г. Челябинск |
|
29 ноября 2019 г. |
Дело N А34-2777/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 ноября 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Ивановой Н.А., Киреева П.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Е.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому федеральному округу на решение Арбитражного суда Курганской области от 24.09.2019 по делу N А34-2777/2019.
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому федеральному округу (далее - заявитель, Управление, административный орган, МРУ Росалкогольрегулирования) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о привлечении к административной ответственности общества с ограниченной ответственностью "Компания "Метрополис" (далее - заинтересованное лицо, ООО "Компания "Метрополис", общество) на основании части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 24.09.2019 в удовлетворении заявления отказано. Алкогольная продукция, арестованная по протоколу ареста от 03.10.2018, напиток винный полусладкий "Портвин 777" изъята и направлена судом на уничтожение.
МРУ Росалкогольрегулирования (далее также - податель жалобы) не согласилось с вынесенным решением и обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы МРУ Росалкогольрегулирования указывает, что не могут находиться в обороте винные напитки, не соответствующие обязательным требованиям, установленным требованиями ГОСТ 31729-2015. Межгосударственный стандарт. Напитки винные. Общие технические условия. Согласно п.5.1.2 ГОСТ 31729-2015 по органолептическим показателям винные напитки должны быть прозрачными, без осадка и посторонних включений. В тоже время, в экспертном заключении от 11.09.2019 эксперт пришел к следующим выводам: представленный образец "Напиток винный полусладкий без добавления этилового спирта "Портвин 777", шифр образца 1646: не соответствует по органолептическим показателям требованиям ГОСТ 31729-2015 "Напитки винные. Общие технические условия".
По мнению заявителя, у ООО "Компания Метрополис" имелась возможность для соблюдения правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но общество не предприняло все возможные меры по их соблюдению, а именно не проводя производственный контроль должным образом.
К дате судебного заседания в суд апелляционной инстанции заинтересованным лицом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он указал, что решение суда является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путём размещения указанной информации на официальном сайте в сети Интернет, в судебное заседание представители участвующих в деле лиц не явились.
В соответствии со статьями 123, 156, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Компания Метрополис" имеет лицензии N 43ЗАП0001624 от 12.03.2013 на осуществление закупки, хранения и поставок алкогольной продукции, N 45РПА0000664 от 19.09.2013 на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции (т.1, л.д.66-73).
Из материалов дела следует, что в Управление поступила служебная записка начальника отдела контроля за представлением деклараций и анализа информационных систем МРУ Росалкогольрегулирования по Уральскому федеральному округу Береснева Д.С. от 20.09.2018 по результатам анализа информации, содержащейся в информационных ресурсах Росалкогольрегулирования, за период с 01.01.2018 по 19.09.2018, согласно которой в действиях ООО "Компания "Метрополис" усматривается наличие состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (т.1, л.д.10-12).
Должностным лицом Управления, по итогам рассмотрения служебной записки от 20.09.2018, вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении по признакам статьи 14.19 КоАП РФ и проведении административного расследования от 21.09.2018 N 04-08/14.19-КМ (т.1, л.д.13-16).
На основании Приказа о проведении процессуальных действий в отношении ООО "Компания "Метрополис" от 21.09.2018 N 425 должностными лицами Управления, в присутствии понятых и исполняющего обязанности генерального директора ООО "Компания "Метрополис" Порядина В.Н., проведено контрольное мероприятие по соблюдению заинтересованным лицом законодательства Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, по адресу осуществления деятельности: Курганская область, г. Курган, ул. Тимофея Невежина, д. 3, строение 10, Литер Н, здание корпуса N 14, 1 этаж, помещение N 192.
В рамках административного расследования по делу об административном правонарушении от 21.09.2018 N 04-08/14.19-КМ, по итогам проверки проверяющими 25.09.2018 составлен протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов N 04-08/14.19-КМ, с приложением фотографических материалов (т.1, л.д.22-27), в котором зафиксированы следующие обстоятельства: в ходе проведения осмотра складского помещения ООО "Компания "Метрополис", расположенного по адресу: г. Курган, ул. Тимофея Невежина, д. 3, строение 10, Литер Н, здание корпуса N 14, 1 этаж, помещение N 192 (S = 3255,4 кв. м) (КПП 450101001), установлено, что в данном складском помещении находится алкогольная продукция, имеющая признаки несоответствия требованиям государственных стандартов, а именно:
- напиток винный полусладкий без добавления этилового спирта "Портвин 777", крепость 14,5%, емк. 0,7 л, дата розлива 09.09.2018, производитель ООО "Марс Алко" (ИНН 0702008480) в количестве 16 693 бутылок.
