г. Воронеж |
|
29 ноября 2019 г. |
Дело N А14-22205/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 ноября 2019 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Сурненкова А.А., |
судей |
Маховой Е.В., |
|
Ореховой Т.И., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Бутыриной Е.А.,
при участии:
от товарищества собственников жилья "Проспект Революции, 9А": Подольских Е.П., представитель по доверенности б/н от 09.01.2019, выданной сроком до 31.12.2019, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования по специальности "Юриспруденция";
от общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Воронеж: Якунина В.Н., представитель по доверенности N 01-19-108 от 07.05.2019, выданной сроком до 31.12.2019, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования по специальности "Юриспруденция",
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Воронеж" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 10.10.2018 по делу N А14-22205/2017 (судья Росляков Е.И.) по иску общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Воронеж" (ОГРН 1033600131366, ИНН 3663046559) к товариществу собственников жилья "Проспект Революции, 9А" (ОГРН 1143668018031, ИНН 3666191064) о взыскании задолженности в размере 169 946 руб. 14 коп., пени в сумме 19 026 руб. 69 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Воронеж" (далее - истец, ООО "Газпром теплоэнерго Воронеж") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском к Товариществу собственников жилья "Проспект Революции, 9А" (далее - ответчик, ТСЖ "Проспект Революции, 9А") о взыскании задолженности за потребленную и не оплаченную тепловую энергию за период с 01.07.2017 г. по 30.09.2017 г. в размере 46 648 руб. 55 коп., пеню за период с 26.08.2017 г. по 30.11.2017 г. в размере 3 351 руб. 45 коп.
В суд области от истца поступило ходатайство об уточнении исковых требований, в соответствии с которым просит взыскать с ответчика задолженность за потребленную и не оплаченную тепловую энергию за период с 01.07.2017 г. по 30.09.2017 г. в размере 169 946 руб. 14 коп., пени за период с 26.08.2017 г. по 30.11.2017 г. в размере 19 026 руб. 69 коп., которое принято судом.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 10.10.2018 взыскано с Товарищества собственников жилья "Проспект Революции, 9А", г.Воронеж ОГРН 1143668018031 ИНН 3666191064 в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Воронеж", г. Воронеж (ОГРН 1033600131366, ИНН 3663046559) пени в сумме 3 307 руб. 34 коп., а также 117 руб. 00 коп. расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Газпром Теплоэнерго Воронеж" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой (с учетом дополнений), в которой указывает на незаконность и необоснованность решения Арбитражного суда Воронежской области от 10.10.2018, в связи с чем, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ООО "Газпром Теплоэнерго Воронеж" ссылается на то, что именно на ответчике, как на исполнителе коммунальных услуг, лежит обязанность по оплате истцу задолженности за поставленную тепловую энергию для приготовления горячей воды.
Рассмотрение апелляционной жалобы неоднократно откладывалось.
В представленном отзыве (с учетом дополнений) ответчик возражал против доводов апелляционной жалобы относительно всей суммы долга, полагал обоснованным требование в части, в остальной части в удовлетворении апелляционной жалобы просил отказать.
Явившийся в арбитражный суд апелляционной инстанции представитель ООО "Газпром Теплоэнерго Воронеж" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, с учетом дополнений.
В суде апелляционной инстанции ответчик поддержал свою позицию с учетом отзыва с дополнениями и контррасчета долга.
Согласно части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит основания для изменения решения Арбитражного суда Воронежской области от 10.10.2018, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 01.10.2014 г. между Обществом с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Воронеж" (ресурсоснабжающая организация) (на момент заключения договора - ООО "Воронежтеплоэнерго-Сервис") и Товариществом собственников жилья "Проспект Революции,9А" (абонент) заключен договор на отпуск тепловой энергии N ЖГ-1462, по условиям которого ресурсоснабжающая организация поставляет абоненту через свои присоединенные инженерные сети тепловую энергию на отопление и горячую воду (далее энергоресурсы) для многоквартирных жилых домов, указанных в приложении N1 к настоящему договору, а абонент обязуется принимать и своевременно производит оплату за поставленные энергоресурсы по тарифам, утвержденным в соответствии с действующим законодательством РФ, в объемах и по условиям в соответствии с Приложении N1 являющимися неотъемлемой частью настоящего договора (п.1.1 договора).
