г. Киров |
|
29 ноября 2019 г. |
Дело N А31-6706/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 ноября 2019 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Кононова П.И., Щелокаевой Т.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Орловой Д.М.,
с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Костромской области:
представителя заявителя Голубевой Н.В., действующей на основании доверенности от 01.01.2019;
представителя ответчика Макаровой Ю.А., действующей на основании доверенности от 29.12.2018;
представителя третьего лица Бабанова Д.Ю., действующего на основании доверенности от 01.07.2019,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Костромская сбытовая компания"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 02.09.2019 по делу N А31-6706/2019
по заявлению публичного акционерного общества "Костромская сбытовая компания" (ОГРН 1044408642629, ИНН 4401050567)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Костромской области
третье лицо: публичное акционерное общество "МРСК Центра" - филиал "Костромаэнерго",
о признании недействительными решения и предписания,
установил:
публичное акционерное общество "Костромская сбытовая компания" (далее - заявитель, Общество, ПАО "КСК") обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области (далее - ответчик, УФАС по Костромской области, Управление, антимонопольный орган) от 18.04.2019 по делу N 04-49/2018.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" - филиал "Костромаэнерго" (далее - ПАО "МРСК Центра" - филиал "Костромаэнерго", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Костромской области от 02.09.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ПАО "КСК" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Общество в апелляционной жалобе ссылается на положения пунктов 9, 34 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442), пункта 18 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила недискриминационного доступа). На основании указанных норм заявитель считает, что в данной ситуации обоснованно запросил представить документы для заключения договора энергоснабжения (сведения об энергопринимающих устройствах, однолинейные схемы электрических сетей потребителей). Обращает внимание на то, что на момент вынесения решения УФАС между Обществом и потребителями были заключены договоры энергоснабжения в соответствии с действующим законодательством.
Управление и третье лицо представили письменные отзывы на апелляционную жалобу, в которых опровергают доводы заявителя, настаивают на законности и обоснованности обжалуемого решения суда первой инстанции и не усматривают правовых оснований для его отмены.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Костромской области.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители участвующих в деле лиц поддержали занятые по делу позиции.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 21.09.2018 УФАС издало приказ N 78 о возбуждении в отношении Общества дела N 04-49/2018 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции, Закон N 135-ФЗ) (том 1 л.д. 99-100).
В ходе рассмотрения дела N 04-49/2018 комиссия УФАС установила, что филиал ПАО "МРСК Центра" - "Костромаэнерго" в целях реализации дорожной карты "Повышение доступности энергетической инфраструктуры" и в рамках внедрения целевой модели "Технологическое присоединение к электрическим сетям" направило в адрес ПАО "КСК" копии заявок на технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей (заявка Ореховского Г.А. от 28.05.2018 N 16617462, заявка Смирнова А.В. от 28.05.2018 N 16617555) с пакетами документов, согласно которым максимальная мощность энергопринимающих устройств потребителей составляет 15 кВт, максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств составляет 15 кВт при напряжении 0,4 кВ, заявляемая категория энергопринимающих устройств по надежности энергоснабжения - III (по одному источнику электроснабжения) (письмо от 28.05.2018 N МР1-КМ/6-1/3249, том 1 л.д. 115).
20.07.2018 ПАО "КСК" направило письмо N 03-3/9/9729 в адрес филиала ПАО "МРСК Центра" - "Костромаэнерго" с просьбой предоставить недостающие документы для заключения договора энергоснабжения, в частности отсутствуют конкретные энергопринимающие устройства (пункт 9 Основных положений), однолинейная схема электрической сети заявителя (пункт 34 Основных положений, пункт 18 Правил недискриминационного доступа) (том 1 л.д. 129).
До направления сетевой организацией в адрес гарантирующего поставщика указанных заявок 27.12.2017 ПАО "МРСК Центра" - "Костромаэнерго" направляло в адрес ПАО "КСК" проект Порядка (соглашения) взаимодействия филиала ПАО "МРСК Центра" - "Костромаэнерго" и ПАО "КСК" при подготовке к заключению договоров об осуществлении технологического присоединения и договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) по принципу "одного окна" (исх. N МР1-КЛ/6/8326, том 2 л.д. 49).
В ответ на указанный проект Порядка ПАО "КСК" направило письмо от 29.12.2017 исх. N 04-4/3/18490, указав, что для заключения договора энергоснабжения не достаточно документов, предоставляемых для заключения договора о технологическом присоединении, в том числе отсутствуют конкретные энергопринимающие устройства (пункт 9 Основных положений), однолинейная схема электрической сети заявителя (пункт 34 Основных положений, пункт 18 Правил недискриминационного доступа).
Проанализировав изложенные обстоятельства, УФАС пришло к выводу, что требования ПАО "КСК" о необходимости предоставления конкретных энергопринимающих устройств, в отношении которых заключается договор энергоснабжения, а также однолинейной схемы электрической сети заявителя, распространяются на все заявки на технологическое присоединение, направляемые сетевой организацией ПАО "МРСК Центра" - "Костромаэнерго" в рамках заключения договоров об осуществлении технологического присоединения и договора энергоснабжения по принципу "одного окна", на неопределенный круг потребителей.
