г. Хабаровск |
|
29 ноября 2019 г. |
А16-1335/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 ноября 2019 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры: Храмцова Е.Б. представитель по удостоверению;
от администрации Ленинского муниципального района Еврейской автономной области: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Ленинского муниципального района Еврейской автономной области
на решение от 26.09.2019
по делу N А16-1335/2019
Арбитражного суда Еврейской автономной области
по заявлению Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры
к администрации Ленинского муниципального района Еврейской автономной области
о признании незаконными бездействий,
УСТАНОВИЛ:
Амурская бассейновая природоохранная прокуратура обратилась в Арбитражный суд Еврейской автономной области о признании незаконными бездействий администрации Ленинского муниципального района Еврейской автономной области (ОГРН 1027900632814, ИНН 7904002332, далее - администрация) выразившихся в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля, предусмотренного Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах).
Решением Арбитражного суда Еврейской автономной области от 26.09.2019 заявленные требования прокуратуры удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 26.09.2019 по делу N А16-1335/2019 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы администрация ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель прокуратуры против доводов апелляционной жалобы возражал Просил решение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 26.09.2019 по делу N А16-1335/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Администрация в судебное заседание апелляционной инстанции явку своего представителя не обеспечила, заявила ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя. Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителя участвующего в деле лица, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.
При проведении мониторинга правоприменительной деятельности в сфере недропользования, а также в ходе проверки соблюдения органами местного самоуправления требований законодательства о недрах, прокуратурой установлено, что администрацией не разработан правовой акт, регламентирующий осуществление муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, предусмотренный Законом о недрах.
По результатам проведенной проверки прокурором в адрес администрации вынесено представление об устранении нарушений законодательства о недрах от 18.01.2019. Поскольку администрацией указанное представление не исполнено, о незаконности бездействия администрации, нарушающего права и законные интересы неопределенного круга субъектов предпринимательской деятельности, прокурор обратился в арбитражный суд, который правомерно удовлетворил заявленное требование.
В соответствии со статьей 1.1 Закона о недрах органы местного самоуправления вправе осуществлять регулирование отношений недропользования в пределах предоставленных им действующим законодательством полномочий.
Специальным законом, устанавливающим общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяющим государственные гарантии его осуществления, является Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ).
В соответствии со статьей 17.1 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Согласно уставу муниципального образования "Ленинский муниципальный район" Еврейской автономной области администрация муниципального района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального района (пункт 1 статьи 26 устава). В соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 27 устава к полномочиям администрации муниципального района относится в том числе организация и осуществление муниципального контроля на территории поселения, разработка и принятие административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, организация и проведение мониторинга эффективности муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, осуществление иных предусмотренных федеральным законом, законами и иными нормативными правовыми актами Еврейской автономной области полномочий при осуществлении муниципального контроля.
На основании пункта 5 статьи 5 Закона о недрах к полномочиям органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования относится контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Отсутствие правового акта о порядке осуществления муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, создает неопределенность в отношении требований к организациям и предпринимателям, возможность нарушения порядка осуществления муниципального контроля, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга субъектов предпринимательской деятельности.
Доводы жалобы администрации об отсутствии у органа местного самоуправления полномочий по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля в данной сфере со ссылкой на перечень полномочий, содержащийся в Федеральном законе от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", отклоняются, поскольку отсутствие в Законе N 131-ФЗ прямого указания на полномочия органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования, не освобождает от исполнения Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".
Доводы жалобы противоречат нормам действующего законодательства, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального права и сводятся к иной оценке установленных по делу обстоятельств и сделанных на их основании выводов. Оснований для переоценки которых у суда апелляционной инстанции не имеется.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 26.09.2019 по делу N А16-1335/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Харьковская |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А16-1335/2019
Истец: Амурская бассейновая природоохранная прокуратура
Ответчик: Администрация Ленинского муниципального района Еврейской автономной области