В соответствии с п.2.2 договора, планируемая цена договора определяется как сумма произведений планируемых годовых объемов по каждому энергоресурсу, указанному в Приложениях N 1 на тариф соответствующего энергоресурса, утвержденный для населения.
Расчетным (отчетным) периодом оказания услуг (поставки энергоресурсов) по настоящему договору является календарный месяц (п. 3.1. договора).
Количество энергоресурсов (тепловая энергия, горячая вода), фактически поставленных абоненту в расчетном периоде, определяется по показаниям общедомовых приборов и систем коммерческого учета энергоресурса, фиксируемыми с 23-го по 25-е число отчетного месяца согласно форме, установленной в Приложениях N 2,3 к настоящему договору (п.3.2 договора).
Согласно п.3.4. договора оплата поставленных энергоресурсов производится абонентом или уполномоченным им лицом до 25-го числа месяца, следующего за расчетным, путем перечисления денежных сумм на расчетный счет РСО, указанный в пункте 10 настоящего договора. Датой оплаты по договору является дата зачисления денежных сумм на расчетный счет РСО.
В период с 01.07.2017 по 30.09.2017, по мнению истца, поставлено ответчику тепловая энергия на сумму 208 255 руб. 12 коп., и предъявлено к оплате счета-фактуры.
Ответчик на момент подачи искового заявления оплату поставленной тепловой энергии произвел частично в сумме 38 308 руб. 98 коп.
Истцом в адрес ответчика направлялась претензия с требованием погасить сложившуюся задолженность. Претензия была отправлена почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Претензия оставлена без ответа.
Задолженность за период с 01.07.2017 по 30.09.2017 по расчетам истца составила 169 946 руб. 14 коп.
В связи с ненадлежащим исполнением ответчиком условий договора истцом начислены пени в размере 19 026 руб. 69 коп. за период с 26.08.2017 по 30.11.2017
Ссылаясь на то, что фактически полученная задолженность не была оплачены ответчиком в полном объеме и в установленный срок, ООО "Газпром теплоэнерго Воронеж" обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении оставшейся части исковых требований, суд области пришел к выводу, что тепловой пункт не принадлежит истцу, отвечает признакам общедомового имущества. В соответствии с Приказом Минэнерго России от 30.12.2008 N 325 (ред. от 10.08.2012) "Об утверждении порядка определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя", трубопроводах от границы балансовой принадлежности до места установки приборов учета.
Пунктом 29 данного приказа установлено, что для закрытой системы теплоснабжения коммерческий учет расхода тепловой энергии, теплоносителя на объектах потребителя осуществляется в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности со стороны потребителя.
Место выхода трубопроводов горячей воды из теплового пункта к потребителю не может являться границей балансовой принадлежности, так как тепловой пункт и трубопровод не являются собственностью истца, они являются общедомовым имуществом. Однако, таковым не может являться и место выхода трубопровода из котельной, так как монтаж дополнительного оборудования и устройство ИТП в подвале доме было осуществлено с целью надлежащего исполнения истцом услуги по поставке тепловой энергии. Само участие в этом проекте истца и то обстоятельство, что возмещению подлежало только 50% затрат свидетельствует о том, что участок трубопровода от котельной до ИТП также не может быть отнесен к зоне ответственности ответчика, относится в к оборудованию источника тепловой энергии истца и потери на этом участке должны быть отнесены на него. Прибор учета, который будет отражать полезный отпуск тепла в сеть дома, должен стоять на вводе в ИТП. Из изложенного следует, что при расчете объема обязательств не могут быть приняты во внимание показания общедомового прибора учета, отражающего данные об общем количестве тепла, отпущенного из котельной.
Арбитражный суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанными выше выводами суда первой инстанции, поскольку находит их не соответствующими обстоятельствам дела и основанными на неверном применении норм материального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547), если иное не установлено законом, иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 ГК РФ).
В силу статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг и определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Согласно пункту 2 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Материалами дела подтверждается, что ответчик является исполнителем коммунальных услуг в отношении спорного многоквартирного дома.