По результатам рассмотрения дела N 04-49/2018 комиссия УФАС приняла решение от 18.04.2019 (резолютивная часть решения оглашена 09.04.2019) о признании в действиях ПАО "КСК" факта нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (том 1 л.д. 18-25). Нарушение антимонопольного запрета усмотрено Управлением в совершении Обществом необоснованных отказов от направления в адрес филиала ПАО "МРСК Центра" - "Костромаэнерго" оферт договоров энергоснабжения, необоснованных запросов документов, дополнительных сведений, которые привели (могли привести) к ущемлению интересов потребителей.
18.04.2019 антимонопольным органом в адрес Общества выдано предписание по делу N 04-49/2018 (том 1 л.д. 46), которым на ПАО "КСК" возложена обязанность до 01.06.2019 прекратить необоснованные отказы от направления в адрес филиала ПАО "МРСК Центра" - "Костромаэнерго" оферт договоров энергоснабжения, необоснованные запросы документов, дополнительных сведений с нарушением пунктов 10, 15 (1) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг" (далее - Правила N 861), пункта 39 (1) Основных положений в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 11.05.2017 N 557, которые привели (могли привести) к ущемлению интересов потребителей.
Полагая, что решение и предписание Управления не соответствуют положениям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы заявителя, ПАО "КСК" обратилось в Арбитражный суд Костромской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции согласился с выводами антимонопольного органа о нарушении Обществом рассматриваемыми действиями части 1 статьи 10 Закона защите конкуренции, в связи с чем пришел к выводу о законности и обоснованности оспариваемого решения и предписания и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей сторон и третьего лица, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
Организационные и правовые основы защиты конкуренции регламентированы положениями Закона N 135-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 39 названного Закона антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.
В части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции содержится запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Для выявления в действиях хозяйствующего субъекта состава данного правонарушения необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение и совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением.
В силу части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Постановлением Региональной службы по тарифам администрации Костромской области от 23.10.2006 N 06/51 "О присвоении статуса гарантирующего поставщика и согласовании границ зон деятельности гарантирующего поставщика" с 2006 года ОАО (ПАО) "КСК" присвоен статус гарантирующего поставщика в границах Костромской области. В соответствии с пунктом 3.2 Устава ПАО "КСК", утвержденного Протоколом общего собрания акционеров ОАО "КСК" от 26.06.2015 N 19, одним из видов деятельности ПАО "КСК" является реализация (продажа) электрической энергии на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности) потребителям (в том числе гражданам).
Согласно аналитическому отчету по результатам анализа конкуренции на розничном рынке электрической энергии (мощности) на территории Костромской области за 2018 год гарантирующий поставщик ПАО "КСК" занимает доминирующее положение на розничном рынке электрической энергии (мощности) на территории Костромской области.
Таким образом, факт доминирующего положения ПАО "КСК" на розничном рынке электрической энергии (мощности) на территории Костромской области установлен судом первой инстанции, подтверждается материалами настоящего дела и участвующими в деле лицами не оспаривается. Следовательно, ПАО "КСК" при осуществлении деятельности, связанной с реализацией электрической энергии, обязано было соблюдать запреты, предусмотренные статьей 10 Закона о защите конкуренции.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии устанавливает Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).
В силу пункта 2 статьи 37 Закона N 35-ФЗ в случае, если поставщиком электрической энергии по договору купли-продажи электрической энергии выступает гарантирующий поставщик, заключение такого договора с обратившимся к нему физическим или юридическим лицом в отношении энергопринимающих устройств, расположенных в зоне деятельности гарантирующего поставщика, является обязательным для гарантирующего поставщика. Дата начала исполнения обязательств гарантирующим поставщиком по договору купли-продажи электрической энергии (мощности), договору энергоснабжения определяется в соответствии с основными положениями функционирования розничных рынков.
Таким образом, ПАО "КСК" обязано заключить договор энергоснабжения с каждым обратившимся к нему потребителем, расположенным в границах его деятельности и соответствующим предусмотренным законодательством требованиям.