Признаки несоответствия требованиям государственных стандартов выражены в наличии осадка и посторонних включений. Обозначенные признаки обнаружены посредством визуального осмотра при искусственном освещении.
По итогам рассмотрения протокола осмотра от 25.09.2018 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении по признакам части 1 статьи 14.43 КоАП РФ и проведении административного расследования от 25.09.2018 N 04-08/14.43-КМ (т.1, л.д.29-30).
В рамках производства по делу об административном правонарушении от 25.09.2018 N 04-08/14.43-КМ должностными лицами Управления был произведен отбор образцов винодельческой продукции для проверки качества по показателям группы 2 (наличие осадка, технологических и посторонних включений) и по показателям группы 3 (огранолептические показатели (кроме наличия осадка), физико-химические показатели), что подтверждается протоколом о взятии проб и образцов N 04-08/14.43-КМ (т.1, л.д.31-33).
Кроме того, 25.09.2018 Управлением также вынесено определение о назначении экспертизы N 04-08/14.43-КМ, проведение которой поручено Экспертно-аналитическому отделу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Ценетральному федеральному округу. Перед экспертом поставлены вопросы: 1. Подтвердить, либо опровергнуть соответствие представленного на испытание образца требованиям ГОСТ 31729-2015 "Напитки винные. Общие технические условия", 2.Определить в представленном образце наличие/отсутствие спиртов невиноградного происхождения (т.1, л.д.34-36).
На основании Приказа о проведении процессуальных действий в отношении ООО "Компания "Метрополис" от 02.10.2018 N 439 должностными лицами Управления, в присутствии понятых и генерального директора ООО "Компания "Метрополис" Серых О.Г., проведено контрольное мероприятие по соблюдению заинтересованным лицом законодательства Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, по адресу осуществления деятельности: Курганская область, г. Курган, ул. Тимофея Невежина, д. 3, строение 10, Литер Н, здание корпуса N 14, 1 этаж, помещение N192 (т.1, л.д.42-43).
По итогам проверки проверяющими 03.10.2018 составлен протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов N 04-08/14.43-КМ (т.1, л.д.44-46).
Заявителем 03.10.2018, в присутствии понятых, произведен арест алкогольной продукции, имеющей признаки несоответствия ГОСТ 31729-2015 "Напитки винные. Общие технические условия", поименованной в протоколе ареста N 04-08/14.43-КМ (напиток винный полусладкий без добавления этилового спирта "Портвин 777", крепость 14,5%, емк. 0,7 л, дата розлива 09.09.2018, производитель ООО "Марс Алко" (ИНН 0702008480) в количестве 11 782 бутылок). Алкогольная продукция, на которую наложен арест, передана на ответственное хранение генеральному директору ООО "Компания "Метрополис" Серых О.Г. (т.1, л.д.47-50).
Согласно выводам, изложенным в экспертном заключении N 134/2018 от 24.01.2019, подготовленном экспертно-аналитическим отделом МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу с приложенными протоколами испытаний N 889/2018/1 от 24.01.2019, N 889/2018/2 от 24.01.2019: 1. Представленный на испытания образец не является "винным напитком без добавления этилового спирта", что не соответствует требованиям ГОСТ 31729-2015 "Напитки винные. Общие технические условия" пп. 3.1, 5.4.1, ТР ТС 022/2011 "Технический регламент Таможенного союза. Пищевая продукция в части ее маркировки" п. 4.3 пп. 1. 2. Представленный на испытания образец содержит спирты невиноградного происхождения (т.1, л.д.119-128).
Усмотрев в деянии общества наличие признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, должностное лицо МРУ Росалкогольрегулирования по Уральскому федеральному округу 08.02.2019, в присутствие законного представителя общества, составило протокол об административном правонарушении N 04-08/14.43-КМ (т.1 л.д.130-134).
Учитывая, что в соответствии статьей 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, совершённых юридическими лицами, рассматривают судьи арбитражных судов, административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "Компания "Метрополис" к административной ответственности.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что предприниматель не является субъектом административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ, и его действия не образуют объективную сторону данного правонарушения, соответственно отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В силу части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
На основании статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
При осуществлении производства по делу об административном правонарушении подлежат обязательному выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие); его виновность и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (статья 26.1 КоАП РФ).
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Согласно части 1 статьи 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Состав правонарушения по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ является формальным, не связан с наступлением каких-либо последствий для жизни и здоровья граждан.
Объектом противоправного посягательства являются требования государственных стандартов, соблюдение которых направлено на охрану здоровья и благополучия населения, а также на защиту прав потребителей.
