4271, адрес: Россия, Краснодарский край, Адлерский район, г. Сочи;
- БС "Ачипсе" N 9390, кад. номер 23:49:0512002:3730, адрес: Россия, Краснодарский край, Адлерский район, г. Сочи, Сочинский национальный парк, Краснополянское лесничество, квартал 12 (далее - спорные объекты).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.09.2019 действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю по внесению в Единый государственный реестр недвижимости записей об аресте и запрещении регистрации в отношении указанных выше объектов недвижимого имущества признаны незаконными; в остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, управление обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просило решение отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что государственный регистратор правомерно осуществил государственную регистрацию спорных ограничений, исходя из буквального толкования положений п. 8 ч. 1 ст. 16, ч. 13 ст. 32 Закона о регистрации недвижимости.
В судебное заседание представители участвующих в деле лиц, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили. Апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, распоряжением Территориального управления Росимущества в г. Москве от 20.04.2018 N 532 "О закреплении федерального недвижимого имущества на праве хозяйственного ведения за Ордена Трудового Красного Знамени федеральным государственным унитарным предприятием "Российские сети вещания и оповещения" с учетом отказа от права оперативного управления ФГБУ Центр МИР ИТ прекращено право оперативного управления ФГБУ ЦЕНТР МИР ИТ на спорные объекты недвижимости. Имущество согласно приложению к распоряжению закреплено на праве хозяйственного ведения за ФГУП РСВО.
В связи с чем, в июле 2018 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю зарегистрировано прекращение права оперативного управления ФГБУ Центр МИР ИТ и зарегистрировано право хозяйственного ведения ФГУП РСВО.
25.12.2018 ФГУП РСВО для целей хозяйственной деятельности получены выписки из Единого государственного реестра недвижимости, в соответствии с которыми на спорные объекты недвижимого имущества 29.08.2018, 05.09.2018, 25.09.2018 наложен арест/запрет регистрационных действий на основании постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления ФССП России по г. Москве от 06.08.2018 N 24936/18/77011-ИП.
18.01.2019 ФГУП РСВО обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю с заявлением N 01-05/174 об исключении из Единого государственного реестра недвижимости записи об ограничениях спорных объектов недвижимого имущества, принадлежащих на праве хозяйственного ведения заявителю.
Однако на дату обращения в суд спорные записи в ЕГРП не погашены, что послужило основанием для обращения ФГУОП РСВО в арбитражный суд в защиту нарушенного права.
Принимая решение по данному делу, суд руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконным решения государственного органа требуется наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого решения закону или иному правовому акту и нарушение этим решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - это юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (статья 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
При правовой экспертизе документов, устанавливается, в том числе, отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, что является основанием для приостановления или отказа в государственной регистрации прав.
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Исходя из понятия государственной регистрации, определенного статьей 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", а также анализа положений ст. ст. 14, 18, 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", регистрирующий орган уполномочен принимать решения только на основании документов, бесспорно удостоверяющих наличие, возникновение, прекращение, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество. Таким образом, государственная регистрация может быть произведена, только в том случае, когда регистратором не установлено противоречий между заявленными правами на земельный участок и уже зарегистрированными правами на объект недвижимости. Если в ходе правовой экспертизы документов будут выявлены противоречия между сведениями уже содержащимися в реестре и правами, за регистрацией которых обращается правообладатель, то в государственной регистрации права должно быть отказано.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, на спорные объекты недвижимого имущества 29.08.2018, 05.09.2018, 25.09.2018 наложен арест/запрет регистрационных действий на основании постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления ФССП России по г. Москве от 06.08.2018 N 24936/18/77011-ИП.
В обоснование своей правовой позиции контролирующий орган ссылается на обязанность проведения государственной регистрации ограничений в силу пункта 8 части 1 статьи 16 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", согласно которому государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются в течение трех рабочих дней с даты поступления в орган регистрации прав судебного акта или акта уполномоченного органа о наложении ареста на недвижимое имущество, или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом.