В пункте 39(1) Основных положений предусмотрено, что гарантирующий поставщик, указанный в заявке на осуществление технологического присоединения, с которым заявитель намеревается заключить договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в отношении энергопринимающих устройств, технологическое присоединение которых осуществляется, обязан не позднее 10 рабочих дней со дня получения от сетевой организации документов заявителя, предусмотренных пунктом 10 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, направить в адрес сетевой организации подписанный со своей стороны проект договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), предусматривающий право выбора ценовой категории, условий почасового планирования потребления электрической энергии и иные существенные условия, предусмотренные настоящим документом (дополнительного соглашения к договору), если проект такого договора, подписанного со стороны заявителя, отсутствовал в составе комплекта документов, представленных сетевой организацией, неотъемлемой частью которого после завершения процедуры технологического присоединения являются установленные документами о технологическом присоединении условия из числа существенных условий договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), определенных в Правилах недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг и настоящем документе. В случае когда к заявке на технологическое присоединение энергопринимающих устройств приложен подписанный заявителем проект договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) или протокол разногласий к проекту договора, форма которого размещена (опубликована) гарантирующим поставщиком в соответствии с пунктом 33 настоящего документа, по которому у гарантирующего поставщика отсутствуют возражения, то гарантирующий поставщик в порядке, предусмотренном абзацем первым настоящего пункта, направляет в адрес сетевой организации один экземпляр подписанного со своей стороны договора или протокола разногласий соответственно.
В пункте 10 Правил N 861 установлен перечень документов, прилагаемых к заявке, в том числе к заявке прилагается однолинейная схема электрических сетей заявителя, присоединяемых к электрическим сетям сетевой организации, номинальный класс напряжения которых составляет 35 кВ и выше, с указанием возможности резервирования от собственных источников энергоснабжения (включая резервирование для собственных нужд) и возможности переключения нагрузок (генерации) по внутренним сетям заявителя.
Сетевая организация в срок не позднее 2 рабочих дней с даты заключения договора с заявителем обязана направить в письменном или электронном виде в адрес субъекта розничного рынка, указанного в заявке, с которым заявитель намеревается заключить договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в отношении энергопринимающих устройств, технологическое присоединение которых осуществляется, копию подписанного с заявителем договора и копии документов заявителя, предусмотренных пунктом 10 названных Правил, имеющихся у сетевой организации на дату направления, а также копию заявки о технологическом присоединении соответствующих энергопринимающих устройств, в которой указан гарантирующий поставщик или энергосбытовая (энергоснабжающая) организация в качестве субъекта розничного рынка, с которым заявитель намеревается заключить соответствующий договор (пункт 15(1) Правил N 861).
Как усматривается из материалов дела, действием (бездействием), образующим вмененное Обществу нарушение антимонопольного запрета, являлись необоснованные отказы ПАО "КСК" от направления в адрес филиала ПАО "МРСК Центра" - "Костромаэнерго" оферт договоров энергоснабжения, необоснованные запросы документов, дополнительных сведений, которые привели (могли привести) к ущемлению интересов потребителей.
Общество в апелляционной жалобе настаивает, что на основании положений действующего законодательства просило предоставить дополнительные сведения, в частности сведения об энергопринимающих устройствах, однолинейные схемы электрических сетей потребителей.
Данные аргументы заявителя рассмотрены апелляционным судом и отклоняются, как необоснованные. В рассматриваемом случае требования Общества в отношении неопределенного круга потребителей, а также по заявкам от 28.05.2018 N 16617462 Ореховского Г.А., от 28.05.2018 N 16617555 Смирнова А.В. о необходимости предоставления конкретных энергопринимающих устройств, в отношении которых заключается договор энергоснабжения, а также однолинейной схемы электрической сети, противоречат приведенным положениям пунктов 10, 15(1) Правил N 861, пункта 39 (1) Основных положений в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 11.05.2017 N 557.
Ссылка Общества на заключение договоров энергоснабжения с Ореховским Г.А., Смирновым А.В. на момент вынесения решения УФАС не свидетельствует в рассматриваемом случае об отсутствии в его деянии нарушения вменяемого антимонопольного запрета.
При таких обстоятельствах вывод антимонопольного органа о нарушении ПАО "КСК" части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции является правильным.
Доводы ПАО "КСК" об обратном отклоняются апелляционным судом, поскольку, принимая во внимание вышеизложенное, основаны на ошибочном толковании норм материального права и неверной оценке фактических обстоятельств дела.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что решение Управления от 18.04.2019 по делу N 04-49/2018 и, как следствие, выданное на его основании предписание, соответствуют закону, и в удовлетворении заявленных Обществом требований следует отказать.
Оснований для иных выводов из имеющихся материалов дела не усматривается.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда, трактовке обстоятельств дела и норм права, как не опровергающие правомерности и обоснованности выводов суда первой инстанции не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта. Нормы материального и процессуального права применены судом первой инстанции правильно.
Следовательно, решение Арбитражного суда Костромской области от 02.09.2019 по делу N А31-6706/2019 надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу ПАО "КСК" - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно положениям подпунктов 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решения арбитражного суда по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается юридическими лицами в размере 1500 рублей и в соответствии со статьей 110 АПК РФ в случае отказа в удовлетворении апелляционной жалобы относится на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 02.09.2019 по делу N А31-6706/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Костромская сбытовая компания" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Г.Г. Ившина |
Судьи |
П.И. Кононов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-6706/2019
Истец: ПАО "КОСТРОМСКАЯ СБЫТОВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Костромской области
Третье лицо: ПАО "МРСК Центра"-"Костромаэнерго" филиал, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