Объективную сторону данного правонарушения, в том числе, составляют действия (бездействие), нарушающие установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции.
Субъективная сторона характеризуется виной.
Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, в частности изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец.
Согласно статье 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Федеральный закон N29-ФЗ), под безопасностью пищевых продуктов понимается состояние обоснованной уверенности в том, что пищевые продукты при обычных условиях их использования не являются вредными и не представляют опасности для здоровья нынешнего и будущих поколений.
Не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые: не соответствуют требованиям нормативных документов; имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов (далее - органы государственного надзора) при проверке таких продуктов, материалов и изделий; не соответствуют представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации; не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли; не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, либо в отношении которых не имеется такой информации (пункт 2 статьи 3 Федерального закона N 29-ФЗ).
В пункте 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) установлено, что со дня вступления в силу данного Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе: защиты жизни или здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей.
В статье 2 Федерального закона N 184-ФЗ дано понятие технического регламента, под которым понимается документ, принятый международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
За нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 36 Федерального закона N 184-ФЗ).
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции предусмотрены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ).
В соответствии со статьей 26 Федерального закона N 171-ФЗ, в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением технических условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха (пункт 7 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ).
По смыслу абзаца 11 пункта 3 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ запрещается производство продукции, не соответствующей требованиям государственных стандартов.
Абзацем 4 пункта 1 статьи 25 Федерального закона N 171-ФЗ установлен запрет на оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не соответствующей государственным стандартам и техническим условиям.
Статьей 13 Федерального закона N 184-ФЗ установлено, что к документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся в том числе, национальные стандарты, правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации.
Пунктом 3 статьи 11 Федерального закона N 171-ФЗ определено, что алкогольная продукция, находящаяся в розничной продаже на территории Российской Федерации, сопровождается информацией на русском языке, которая должна содержать сведения, в том числе о государственных стандартах, требованиям которых алкогольная продукция должна соответствовать.
В пункте 2 статьи 12 Федерального закона N 171-ФЗ содержится требование о том, что алкогольная продукция, за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, подлежит обязательной маркировке.
Изготовители, исполнители (лица, выполняющие функции иностранного изготовителя), продавцы обязаны осуществлять процессы производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализации пищевой продукции таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней названным Техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции (пункт 1 статьи 10 Технического регламента 021/2011 "О безопасности пищевой продукции").
Настоящий технический регламент Таможенного союза устанавливает требования к пищевой продукции в части ее маркировки в целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно обеспечения реализации прав потребителей на достоверную информацию о пищевой продукции (часть 3 статьи 1).
Информация об отличительных признаках пищевой продукции - сведения о пищевой продукции, которые свидетельствуют о наличии свойств пищевой продукции, позволяющих отличить ее от другой пищевой продукции (в том числе о пищевой ценности, месте происхождения, составе, иных свойствах); маркировка пищевой продукции - информация о пищевой продукции, нанесенная в виде надписей, рисунков, знаков, символов, иных обозначений и (или) их комбинаций на потребительскую упаковку, транспортную упаковку или на иной вид носителя информации, прикрепленного к потребительской упаковке и (или) к транспортной упаковке, или помещенного в них либо прилагаемого к ним (статья 2 ТР ТС 022/2011).
В силу статьи 3 ТР ТС 022/2011 Пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при соответствии ее маркировки настоящему техническому регламенту Таможенного союза, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
Согласно подпункту 1 пункта 4.3 статьи 4 ТР ТС 022/2011 наименование пищевой продукции, указываемое в маркировке, должно позволять относить продукцию к пищевой продукции, достоверно ее характеризовать и позволять отличать ее от другой пищевой продукции. Придуманное название пищевой продукции (при наличии) должно быть включено в наименование пищевой продукции и расположено в непосредственной близости от него.
В силу пункта 1 Правил нанесения на федеральные специальные марки сведений о маркируемой ими алкогольной продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 N 785 (далее - Правила N 785), федеральные специальные марки должны наноситься на алкогольную продукцию, производимую на территории Российской Федерации, за исключением пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи и поставляемой на экспорт алкогольной продукции, организациями, осуществляющими производство такой продукции на территории Российской Федерации, а также сельскохозяйственными товаропроизводителями (организациями, индивидуальными предпринимателями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами), признаваемыми таковыми в соответствии с Федеральным законом "О развитии сельского хозяйства", после окончания последней технологической операции, связанной с производством алкогольной продукции.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26.11.2015 N 1992-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 31729-2015 "Напитки винные. Общие технические условия" (далее - ГОСТ 31729-2015) введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 01.01.2017.