Руководствуясь положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции установил факт поставки истцом ответчику как исполнителю коммунальных услуг тепловой энергии для производства горячей воды и, в отсутствие доказательств оплаты поставленного ресурса, пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.
Расчет задолженности, произведенный на основании показаний прибора учета, установленного на границе сетей, позволяющего определить количество Гкал, необходимых для определения одного из компонентов платы за горячую воду, следует использовать для определения размера долга.
Данная позиция отражена в Определении Верховного Суда РФ от 18.04.2019 N 310-ЭС19-3637 по делу N А14-12610/2017 в рамках взыскания задолженности между теми же лицами по тому же многоквартирному дому.
Как следует из материалов дела, истцом предъявлено к взысканию с ответчика задолженность на общедомовое потребление за тепловую энергию, фактически поставляемую в спорный многоквартирный дом для использования при производстве горячей воды в индивидуальном тепловом пункте.
На основании пункта 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
В соответствии с правовой позицией, приведенной в Определении Верховного Суда РФ от 16.05.2019 N 305-ЭС19-1381, в случае, когда подача абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляется в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в МКД, эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (подпункт 10 пункта 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации). В этом случае в силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации. Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Приведенные законоположения в их системном истолковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанности по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации.
Таким образом, объем коммунального ресурса, подлежащего оплате исполнителем коммунальных услуг, должен определяться в том же порядке, что и совокупный объем коммунальной услуги, оплачиваемой конечными потребителями (приложение N 2 к Правилам N 354).
Применительно к горячему водоснабжению указанными Правилами предусмотрен различный порядок определения подлежащего оплате объема в зависимости от того, производится ли соответствующий коммунальный ресурс (коммунальная услуга) самостоятельно исполнителем коммунальной услуги с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в МКД (раздел IV приложения N 2), либо приобретается исполнителем коммунальной услуги у ресурсоснабжающей организации и без каких-либо преобразований или изменений физических и химических свойств передается конечным потребителям (разделы I, VII приложения N 2).
Как следует из пояснений истца, которые подтверждаются материалами дела, ООО "Газпром теплоэнерго Воронеж" в спорный многоквартирный дом поставляло только тепловую энергию, которая в дальнейшем использовалась исполнителем коммунальных услуг для приготовления горячей воды, поставляемой конечным потребителям (собственникам и пользователям помещений дома), в индивидуальном тепловом пункте, который входит в состав общего имущества данного дома.
Факт потребления тепловой энергии для подогрева холодной воды в целях предоставления собственникам услуги по горячему водоснабжению в спорный период установлен материалами дела и ответчиком не оспорен.
Согласно пункту 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
С учетом изложенного, индивидуальный тепловой пункт и трубопровод, по которому поставляется тепловая энергия для подогрева горячей воды, являются общедомовым имуществом.
В рассматриваемом случае, имеется договор на отпуск тепловой энергии N ЖГ-1462.
С 01.01.2017 изменился порядок оплаты расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества МКД (часть 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"). Расходы на оплату коммунальных ресурсов, в том числе горячее водоснабжение, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, должны включаться в состав платы за содержание жилого помещения (пункт 2 части 1, пункт 1 части 2 статьи 154, часть 1 статьи 156 ЖК РФ).
В целях реализации данных изменений в пунктах 21 и 21 (1) Правил N 124 предусмотрено, что организация, управляющая МКД, даже в случаях наличия решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги, наличия заключенных договоров между собственниками помещений МКД и ресурсоснабжающими организациями, в целях содержания общего имущества МКД обязана заключить с ресурсоснабжающей организацией договор, которым определить виды и объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества МКД и подлежащего оплате именно управляющей организацией, а не потребителями.
Таким образом, с 01.01.2017 при управлении многоквартирным домом управляющей организацией затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, подлежат возмещению управляющей организацией.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 124 (в редакции, действовавшей в спорный период), пунктом 2 Правил N 354 коммунальные ресурсы - это холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, природный газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо (при наличии печного отопления), используемые для предоставления коммунальных услуг. Коммунальными услугами является осуществление исполнителем деятельности по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или двух и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых и нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
В подпункте "б" пункта 4 Правил N 354 предусмотрено, что потребителю может быть оказана услуга по горячему водоснабжению, то есть снабжению горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).