Вместе с тем, суд посчитал правовую позицию контролирующего органа ошибочной, поскольку распоряжение собственника принято ранее постановления пристава.
Более того, постановление пристава-исполнителя о запрете регистрационных действий в отношении спорного имущества принято в рамках дела N А40-98193/2012, в котором ответчиком выступало ФГБУ "Отраслевой центр мониторинга и развития в сфере инфокоммуникационных технологий". Спор касался взыскания задолженности по государственному контракту от 17.11.2010 N 40-ЗК-2010 за фактически выполненные работы в размере 275 418 190,68 рубля, неустойки за просрочку платежа в виде 30 220 260,97 рубля. При этом Российская Федерация, являясь собственником имущества, в отношении которого запрещены регистрационные действия, ответчиком не выступала.
Согласно части 1 статьи 69 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" обращение взыскания на имущество должника включает изъятие имущества и (или) его реализацию, осуществляемую должником самостоятельно, или принудительную реализацию либо передачу взыскателю.
Из постановления судебного пристава-исполнителя следует, что оно вынесено в целях обеспечения исполнения решения суда, арест выражен в запрете на совершение регистрационных действий в отношении объектов недвижимости, находящихся в собственности ФГБУ "Отраслевой центр мониторинга и развития в сфере инфокоммуникационных технологий", между тем спорное имущество зарегистрировано за Российской Федерацией.
Таким образом, вынесенное судебным приставом-исполнителем постановление о запрете регистрационных действий, в данном случае, не является обращением взыскания на имущество должника, по смыслу, придаваемому такой мере ответственности частью 1 статьи 69 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что решением Арбитражного суда Краснодарского края от 22.04.2019 по делу N А32-9599/2019, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2019, отменен запрет на совершение регистрационных действий в отношении спорных объектов, установленный судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по г. Москве Кутеповым Александром Владимировичем в рамках исполнительного производства N 24936/18/77011-ИП.
Учитывая изложенное, суд пришел к выводу, что заявленные ФГУП РСФО требования о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю по внесению в Единый государственный реестр недвижимости записей об аресте и запрещении регистрации подлежат удовлетворению в отношении спорных объектов, кроме объекта "Волоконно-оптические линии передачи от г. Анапа до пос. Джубга, от пос. Джубга до г. Сочи с ответвлением от пос. Джубга до г. Краснодара", кад. номер 01:00:0000000:84, адрес: Республика Адыгея, г. Адыгейск, г. Краснодар п. Молькино, п. Саратовская, г. Горячий ключ, п. Дефановка, п. Горское, п. Джубга, г. Анапа, г. Новороссийск, г. Геленджик, п. Архипо-Осиповка, г. Туапсе, п. Лазаревское, п. Дагомыс, г. Сочи, Краснодарский край, горная зона Краснополянского поселкового округа Сочи, поскольку судом установлено, что данный объект состоит на кадастром учете в Республике Адыгея, управлением действия по внесению в Единый государственный реестр недвижимости записей об аресте и запрете регистрации объектов недвижимого имущества в отношении указанного объекта не совершались.
Кроме того, суд посчитал не подлежащими удовлетворению требования ФГУП РСВО об обязании управления исключить из Единого государственного реестра недвижимости записи об аресте и запрещении регистрации спорных объектов недвижимого имущества, ввиду того, что контролирующим органом в материалы дела представлены копии уведомлений о снятии арестов в отношении спорных объектов.
Судебная коллегия не усматривает оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Фактов, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит. В связи с этим доводы апеллянта признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку сводятся только к несогласию с оценкой обстоятельств судом первой инстанции.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.09.2019 по делу N А32-11098/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-11098/2019
Истец: ФГУП Ордена Трудового Красного Знамени "Российские сети вещания и оповещения"
Ответчик: Управление Росреестра Краснодарского края, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
Третье лицо: Территориальное управление Росимущества в г.Москве, ФГБУ "Отраслевой центр мониторинга и развития в сфере инфокоммуникационных технологий", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"