Как следует из пункта 3.1 ГОСТ 31729-2015, винный напиток - винодельческий продукт с объемной долей этилового спирта не более 22% с насыщением или без насыщения двуокисью углерода, содержащий не менее 50% виноматериалов (вина наливом), с добавлением или без добавления ректификованного этилового спирта из пищевого сырья, и/или винного, и/или виноградного спирта, и/или винного, и/или виноградного дистиллята, спиртованного виноградного сусла, с добавлением или без добавления сахаросодержащих продуктов, натуральных пищевых ароматизаторов, экстрактов отдельных частей растений или их дистиллятов, пищевых красителей растительного происхождения, воды.
На основании пункта 5.1.1 ГОСТ 31729-2015 винные напитки изготавливают в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологическим инструкциям для винных напитков конкретных наименований, с соблюдением требований, или нормативных правовых актов, действующих на территории государства, принявшего стандарт.
По органолептическим показателям винные напитки должны быть прозрачными, без осадка и посторонних включений (пункт 5.1.2 ГОСТ 31729-2015) Цвет, аромат и вкус винного напитка конкретного наименования устанавливают в технологической инструкции.
Пунктом 5.1.3.1 ГОСТ 31729-2015 определено, что объемная доля этилового спирта в винных напитках с учетом допускаемых отклонений должна быть не более 22,0%, в винных напитках, насыщенных двуокисью углерода - не более 10,0%, в винных напитках без добавления этилового спирта общая объемная доля этилового спирта - не более 15,0%.
Согласно пункту 5.4.1 ГОСТ 31729-2015 маркировка каждой единицы потребительской упаковки с винным напитком и маркировка транспортной упаковки осуществляются в соответствии с требованиями или нормативных правовых актов, действующих на территории государства, принявшего стандарт, и ГОСТ 32061.
Как усматривается из материалов дела, в качестве события административного правонарушения обществу вменено нахождение в обороте общества алкогольной продукции - напиток винный полусладкий без добавления этилового спирта "Портвин 777", крепость 14,5%, емк. 0,7 л, дата розлива 09.09.2018, производитель ООО "Марс Алко" (ИНН 0702008480), не является "винным напитком без добавления этилового спирта", так как не содержит продуктов брожения (виноматериалов) и содержит спирты невиноградного (экзогеннного) происхождения, что не соответствует требованиям пунктов 3.1, 5.4.1 ГОСТ 31729-2015 "Напитки винные. Общие технические условия", подпункту 1 пункта 4.3 статьи 4 ТР ТС 022/2011, поскольку общество осуществляло продажу алкогольной продукции, состав которой не соответствовал предъявляемым требованиям и заявленной на маркировке информации.
Судом первой инстанции, определением от 05.08.2019 была назначена экспертиза на предмет соответствия образца (напиток винный полусладкий без добавления этилового спирта "Портвин 777", емк. 0,7 л. крепость, 14,5%, дата розлива 09.09.2018, производитель ООО "Марс Алко" (ИНН 0702008480) требованиям ГОСТ 31729-2015 "Напитки винные. Общие технические условия", проведение которой было поручено ФГБНУ "Федеральный научный центр пищевых систем им. В.М. Горбатова" РАН. (т.2 л.д.148-151).
Перед экспертом поставлены следующие вопросы:
- подтвердить, либо опровергнуть соответствие образцов алкогольной продукции (напиток винный полусладкий без добавления этилового спирта "Портвин 777", емк. 0,7 л. крепость, 14,5%, дата розлива 09.09.2018, производитель ООО "Марс Алко" (ИНН 0702008480), находящейся на хранении в количестве 11782 бутылок в складском помещении ООО "Компания "Метрополис" по адресу: г. Курган, ул. Тимофея Невежина, д. 3, строение 10, литер Н, задние корпуса N 14, 1 этаж, помещение N 192 (площадью 3255,4 кв. м)) требованиям ГОСТ 31729-2015 "Напитки винные. Общие технические условия";
- подтвердить, либо опровергнуть содержание в образцах алкогольной продукции (напиток винный полусладкий без добавления этилового спирта "Портвин 777", емк. 0,7 л. крепость, 14,5%, дата розлива 09.09.2018, производитель ООО "Марс Алко" (ИНН 0702008480), находящейся на хранении в количестве 11782 бутылок в складском помещении ООО "Компания "Метрополис" по адресу: г. Курган, ул. Тимофея Невежина, д. 3, строение 10, литер Н, задние корпуса N 14, 1 этаж, помещение N 192 (площадью 3255,4 кв. м)) спиртов невиноградного происхождения.