Согласно пункту 12 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - ФЗ "О водоснабжении и водоотведении") нецентрализованная система горячего водоснабжения - это сооружения и устройства, в том числе индивидуальные тепловые пункты, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно.
При приготовлении горячей воды с использованием нецентрализованных систем горячего водоснабжения, в том числе в многоквартирном доме, тариф на горячую воду (горячее водоснабжение) в соответствии с названным Федеральным законом не устанавливается, плата за потребленную горячую воду рассчитывается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (пункт 6 статьи 31 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении").
Принимая во внимание, что в спорном МКД, который находится под управлением ответчика, приготовление горячей воды осуществляется непосредственно в доме с использованием индивидуального теплового пункта ввиду отсутствия централизованного горячего водоснабжения, начисление платы за коммунальные услуги по горячему водоснабжению собственникам и пользователям помещений в доме в данном случае должно производиться в соответствии Правилами N 354.
В соответствии с пунктом 17 раздела III приложения N 2 к Правилам N 354 объем коммунального ресурса, представленного на общедомовые нужды в многоквартирном доме, не оборудованном общедомовым (коллективным) прибором учета, определяется по формуле 15 исходя из установленного норматива потребления коммунального ресурса.
Разделом IV Приложения 2 Правил N 354 определен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и (или) горячему водоснабжению, предоставленную за расчетный период потребителю в жилом помещении (квартире) или нежилом помещении при самостоятельном производстве исполнителем в МКД коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).
Размер платы за коммунальную услугу за содержание общедомового имущества определяется по формуле 20.2 раздела IV Приложения 2 Правил N 354:
*, где
* - объем горячей воды, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, который определяется:
- при наличии коллективного (общедомового) прибора учета горячей воды - по формуле 12, предусмотренной настоящим приложением;
- при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета горячей воды - исходя из норматива потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды.
Как указано выше норматив составляет 0,05 м3/м2.
Тхв - тариф на холодную воду, установленный в соответствии с законодательством РФ;
qкр - удельный расход v-гo коммунального ресурса на подогрев воды, утвержденный в соответствии с законодательством РФ норматив расхода v-гo коммунального ресурса на (общедомового) прибора учета v-гo коммунального ресурса, подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
При наличии коллективного (общедомового) прибора учета v-гo коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и подогреву воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых помещениях и на общедомовые нужды МКД, определяется по формуле 20(1).
Для Воронежской области удельный расход тепловой энергии в спорный период на подогрев воды составлял 0,0642 Гкал/м3
В последующих периодах действовали приказы с таким же утвержденным параметром (0,0642 Гкал/м3 ).
В письме от 22.03.2017 N 9268-ОО/04 "О порядке определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению" Минстрой России дал следующие разъяснения: Правилами N 354 не предусмотрено применение в качестве коммунальной услуги тепловой энергии, что соответствует положениям части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации. В связи с этим предусматривается распределение тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, в рамках норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Данный принцип обеспечивает распределение тепловой энергии на подогрев кубометра воды между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.
Таким образом, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в системе горячего водоснабжения многоквартирного дома, независимо от системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) (открытая или закрытая), а также независимо от периода времени года (отопительный или неотопительный), количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.
Относительно применения в расчете формулы 20 (1) Приложения N 2 к Правилам N 354, суд исходит из того, что поскольку ООО "Газпром теплоэнерго Воронеж" не покупает холодную воду, а производит только ее нагрев, к оплате ответчику предъявляется задолженность, рассчитанная с использованием только части данной формулы, другая же ее часть должна быть предъявлена той ресурсоснабжающей организации, которая предоставляет холодную воду на нужды ГВС:
Vодн х Тхв - РСО, представляющей коммунальный ресурс холодная вода на нужды горячего водоснабжения;
Q кр х V одн х Tкр - ООО "Газпром теплоэнерго Воронеж", представляющему v-й коммунальный ресурс (тепловая энергии) на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Таким образом, задолженность с учётом частичной оплаты долга за июль - сентябрь 2017 составляет 23651 руб. 36 коп.
Проверив представленный ответчиком расчет, судебная коллегия находит его арифметически и методологически правильным.
Судебная коллегия полагает неверным предложенный истцом расчет, как расходящийся с правоприменительным подходом, изложенным в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ N 305-ЭС19-1381 от 16.05.2019 по делу N А41-32043/2018.
Из содержания раздела IV Приложения N 2 к Правилам N 354 следует, что при приготовлении коммунальных услуг на оборудовании, входящем в состав общего имущества собственников помещений в МКД, одна часть приобретаемой исполнителем коммунальной услуги у ресурсоснабжающей организации тепловой энергии используется для производства тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению, а другая часть - на подогрев горячей воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Следовательно, если ресурсоснабжающая организация взыскивает плату только за тепловую энергию, используемую для предоставления коммунальной услуги по отоплению (формула 18 Приложения N 2 к Правилам N354) либо только за тепловую энергию, используемую на подогрев воды (формулы 20, 20.1 Приложения N2 к Правилам N354), соответствующие объемы тепловой энергии подлежат отдельному определению.
Таким образом, расчет предприятием причитающейся ему стоимости тепловой энергии, используемой исполнителем коммунальной услуги только на подогрев воды на ИТП в целях приготовления горячей воды, исходя из показания общедомового прибора учета тепловой энергии противоречит указанным формулам, в которых при определении объема соответствующего коммунального ресурса должен учитываться удельный расход этого ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (qvkp).
Соответственно, расчет истца отклоняется как противоречащий нормам права и обстоятельствам дела.
С учетом изложенных обстоятельствах, заявленное требование о взыскании задолженности за тепловую энергию за период июль - сентябрь 2017 подлежит удовлетворению 23651 руб. 36 коп. в соответствии с расчетом, произведенным на основании Определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ N 305-ЭС19-1381 от 16.05.2019.
В связи с отсутствием оплаты задолженности по фактически потребленной тепловой энергии, на задолженность в сумме 23651 руб. 36 коп. на основании части 9.3 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" подлежит начислению пени.
Исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором (статья 329 ГК РФ).
Согласно статье 330 ГК РФ неустойкой (пеней, штрафом) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.
В силу пункта 1 статьи 332 ГК РФ кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
В соответствии с частью 9.3. статьи 15 ФЗ "О теплоснабжении" управляющие организации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя уплачивают единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Представленный ответчиком расчет пени в размере 5494 руб. 72 коп. произведен в соответствии с требованиями действующего законодательства, является арифметически верным, в суде апелляционной инстанции представитель истца не оспорил математическую верность расчет неустойки ответчика.
В ходе рассмотрения дела ответчиком не заявлено ходатайство о снижении неустойки на основании статьи 333 ГК РФ.
При таких обстоятельствах, удовлетворению подлежит требование истца о взыскании с ответчика пени в размере в размере 5494 руб. 72 коп. за период с 26.08.2017 по 10.10.2018.
Расходы по государственной пошлине за рассмотрение искового заявления и апелляционной жалобы подлежат распределению в соответствии с требованиями статей 104, 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 266 - 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 10.10.2018 по делу N А14-22205/2017 изменить.
Взыскать с Товарищества собственников жилья "Проспект Революции, 9А", г.Воронеж ОГРН 1143668018031 ИНН 3666191064 в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Воронеж", г. Воронеж (ОГРН 1033600131366, ИНН 3663046559) 29146 руб. 08 коп., в том числе задолженность за тепловую энергию за период с 01.07.2017 г. по 30.09.2017 г. в сумме 23651 руб. 36 коп., пени в сумме 5494 руб. 72 коп., а также 1491 руб. расходов по уплате государственной пошлины в суде первой и апелляционной инстанций.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
В остальной обжалуемой части решение Арбитражного суда Воронежской области от 10.10.2018 по делу N А14-22205/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Воронеж" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.А. Сурненков |
Судьи |
Е.В. Маховая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-22205/2017
Истец: ООО "Газпром теплоэнерго Воронеж"
Ответчик: ТСЖ "Проспект Революции, 9А"