В экспертном заключении от 11.09.2019, с приложенным протоколом испытаний N 1-22/1646 от 05.09.2019, эксперт пришел к следующим выводам (т.3, л.д.24-30), представленный образец "Напиток винный полусладкий без добавления этилового спирта "Портвин 777", шифр образца - 1646:
1. Не соответствует по органолептическим и физико-химическим показателям требованиям ГОСТ 31729-2015 "Напитки винные. Общие технические условия".
2. Соответствует по содержанию токсичных элементов требованиям ГОСТ 31729-2015 "Напитки винные. Общие технические условия", ТР ТС 021/2011, ТР ТС 029/2019.
3. Установленные значения дельта18О, дельтаD %о не характерны для этанола виноградного происхождения.
Экспертным заключением подтверждено несоответствие спорной алкогольной продукции требованиям технических регламентов и ГОСТ, что, по мнению административного органа, свидетельствует об осуществлении обществом оборота (хранения) продукции, противоречащей заявленному на маркировке наименованию, что было обнаружено в результате исследования отобранных проб.
Вместе с тем, данного обстоятельства недостаточно для квалификации действий общества по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Судом первой инстанции установлено и административным органом не отрицается, что выявленные нарушения допущены на стадии производства данной продукции (общество не является изготовителем названной продукции); вопросов к упаковке продукции, товаросопроводительной документации, условиям хранения напитка при проверке к обществу не имелось и нарушений в этой сфере не выявлено.
Лицензия у производителя напитка ООО "Марс Алко" на момент получения продукции ответчиком была действующей, прекращена решением Росалкогольрегулирования только 12.02.2019 N 0059-к, что следует из определения Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 12.03.2019 по делу N А20-465/2019.
В рассматриваемом случае маркировка спорной алкогольной продукции осуществлялась самим производителем - ООО "Марс Алко".
На маркировке продукта отражено, что напиток не содержит этилового спирта. В ходе экспертизы подтверждено несоответствие спорной продукции требованиям ГОСТа и информации на маркировке, поскольку в ней установлено наличие спирта невиноградного (экзогенного) происхождения (синтетического спирта).
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что Управлением не доказан факт наличия признаков несоответствия требованиям государственных стандартов, выраженных в присутствии осадка и посторонних включений в спорной алкогольной продукции, обнаруженных посредством визуального осмотра административным органом.
Соответственно, заявителем не приведены достаточные основания, подтверждающие наличие у общества обязанности проводить лабораторные исследования приобретаемой пищевой продукции, при отсутствии каких либо замечаний к ее внешнему виду при визуальном осмотре.
Суд первой инстанции, указывая на отсутствие в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, обоснованно указал, что факт хранения алкогольной продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов и ГОСТа не образует состава указанного административного правонарушения. Как отмечалось ранее, объективная сторона данного правонарушения заключается в совершении действий (бездействия), нарушающих установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям. Факт нахождения несоответствующей алкогольной продукции на остатках ООО "Компания "Метрополис" не является событием вмененного заинтересованному лицу административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 40 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017, что выявленные административным органом нарушения ТР ТС 022/2011 и ГОСТа 31729-2015 в части компонентов состава алкогольной продукции являются областью ответственности изготовителя продукции, а не лица ее использующего, поскольку несоответствие спорной алкогольной продукции требованиям технических регламентов фактически допущено на стадии технологического процесса при ее изготовлении.
Административным органом в апелляционной жалобе не приведено доводов, позволяющих переоценить вывод суда первой инстанции об отсутствии в действиях ООО "Компания "Метрополис" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Таким образом, суд апелляционной инстанции признает обоснованными выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного органа.
С учетом подтвержденности факта наличия в составе спорной алкогольной продукции спиртов невиноградного (экзогенного) происхождения, а также недопустимости риска жизни и здоровью потребителей, суд первой инстанции пришел к обоснованному и правомерному выводу о необходимости уничтожения изъятой у ООО "Компания "Метрополис" алкогольной продукции.
Таким образом, судом первой инстанции полно и правильно установлены все фактические обстоятельства по делу, исходя из оценки доказательств и доводов, приведенных лицами, участвующими в деле, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268- 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 24.09.2019 по делу N А34-2777/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому федеральному округу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-2777/2019
Истец: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому федеральному округу
Ответчик: ООО "Компания "Метрополис"
Третье лицо: Всероссийскому научно- исследоват. институту пищевой биотехнологии-филиал Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федерального исслед. центра питания, биотехнологии и безопасности пищи, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ПИЩЕВЫХ СИСТЕМ ИМ. В.М. ГОРБАТОВА" РАН, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ФНЦ ПИЩЕВЫХ СИСТЕМ ИМ. В.М. Горбатова" РАН